Ребенок боится тренера: каковы причины и что делать

Ребенок боится тренера: каковы причины и что делать

Что делать, если ребенок больше не хочет ходить на тренировки и говорит, что боится тренера? Как узнать истинную причину и решить проблему? Подробнее обо всем в этой статье.

Вам кажется, что вы наконец-то нашли то, что искали: секцию, куда ребенок будет ходить с удовольствием, возвращаться домой счастливым и приятно уставшим, а ужин, наконец-то, будет «улетать» за пять минут! Но… «Я не хочу!», «Не пойду!», «Забери меня!», рыдания, истерики, замкнутость… Как это знакомо!

Любого родителя, сталкивающегося с тем, что ребенок боится тренера, начинают одолевать сомнения: «Что происходит? Может, тренер плохой? Может, мой ребенок слишком впечатлительный? Сменить тренера? Или найти другой спорт? Или оставить всё как есть — пусть воспитывает характер?». Сомнений и мыслей возникает множество, но многочисленные догадки вряд ли позволят вам понять, что на самом деле является причиной страха ребенка.

Важно помнить одну простую вещь: очень многие дети сталкиваются со страхом перед тренером. Это распространенная проблема, и найти ребенка, который за все свое детство не встретил ни одного «страшного» тренера, чрезвычайно непросто.

Причины

Для того чтобы решить эту проблему, необходимо выяснить истинную причину страха. Вариантов множество:

  • Тренер наказывает ребенка (ругает, оскорбляет, хамит, зло шутит, дает подзатыльники и прочее);
  • Ребенок считает нового тренера хуже предыдущего;
  • Тренер невнимателен к ребенку, уделяет ему мало внимания (тренер нацелен на победу в соревнованиях и уделяет максимальное количество времени только наиболее перспективным, по его мнению, детям);
  • Ребенок тренируется у «плохого» тренера, а в этом же зале есть другой тренер, который кажется ребенку гораздо лучше (в этом случае ребенок может под видом страха демонстрировать свое желание перейти в группу к «хорошему» тренеру);
  • На соревнованиях ребенок показал слабые результаты (вплоть до второго места), чем разочаровал, как ему показалось, тренера (в этом случае страх, как правило, начинает проявляться именно после соревнований).
  • Ребенок просто не хочет заниматься этим видом спорта.
  • У ребенка сложились плохие отношения с одногруппниками (в этом случае ребенок понимает, что данная причина вряд ли убедит родителей забрать его из секции. Он решает сконструировать проблему более тяжелого порядка: «обвинить» тренера в глазах родителей, так как это будет более весомой причиной для прекращения занятий).

Как мы видим, причины могут быть самыми разными, и ситуация, при которой ребенок боится тренера, может не иметь вообще никакого отношения ни к ребенку, ни к тренеру. Главное, что нужно понять — часто в боязни тренера виноват не тренер, а сопутствующие этому факторы. Поэтому первым и самым необходимым действием родителей должно быть выяснение причины страха.

Как узнать причину

Узнать, что является настоящей причиной страха того, что ребенок боится тренера. Не следует насильно «вытягивать» из малыша нужную вам информацию — так можно только навредить. Лучше проделайте следующие шаги:

  1. Ребенок боится тренера: каковы причины и что делатьПросто поговорите с ребенком, без убеждений, споров и прочего. Расспросите его о том, как прошла тренировка, что делали, что получалось и не получалось; какие там дети, с кем ваш ребенок сдружился, есть ли дети, которые «вредничают» и прочее. Говорите спокойно, с добротой, ваш внутренний настрой должен быть исключительно доброжелательным и располагающим.
    Важно не просто не демонстрировать тревогу, а действительно не испытывать ее. Успокойтесь и не нервничайте: на данный момент проблемы не существует, есть только видимость проблемы, которая могла быть создана самим ребенком или ситуацией, не имеющей проблемной подоплеки. Необходимо помнить это!
  1. Побеседуйте с тренером. Этот разговор также должен быть доброжелательным. Не накручивайте себя перед разговором, не обвиняйте тренера заранее ни в чем. Поинтересуйтесь, как обстоят дела у вашего ребенка на тренировках, все ли получается. Спросите, все ли в порядке, не возникает ли конфликтов между вашим ребенком и другими детьми и так далее.

Чаще всего эти две беседы позволяют ответить на все вопросы: выяснить почему ребенок боится тренера и предпринять соответствующие шаги (о них ниже). Если же вы не смогли выяснить проблему, переходим к третьему шагу:

  1. Совместная консультация: вы, ребенок, специалист. Как показывает практика, истинная проблема боязни тренера на консультации со специалистом раскрывается в первые 15 минут часовой консультации. После этого в течение оставшихся минут идет обсуждение и находится наилучшее решение проблемы, а ребенок, вначале плачущий, выходит от специалиста счастливым — решение его мучений найдено и будет исполнено.

  Первый тренер: его роль в спортивной жизни ребенка

Итак, самое главное: найти истинную причину страха. Именно это позволит по-настоящему решить проблему. Никакие другие «половинчатые» способы не могут заменить настоящее «освобождение» ребенка от сложившейся ситуации.

Решения проблемы

Ребенок боится тренера: каковы причины и что делать

Решения проблемы могут быть самыми разными, и они напрямую зависят от причины боязни. Можно будет сменить тренера, сменить секцию, или решить проблему, не связанную с тренером.

Ситуация из жизни: ребенок говорил, что тренер плохой и не хочет ходить на тренировки. Много позже (спустя несколько лет) выяснилось, что однажды тренер посмеялся над мешковатым спортивным костюмом ребенка.

Насмешка была мимолетной и незаметной, но привела она в итоге к нескольким сменам спортивных залов, а потом и к завершению занятий: ребенок стеснялся своего костюма и не признавался в этом родителям (причин этому тоже может быть множество — например, ребенок знает, что нет денег на другой костюм, что родители его не поймут и так далее).

Важно помнить, что далеко не все детские тренеры умеют общаться с детьми, а дети исключительно искренне принимают многое из того, что говорят важные взрослые (коим и является тренер на занятиях).

rebenokvsporte.ru/

Как юным спортсменам преодолеть страх неудачи – Развитие ребенка

Ребенок боится тренера: каковы причины и что делать

Родители и тренеры часто жалуются на то, что дети сами вредят собственному успеху. Почему же юные спортсмены делают это? Можно предположить, что проблема связана с «боязнью успеха», но вряд ли это так. Боязнь успеха действительно приводит спортсменов к саморазрушению, но такого рода страх встречается гораздо реже по сравнению с боязнью неудачи.

В чем разница между боязнью неудачи и страхом перед успехом? Хотя оба они мешают спортсменам, заставляя их испытывать беспокойство, напряженность и переживание по поводу победы и достижения результата, причины возникновения этих страхов различны.

Боязнь неудачи развивается тогда, когда спортсмены боятся не получить желаемого, не добиться цели, для достижения которой они долго и упорно трудились, например, завоевать победу на престижном чемпионате.

А боязнь успеха развивается тогда, когда их огромные переживания сосредоточены на том, что будет после того, как они станут успешными в своем виде спорта, справятся ли они с новыми трудностями, обязанностями и ограничениями, которые буквально обрушатся на них в случае неоднократной победы и, соответственно, узнаваемости.

Достаточно представить, что чувствует спортсмен с мировым именем перед началом соревнования или просто выходя на публику, какую собранность и внутренний контроль он должен проявить, чтобы не огорчить людей, чьи взгляды прикованы к каждому его движению. Не каждый способен нести эту ношу.

Но для большинства молодых спортсменов проблема состоит совсем не в этом. Чаще всего они «мешают сами себе» по причине боязни неудачи, которая проявляется во всевозможных формах. Помимо тревоги и сковывающего внутреннего напряжения боязнь неудачи способна заставлять юных спортсменов прикладывать чрезмерные усилия, что тоже психологически надламывает их, мешая добиться успеха.

Какие конкретно опасения мешают спортсменам добиваться успеха?

Родителям недостаточно просто знать, что их ребенок испытывает боязни неудачи. Очень важно иметь представление о том, какой конкретно тип страха препятствует их юному спортсмену в достижении успеха. В частности, как можно увидеть из списка ниже, боязнь неудачи зачастую связана с выраженной потребностью в социальном одобрении, т. е. ребенку крайне важно то, что подумают о нем другие люди.

Проявления страха неудачи:

  • Боязнь проиграть матч, игру или состязание. Дети очень сильно хотят выигрывать и боятся, что не смогут этого сделать.
  • Боязнь негативной общественной оценки. Спортсмены боятся, что окружающие могут посчитать их неудачниками в спорте.
  • Боязнь позора. Дети боятся опозориться перед товарищами, показав плохой результат.
  • Боязнь подвести других. Спортсмены не хотят подводить других – тренеров, родителей или товарищей по команде.
  • Боязнь приложить усилия напрасно, вхолостую или не сыграть в полную силу. Юные спортсмены хотят, чтобы их тяжелый труд, талант и долгие тренировки всегда приводили к достижениям (например, к победам, наградам и т. д.).
  • Боязнь не оправдать ожиданий. Молодые спортсмены переживают, что не смогут оправдать ожидания окружающих.
  • Боязнь быть отвергнутым, потерять уважение или не получить одобрения.
  • Боязнь совершить ошибку и не показать всего, на что способен, и это после большого количества тяжелой работы и тренировок.

Как помочь юным спортсменам преодолевать боязнь неудачи

  • Для того чтобы помочь детям справиться с боязнью неудачи, необходимо понять, чего конкретно они бояться, и бороться с этой проблемой прицельно. Возьмем для примера страх позора. Если у вашего юного спортсмена именно эта форма страха, значит, он слишком переживает о том, что думают о нем другие люди. Он должен заниматься спортом для себя, в свое удовольствие, и не беспокоиться о мнении сторонних наблюдателей.
  • Помогайте детям концентрироваться на успехе вместо того, чтобы беспокоиться о неудаче. Многие спортсмены с боязнью неудачи обращают внимание не на то, что нужно. Они больше думают о том, как не наделать ошибок, чем о том, как поймать мяч или выполнить гимнастическое упражнение. Таким спортсменам необходимо устанавливать для себя небольшие, пошаговые цели, которые помогут им сильнее сконцентрироваться на достижении успеха. Один из вариантов: дети должны мысленно представить правильное выполнение упражнения, прежде чем выполнить его.
  • Спортсмены с боязнью неудачи должны учиться заниматься эффективно, а не идеально. Идея заключается в том, что ребенку не нужно быть совершенным, чтобы показывать в спорте свои лучшие результаты. Дети часто пытаются чрезмерно контролировать свои спортивные выступления (из-за опасения совершить ошибки). Они должны понять, что ошибки являются естественной частью спорта. Цель состоит в том, чтобы ваши юные спортсмены доверяли своим навыкам, выполняли спортивные упражнения более свободно и чувствовали себя менее зажатыми.

дочь боится тренера | Дети | Детская психология и развитие

  • Дочке 7 лет. Занимается художественной гимнастикой. Два тренера — женщина и мужчина. В те дни когда тренировки проводит тренер — женщина, все нормально. А вот когда мужчина — слезы, истерики. Причем тренируемся у него уже полгода, никогда страха такого не было — ходила и было все нормально, единственное, говорила, строгий и ругает других девочек, если они делают что-то неправильно. Проблемы начались неожиданно. Дочь позвонила с тренировки и сказала, что болит голова. Ее отпустили, а я подумала, что она простыла. Дома она мне сказала, что обманула, голова у нее не болела, просто вдруг захотелось домой. Обещала, что больше так обманывать не будет. На следующую тренировку пошла спокойно, но через полчаса у нее заболел живот. Сходили в больницу — врач не нашла никаких причин. Потом были тренировки у тренера — женщины, все нормально. На след. тренировке у тренера- мужчины отпросилась в туалет, но в зал не вернулась, а сидела в раздевалке. Теперь даже идти к нему не хочет. Бросать не хочет ни в коем случае. Что делать, не знаю. Помогите советом, пожалуйста. Может у кого-то была подобная ситуация и как с ней справится?
  • ну выход только заниматься у другого тренера
  • Гммм…Я вообще-то не стронник во всех мужчинах видеть педофилов, но…может стОит подробнее расспросить дочь?
  • Я бы не мучила ребенка, однозначно, либо ищите других тренеров, либо с гимнастикой завязывайте, во избежание серьезных проблем. Пусть меня тапками закидают, но я девочку вообще тренеру-мужчине не доверила бы.
  • Я тоже настороженно отношусь к тренерам — мужчинам, но тут все в порядке в этом плане. И его дочка в этой же группе занимается. Его жена — хореограф, занимается в той же спорт. школе. Дочка говорит, что он очень строгий и ругает если что-то не правильно делают девочки. Но говорит, что конкретно к ней претензий нет.
  • А может, поговорить с тренером-женщиной? Возможно, она в курсе того, что произошло? Как реагируют на тренера-мужчину другие девочки? Что говорят о нем родители? Как ваша дочь объясняет свое нежелание работать с ним?
  • Я разговаривала с родителями других девочек. Все в один голос говорят, что их дети тоже в какой-то период боялись его. Потом все привыкали и теперь ходят на тренировки нормально. Я свою, конечно же, расспрашивала. Она говорит, боится, что ее тоже отругают за неправильно выполненный элемент.
  • Знаете, может, я не мать, а ехидна, но в таком случае я не стала бы делать резких движений, забирать ребенка с гимнастики или переходить в другую спортшколу (при условии, что все остальное ей и вам там нравится, конечно). К сожалению, этот тренер — не последний в жизни вашей дочки человек, который ругается, если что-то не получается. Может и учитель несдержанный попасться, и начальник, кто угодно — от всех не сбежишь, увы. Надо учиться абстрагироваться от формы высказываний и концентрироваться на их содержании
  • Я с вами полностью согласна. Забирать не собираюсь, тем более сказать, что дочке нравится — ничего не сказать, любая свободная минута дома посвящена любимой гимнастике. Может, еще и усталость делает свое дело — четверть была тяжелой и домашние задания надо успеть сделать. Вопрос в том, как помочь ей справиться со своим страхом.
  • Это пройдет, по опыту знаю. К нашему тренеру дети обычно тоже привыкают и проходят через тот период, когда побаиваются ее. Зато сейчас дочка ее обожает, научилась «пропускать мимо» крики, вопли — ну не умеет человек спокойно указывать на ошибки, это не ее метод. Но потом дети понимают, что это делается в их же интересах и не реагируют так остро.
  • Попросила бы встречи с обоими тренерами и спросила бы их мнение. Можно вместе, можно по отдельности.Независимо от ответа попросила бы посидеть на тренировке с тренером мужчиной, чтобы увидеть своими глазами, что там происходит.Возможно, так, чтобы он не знал об этом.Дальше- по результатам.Вероятней всего дело бы закончилось или моим постоянным присутствием на тренировке, или переводом в другое место. В жизни столько интересного, что заставлять ребенка 7 лет делать что-то «через нехочу» я бы не стала категорически.
  • Спасибо! Надеюсь, так и будет.
  • Я была на тренировке — все как обычно, ничего криминального не увидела. Да, строг, но не более того. «Через нехочу» заставлять и в мыслях не было. Я уже писала выше, что дочке очень нравится гимнастика.
  • И что было во время тренировки? Дочка на ровном месте придумала причину уйти? Или отзанималась до конца?
  • Думаю, только разговорами и убеждением, что ничего страшного на самом деле нет Ну, не получится элемент — время от времени у всех не получается — ну поругает тренер. А завтра — получится, и похвалит. Да, когда кричат — это неприятно, но ничего не поделаешь, бывают такие люди, которые когда расстраиваются, кричат и ругаются. Он ругается не для того, чтобы тебя напугать, а просто потому, что не может сдержать эмоции, и еще — ему не все равно, как и что ты делаешь. Вот если не будет ругаться, значит, ему все равно — а равнодушие тренера — это тоже не слишком хорошо. Если совсем страшно — можно посоветовать дочке представить тренера в каком-то забавном виде, например, что у него цветочки на голове растут, когда на тебя ругается человек с цветочками вместо волос — это уже не так страшно, правда?
  • О, спасибо большое! Про цветочки на голове я бы не додумалась. Вы меня убедили, что я в своих разговорах с дочкой на правильном пути. Просила ее нарисовать свой страх — нарисовала девочек в форме во время тренировки, все они стояли на пальцах — для моей это пока самое сложное и болючее.
  • У меня было похожее с учителем физкультуры в школе. Он постоянно проверял, правильная ли дистанция между детьми на линейке, но только почему-то постоянно в том месте, где я стояла. Я даже говорила дома, что не хочу к нему ходить на уроки. Но тк дома у меня ни о чем даже слушать не хотели, то ходила, что еще было делать. Потом на протяжении многих классов все удивлялись, что почему если кто-то выполняет на 2, то им ставят 2, а мне 3 (хотя я была очень спортивная, но было пару упражнений, что я не могла выполнять, бросать мяч в длину, там какой-то норматив был, до которого мне никак не дотянуть было, и лазить вверх по канату. Должна признаться, что учитель никак ко мне активно не приставал и ничего педофильного себе не позволял, но что-то я чувствовала все время. А он только во время выпускного бала пригласил меня на танец и признался, что испытывал ко мне чувства с моего первого урока физкультуры и теперь был бы не против воплотить мечты в жизнь. Надеюсь, что у вас все проще и это действительно просто суровый тренер, но будьте начеку. Больше, к сожалению, ничем не помогу.
  • Мне вот «неожиданность» возникшей проблемы не нравится. Обычно жесткий тренер сначала не нравится, а потом дети к нему привыкают-не привыкают — у кого-как. А тут полгода все нормально было, и вдруг стало напрягать. Задумалась бы сильно над этим. Интересно, а как-нибудь втихую посмотреть-послушать, что делается на тренировке нельзя? И еще вопрос: когда идет тренировка, в зале только он и девочки?
  • Намек Ваш понятен, но мне, например, понятна и такая вот «неожиданность». Моя, правда, не на гимнастику, а на танцы ходит. И педагог у них один. Так вот тоже в один прекрасный день до слез в отказку ходить(на третий год-то!) на занятия. Выяснилось — они приступили к разбору более солжных элементов, естественно, что и требовать с них стали больше, может быть, чуть прикрикивала педагог больше, чем раньше, растяжку стали активнее делать — вот и недовольство «в один момент»… Пара занятий, все получилось — и желание ходить на занятие снова появилось…
  • Сейчас, вот честно, положа руку на сердце: начитаешься столько всего (это по-поводу моего намека), что лучше десять раз перебдеть, что называется. По-моему, здесь же, на Еве и читала про педофилов — воспоминания взрослых уже о приставаниях в детстве. Педофилы хитры и изворотливы ужасно, самые хитрые преступники — как кто-то писал.У меня сын занимается восточными единоборствами. Занятия ведут два тренера — мужчины. Блин, я сначала очень напрягалась, постоянно спрашивала, кто что делает, нет ли чего-либо подозрительного. Надо мной муж ржал и крутил пальцем у виска. Слава Богу, нормально все было, потом сама же смеялась над собой, а когда с родителями других детей группы познакомились — так оказалось, не у меня одной такие идиотские мысли бродили в голове. Но пусть уж лучше перепроверить все и посмеяться потом…
  • Дык я ж не говорю, что Ваши намеки смешны, Вы совершенно верно все написали! Но просто я написала про то, что есть еще и другая сторона казалось бы немотивированных отказов от занятий у детей. Интересно, вот все так боятся мужчин-педофилов и совершенно доверительно относятся к женщинам-тренерам…ЗЫ смешно на наши ники смотреть
  • Неожиданность могу объяснить — начали изучать новый элемент, который у дочки не очень получается. Дверь в зал во время тренировки все время открыта.
  • К этому точно привыкнет!!! Моя еще год назад вообще не могла на пальцы встать (вы имеете в вижу — подъемах, с «подвернутыми» внутрь пальцами да?), а теперь периодически ходит так по квартире — я смотреть не могу, а она хохочет
  • мужчина — хореограф? первый раз слышу именно о тренере по ХГ мужчине…
  • стопы дома в ванной пусть тянет в горячей воде
  • Тогда я бы на вашем месте просто сидела на всех тренировках.
  • Да, да, именно с подогнутыми внутрь пальцами. Спасибо вам большое за советы.
  • У нас это не разрешено, чтобы дети не отвлекались. Только первые несколько раз, пока ребенок привыкает.
  • Наверняка. Или, как вариант — акробат. Но если на пальцах стоят — скорее все же хореограф.
  • у нас разрешено. Более того, вторая сторона напрямую заинтересована в этом, потому, что следствием подобного запрета могут быть ооочень нехорошие обвинения.
  • Наша тренер всегда требует беспрекословной и полной дисциплины. Когда дети отвлекаются — порвет «на британский флаг», поэтому мы своих не отвлекаем.
Читайте также:  Качайте пресс для чакры

У дочери подростка конфликт с тренерами по художественной гимнастике

Добрый день Анжелика.

Сейчас у вашей дочери наступает такой возраст, когда она хочет больше самостоятельности и свободы. Видимо ее свобода на занятиях художественной гимнастикой ущемляется. Самое главное нужно узнать у нее хочет ли она вообще туда ходить.

Скажите ей абсолютно спокойно с улыбкой: «я вижу как тебе не нравится туда ходить, как тебе там тяжело, тренера давят, поэтому ты можешь не ходить, никто не будет придираться к тебе, да и мне приходиться оплачивать дорого».

Если она отреагирует спокойно и согласится с вами, то проблема будет решена: нет гимнастики — нет проблем. Если она воспротивиться и скажет что ей там нравится и она хочет ходить, то спросите ее удивленно: «но ты же сама говорила что к тебе придираются, зачем тебе это надо?». Это заставит ее задуматься о том, зачем ей действительно это нужно.

«Я устала от каждодневных жалоб тренеров, устала выяснять с ней кто прав кто виноват» — если устали, то и не нужно ничего выяснять.

Дело в том, что в 12 лет ваша дочь должна учиться понимать причинно-следственные связи в жизни: не хочет выполнять наставления тренеров, значит пусть не занимается, не будет результата в тренировках и достижений, либо наоборот если занимается то получает результаты.

В этом случае для нее хорошим опытом будет если она уйдет к другому тренеру — она поймет, что дело не в тренере, а в ней. Сейчас она должна понять это на своем опыте это будет для нее более доказательно, чем чьи-либо уверения.

Анжелика, вашей целью должно быть не любой ценой делать так чтобы дочь исправно занималась, а чтобы она понимала, что только она ответственна за свои успехи и достижения, и за всю свою жизнь.

Читайте также:  За сколько можно накачать пресс мужчине если заниматься каждый день

Тот факт, что она просит вас за нее извиняться перед тренерами, говорит о том, что вы слишком много за нее делаете, она не хочет брать на себя ответственность, а это самое главное в жизни — быть ответственным за себя.

Из всего вашего сообщения прослеживается, что дочь очень много перекладывает на вас, а разбираетесь со всем этим вы. И это продолжается уже три года.

К проблемам в художественной гимнастике добавились бытовые вопросы, ваши с ней отношения Дальше будет еще хуже, если вы не поменяете свою тактику. Поэтому очень важно вам не брать ее ответственность на себя.

Конечно же первое время ей это не понравится, могут быть скандалы, манипуляции с ее стороны. Это нормально. Но вы же старше, мудрее, опытнее, вы выдержите.

  • Желаю удачи!
  • Вы можете написать мне вопросы.
  • Оцените ответ психолога:

Ребенок боится соревнований: руководство к действию

Главная / Блог

Испытывать страх в стрессовой ситуации, это нормально. Это свойство организма. Благодаря умеренному дискомфорту мы развиваемся, таков закон эволюции.

Это если говорить о легком волнении, которое присутствует у всех спортсменов без исключения. Но как же так? Мы привыкли видеть их такими уверенными. А все просто, они просто торгуют лицом и им «не положено» бояться.

И конечно же, за этим стоит глубочайшая работа над собой и самоконтроль.

Научить ребенка подобному самоконтролю нереально да и бессмысленно. В отличие от взрослого человека, который полностью осознает свои мысли и действия, для ребенка подобная закрытость может закончиться весьма плачевными психологическими травмами.

Но если помочь очень хочется

Есть ли у вас время и возможность посетить профессионального психолога?

Если есть, поговорите с ребенком и договоритесь о встрече. Убедите ребенка, что в походе к психологу нет ничего постыдного и это не значит, что он болен. В Европейских странах такая практика не редкость, в наш менталитет это еще не пришло. Но это не значит, что походом к специалисту нужно пренебрегать.

Поговорите с тренером. Может ли он оказать какую-то поддержку юному спортсмену. У него больше опыта в столкновении с такого рода проблемами. И часто тренеры помимо основного образования получают корочку спортивного психолога.

Если не получается обратиться к психологу, попробуйте поговорить с ребенком, а чего именно он боится.

  1. Опозориться перед зрителями или близкими?
  2. Боли или травм
  3. Проиграть
  4. Критики от тренера или близких

В зависимости от причины постарайтесь вместе найти положительные стороны каждого аспекта. Что хорошего, если он опозорится? Эта проблема всегда только в нашей голове. Большинство зрителей забудет «позор» спустя минут 10 или 15. А мы перебираем эти воспоминания годами.

Боль или травма закаляют характер. Тем более, что вся защита тщательно проверяется по регламентам. И получить травму на соревнованиях почти невозможно.

Проиграть нестрашно. Страшно не вынести из проигрыша никаких выводов. Страшно сдаться, а потом осознать, сколько времени было упущено только из-за страха, а не проигрыша.

Критики тренера или близких бояться тоже не стоит. Ведь они не хотят поиздеваться над ребенком, а просто помочь. Да, иногда эти слова бывают слишком грубыми. Но все люди разные. И умеют выражать свои мысли тоже по-разному.

В этот момент важно просто нивелировать страх, а не избавиться от него. Тем более, что эта задача из разряда «невыполнимо». По возможности, если страх будет действительной помехой для участия, найдите в следующий раз спортивного психолога и поговорите с ним. Он покажет вам иные техники для преодоления страха.

С уважением,

Редакция Kulakshop.ru

«Я сломал палец и продолжил тренировку»: как унижают детей в спортивных секциях

Бывшие воспитанники спортивных секций, а также мама спортсмена, тренер, психолог и юрист рассказали «Афише Daily», как устроено насилие в спорте и что делать, если тренер ведет себя агрессивно

Владимир, 25 лет

Занимался волейболом 6 лет

С 12 до 18 лет я занимался в волейбольной школе. До своего поступления в спортивную секцию я всегда любил играть в волейбол, но после нескольких занятий я возненавидел этот вид спорта и вообще все, что с ним связано.

Ненависть к волейболу появилась из-за поведения нашего тренера. На одной из тренировок я сломал палец на ноге и хотел уйти домой, но она грубо настояла на том, чтобы я продолжил бегать по залу до конца занятия.

Меня это разозлило: я боялся ее, поэтому решил, что выполню команду тренера, но больше ходить в эту секцию никогда не буду.

Вечером я рассказал обо всем родителям, и они высказались категорически против моего ухода: стали говорить, что я пытаюсь сбежать от трудностей, и заставили меня там остаться.

Всем членам секции тренер дала обидные клички — даже не буду говорить, какие, потому что они были чересчур непедагогичными. Она регулярно нас унижала, и если она обращалась по фамилии, это было очень даже вежливо с ее стороны. Обычно она поливала нас матом за малейшую провинность, а также делала это, когда мы просто ее раздражали, что случалось почти все время.

Деньги, которые родители дали нам с собой, она забрала еще в автобусе якобы на время, а потом не вернула

На одной из тренировок в спортивном лагере у меня случился компрессионный перелом позвоночника. Наша тренер сказала, что это всего лишь растяжение.

Помощь мне, конечно, не оказали: всю ночь у меня была температура под 40— и только на следующий день тренер другой команды, узнав об этом, отвез меня в травмпункт.

Я продолжил заниматься со специальным воротником, и из-за этого мое плечо навсегда потеряло чувствительность на 30%.

В этом же лагере, куда мы ездили каждое лето, тренер кормила нас одними пельменями: то есть три раза в день, на завтрак, обед и ужин, мы ели пельмени — и исключений почти не было.

Деньги, которые родители дали нам с собой, она забрала еще в автобусе якобы на время, а потом не вернула.

От этих пельменей нам было плохо, некоторых тошнило, но когда мы спрашивали, можно ли нам получить немного наших денег и сходить в магазин, она начинала ругаться и заставляла делать отжимания. Кстати, сама она часто ходила в кафе.

Тренер всегда говорила, что все ее действия направлены на то, чтобы сделать нас дисциплинированными. Как ни странно, многих ребят это не пугало и не удивляло.

Меня это со временем тоже перестало удивлять. Я сильно ее боялся и ощущал власть над собой, к тому же я точно знал, что родители меня не поддержат и даже встанут на сторону тренера.

Поэтому я занимался в этой секции до самого окончания школы.

Алена, 35 лет

Мама Димы, который занимался фигурным катанием 4 года

Мой сын пришел на фигурное катание еще очень маленьким — ему было 3 года, и он просто очень хотел кататься. Дима — мальчик непростой: не скажу, что вредный, но задиристый. Первая тренер, с которой нам очень повезло, его понимала и поддерживала всегда, поэтому ребенок с удовольствием бежал на тренировку. А потом у группы произошел конфликт с тренером и на смену пришла другая женщина.

У меня сердце кровью обливалось, когда семилетний сын выбегал ко мне с тренировки и начинал в истерике плакать, не выдержав давления и стресса

Новому тренеру были безразличны наши дети, она постоянно на них кричала. Более того, она могла позвонить мне в 7 утра, когда тренировка только начиналась, со словами: «Ваш ребенок ничего не делает».

Читайте также:  Почему могут быть не симметричные кубики пресса

Она называла шестилетних детей дураками и дебилами — это было вообще в порядке вещей, и сами дети со временем стали воспринимать это как норму. Она со злостью швыряла их диски с музыкой за любую провинность, и дети сразу же начинали плакать.

Когда тренер мне в очередной раз позвонила и назвала моего сына мудаком за то, что он толкнул девочку, я была в шоке, а она мне сказала: «А вы, что, его не обзываете?!» За любое падение с прыжка дети слышали: «Ты, что, дебил?» А ребенок потом говорил: «Мам, я реально не понимаю, куда ногу ставить, но боюсь у нее переспросить». Ей было 40 лет, у нее самой были дети, и она считалась модной, потому что у нее за спиной был клуб ЦСКА. В итоге сын взбрыкнул и бросил, сказав, что не позволит ей больше гнобить себя.

Я не сумасшедшая мать, до безумия опекающая своего ребенка. Я понимаю, что нужна строгость, но унижать детей нельзя, тем более нельзя взрослой женщине унижать и обзывать мальчика.

У меня сердце кровью обливалось, когда семилетний сын выбегал ко мне с тренировки и начинал в истерике плакать, не выдержав давления и стресса. Ребенок пошел к ней заниматься для себя, мы не просили ее делать из него чемпиона.

Но самое обидное, что он реально ушел с пьедестала и на уровне второго спортивного разряда.

Родители, которые писали на нашего тренера жалобы, забирали после этого ребенка из спорта, потому что продолжать заниматься им не давали. Я просила тренера не обзывать моего сына, говорила, что однажды он нагрубит и будет прав, а она отвечала, что если он будет огрызаться, то она его выгонит. И это притом что мальчик был успешный, всегда с медальками. Бороться было невозможно.

На нашем катке все тренеры были такими, были даже еще хуже нашей — они просто матом разговаривали с детьми. Надо было уходить к другому тренеру на другой каток, но не факт, что там было бы лучше. К тому же новый тренер — это потеря примерно года в катании. Сын этот спорт очень любил, и, мне кажется, он скучает, потому что до сих пор тайно смотрит катание на телефоне.

Подробности по теме

«Не ты — так тебя»: жертвы и агрессоры о том, как происходит школьная травля

«Не ты — так тебя»: жертвы и агрессоры о том, как происходит школьная травля

Олег, 17 лет

Занимался дзюдо 2 года

Когда мне было 8 лет, родители отдали меня на дзюдо — отец настоял на этом виде спорта, потому что хотел, чтобы меня там научили постоять за себя. Сначала мне очень нравилось, но потом стали возникать конфликты с тренером.

Что бы мы ни сделали, тренер обращался с нами очень грубо и жестко: обзывал нас матерными словами, очень больно оттягивал при всех за уши, спокойно мог дать сильный пинок под зад ногой в кроссовках, также мог неожиданно подойти сзади и швырнуть на пол.

Часто он давал нам женские имена и всю тренировку называл ими. Меня, например, он звал Людмилой, а моего товарища — Аленой. Для него это было в порядке вещей, а мы чувствовали себя смущенными.

Если кто-то сильно выводил тренера из себя, он заставлял мыть зал или бегать перед всеми по кругу, специально исполняя нелепые вещи, чтобы все смеялись.

Когда я рассказывал об этом родителям, они думали, что я преувеличиваю, и даже вставали на сторону тренера — мол, раз он так воспитывает, значит, так надо. Мне говорили не обижаться на него и мотать на ус замечания.

Но не обижаться на такое было непросто. Со временем клички, которые он нам дал, мы стали сами применять к друг другу, а конфликты тренер решать не пытался — порой он, наоборот, подливал масла в огонь. Через пару лет я ушел из этой секции.

В другой спорт не пошел.

Алексей, 16 лет

Занимался футболом 9 лет

Я занимался футболом с 7 лет. Когда я пришел в секцию, у нас был чудесный тренер: он нас грамотно учил, отрабатывал с нами приемы столько, сколько было нужно, почти никогда не раздражался, учил нас жизни, давал действительно дельные советы.

В 15 лет я расстался с девушкой, которую очень любил, и даже хотел покончить с собой, а он мне помог, вытянул. Он разговаривал со мной после занятий, даже чай на стадион в термосе приносил, чтоб со мной попить его, поговорить.

Он нас отлично всему научил, хотя ни разу никого не унизил, и мы выигрывали почти все соревнования.

Часто после неудачного матча он вызывал кого-то из строя и швырял его на землю, а потом еще и пинал ногой

А потом выяснилось, что у него рак, и он перестал у нас преподавать. Тогда пришел новый тренер. Сначала он зарекомендовал себя как «свой парень» и мы к нему хорошо отнеслись. А потом началось.

Однажды мы вышли с матча, где я не реализовал несколько приемов, и он выстроил нашу команду в шеренгу, попросил меня выйти вперед и при всех 10 раз кинул мне мяч в голову — так, что у меня потом очень долго болела голова.

Это был далеко не единичный случай. Часто после неудачного матча он вызывал кого-то из строя и швырял его на землю, а потом еще и пинал ногой. О том, что все это сопровождалось нецензурной бранью, я вообще молчу. Теперь я просто хожу в зал, качаюсь и играю в футбол с ребятами, когда появляется желание.

Станислава Комарова

Тренер по плаванию

Отношения между тренером и воспитанником должны быть дружескими. Например, мой тренер заменял мне отца и дедушку. Я тоже стараюсь выстроить со своими ребятами доверительные отношения — это необходимо для успешного сотрудничества.

Знаю, что в советской системе было принято унижать воспитанников и даже поднимать на них руку, но это ведь неэффективно.

Ученик не станет уважать тренера больше, но он начнет бояться, и этот страх ничего не даст.

Я, например, всегда боялась расстроить тренера своими поражениями в спорте, поэтому изо всех сил старалась выложиться на соревнованиях. При этом тренер ни разу за все время даже не повысил на меня голос.

Если ученик проиграл, значит, он действительно сделал все, что смог, но этого не хватило. За что в данном случае его бить? Сейчас, насколько мне известно, жесткие меры воспитания остались в боевых искусствах. Там, возможно, этого требует сам вид спорта. Но плавание, танцы и фигурное катание явно не тот случай.

Подробности по теме

Как разговаривать о насилии и уязвимости: объясняют Cтраховская и Медведев

Как разговаривать о насилии и уязвимости: объясняют Cтраховская и Медведев

Артем Пацев

Спортивный юрист, член правления АНО «Спорт и право»

Тренерская работа с несовершеннолетними является одним из видов образовательной деятельности. Безусловно, тренер обязан воздерживаться от любого поведения, наносящего вред психике ребенка, — от оскорблений, нецензурной брани, рукоприкладства и так далее.

Ребенок в любом случае имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, а также оскорблений, отсутствия заботы, небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Это отражено и в давно подписанной нашей страной Конвенции ООН о правах ребенка, и во внутрироссийском законодательстве (Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Семейный кодекс РФ и другие).

Действующие федеральные стандарты предусматривают следующие задачи спортивной подготовки: формирование устойчивого интереса к занятиям спортом, всестороннее гармоничное развитие физических качеств, укрепление здоровья спортсменов, повышение уровня общей и специальной подготовки, в том числе физической и психологической. Очевидно, что оскорбления и рукоприкладство по отношению к детям и подросткам идут явно вразрез с перечисленными задачами.

Несовершеннолетние, проходя спортивную подготовку в какой-либо спортивной организации, вправе, во-первых, обратиться за защитой к администрации этой организации. Учитывая, что именно на спортивную организацию возложен ряд обязанностей, администрация как работодатель тренера вправе применить к нему дисциплинарные взыскания за допущенные нарушения.

Более того, на самих спортсменов законом возложена обязанность незамедлительно сообщать администрации организации о возникновении при прохождении спортивной подготовки ситуаций, которые представляют угрозу жизни или здоровью.

Речь идет о неисправностях используемого оборудования и спортивного инвентаря, заболеваниях и травмах, а также о нарушениях общественного порядка.

Кроме того, и сами несовершеннолетние, и их родители могут обратиться в правоохранительные органы, которые обязаны провести проверку и дать правовую оценку действиям тренера, если факты оскорблений или рукоприкладства подтвердились. Такой недобросовестный тренер может быть привлечен и к административной ответственности (КоАП РФ: ст. 6.1.1. «Побои», ст. 5.

61 «Оскорбление»), и к уголовной ответственности (УК РФ: ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст. 116 «Побои», ст. 117 «Истязание») — в зависимости от конкретных совершенных им действий и последствий таких действий.

Кроме того, пострадавшие могут обратиться и в порядке гражданского судопроизводства с иском к тренеру о компенсации причиненного морального вреда.

Подробности по теме

Как разговаривать с детьми о сексе, насилии и личных границах

Как разговаривать с детьми о сексе, насилии и личных границах

Анастасия Думитрашко

Спортивный психолог, специалист психологического центра «Здесь и теперь»

Тренер не обладает такими полномочиями, как «возможность применения насилия», эта формулировка даже звучит как-то нереально. Любой тренер-преподаватель в своей работе опирается на ряд юридических норм и положений, которые, конечно, основываются на принципах ненасилия.

Сама профессия предполагает особые требования к психике педагога (а тренер — это обязательно педагог), она изначально относится к «профессиям с повышенной моральной ответственностью».

Если педагог психологически и личностно не готов к такой работе, то и методы он выбирает соответствующие.

Если тренер применяет насилие, принимать меры нужно сразу. Если беседа в требовательной форме не помогает, смело уходите. Речь идет о психике спортсмена, а это куда важнее, чем возможные трудности при смене тренера.

Эффективность самого спортивного процесса в ситуации насилия будет явно снижена, такое поведение не раскроет потенциал спортсмена, а то и покалечит, травмирует личность.

Конечно, мотивация страхом достаточно мощная по энергетике, поэтому сохранение прежних результатов возможно, но со временем может случиться дефицит психологических ресурсов.

Ведь помимо самого процесса тренировок и соревнований, где и без того огромные психологические и психофизиологические нагрузки, появляется дополнительная нагрузка на несформированную и неустойчивую психику ребенка. Психика и так на пределе, а еще нужно выстраивать защиту, как-то проживать этот момент. Кстати, одним из способов проживания является уход в болезнь, во время которой неприятная ситуация исключается.

Нет уважительных причин, для того чтобы применять насилие в своей деятельности, даже если спортсмен ленится, часто ошибается или вовсе не оправдывает ожидания тренера.

Спортивная деятельность — это каждодневный труд, порой нудный и неинтересный, психологически однообразный.

Усталость, лень, плохое настроение спортсмена — это нормальные защитные реакции, которые помогают психике пережить трудные времена.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *