Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

Часто родители теряются и бывают не готовы к взрослению своего ребёнка. Они не понимают, что происходит, когда их милый, послушный и порой талантливый ребёнок начинает огрызаться, бунтовать, показывать характер. Под перемены его настроения бывает сложно подстроиться.

С детства занимаясь спортом, делая успехи, мечтая о больших победах, вдруг заявляет: “Я ухожу из спорта!” Такие вещи ставят родителей в тупик и от неожиданности мы начинаем совершать ошибки, свои родительские, которые потом бывает сложно исправить вместо того, чтобы спокойно разобраться в ситуации, поискать ответы на незнакомые для себя вопросы.

Первое, что нужно понимать родителям — это, какие перемены происходят с вашим ребёнком на самом непростом этапе его жизни, этапе взросления. И второе-приготовьтесь к тому, что будет не легко.

Истерики, нервные срывы, непонимания, грубость, глупые поступки и другие проявления этого периода постарайтесь воспринимать мудро, а значит спокойно.

Помните о том, что подросток в это время не всегда способен справляться с собой и нахлынувшими эмоциями.

Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

Осознание того, что детство закончилось, а наступающая взрослость пугает своей неизвестностью и вызывает этот водоворот чувств, смену настроений и другие проявления.

Это очень важное время для родителей, особенно для тех, кто считает, что решить проблемы поможет их авторитет и стараются его усилить. Это самая большая ошибка, которую не всегда получается исправить в будущем.

Перед авторитарными родителями стоит непростая задача-стать для своего ребёнка понимающим другом, тем который умеет выслушать, а не наброситься со своими нравоучениями, уметь подсказать ответ на мучающий ребёнка вопрос, при этом так, чтобы он не заметил, а даже подумал, что сам пришёл к правильному выводу. Ведь в это время с ребёнком происходят разительные перемены, многие вещи происходят впервые: первая любовь, первое страдание, первое настоящее разочарование.

Вспомните себя, к кому вы шли со своими проблемами и вопросами? Конечно, к подруге или другу, а все почему, потому что хорошо понимали друг друга. Жаль только, что отсутствие опыта, часто приводит к принятию ошибочных решений или совершению поступков, о которых приходится пожалеть.

Поэтому очень важно, если рядом, в роли такого друга окажется взрослый человек. Хорошо, если это мама или папа, но иногда таким другом становится тренер или старший товарищ по команде.

Вот почему так важно в этом возрасте иметь любимое занятие, коллектив единомышленников, быть членом спортивной команды.

Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

Почему у подростка возникает желание бросить спорт?

Потому что, взрослея, у него появляются новые интересы и когда приходится делать выбор между очередной тренировкой или первым свиданием, выбор будет очевиден.

В подростковом возрасте немало находится поводов пропустить тренировку, на которую раньше бежал с удовольствием. И понятны переживания родителей по этому поводу.

Столько сил и надежд вложено, уже есть хорошие результаты и вдруг… “Больше не хочу!”

Первый порыв родителей: “Как удержать? Что делать?” В ход идёт все: нравоучения, запугивания, манипуляции, просьбы, мольбы, короче, все непедагогичные и ошибочные методы.

Что в этом случае советуют специалисты-успокоиться и принять, то, что, если до сего момента вы не успели стать другом, то все ваши действия не дадут нужного результата.

Ваш взрослеющий ребёнок делает первые шаги в принятии своих решений и отступиться от них мешает ещё и подростковый максимализм, а где-то и обычное упрямство.

Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

И тем не менее есть то, что сможет удержать ребёнка в спорте. Сплочённый коллектив друзей, с которыми вместе тренируешься, дружишь, развлекаешься-главный стимул для посещения тренировок.

Если спортивной секции вашего ребёнка именно такая атмосфера, то можете не переживать, вряд ли друзья по команде позволят ему бросить спорт.

Командная ответственность, воспитанная с детства опытным тренером — это очень сильный фактор, который не позволяет подростку подвести свою команду, несмотря на новые интересы или появившиеся желания.

Поэтому так важно родителям сделать правильный выбор спортивной секции и тренера, который умеет сплотить детский коллектив, ответственно относится к своей работе. К подростковому этапу нужно готовиться с детства.

Ваш ребёнок вряд ли захочет бросить спорт, если он изначально попал в дружный коллектив, к любимому тренеру, который всегда даст нужный совет и поможет достичь первых побед. Ведь так важно, чтобы спорт приносил не только пользу, но и имел материальный смысл-награды, медали, кубки.

А вот если, отдав ребёнка в спортивную секцию, вы абсолютно не представляете, что там с коллективом, тренером и почему нет ни одной награды — увы. Скорее всего, войдя в подростковый возраст, ваш ребёнок сделает выбор не в пользу спортивных занятий.

И главное правило для родителей. Не старайтесь “удержать”, уважайте в ребёнке личность, способную принимать собственные решения, самостоятельные поступки, совершать свои ошибки. Подросток — это уже не ребёнок и, если он считает, что устал, не видит смысла, не хочет заниматься спортом — он не будет им заниматься. Несмотря ни на какие причины и доводы.

Задача родителей быть мудрыми в этот непростой для всех период, а чтобы он прошёл более гладко, готовиться нужно с детских лет. Вот несколько советов родителям будущих подростков.

  • С детства выстраивайте с ребёнком доверительные отношения
  • Будьте гибкими, учитесь меняться вместе с ребёнком, учитесь видеть мир его глазами
  • Примите неизбежность взросления ребёнка
  • Умейте разрешить любой конфликт и решить любой вопрос спокойно и уверенно
  • Не допускайте конфликтов между собой в присутствии ребёнка

Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

Не допускайте:

  • Чрезмерный контроль
  • Физические наказания
  • Противоречия в воспитании (сегодня разрешают, завтра запрещают, или один родитель разрешает, другой запрещает)
  • Не поощряйте несамостоятельность подростка
  • Избегайте ситуаций, травмирующих психику ребёнка

Специалисты считают, что юные спортсмены легче проходят, через перипетии подросткового возраста. Занимаясь с самого детства каким-либо видом спорта, ребёнок рано становится самостоятельным и ответственным. Он учится управлять своей волей, контролировать свои поступки, а все это помогает ему справиться и с проблемами взросления.

Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

Фитнес для подростков: 7 видов спорта для разного возраста

Ребенок уже подрос, но до сих пор не нашел себе спортивное занятие по душе? Эту проблему можно решить, у нас есть несколько подсказок как подобрать фитнес для подростков.

фитнес для подростков: пути мотивации

Личный пример и совместные занятия

Первый совет, наверное, самый сложный, если вы сами не ведете активный (спортивный) образ жизни. Никакие призывы и увещевания о пользе и необходимости физических нагрузок не помогут. Личный пример родителей — вот, что работает на все 100%. Начните с малого.

Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

Делайте утреннюю зарядку вместе:

  1. Начните с 10-минутного комплекса несложных гимнастических упражнений. Работайте под музыку, которая нравится вашему ребенку, а не вам.
  2. Через месяц-полтора выходите на улицу. Музыкальное сопровождение берите с собой. Сейчас это несложно сделать. Теперь ваша зарядка — это: разминка ног, лёгкая (постепенно увеличивающаяся) 3-10 минутная пробежка, пару минут отдыха, ходьба выпадами, отжимания (подтягивания), приседания.
  3. Спустя 1-2 месяца, пора делать зарядку врозь. Будите подростка, уже придя с неё. Что он делает на улице явно не контролируйте. Для этого достаточно невзначай проверить влажность футболки. В случае если ребёнок явно «филонит» или же впрямую отказывается от утренних занятий на улице, предложите вернуться к первоначальному «домашнему» варианту. 

Еще один немаловажный прием, который поможет вызвать у подростка интерес к спортивным занятиям, заодно укрепит семейные взаимоотношения, улучшит взаимопонимание, а также станет причиной возникновения «белой зависти» у его друзей, — совместное проведение досуга по выходным.

Это может быть посещение боулинга или бильярдного зала, игра в бадминтон, настольный теннис или, например, знакомство с новомодной фрисби. Вариантов достаточно! Есть и довольно необычные.

Отличной физической нагрузкой будет прохождение заранее составленных спортивно-интеллектуальных квестов по городу (на время).

Побуждение и поддержка

Но как быть, если такие мотивационные мероприятия по каким-либо причинам невозможны? Не рекомендуем обосновывать важность физических нагрузок, объясняя их пользу для нормального развития и здоровья. В подростковом возрасте такие беседы могут привести к обратному эффекту. 

Предлагаем несколько советов, которые помогут исподволь приобщить подростка к спортивным занятиям, а затем не отобьют желание тренироваться:

  • смотрите вместе телевизионные трансляции состязаний, бурно комментируйте и обговаривайте увиденное, анонсируйте просмотр следующего спортивного события;
  • организуйте посещение реальных соревнований, на которые приглашайте и друзей ребёнка;
  • предложение начать заниматься в спортивной группе делайте не самому подростку, а и близкому кругу его друзей, при этом прежде чем это сделать, обязательно договоритесь с тренером;
  • всегда и без сомнений отвечайте «Да» на любое высказываемое желание отпрыска, касающееся занятий спортом или фитнесом;
  • не корите его за быстрый отказ от самостоятельно выбранного или предложенного вами вида спорта, и постарайтесь не менее быстро найти другой;
  • никогда не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы финансирования — абонентскую плату, проезд к месту занятий, расходы на приобретение спортивной формы и инвентаря, возможные затраты на поездки на соревнования в другой город;
  • периодически, но не слишком часто, «отмечайте вслух» произошедшие положительные изменения в фигуре, поведении или состоянии здоровья;
  • не игнорируйте детское приглашение посетить соревнование, в котором он принимает участие, отложите все и обязательно идите болеть(!);
Читайте также:  Тренировка джиллиан майклс пресс за 6 недель

Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

  • после получения подростком спортивной травмы, не паникуйте, не устраивайте «домашних сцен» и публичных скандалов тренеру, а после реабилитации не запрещайте, а всячески способствуйте продолжению тренировок;
  • не настаивайте в осуществлении, но и не отрицайте потенциал профессиональной спортивной карьеры, в том числе подскажите возможность получения образования и дальнейшей работы: учителем физкультуры, тренером, спортивным агентом, функционером, журналистом, комментатором, массажистом, врачом.

Виды спорта, подходящие для подростка

Начинать заниматься такими сложно-координационными видами спорта, как спортивная гимнастика и акробатика, художественная гимнастика и фигурное катание, безусловно уже поздно. Тренировки в них направлены исключительно на олимпийский результат, начинаются с 3-5 лет, а к подростковому возрасту не получившие разряд Мастер спорта уже отсеиваются.

Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

Детям 10-12 лет еще можно успеть попасть в престижные секции горнолыжного спорта или большого тенниса. Однако тут важно рассчитать финансовые силы семьи на будущее. Горные лыжи потребуют больших вложений в экипировку и выезды на учебно-тренировочные сборы. Затраты на теннисные мячики и постоянную перетяжку ракетки тоже предстоят немаленькие.

Остается открытым вопрос с мужским футболом. Тут возможность попадания в спортивную секцию зависит от города, в котором вы проживаете. Но если речь идет о женском футболе, если есть секции, то проблем не будет.

Для начала же занятий всеми остальными видами спорта, подростковый возраст идеален. Правда есть небольшая оговорка. Пробовать тягать гири, поднимать штангу или заниматься легкоатлетическими метаниями «по-взрослому» начинают позже — после 16 лет.

Если вы преследуете цель дать ребёнку универсальную физическую подготовку, рекомендуем в период с 10 до 17 лет, позаниматься разными видами спорта. Вот их виды и оптимальная последовательность:

  • 10 — плавание;
  • 11 — конькобежный спорт, велоспорт;
  • 12 — легкая атлетика, лыжные гонки;
  • 13 — фехтование, борьба, бокс или восточное спортивное единоборство;
  • 14 — командный игровой вид спорта;
  • 15 — пулевая стрельба;
  • 16 — конный спорт.

Фитнес для подростков – желание вполне осуществимо. Помогите найти клуб, в котором есть подростковое оборудование и дипломированный специалист, владеющий методиками занятий, адаптированными для этой возрастной категории.

Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

И в заключение дадим совет родителям тучных детей, стесняющихся заниматься «на людях». Помогите ребёнку постепенно избавиться от лишних килограммов. Получите консультации у детского диетолога и методиста ЛФК.

Купите домашний велотренажер, беговую дорожку или степпер. Результат не заставит себя долго ждать.

При соблюдении рекомендаций, уже через полгода, ваш ребенок будет чувствовать себя уверенно, и сможет посещать спортивную секцию.

Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

Нельзя называть родителя жестоким, если он требует от ребенка выполнения своих обязанностей. Дети по своей сути ленивые, неприспособленные к жизни. До 7 лет они привыкли получать внимания и заботу. Потом рубеж детства заканчивается, и ребенку придется самостоятельно учиться уживаться с другими детьми, читать книги, писать диктанты. Если мама-тиран будет поднимать руку за плохое поведение на учебе, нужно еще доказать, что ребенок всегда послушный, а именно у того или иного учителя ведет себя так. «Плохая» мать будет колотить сына или дочь всегда, без повода.

Жесткое воспитание – это ограничение свободы действия, когда ребенку на выбор предлагают записаться в кружки, пойти на спорт и не только. Такое семейное право есть у каждой матери, и она решает, в строгости ли воспитывать свое чадо.

Комментарий эксперта

На вопрос о том, почему родители лишают ребенка тренировок, и как этого избежать, отвечает спортивный психолог, доктор медицинских наук, профессор, врач высшей квалификационной категории — Левина Ирина Леонидовна:

«Воспитание детей вообще — большой труд, а воспитание современных детей — это архитрудная и очень сложная задача. Учебники и монографии, посвященные детской и подростковой психологии, были написаны в середине-конце прошлого века, а современные дети очень сильно отличаются от детей, родившихся 20-30, тем более 40-45 лет назад.

Парадоксально, но мы, взрослые люди, почти не знаем поколение современных детей. Они, воспитанные в значительной степени виртуальной реальностью и гаджетами, почти не поддаются традиционным педагогическим воздействиям — беседам, убеждению и уговорам.

И родители прибегают к наказаниям, надеясь с его помощью добиться послушания. Вот и запрет тренировок, а даже иногда и соревнований, из-за плохих оценок или других «косяков» детей — из этой серии.

Эффективность этой меры весьма низкая, а ее последствия вообще могут быть непредсказуемы. Почему? Попробую объяснить.

Итак, что такое для ребенка учеба?

Для него это — обязанность. Не право, не возможность, не «вертикальный лифт». Это тяжелая, многолетняя обязанность, избежать выполнения которой почти невозможно. Ее надо терпеть, как-то выполнять, стараться чем-то «разбавить».

А если есть проблемы с концентрацией внимания, усидчивостью, памятью или мышлением, эта обязанность становится весьма тягостной. А указанных проблем у детей становится все больше, больше и больше, что связано с огромных количеством факторов, неблагоприятно воздействующих на развивающийся мозг.

Поэтому плохие оценки, увы, весьма распространенная беда. Я подчеркиваю, беда, а не вина многих детей!

А что такое детский спорт?

Это возможность проявить себя, доказать себе и другим свою «хорошесть». Это досуг, это общение, это движение вперед! Это «мышечная радость» и удовольствие преодоления — преодоления себя, своей боли, своей неумелости и т.д.

И здесь нет всего того «ненужного» (с точки зрения ребенка), что есть в школе.

Поэтому большинство юных спортсменов с огромным удовольствием идут на тренировку, особенно, если повезло с тренером, если еще нет разочарования от неуспешных стартов и несбывшихся надежд.

И, вдруг, такая засада — родители не пускают на тренировку, потому что «опять двойка!». Какие чувства вызывает такой запрет? Только негативные! Обиду, гнев, даже ненависть! На родителей, на учителей, на всех взрослых! Появится ли желание немедленно исправить оценки? Навряд ли. А если юный спортсмен трудного подросткового возраста, то точно — нет!

Когда этот запрет может быть полезен?

Думаю, только в двух случаях — во-первых, если его накладывает тренер, но при условии предварительного озвучивания такой меры в самом начале тренировочного процесса.

Во-вторых, если родители с ребенком об этом договорились заранее и запрет на посещение тренировки является одной из воспитательных санкций, которая применяется только в строго определенных, заранее оговоренных, ситуациях.

Во всех остальных случаях такой запрет ухудшит взаимопонимание в семье, снизит уровень доверия родителей и ребенка друг к другу и вызовет активное или пассивное сопротивление ребенка. Поэтому необходимо избегать использование данного вида родительского воздействия на чадо».

Секреты спортивной психологии

Подростковые годы

Подростковый возраст — один из сложнейших этапов в жизни человека. Во-первых, сладить с подростком бывает очень тяжело.

И родители сталкиваются с непониманием, истериками, нервными срывами, глупыми поступками, необдуманным поведением и с огромным количеством других категорий, присущих молодым людям. Во-вторых, в 14-16-летнем возрасте сложно совладать и с самим собой. Это тот период, когда детство исчезло навсегда.

С каждым днем все больше наступает взрослость. А мир вокруг относится к тебе как к ребенку, вместе с этим часто предъявляя взрослые требования. Это настоящий водоворот чувств и эмоций.

Подростковые годы можно назвать «мимолетными». Действительно, это очень короткий период в жизни человека. Всего 4-5 лет (примерно с 12 до 17), за который человек претерпевает колоссальные изменения в самом себе, в отношении к окружающему миру, в своем опыте. Если 12-летний ребенок еще играет в Лего и смотрит мультики в Ютубе.

То 15-летний ребенок уже занимается сексом (и это еще поздно по нынешним меркам!), пишет первые стихи, пробует алкоголь, гуляет ночами с друзьями. Разительные перемены происходят в кратчайшие сроки.

В голову к ребенку лезут самые разные мысли, с ним происходит множество вещей, причем впервые: первая любовь, первое страдание, первое настоящее разочарование…

Именно поэтому в подростковом возрасте так сложно не натворить дел и не наделать ошибок, не напринимать ошибочных решений. Особенно когда родители (ух, как же они достали!) ежедневно твердят, что и как тебе нужно делать.

Родители, повлиявшие на судьбу спортсменов

Родители спортсменов вызывают такое же уважение и почет, как и сами спортсмены, ведь все мы понимаем, что они многим пожертвовали ради победы ребенка.

Юрий Шарапов, будучи теннисистом-любителем начал играть со своей дочерью Марией. Он учил ее простым техникам, а также брал на корт, где ее и заметили специалисты. Юрий понимал, что для развития тенниса в стране наступили не лучшие времена.

И тогда он пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего ребенка и переехал в США. Шарапов шел вместе с Марией долгое время, будучи и менеджером, и психологом, и отцом. Сейчас у Марии профессиональный штат.

А Юрий наблюдает за дочерью как зритель.

Отец легендарного спортсмена Валерия Харламова Борис выступал за сборную завода, после работы проводил много времени на льду и тренировках, куда брал своего болезненного сына.

Когда после очередной тяжелой болезни Валерию запретили заниматься спортом, он тайно вернулся в хоккей. Узнав об этом, отец не сердился, а стал ему помогать, и проблемы со здоровьем ушли.

Кроме того, Борис Харламов был заметной и уважаемой фигурой в хоккейном мире даже после смерти своего сына.

Наталья Васильевна Тотьмянина восхищалась фигурным катанием. Поэтому она привела в этот красивый спорт свою дочь Татьяну. После первых результатов, нужно было принять решение о переезде в Петербург. И Наталья Васильевна ни минуты не раздумывала.

Резюме

Если вы задумываетесь, как вырастить спортсмена из ребёнка, соблюдайте определённые правила. Разрешите ребёнку самостоятельно выбирать, переходить ли на профессиональный уровень или нет.

Читайте также:  Опора для тренировки пресса

Соблюдайте здоровый образ жизни всей семьёй и всегда поддерживайте юного чемпиона. Тьюторская программа онлайн-школы «Фоксфорда» поможет найти свой путь и не сходить с дистанции.

Смените форму обучения, чтобы без проблем вписывать получение основного общего образования в график ребёнка. Не предъявляйте будущему чемпиону заоблачных требований. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» дистанционно учится немало спортсменов. Они легко совмещают плотный график тренировок с учёбой онлайн. Занятия проходят дистанционно, ведут педагоги из лучших вузов России, домашние задания полностью интерактивные. Присоединяйтесь и вы!

Профессиональный спорт и учеба

Профессиональный спорт, спорт больших достижений коренным образом отличается от любительского спорта. Нагрузки у профессионалов, будь им хоть 4 года, хоть 15 лет, несравненно выше, чем у любителей. Тренировки строятся по жесткому графику, порою они проходят ежедневно по 1-2 раза в день, без праздников и выходных. Особенно это касается периодов перед важными соревнованиями.

Постоянные разъезды, сборы, спортивные лагеря вынуждают родителей юных спортсменов делать нелегкий выбор между учебой и тренировочным процессом. Запыхавшиеся мамы и папы, уставшие метаться и возить ребенка из школы на тренировку и обратно, обычно в один момент говорят: «Все, хватит!» И тут выбор таков: либо в сторону спорта, либо в сторону школы и образования.

Смещение ценностей

Однако лишая ребенка любимого занятия — тренировок, — мы лишь усугубляем ситуацию, превращая действительно важное и нужное дело — учебу — в скучное действие, позволяющее, однако, заниматься спортом.

Английский язык, математика, литература, история, физика — ребенок очень быстро смешает все предметы в одну кучу, и из всей этой кучи ему нужно будет только одно: «4», «5» или в крайнем случае «3», чтобы пойти на тренировку

Цель посещения школы будет одна — не получить «двойку».

Литература и история превратятся в поток букв, который необходимо просто запомнить и наизусть рассказать, когда это требуется, чтобы получить необходимый балл.

Математика и геометрия превратятся в тупое запоминание правил и применение их на контрольных и проверочных работах. Учеба из творческого, интересного, развивающего процесса станет монотонным испытанием.

Подростковый возраст: как удержать ребенка в спорте

Подростковые годы

Подростковый возраст — один из сложнейших этапов в жизни человека. Во-первых, сладить с подростком бывает очень тяжело.

И родители сталкиваются с непониманием, истериками, нервными срывами, глупыми поступками, необдуманным поведением и с огромным количеством других категорий, присущих молодым людям. Во-вторых, в 14-16-летнем возрасте сложно совладать и с самим собой. Это тот период, когда детство исчезло навсегда.

С каждым днем все больше наступает взрослость. А мир вокруг относится к тебе как к ребенку, вместе с этим часто предъявляя взрослые требования. Это настоящий водоворот чувств и эмоций.

Подростковые годы можно назвать «мимолетными». Действительно, это очень короткий период в жизни человека. Всего 4-5 лет (примерно с 12 до 17), за который человек претерпевает колоссальные изменения в самом себе, в отношении к окружающему миру, в своем опыте. Если 12-летний ребенок еще играет в Лего и смотрит мультики в Ютубе.

То 15-летний ребенок уже занимается сексом (и это еще поздно по нынешним меркам!), пишет первые стихи, пробует алкоголь, гуляет ночами с друзьями. Разительные перемены происходят в кратчайшие сроки.

В голову к ребенку лезут самые разные мысли, с ним происходит множество вещей, причем впервые: первая любовь, первое страдание, первое настоящее разочарование…

Именно поэтому в подростковом возрасте так сложно не натворить дел и не наделать ошибок, не напринимать ошибочных решений. Особенно когда родители (ух, как же они достали!) ежедневно твердят, что и как тебе нужно делать. {banner_st-d-1}

Спорт скучен и неинтересен

Когда у 15-летнего подростка появляется выбор: пойти на очередную тренировку или пойти в гости к своей первой любви, у которой на выходные осталась пустая квартира, выбор очевиден. Ясен выбор и в том случае, когда созревающий мужчина выбирает между тренировкой и дико веселой гулянкой с друзьями. Выбор понятен во многих случаях.

Что может помочь удержать подростка в спорте в этот период? К сожалению, уж точно не родители. Родители для подростка представляют крайне слабый авторитет. Их мнение — старо, их желания — ошибочны, их нравоучения — надоедливы. Многие родители прибегают на этом этапе к самым изощренным и неправильным методам.

«Если ты бросишь спорт, ты разобьешь мне сердце, я умру» — удивительно, но таким приемом пользуются многие матери.

«Если не будешь ходить на тренировки, не дам ни копейки, ходи в рванье, ты меня понял?» — а вот этим приемом пользуются отцы. Конечно, это непедагогично, неправильно и нечестно по отношению к своему ребенку. Но многие родители находят только такой выход из ситуации.

Другого пути они не видят. И их вины в этом нет. Действительно, никакие нравоучения и наставления, просьбы и мольбы не смогут отправить подростка на тренировку играть с мячом, если можно пойти к своей девушке и поиграть кое во что поинтереснее.

Но есть то, что сможет удержать ребенка в спорте. Это «неродители».

«Неродители» — это все, что никоим образом не касается родителей.

Например, стимулом для посещения тренировок может стать сплоченный коллектив друзей, с которыми подросток не только тренируется бок о бок, но и дружит, общается, гуляет, развлекается.

Если в спортивной секции, куда ходит ваш ребенок, дела обстоят именно так, то вам нечего бояться — вряд ли прогулы тренировок, даже если они и будут, станут регулярными. Друзья не позволят. {banner_st-d-2}

Когда все надоело

Родители должны запомнить одну истину. «Удержать» подростка в спорте, соблюдая при этом все так называемые «правила приличия» — не получится. Либо вы позволяете своему ребенку быть личностью и самому набивать все шишки. Либо скандалы, угрозы, лишения… К сожалению, в большинстве случаев выбор именно таков.

Подросток — это уже не ребенок. Это человек, самостоятельная личность, которая обязательно совершит столько ошибок, сколько сможет. И никакие нравоучения и предупреждения помочь не смогут. Если подросток считает, что он устал, задолбался, не видит смысла, не хочет заниматься спортом — он не будет им заниматься. Несмотря ни на какие причины и доводы.

Вся воспитательная работа, как и вся жизнь, должна вестись с прицелом в завтрашний день. Нельзя думать сегодняшним днем. К подростковому этапу нужно готовиться с детства.

Так, важно, чтобы ребенок занимался спортом в дружном коллективе, у любимого тренера, чтобы спорт приносил не только пользу, но и имел материальный смысл (награды, медали, кубки).

Все это намного увеличит шансы на то, что ребенок, став подростком, не решит бросить «задолбавший спорт».

А вот если ваш ребенок все детство проходил на спорт «лишь бы ходил». И вы абсолютно не представляете, что там с коллективом, тренером и почему нет ни одной награды — увы. Скорее всего, войдя в подростковый возраст (его еще можно назвать «наконец-то я тоже могу принимать решения»), решение будет принято. И не в вашу пользу.

Заключение

Удержать подростка в спорте «по-хорошему» невозможно. Подросток — самостоятельная, почти взрослая личность, которая имеет право принимать решения самостоятельно.

Если подросток примет решение покончить со спортом, родители смогут противостоять этому решению только экстремальными методами: шантажом, скандалами, угрозами.

Чтобы этого не происходило, работа по воспитанию подростка должна вестись с раннего детства.

Спорт для трудных подростков

Всем известно, что ребенок не появляется на свет «трудным», он может стать таким в процессе воздействия на него различных аспектов. Если ребенок родился физически и умственно здоровым, стоит приложить немало труда, чтобы не допустить формирования «трудных» черт у ребенка. Большая роль в этом принадлежит его родителям.

Но одного родительского воспитания для ребенка недостаточно. Важное значение имеет педагогическое воспитание, в котором основная роль отводится школе и дополнительному образованию. Именно в наших силах не допустить того, чтобы ребенок стал трудным. Большое значение в воспитании детей и подростков играет процесс социализации.

Наиболее сложно он протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании, появляется большое разнообразие отношений. В настоящее время усиливается тенденция самоустранения родителей от воспитания и личностного развития ребенка.

Подросток попадает под отрицательное воздействие социальной среды; сталкивается со сложностями в отношениях со сверстниками и взрослыми; трудностями в проявлении собственного «Я» в коллективе и самоутверждения в нем.

В данной ситуации система дополнительного образования играет особую роль, решая не только задачи обеспечения качественного образования, но, в первую очередь, проблемы воспитания, социализации, оздоровления и стабильности российского общества в целом. Спорт обладает большим потенциалом социального развития.

В процессе занятий физической культурой и спортом вырабатывается способность усваивать существующие правила и нормы общественного поведения и твёрдо следовать им.

Занятия спортом всегда привлекали мальчишек как возможность приобрести красивую мускулистую фигуру, почувствовать себя сильным и ловким.

Занятия спортом преображают любого человека, помогают преодолеть себя, свою собственную слабость, физическую неразвитость, выработать в себе не только силовые, но и волевые качества. В XXI веке физическая культура – это не только интересное увлечение, источник здоровья и хорошего настроения, но и неотъемлемая часть жизни, оказывающая влияние на создание имиджа человека; это один из факторов, определяющий успешность, благополучие и качество жизни.

Читайте также:  Можно ли при ранней стадии беременности качать пресс

                                Спорт для трудных подростков

Часто именно спорт — очень хороший, а порой и единственно возможный способ педагогической работы с трудными подростками. Ведь спорт требует от человека отдачи всех сил.

Это превосходный способ снижения уровня агрессивности трудных подростков: в ходе тренировок, соревнований скрытая агрессивность проявляется, и выходит наружу.

Подросток (если он желает побеждать) должен контролировать собственную агрессию, развивая волю и обращая внимание на моральную сторону спортивных занятий. Очень высок в этом случае уровень ответственности тренера.

 Наиболее опасными  представляются риски двух типов:

1. Переоценка подростком собственных физических возможностей, нежелание и неумение снизить нагрузку. Результат — перегрузки организма (в том числе, систематические), крайне негативно влияющие на физическое развитие растущего организма. Тренер должен строго контролировать уровень нагрузок на индивидуальном уровне, рассказать об опасности самостоятельных тренировок с большими нагрузками.

2. Морально-этические риски. Трудные подростки в командных видах спорта часто становятся лидерами в команде.

Однако при наличии другого лидера «трудный подросток» будет «биться за лидерство» силовыми методами, что негативно повлияет как на климат в команде, так и на здоровье обоих подростков.

В индивидуальных видах спорта трудный подросток, добившись определенных успехов, часто начинает чувствовать себя «всесильным» и принижать других подростков, не занимающихся спортом либо имеющих более скромные результаты.

Стоит заметить, что силовое воздействие на более слабых спортсменов оказывают не только юноши, но и девушки-подростки. Тренер в этом случае должен своевременно заметить подобные явления, и пояснить юному спортсмену, что наличие физической силы в современном мире — далеко не определяющий фактор; следует рассказать о силе воли как более значимом моменте.

Трудные подростки часто становятся, как отмечалось выше, лидерами в командах, демонстрируют высокие показатели в индивидуальных видах спорта. Спорт для них — это важный, а часто — и единственный способ самореализации. Потому особенно значимыми для них являются похвала тренера, грамоты и медали, полученные по результатам соревнований.

Основной задачей привлечения  трудновоспитуемых подростков является вовлечение их в занятия интересным делом, а именно: спортивные игры, единоборства. Учитывая определенный интерес данного контингента к физической культуре и спорту, содержание данной работы необходимо рассматривать как единство трех взаимосвязанных компонентов.

 Первый — подбор средств и методов, способствующих вовлечению трудных подростков в спортивные секции с последующим формированием интереса к систематическим тренировкам;

 второй — коррекция нравственного, психического и физического здоровья; третий — освоение подростками способов, методов физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в избранных видах спорта. Учитывая, что воспитание и перевоспитание трудновоспитуемых подростков — длительный процесс, планирование учебно-воспитательной работы осуществляется по этапам.

 На первом этапе основное внимание обращается на исправление отрицательных качеств личности с последующим воспитанием трудолюбия, честности, настойчивости, инициативности, формирования интереса к избранному виду спортивной деятельности, повышение общей физической подготовленности.

На втором этапе, когда преобладающим стимулом к занятиям становится увлеченность, большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым подростком.

Учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание таких качеств, как самообладание, выдержка, смелость, смекалка, умение контролировать свои поступки.

Средства физического воспитания направлены на совершенствование общей и специальной физической подготовленности в избранном виде спорта.

На третьем этапе предусматриваются развитие и совершенствование у занимающихся навыков самовоспитания и контроля в основных видах деятельности (учебной, спортивной, общественно значимой).

Важное место в процессе привлечения подростков к спортивной  деятельности отводится теоретической подготовке. Она проводится в форме бесед, лекций, круглых столов, встреч с спортсменами. 

Беседы, упражнения, разъяснения проводятся в ходе учебно-тренировочных занятий и носят краткий, ясный характер, подкрепляются примерами.

Главным условием для проведения бесед, убеждений является готовность подростков к восприятию: в начале занятий (хорошее настроение группы), в середине (сложившаяся или специально созданная ситуация), в конце (удовлетворенность проведением занятий).

Лекции, круглые столы, встречи с интересными людьми проводятся в свободное от тренировок  время по плану.

Примерная тематика лекционного материала:

1. Занятия спортом и всестороннее развитие личности.

2. О культуре поведения подростка в общественных местах.

3. О честности и справедливости.

 4. Строение и функции организма. Влияние занятий физическими упражнениями на организм человека.

5. Гигиена, закаливание организма.

6. Врачебный контроль и самоконтроль.

7. Правила соревнований по выбранному виду спорта. Характеристика видов спорта.

8. Об уголовной ответственности несовершеннолетних по материалам Уголовного кодекса РФ.

9. Проблемы борьбы с безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних.

10. Неформальные молодежные организации, их роль в воспитании подрастающего поколения.

11. Роль физической культуры и спорта в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

  • Средства и методы привлечения трудных подростков в ДЮСШ
  • При разработке средств, методов и педагогических приемов по привлечению к занятиям спортом и воспитанию трудных подростков в условиях деятельности спортивных школ используются материалы программ для ДЮСШ, методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий, переработанные в соответствии с рекомендациями, касающимися коррекции нравственного и психического состояния занимающихся.
  • Разработка программы предусматривает:
  • — теоретическую подготовку;
  • — нравственное воспитание;
  • — коррекцию физического и психического здоровья подростков;
  • — общую физическую подготовку;
  • — совершенствование в избранных видах спорта.
  • Процесс работы с  трудными подростками в условиях деятельности ДЮСШ дает положительный эффект только в том случае, если тренер в работе будет использовать разнообразные средства педагогического воздействия, влияющие на их нравственную сферу.
  • Средства нравственного воздействия условно разделены на четыре группы: побуждающие, подготовительные, организующие, контролирующие и оценивающие.
  • Побуждающие средства: 
  • *беседы, убеждения с целью вовлечения подростков в систематические занятия;
  • *формирование интереса к спортивной деятельности;
  • *постановка перспективы;
  • *выполнение поручений тренера;
  • *оказание доверия подростку со стороны тренера;
  •  *благодарность, награждение;

*соблюдение дисциплины в процессе учебной и спортивной деятельности и т. п.

  1. Подготовительные средства:
  2. *беседы, убеждения, имеющие цель подготовить подростков к активной деятельности (трудовой, учебной, спортивной);
  3. *приучение к дисциплинированности, соблюдению общественного порядка, умению контролировать свое поведение и поведение товарищей;
  4. *воспитание положительного отношения к труду;

*уважение педагогов, родителей, старших, своих сверстников и младших по возрасту и т. п.

  • Организующие средства:
  • *выполнение поручений тренера;
  • *физические упражнения;
  • * тренировки;
  • *участие в соревнованиях;
  • * участие в работе ДЮСШ;
  • *самостоятельное преодоление трудностей в процессе тренировок;

*соблюдение рационального двигательного режима, а также режима дня, недели и т. п.

  1. Контролирующие и оценивающие средства:
  2. *контроль со стороны тренера за деятельностью подростка;
  3. *вынесение благодарности, награждения;
  4. * ходатайство коллектива о снятии подростка с учета в органах милиции; *контроль за успеваемостью;
  5. *самоконтроль занимающихся за соблюдением режима дня;
  6. * ведение дневника тренировок;
  7. *оказание помощи товарищам по ДЮСШ;
  8. * работа в активе отделения и ДЮСШ;

*физические упражнения и т. п.

Воспитание нравственности проходит параллельно с формированием интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом. На начальных этапах экспериментальных занятий необходимо вызвать у занимающихся положительные эмоциональные переживания и удовлетворение от спортивной деятельности.

Это достигается путем подбора таких средств и методов, которые бы соответствовали их интересам, были доступны и понятны подросткам, а сам процесс обучения опирался на сознательность и активность обучаемых.

При этом усваивать предлагаемый материал они должны не легко, а с определенным напряжением, в противном случае процесс обучения перестает их увлекать. Начиная с первой тренировки требования для всех занимающихся одинаковые; своевременно и правильно применяются методы принуждения, наказания и поощрения.

Занятия проводятся эмоционально, с введением в каждую тренировку элементов нового, ставятся задачи для каждого подростка.

На последующих этапах проведения тренировок (по мере формирования интереса к избранному виду спорта) осуществляется постоянное, но постепенное увеличение нагрузки. ЧСС при выполнении физических упражнений достигает 140-160 уд/мин. Основные методы проведения занятий: круговой, повторный, повторно-серийный, до «отказа», соревновательный как внутри группы, так и вне ее.

В процессе упражнений создаются ситуации, в которых подростки действовали бы уверенно; широко используется метод поощрения, даже за неудачно выполненное задание; поощряется самостоятельность, оказание помощи товарищам по группе, ведение дневника тренировочных занятий.

Включение подростков в любимую и нелюбимую работу, опора на положительные качества подростков, использование соревнований внутри группы, групповой анализ успехов и недостатков в учебно-тренировочной работе способствуют развитию воли, решимости, самолюбия, уверенности в своих силах.

Необходимо постоянно проводить контроль успеваемости, дисциплины, внешнего вида, посещаемости тренировок в ДЮСШ.

Решающая роль в выполнении всех вышеперечисленных мероприятий принадлежит тренеру. Побуждая своих воспитанников к систематическим тренировкам, тренер должен иметь не только глубокие знания в своей области, но и быть чутким, внимательным воспитателем, знать возрастные и индивидуальные особенности занимающихся, состояние их физического и психического здоровья.

                                                Вывод

Таким образом  спорт — это средство для самореализации трудных подростков.

Очень велика при работе с такими подростками ответственность тренера: он должен формировать физические нагрузки с учётом индивидуальной специфики, блокировать негативные моменты в отношениях, приучать подростка к контролю за собственным состоянием (как физическим, так и психическим).

Для трудных подростков физкультура становится способом организации досуга, а спорт — значимым средством самореализации. Поэтому привлечение их к занятиям физической культурой — это путь к гармонизации российского общества в целом.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *