Ребенок сомневается, переходить ли из одного вида спорта в другой

  • В прошлом году сын-дошкольник ходил на каратэ 3 р и плавание 2р. В этом году пошел в первый класс, начали болеть и пока ни чем не занимались, кроме рисования.С бассейном пока затишье, он на реконструкции. Обещают скоро открыть.Плавать мы толком не умеем, но очень понравилась тренер. И до открытия бассейна она нас записала в спортшколу. На каратэ усилились нагрузки. По 1.5 часа+надо купить защиту=деньги в федерацию. Сын стал проситься на каратэ, но вроде и плавать ему хочется. Спортсмена из него делать не планируем, но нам с мужем казалось что надо не распыляться и хотя бы для начального уровня достичь результатов в каком-нибудь спорте.Школа языковая, со следующего года начнется изучение языка. Совмещали ли вы два вида спорта, нужно ли это?
  • совмещали пока было возможно, а уж нужно или нет только вам решать
  • Дочка совмещает теннис и каратэ. Я прошу выбрать что-то одно, но она настаивает, что хочет и то, и другое. 3 класс.Смотрите по ребёнку. Если нравится и получается — почему нет?
  • У дочки в одно время было даже 3 спорта))Не вижу проблем.Особенно если один из видов-плаванье.
  • И мы совмещали несколько кружков, и многие наши друзья, знакомые (в разных вариациях ). Но это в дошкольном и младшем школьном возрасте. Практически у всех со 2 по 4 класс какие-то занятия «отваливались». Иногда очень трудно давался выбор, но выбирать все же приходилось 1. Школа требует все больше времени 2. Занятия в спорте становятся серьезнее, продолжительнее, часто без выходных3. Расписание с каждым годом подогнать все сложнее, меняют на всех кружках и как правило, совместить уже не удается
  • Да, совмещали. Вам бы с мужем определиться с целями, а то вы спортсмена из ребенка делать не хотите, но результатов хотите. Вы с какой целью его в спорт отдаете ?
  • В плаванье-научиться плвать, каратэ-физическая подготовка. Просто и там, и там, нужно прикладывать усилия, пусть даже и на начальном этапе.В прошлом году, под конец года, по-видимому устал и стал хныкать, что давай пропустим занятия по каратэ.А сейчас тренер сказал, что возьмет его обратно, но при условии его серьезных намерений. И тренер по плаванию, зная о каратэ,сказала, ребята , вы уж определитесь где вы). А сын хочет везде.
  • Хочет- я бы везде отдавала. Смотрите, сколько здесь топиков о том, что никуда не хочет. Вы не обязаны отчитываться перед тренерами о времени, проведенном вне данного спорта. Если тренер настаивает- серьезно обсудите цели тренера в отношении вашего ребенка.
  • Нет. Часто вижу детей «совмещающих», их очень хорошо видно. Ни любви к занятиям, ни результата — нет. + Тренер не заинтересован в таком ребенке т.к. совмещать — это несерьезно, а спортшкола подразумевает именно серьезный подход.Спортшкола — это все-таки школа. Ребенок не будет ходить в две общеобразовательные школы одновременно т.к. ему везде нравиться .Совмещать можно два кружка, секции — где занятия «для себя» и не сильные нагрузки.
  • Тренер должен знать о своем воспитаннике как можно больше, иначе это плохой тренер. Он отвечает за ребенка. Если ребенок от переутомления пойдет на дно или пропустит сильный удар, кто будет виноват (тренер или родитель, который не предупредил о больших нагрузках вне данного вида спорта)?
  • Тренер отвечает за ребенка только на тренировке или на соревновании. Все остальное — забота родителя. Тренер, пытающийся заменить родителя, абсолютно не подходит ребенку, которого отдают в спорт только ради общего физического развития. Это забота родителя- привести ребенка выспавшимся, сытым, отдохнувшим. Тренер может только предупредить, или на выезде уложить всех спать раньше (не случай автора). Но отвечают все равно родители.
  • Не знаю. Моя сейчас ходит на хореографию 2 раза в неделю и раз в неделю в бассейн в оздоровительную группу. Плавать ее там научили, правда, она и пришла почти плавая, говорит, что всех обгонет. На хорегографии танцует во втором ряду, но зато шпагаты у нее лучше всех тянутся (это, правда, врожжденное). А каких-то результатов мне не надо — двигается ребенок и прекрасно.
  • Это забота родителя- привести ребенка выспавшимся, сытым, отдохнувшимАбсолютно согласна и именно поэтому считаю недопустимым совмещать два спорта т.к. такие занятия + школа и «выспавшимся, сытым, отдохнувшим» — несовместимы.
  • Ну что вы, очень даже совместимы. Требуют хорошей организации, и много сил, времени и внимания, потраченого на ребенка (что дает массу других положительных эффектов), но это вполне возможно. Я знаю много семей, успешно это совмещающих, даже, если не говорить о своих собственных детях.
  • Ходит. На плавание и на таэквондо. Еще музыкалка есть, поэтому чувствую, что скоро с одним спортом придется расставаться. Как выбрать — пока не знаю. И то и другое нравится. Мне больше импонирует плавание. Но там само-собой может решиться, если в конце учебного года нормативы не сдаст на разряд, то в следующую группу не попадет.. Но скорее всего — попадет.. А нагрузка по времени там в два раза увеличится , поэтому придется с таэквондо покончить(( А вообще — видно будет. Вдруг опять будет везде успевать)))
  • Первоклассник. Плавание 2 раза в неделю, футбол тоже 2 раза, еще танцы и шахматы… Как-то плавание вообще не считаю отдельным спортом, у нас бассейн обязателен , и я и муж минимум 2 раза в неделю ходим плавать. Если спорт на любительском уровне и ребенку нравится — можно что угодно совмещать.
  • конечно совмещать. карате основное, бассейн в довесок. раз в неделю. плавать должен быстро научиться. у меня в 6 лет уже как рыба и под и над водой, занимались раз в неделю по 45 минут. Так что я бы в вашем случае оставила бы бассейн чтоб плавать научился нормальноДочь в первом класс с 6 лет была. в тоже время ходила в бассейн, на фигурное катание и на музыку. Учеба в школе на чужом языке, мы не в раше. Ничего вроде. В этом году в 7 лет она во втором. плавать научилась, дипломы получила. Бросили бассейн, ходит на фк больше и музыка осталась. бассейн теперь раз в две недели примерно просто так для себя ходим.
  • Так, как ваш ребенок занимается (2-3 раза в неделю) можно сказать, что не занимается никак. Вы с мужем мыслите в верном направлении — надо не распыляться, а выбрать спорт, который нравится и подходит ребенку и лучше в этом спорте увеличивать нагрузку (а нагрузка по мере прогресса будет увеличиваться обязательно), чем скакать с места на место. Надо позволить ребенку в чем-то одном добиться индивидуального прогресса и какого-то пусть и только для него значимого результата, а не там ухватить, здесь отметиться. В итоге толку нигде не бывает при таком подходе.
  • спортшкола по плаванию это тренировки каждый день кроме воскресенья
  • спортшкола — это занятия каждый день, кроме воскресенья. вам будет куда каратэ впихнуть?
  • ну прям «виды», прям «спорта» )))да, ходили одновременно на секцию и в бассейн два года, во втором и третьем классах. В четвертом бассейн отвалился. Не знаю, приклеится ли обратно…)
  • если спорт не профессиональный, то вполне можно совмещать даже 3 спорта
  • Серьезные занятия сразу 2 видами спорта считаю недопустимыми. А в вашем случае нормально. Думаю, что бассейн в небольшом объеме полезен при любых сопутствующих занятиях. У нас 4 тренировки в основном виде спорта + 1 раз в неделю бассейн.
  • мои пока не ходят,но на опыте моих подруг,которые позаписывали детей сразу на 2 вида деятельности, вот сейчас поотказывались от 2го,оставили только один, потому что дети психологически не справляются,тяжело им, дети 1й класс и 2 класс в основном
  • То, что Вы пишете 2 раза в неделю один спорт и 3 раза в неделю — другой, не серьезно, тем более «плавать толком не умеет». Выберете карате, именно как спорт со всеми вытекающими (время на занятия, оплата взносов и занятий, форма и т.д.), а в бассейн ходите себе 2 раза в неделю для удовольствия и общего развития. У меня внук занимается хоккеем, у них занятия каждый день, бывает по 2 тренировки в день (гимнастика+лед), вот это спорт, да, а в бассейн родители его водят 2 раза в неделю просто так, что бы плавать умел. Хотя есть у них в группе мальчик, которого утром возят на хоккей, а после обеда — на футбол, и так каждый день. Вот это жесть в моем понимании!
  • У сына 3 раза плавание и 2 раза баскетбол (до кучи еще 3 физкультуры в школе). Школа языковая.Иногда пропускает баскетбол (если вижу, что сильно устал). Но у него бассейн в среду, сб и вск; баскетбол пн и пт. То есть вторник и четверг свободны от спорта. В таком графике нормально.
  • Мы так живем с 4-х лет. Хореография + бассейн. Пока 3 + 3 занятия в неделю. Еще рисуем ходим 1 раз в неделю.Все для себя.Со след. года на танцах добавляется степ+еще там современные и в бассейне 6 тренировок будет.
  • у нас сейчас 1й класс. ходили год до этого на ушу боевое, сейчас добавился бассейн+парусная школа. при том бассейн в один день с ушу. сначала было тяжело, сейчас втянулся.
  • Сын занимается хоккеем в спортшколе 4-ый год (тренировки 5-6 раз в неделю), плавает в бассейне 3-ий год (2 раза в неделю для физического развития). Учится во 2-ом классе гимназии, английский с 1-го класса, 2-ой класс по нашей программе самый сложный. Моё мнение — невозможно совместить занятия в 2-ух спортшколах (т.е.если тренировки в обеих спортшколах по 5-6 раз в неделю)и серьёзную школу, ребёнок это просто не выдержит, будет страдать психика, будут перегрузки, не нужно это.
  • Дочка в 3-м классе, 3 раза бассейн (спортшкола) и 2 раза гандбол (тоже спортшкола, но пока сильно не напрягают). Нравится ей везде, пока бросать не планирует, а как дальше пойдет — не знаю.
  • подождите, у вас дочка еще и музыцирует? или музыку бросили?
  • Ещё музыкальная школа и изостудия, да .
  • Мы пока совмещаем даже 3 вида на любительском уровне, платные группы в спортшколах — теннис, горные лыжи и спортивная гимнастика. Спортсменом не будем, но хочу, чтобы ребенок стал успешным в них «для себя». Мы в 1 классе — к тому же, еще и в 1 классе музыкалки.Но в таком ненапряжном темпе все успеваем, ребенку нравится и нагрузки не чувствует.
  • Если двумя видами спорта серьезно заниматься, то вряд ли получится хорошо. Мой сын 8 лет (2кл) спорт школа по плаванью 3 раза в неделю по 1,5 часа (средние показатели) и бальные танцы 4 раза в неделю (третий год-хорошо танцует) по 2 часа… измотанный, а бросать ничего не хочет, думаю что на след.год нужно что-то исключать, т.к. английский учим в машине или в ночи.. появились головные боли
  • Мы уже 2 года совмещаем бальные танцы и каратэ. И я считаю, что это оч. хорошо т.к. ребенок гармонично развивается (разне виды спорта тренируют разные качества, способности, группы мышц и т.д.). Вопрос только в свободном времени и физических возможностях ребенка. У нас, например, каждый день тренировки получаются и несколько дней в неделю по 2 тренировки. Несколько раз в месяц (по выходным) соревнования.Но, если спорт профессиональный — это по 3 тренировки в день — даже с общеобразовательно школой совмещать сложно.
  • У моего каратэ каждый день плюс бассейн два раза в неделю, т.е есть дни, когда с каратэ сразу в бассейн, правда там просто бултыхается и бесится (не школа плаванья, а просто час бассейна)

Выбираем подходящую спортивную секцию для ребенка. Как понять, к чему он тянется сам. Новости. Первый канал

Почему одни способны бегать с быстротою ветра, а другие, как ни стараются, всe время ползают как черепахи. Ученые докопались до истины. Всe дело в мутации, которая лишила каждого 6 жителя планеты способности резко выплeскивать энергию в каком-то сверхактивном действии.

Читайте также:  Прокачка нижних мышц пресса

Однако не стоит смотреть на таких медлительных со снисхождением. Они не нуждаются в сочувствии большинства, потому как, уступая в скорости, обладают завидной выносливостью. К исследованию привлекли спортсменов-легкоатлетов.

Причем самых лучших, победителей крупных состязаний. Оказалось, что среди бегунов на короткие дистанции люди с обычными генами, позволяющими выдерживать громадные нагрузки за короткое время. А вот марафонцы — это, как правило, именно мутанты.

Никаких стремительных ускорений, силы тратятся медленно, зато надолго хватает.

Это обязательно должны иметь в виду родители, которые подыскивают спортивную секцию для своего ребенка или уже нашли что-то, водят, но сомневаются, правильно ли выбрали. И, тем более, мечтают о чемпионском будущем собственных детей.

Репортаж Марии Торлоповой.

Большие поклонники Зидана и Рональдиньо, Наталья и Сергей Сергеевы, твердо решили, их сын Саша непременно должен стать футбольной звездой. Записали его в спортивную школу и теперь внимательно следят, чтобы мальчик не отлынивал от тренировок.

Спортивная карьера сейчас стала не менее привлекательной, чем карьера банкира, политика или артиста. У всех перед глазами пример Марии Шараповой или Александра Валуева. Миллионные контракты, внимание прессы и тысячи восхищенных поклонников.

Какие родители не хотели бы такой судьбы для своего ребенка. Даже если цена успеха может оказаться слишком высока.

Галина Евгеньева, тренер баскетбольной школы: «Очень часто бывает так, что амбиции родительские, может, в их жизни что-то не сложилось, они перекладывают на ребенка. И не всегда ребенок способен к этому, и что из этого вырастет?»

В спортивной школе требования и к способным и к неспособным одни. Здесь готовят профессиональных спортсменов. А в профессиональном спорте нет места сантиментам.

Когда развлечение превращается в увлечение, от детей начинают требовать вполне взрослые рекорды. И тогда юные спортсмены вынуждены часами тренироваться и даже забывают школу

Антонина Тимашова, мама Алены Тимашовой: «Занимаемся три-четыре урока. Пока я еду в машине, она обедает. Привожу на тренировку. Когда перерыв, если она уже пообедала, мы делаем уроки, в раздевалке стоят столы».

В глазах у этих девочек восторг. Они видят своего кумира — олимпийскую чемпионку Елену Замолодчикову. И каждая просит только ей одной открыть секрет успеха, ведь на спортивной вершине может оказаться только один победитель.

Елена Замолодчикова, Олимпийская чемпионка: «Естественно, что большой профессиональный спорт — это очень тяжелое занятие. Если ты выбрал для себя цель — выступать на соревнованиях, то это значит, что ты уже настроен на всякие жертвы. Для меня это была цель. И я уже шла и не отвлекалась ни на что, положила себя в жертву».

Лене Замолодчиковой повезло, ее жертва не оказалась напрасной. Но сколько десятков тысяч маленьких девочек и мальчиков повзрослели, не испытав ни счастья спортивной победы, ни обычных детских радостей.

Владимир Холодин, боксер: «Мне бы хоть чего-то добиться! Я пробовал хоккей, футбол. А теперь хочу здесь!»

Как подобрать для ребенка подходящую спортивную секцию, чтобы им и нравилось, и получалось, и не слишком утомляло. Дельные советы мы рассчитываем услышать от заслуженного тренера России, проректора знаменитого университет физкультуры Александра Страдзе.

Ведущий: «Ребенка то во все секции на свете не отправишь. Как понять в домашних условиях, к чему он тянется?»

Гость: «Во-первых, об этом должен знать и понимать сам ребенок. Скажем, если ребенок на детской площадке очень любит лазить по гимнастическим лестницам, если он пытается перевернуться или куда-то непоседливо лезет все время, на перекладины и так далее.

Естественно, нужно отдавать в гимнастику, если ребенок при путешествии родителей на море, очень любит плескаться и плавать на воде, можно отдавать в плавание. Это не единственный критерий.

На мой взгляд, есть несколько видов спорта, в которые для начала ребенка следует отдать для того, чтобы он просто был физически развит.

Ведущий: «Это какие?»

Гость: «Это такие виды спорта, я, наверное, никому не открою секрета, как гимнастика, плавание. И различные виды спорта, которые предполагают растяжку мышц. Затем можно его в любую секцию отдавать».

Ведущий: «Если ребенок буквально приполз с первого занятия. Говорит, я устал, все болит, не хочу, больше не пойду. Родители должны пойти у него на поводу, или быстрее забрать его из этой секции?»

Гость: «Нет. Общеизвестный для всех родителей факт, что дети в своем возрасте еще не всегда полностью адекватно оценивают эту ситуацию, в которой они находятся. Надо, конечно, чтобы ему понравилось.

Этот процесс не одномоментный. То есть нельзя, например, ребенку по отношению к одному занятию или после одного занятия сказать, все, устал, не понравилось, значит, мы идем теперь в другую секцию.

Как правило, приводят к разбросанности».

Ведущий: «Психологи говорят, что первое время после начала учебного года, для кого-то это 3 недели, для кого-то это, может, месяц, 2, не надо никаких дополнительных занятий. Пускай, ребенок занимается только учебой, настраивается на серьезный труд. Как вы к этому относитесь?».

Гость: «С этим мнением я не соглашусь».

Ведущий: «То есть хорошо бы размяться после занятий».

Гость: «Конечно-конечно. Не только ребенку, всем. То есть, например, будучи взрослым человеком, я с удовольствием занимаюсь физической культурой и спортом после напряженного умственного труда. Это меня совершенно на другой лад настраивает.

А дети, они же ничем не отличаются в этой ситуации. То есть если человек, особенно ребенок, если он особенно усидчив и получает отличные оценки. И для него учеба является каким-то серьезным фактором усталости.

Наоборот, ему нужна физическая активность».

Ведущий: «А как лучше заниматься, если нет цели стать олимпийским чемпионом: и у ребенка нет такой цели, и родители не хотят? Как лучше заниматься, все время одной дисциплиной? Или, допустим, в понедельник — хоккеем, во вторник — теннисом и так далее».

Гость: «Очень индивидуально. Если педагог, действительно, детский, он не будет давать однообразную, монотонную работу ребенку. Он, естественно, занимаясь плаванием, сделает для него урок гимнастики. Естественно, сделает для него урок бега, легкой атлетики и так далее. И плавание будет занимать, может быть, 50 только процентов занятий, которые ребенок может освоить».

Психологические проблемы ребенка-спортсмена

МАУ ДО «ДЮСШ «Северная Олимпия»

Республика Коми, г. Сыктывкар

Составитель: Бурагина Н.В.

Психологические проблемы ребенка-спортсмена

Каждый тренер ощущает необходимость ободрить своего воспитанника после неудачного выступления, или помочь ему справиться с “мандражем” перед стартом, или сказать что-нибудь отрезвляюще резкое, что позволило бы спортсмену собраться.

За долгие месяцы и годы напряженной совместной работы тренер волей-неволей нащупывает подход к каждому спортсмену. Изо дня в день тренер становится все более проницательным и мудрым. Он до тонкостей постигает души и характеры учеников. Он знает, кому, когда и что надо сказать.

Для проникновения во внутреннюю жизнь каждого он обзаводится целым набором психологических “ключей” и “отмычек”.

В большинстве случаев тренер сам отлично решает все те практические вопросы, которые принято относить к сфере психологии. Решает их лучше, чем это сделал бы психолог с дипломом. Но, выступая в роли практического психолога, тренер часто даже не знает об этом.

Он делает свое дело независимо от того, что говорят и пишут о спорте психологи. Быть может, он и понятия не имеет о таких вещах, как состояние сознания, самооценка, психотравма и прочее.

Зачем ему нужны психологические термины и концепции, если он знает главное: что делать и как помочь спортсмену в каждой конкретной ситуации.

Фактически каждый тренер учится психологии на своих собственных ошибках. В то же время огромный опыт, накопленный практической психологией в других отраслях человеческой деятельности, остается вне поля зрения тренера. Он невольно оказывается в избитой ситуации “изобретения велосипеда”.

О важности психологической подготовки спортсмена сказано немало слов. Однако сама психология проникает в спорт с большим трудом. Реальная психологическая работа ведется на узком фронте и небольшими силами.

По всей видимости, одна из причин того, что современные системы практической психологии не нашли еще широкого применения в спорте, коренится в устоявшихся взглядах на то, что представляет собой спортсмен, как он побеждает и что ему нужно для победы.

В практической работе и стиле мышления многих спортивных тренеров намечается — и с каждым годом все отчетливее — тенденция к технологизированию своей деятельности.

Грубо говоря, тренер начинает осознавать себя “инженером спортивных достижений” и львиную долю своих профессиональных усилий направляет по линии “методика—результат”.

Сам спорт при таком подходе мыслится в чем-то аналогичным производству: заготовка-новичок, попадая в умелые руки вооруженного передовой методикой тренера, превращается со временем в классного спортсмена.

В идеале вся система спортивной подготовки должна работать как хорошо отлаженная машина для воспроизведения спортивного мастерства. Достижим ли этот идеал? Во всяком случае, многие к нему стремятся. Тем более что три кита, на которых зиждется пьедестал победителя, доподлинно известны.

Это физическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена. Следовательно, для успеха на соревнованиях необходима совершенная организация тренировочного процесса во всех трех направлениях. Если все звенья подготовки спортсмена правильно налажены и четко согласованы между собой, то с конвейера сходит закономерный итог подготовительной работы — спортсмен высокого класса, способный побеждать и бить рекорды.

Личность самого спортсмена остается при этом за кулисами. В лучшем случае спорт превращается в соревнование систем спортивной подготовки, в худшем — его развитие направляется по экстенсивному пути.

Последнее находит свое выражение в весьма распространенной среди тренеров уверенности, что результат на соревнованиях всегда пропорционален труду на тренировках. Этот вывод напрашивается, если основной каркас системы подготовки к соревнованиям полагать в общих чертах завершенным.

Сила, техника, тактика — точки приложения усилий — выявлены. Значит, дело лишь в величине этих усилий. Отсюда тенденция к наращиванию нагрузок и объемов; отсюда же ложное представление, будто основная функция тренера — заставить своего ученика работать.

Так весь промежуток времени, в течение которого человек занимается спортом, включая и тренировки, превращается в сплошное соревнование, а само соревнование — в простую демонстрацию достигнутого уровня подготовки.

Почти каждого спортсмена на соревнованиях ждет встреча с непредвиденным. И именно потому, что на соревнованиях спортсмен каждый раз ищет свой путь и каждый раз творит заново, за результаты отвечает не тренер, не методика, а он сам.

Ограниченность взгляда на соревнование как на простую реализацию того, что заложено на тренировках, хорошо показывает тот факт, что именно на соревнованиях были достигнуты наиболее высокие результаты во всех видах спорта. И чем крупнее соревнование, тем более впечатляющих достижений приходится ожидать.

И тем чаще спортсмен превосходит свои собственные, достигнутые на тренировках личные рекорды.

Типичная ситуация, в которой начинают обсуждаться вопросы психологической подготовки, выглядит так: спортсмен неожиданно для тренера (а быть может, и для себя) выступил из рук вон плохо. Никаких ошибок в физической, технической и тактической подготовке не было найдено. И тогда впервые вспоминают о психологической подготовке.

И хотя ее просто не существовало, то есть никакой специально организованной работы по психологической подготовке спортсмена не проводилось, именно ее и считают причиной неудачи. Обдумывая происшедшее, не находя ему разумных профессиональных объяснений, тренер полагает, что в данном случае все дело в “психике” спортсмена.

Причем психика, которая до сих пор никак не участвовала в его работе, вводится задним числом для объяснения тех неожиданностей и недоразумений, которые выявляются после соревнований.

В этом случае психологическая подготовка выступает как “объяснительный принцип”, на который можно сослаться в случае неудачи, но содержание которого неясно.

Обычно разговор о психологической подготовке на этом и заканчивается. Но бывает и иначе. Руководитель команды принимает решение об усилении психологической подготовки. Тренер уже не может сваливать все на психику спортсмена — он должен что-то делать с ней.

Итак, причина спортивных неудач гнездится где-то в голове спортсмена; его психика обладает некоторым дефектом, и этот дефект должен быть устранен.

Читайте также:  Программа накачать пресс турник

Обычно в таких случаях в команду приглашают спортивного психолога или психотерапевта, для того чтобы он оказал воздействие на психику спортсмена и помог ему тем самым улучшить результаты.

Для спортсмена любое крупное соревнование — это важное и волнующее событие. Ответственность, лежащая на его плечах, огромна. На карту поставлены не только долгие месяцы тренировок, не только усилия товарищей по команде — престиж страны. А борьба предстоит нелегкая.

Соревнование — это всегда стресс. У одних стресс высвобождает скрытые силы, у других отбирает и те, что есть. Многие тренеры видят одну из задач подготовки к соревнованиям в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, изолировать спортсмена от стрессовых влияний.

Называют это “повышением психологической надежности спортсмена”.

А ведь физиологам хорошо известно, что в стрессовых ситуациях у человека срабатывают древние мобилизационные механизмы, что именно в моменты стрессовых переживаний его организм максимально боеспособен.

Бывает, конечно, что нервная энергия стресса не устремляется в свое естественное русло, но парализующее действие эмоциональных нагрузок — это скорее исключение, пусть даже превратившееся в правило, патология, пусть даже ставшая нормой.

Дезорганизующий эффект эмоционального напряжения на соревнованиях в чем-то сродни неврозу, и в его основе всегда лежит какой-то внутренний диссонанс, психологический конфликт, противоречие.

Например, свое возможное поражение спортсмен начинает воспринимать как позор, как нечто абсолютно недопустимое, предосудительное в глазах других людей и в своих собственных. Тогда переживание ответственности происходящего может быть подменено стремлением этой ответственности избежать. А избежать ее нельзя. Неразрешимый внутренний конфликт вынуждает человека растрачивать свои силы не в борьбе с соперником, а в борьбе с самим собой.

Психологическая работа со спортсменом необходима не только в процессе его подготовки к соревнованиям. Будни спорта также насыщены психологическими проблемами.

Определенные трения в межчеловеческих отношениях возникают везде, где совместно действуют живые люди. И чем ответственнее и напряженнее их работа, тем острее и глубже возможные конфликты.

Особенно проблематична и сложна в этом плане психология взаимоотношений спортсменов с тренерами.

Обычно к уже достигшим почтенного возраста детям родители продолжают относиться так, будто те еще совсем маленькие, нечто подобное иногда происходит и с тренером.

Не замечая того, что его воспитанник растет как спортсмен, приобретает свой собственный спортивный опыт и спортивную индивидуальность, тренер продолжает относиться к нему как к новичку.

Он ни на секунду не сомневается в том, что знает больше своего ученика, и насильно навязывает ему свои истины о спорте.

Такая установка тренера приводит лишь к непродуктивным конфликтам и взаимному непониманию. Тренер допускает большую ошибку, когда не хочет считаться со спортсменом.

Подавляя творческую инициативу ученика, ограничивая его в поисках своего пути к мастерству, он делает его просто недееспособным в спорте. Особенно в спорте высших достижений, где каждый шаг вперед — это завоевание новой, неведомой области.

Спортивная деятельность с самых первых шагов требует от человека постоянного творческого усилия. И широко распространенные в спорте ложные отношения, при которых тренер не имеет права сомневаться в себе, а спортсмен в том, что говорит тренер, мешают обоим.

Гораздо более продуктивными были бы отношения их творческого союза, отношения равноправного диалога двух людей, один из которых обладает большим опытом, а другой — большими возможностями.

Глубокое взаимопонимание между тренером и спортсменом необходимо обоим. Особенно остро его недостаток ощущается тогда, когда речь заходит о передаче спортивного опыта.

Не существует принципиальной трудности в том, чтобы сформировать у спортсмена технику или обучить его тактическим приемам. Но опыт его наставника заключает в себе еще и богатое психологическое содержание.

Оно ускользает от кинокамер и секундомеров, не оформляется в слове. И передать его можно только при условии глубокого психологического контакта.

История психотерапии, педагогики, искусств убеждает нас в том, что методы практической психологии оказываются эффективными лишь тогда, когда они развертываются в диалог, когда строятся на сознательном соучастии пациента, артиста, зрителя или ребенка. “Не существует воспитания без участия в нем самого воспитуемого”, — писал всемирно известный педагог Януш Корчак.

Думается, что и в спорте психологическая работа не станет по-настоящему продуктивной, если она будет проводиться психологом или тренером не со спортсменом, а над спортсменом. Полноценная психологическая подготовка в спорте может быть организована лишь в том случае, если спортсмен сам захочет работать над собой, почувствует необходимость какой-то внутренней перестройки.

Одно из интереснейших явлений, открытых в психологии, состоит в том, что осознание возникает при затруднении. Это так называемый феномен Клапареда: автоматизированные процессы осознаются только тогда, когда нарушается их привычное течение. Ежедневно каждый из нас застегивает по несколько десятков пуговиц.

Пока наши пальцы проделывают привычное движение, мысль может быть поглощена содержанием прочитанной книги. Осознание этой простой операции может быть вызвано только неожиданным затруднением: слишком узкой петлей, необычно скользкой пуговицей, больным пальцем. Нечто подобное происходит и со спортсменом.

Пока все идет гладко, пока он справляется со своими задачами, не возникает необходимости думать и переживать по поводу происходящего. Например, тренеру может казаться, что у его ученика на соревнованиях появилась излишняя суетливость.

Но до тех пор, пока спортсмен не прозевает старт, не забьет гол в свои ворота, до тех пор, пока он не столкнется с реальными трудностями, суетливость не станет для него психологической проблемой. До подобного критического момента любые психологические затруднения будут казаться спортсмену чем-то чуждым, посторонним, не принадлежащим ему самому.

Перед тренером стоит задача сделать своих воспитанников психологически надежными, способными не дрогнуть на ответственных соревнованиях, выдержать бремя возможной славы.

Но ставит ли перед собой такую задачу спортсмен? Если его спросить об этом, то он наверняка согласится с тем, что ему действительно нужно быть стойким и волевым. В лучшем случае он готов ежедневно в поте лица трудиться над созданием своего спортивного характера.

Но для реального развития этого мало. Совершенно необходимо пройти через серию болезненных осознаний себя, своего характера.

Выработать смелость намного легче, чем понять, что ты трус. Но реальные сдвиги в характере возможны только после такого осознания. Поэтому серьезная психологическая подготовка спортсмена должна начинаться с тяжелого испытания. Спортсмен должен быть поставлен в такие условия — то ли серией поражений, то ли чем-то еще, — в которых он будет вынужден осознать необходимость работы над собой.

«Мои дети плохо учатся и не преуспевают в спорте — и мне все равно»: честная колонка матери троих детей

Важные мысли, над которыми стоит задуматься, когда вам снова захочется пожурить ребенка за плохие оценки

Современные психологи уже давно говорят о том, что школьная успеваемость имеет довольно посредственное отношение к тому, каким вырастет ваш ребенок (и даже к тому, кем он будет работать). Погоня за пятерками и грамотами нередко приводит к неврозам, конфликтам в семье и проблемам со здоровьем — в том числе, психологическим.

Мать троих подростков и автор портала ScaryMommy Диана Парк рассказала о том, что ее дети плохо учатся в школе и не показывают выдающихся успехов в спорте — но все равно остаются прекрасными людьми. Простое, но очень важное напоминание каждому родителю: академические успехи не определяют качество личности вашего ребенка. Перевели для вас ее колонку.

Все мои дети не любят школу с неведомым мне ранее напором. Мы продержались до старших классов, и я продолжаю им говорить: «Просто потерпи и получи аттестат. Пожалуйста».

Если их спрашивают, какой их любимый урок, они отвечают: «Обед». Если их спрашивают, нравится ли им школа, они говорят, что она дурацкая.

Если их спрашивают, хотят ли они пойти в колледж, они смеются в лицо тому, кто задал им этот вопрос. Если их спрашивают, какие у них оценки (пожалуйста, не делайте так, это невежливо), они говорят: «Не хорошие».

Они просто кое-как перебиваются. Ну то есть, когда оба моих сына в прошлом году едва получили оценки по всем предметам, и я узнала, что они переходят в следующий класс, я стояла на коленях, сжимая в руках этот листок бумаги, и чувствовала, что наконец-то могу спокойно выдохнуть.

Я не преувеличиваю.

Я знакома с директором их школы. Говоря это, я имею ввиду, что прошлой весной он звонил мне около половины одиннадцатого вечера и говорил, что именно должен сделать мой сын, чтобы перейти в следующий класс.

Если говорить о спорте, то мои дети перепробовали все, и, должна признаться, на это трудно смотреть. Когда им удается поиграть, создается впечатление, что они убегают от мяча и своей команды, вместо того, чтобы бежать им навстречу. Они бросили все занятия, потому что им не нравится.

Они не музыкальные. Их совершенно не интересуют танцы. Или искусство. И да, их совершенно не привлекает участие в организациях вроде ученического совета.

Я пыталась заставлять их чаще использовать свои возможности. Я рассказывала им, как будет полезно, если они попробуют выйти из своей зоны комфорта и изо всех сил постараются в чем-то преуспеть.

Я говорила до тех пор, пока мои глаза не наливались кровью и в них не начинало двоиться.

Я думала, что если я не буду заставлять их что-то делать, и они будут жалеть о том, что не воспользовались своими возможностями или не занимались большим количеством школьных дел, это будет означать, что я не справилась как мать.

А затем, спустя несколько лет, я поняла, как мало меня волнует, будут ли награждать моих детей грамотами, и насколько хороши они в спорте. Это никак их не характеризует, это не делает их хуже и не делает их бездумными козлами, которым ни до чего нет дела. Это делает их теми, кто они есть.

Мне нечего написать в мамских группах, в которых женщины обсуждают свою неуверенность в том, что смогут совместить участие своего ребенка в баскетбольной и хоккейной команде. Я никогда не напишу своих соцсетях, что мои дети попали на доску почета (я бы и так не стала этого делать, но вы понимаете, что я имею ввиду — я сомневаюсь, что у меня когда-нибудь вообще будет шанс это сделать).

И все это не волнует меня ни на грамм.

Мои дети совершенно прекрасны, и мне очень повезло, что они у меня есть. У них нет того, что используют многие люди для измерения успеха своих детей: они не преуспевают в спорте, у них невысокий средний балл, они не состоят в команде по дебатам, в свои 14 лет они не знали, кем хотят стать, когда вырастут.

Но есть вещи, которые позволят им далеко пойти в жизни. Они добрые, они говорят вещи типа: «Мам, мне не хочется оставлять тебя тут в одиночестве», так что они сползают в гостиную и смотрят со мной дурацкое кино, которое — я знаю — им совершенно не интересно, и это важно.

Когда моя дочь готовит домашнюю пиццу (потому что она отлично готовит), она всегда пишет своим братьям, чтобы узнать, какую начинку они хотят, и это для меня важно.

Прошлым летом мой сын работал на двух работах, купил себе машину и продолжил заниматься тем, что раньше делать его отец до того, как он съехал от нас, например, косил лужайку перед домом или мыл мою машину.

Мой младший сын делает все, о чем его попросят его сиблинги — все, что угодно. Если им нужно с чем-то помочь, он бросит свои дела, чтобы сделать то, о чем они его просят. Если моя дочь стесняется заказывать еду, потому что заказ принимает ее одноклассник, он делает это за нее.

Я не говорю, что ваши дети не могут одновременно преуспевать в спорте и быть добрыми. И то, что они хорошо учатся в школе, не значит, что они не щедрые.

Но я хочу, чтобы мои дети знали, насколько они важны, что они хорошие, добрые люди, независимо от того, как они справляются в школе или на игровом поле.

Я прекрасно понимаю, что их оценивают за их успеваемость и участие в дополнительных занятиях. Меня тоже оценивают. В обществе существует сильная стигма, и ее невозможно игнорировать. Я встречала мам, которые воротили от меня нос. Люди спрашивали меня, почему я не «заставляю их делать больше».

Мой ответ таков: они не хотят. Они дали мне это понять очень четко и ясно. А я хочу, чтобы у меня были счастливые дети.

То, что мои дети не соответствуют стандартам, когда речь заходит об оценках и других возможностях, предназначенных для детей, еще не означает, что они не будут успешны в жизни. И это совершенно точно не означает, что у них нет других талантов.

Ребенок и спорт. Сказка о неспортивном ребенке

Жили-были папа и мама, и было у них трое детей.

Родители и старшие дети были людьми спортивными — все вместе делали зарядку, катались на велосипедах, мама с папой в теннис по выходным играли, старший ребенок с четырех лет регулярно ходил в бассейн, средний — с пяти лет в хоккейной секции занимался. А вот младший оказался совершенно неспортивный. Что только родные ни делали, чтобы приобщить его к здоровому образу жизни…

Читайте также:  Скамья для качания пресса уличная

Делай как мы

В семье было принято по утрам, невзирая ни на что, делать зарядку. Как только малыш начинал ходить, родители своим примером старались пробудить в ребенке интерес к выполнению упражнений.

Старший, а потом и второй малыш охотно присоединялись к родителям, сначала неловко и неумело подражая движениям родных, а затем привыкли и стали делать зарядку каждый день, самостоятельно подбирая упражнения.

А Неспортивный ребенок каждый раз ложился на диван или ковер и с удовольствием наблюдал за родными, даже давал им советы, но совершенно не хотел присоединяться.

Не помогали ни предложения изобразить веселых зверушек под музыку, ни пример старших детей, ни увещевания о пользе зарядки для здоровья, ни убеждения, что так можно стать сильнее, ни просмотренные по теме фильмы, мультфильмы, прочитанные сказки.

Пытались родители научить Неспортивного ребенка кататься на велосипеде. Однако ни трехколесный, ни четырехколесный, ни тем более с двумя колесами не вызывал у него ни малейшего желания научиться на нем ездить. Малыш кричал, что боится, устал, ему тяжело. Все попытки усадить его на велосипед заканчивались скандалом: родители сердились, чадо падало и плакало.

Так и остался мальчик вечным пассажиром на багажнике родительских велосипедов.

Пусть его научат

«Раз мы не можем сами его приобщить к спорту, — решили родители, — то пусть его физическим воспитанием займутся профессионалы». И повели младшего ребенка в спортивную секцию.

Начали с бассейна, во-первых, чтобы был под присмотром старшего, а во-вторых, плавать полезно и для осанки, и для нервной системы.

Но у Неспортивного ребенка оказалась аллергия на хлорку, после занятий в бассейне он становился вялым и сонным, а вовсе не бодрым, а с наступлением холодов вообще стал часто простужаться.

Тогда родители повели карапуза в хоккейную секцию, рассудив, что раз среднему там нравится, то, может, и младший заинтересуется. Пока новичков учили кататься на коньках и отрабатывали с ними основные приемы игры, Неспортивный ребенок на занятия ходить соглашался. Но как только начались командные тренировки, мальчик стал плакать и отказывался заниматься.

Тренер объяснил расстроенным родителям, что хоккей — командная игра, в которой игроку надо все время учитывать ситуацию, подстраиваться под товарищей. А Неспортивный ребенок не в состоянии справиться с предъявляемыми требованиями, и, чувствуя, что подводит остальных, он постоянно испытывает стресс.

И лучше бы ему попробовать себя в другом виде спорта, индивидуальном.

Подумав немного, мама и папа решили отдать Неспортивного ребенка в секцию борьбы, рассудив, что знание приемов пригодится в жизни, если что — постоять за себя сможет.

Но, не-смотря на подходящее, по мнению тренеров, телосложение, Неспортивный ребенок и там не задержался.

Тренер попросил родителей забрать малыша, потому что тот постоянно нарушал дисциплину: ему было очень скучно повторять одно и то же упражнение много раз.

В общем, побывал этот самый малыш еще в нескольких спортивных секциях, но не проходило и месяца, как его просили прекратить посещать занятия либо он сам отказывался на них ходить. В полном отчаянии родители обратились за консультацией к детскому психологу.

Важно! Оптимальное время для занятия спортом — раннее утро или вечер. Утром лучше идти на занятие натощак, вечером — как минимум через полтора часа после еды и не менее чем за два часа до сна.

Не отпускайте ребенка в секцию, если у него даже слегка поднялась температура или появились другие признаки воспалительного процесса.

  • На заметку: Ребенка с хроническими заболеваниями не стоит отдавать в секции: -Бокс -Регби -Американский футбол
  • -Карате

Откуда берутся неспортивные дети?

В последние десять лет идея здорового образа жизни настолько захватила умы и сердца людей, что стало даже как-то неприлично не заниматься никаким видом спорта для собственного оздоровления.

И современные родители стремятся как можно раньше приобщить своих детей к занятиям спортом. Например, для новорожденных существуют не только специальная зарядка, но и программа развивающих занятий в бассейне, а для детей постарше предлагается целый спектр спортивных занятий.

Но что делать, если на все попытки приобщить ребенка к спорту он отвечает сопротивлением?

Мне часто приходится слышать от взрослых жалобы на нежелание детей заниматься спортом. Больше всего из-за неспортивности ребенка переживают родители мальчиков.

Считается, что мальчик должен обязательно заниматься спортом — это влияет на формирование мужественности, мужских качеств личности.

Но что плохого в том, что мальчик тяготеет к спокойным занятиям, требующим размышлений и тишины? Сами по себе занятия спортом не сделают ребят более ответственными и надежными.

Еще родители переживают, что ребенок теряет интерес к занятиям, как только у него что-то перестает получаться или выясняется, что надо приложить усилия для достижения результата. С одной стороны, я понимаю тревогу мам и пап: ведь если ребенок уже в таком возрасте пасует перед трудностями и не стремится добиться успеха, то что же от него ожидать дальше.

С другой — можно понять и ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте перед детьми и без занятий спортом ставится много «непростых» задач: обучение в школе (а для многих учеба начинается гораздо раньше — с 3-4 лет), приобретение навыков общения со сверстниками, добавляет сложностей и растущий организм.

Поэтому часто занятия спортом воспринимаются ребенком как еще одна неприятная обязанность.

Для многих детей спорт важен как возможность избавиться от накопившейся энергии, дать выход эмоциям, и только для некоторых — это способ самоутвердиться, достигнув каких-либо успехов. Часто бывает, что предлагаемые родителями виды спортивных занятий не соответствуют ни интересам, ни темпераменту ребенка. Условно можно выделить несколько типов неспортивных детей.

Родители отдают детей в спортивные секции, чтобы:
-росли крепкими, сильными, здоровыми; -было, где выплеснуть избыток энергии; -умели ставить цели и добиваться их; -развивать волю и выносливость; -научились преодолевать страх; -учились общению в новом коллективе; -оправдали надежды родителей;

-приобрести в будущем высокооплачиваемую профессию.

Непоседа. Ему хочется быстрого результата и постоянной смены деятельности. Этому ребенку не подходят виды спорта, требующие упорных и длительных тренировок, например гимнастика или фигурное катание.

Такому малышу подойдут занятия, позволяющие находиться в постоянном движении, например велосипед, некоторые командные игры.

Если ребенок успешен в своих занятиях, то его захватывает дух соревнования, появляется азарт и желание добиться большего.

Зарядка для маленького непоседы должна состоять из многих неповторяющихся движений, например: подпрыгнул, перевернулся, вскарабкался по лесенке, повис на кольцах, спрыгнул, присел, потянулся — и все это под веселую музыку.

Созерцатель.
Если ребенок с рождения задумчив и спокоен, ему неинтересно куда-то бежать или чего-то достигать. Задумавшись, он пропускает мячи, играя в волейбол, и врезается вместе с велосипедом в дерево, засмотревшись на что-то интересное.

Ему нравится наблюдать и размышлять, поэтому лучше всего ему заняться туризмом, например плавать на байдарках. Самое главное, не позволять созерцателю часами, скрючившись, сидеть за компьютером или с книгой в душном помещении — читать можно и на свежем воздухе.

А в качестве разминки хорошо подойдут традиционные сезонные занятия, например купание в речке летом или катание на лыжах зимой. Это и думать не мешает, и является хорошей физической нагрузкой.

Нонконформист.
Этот ребенок упрям и своеволен, не любит подчиняться требованиям окружающих, отказывается делать «как все». Даже если его привлекает предложенный вид спорта, он может отказаться от него, если на занятиях настаивают родители. Он мечтает выделиться и отличиться.

Ему лучше всего подойдет какой-нибудь неординарный вид спорта — фехтование, лошади, спортивное ориентирование или занятия, включающие в себя физическую подготовку: боевые искусства, цирковая студия, спортивные танцы.

Желательно просто дать такому ребенку знать о возможности позаниматься в той или иной секции, а не приводить туда за руку и не настаивать на занятиях.

Неудачник.Если ребенок привык, что у него ничего не получается, если у него низкая самооценка и высокая степень неуверенности в себе, то он будет пасовать перед любой трудностью и, боясь очередных неудач, даже не захочет пробовать чем-то заниматься.

Но если неудачник почувствует себя успешным, тогда он будет заниматься с удовольствием и стремиться добиться большего. Подбирая ему занятия, следует в первую очередь ориентироваться на личность педагога и атмосферу в коллективе.

Отношения между детьми должны быть доброжелательные, а не сопернические, а педагог — быть не слишком требовательным, умеющим поддержать своих подопечных. Для неудачника лучше индивидуальные виды спорта, чем командные, чтобы не возникла боязнь подвести окружающих.

И на первых порах лучше избегать соревнований и хвалить ребенка за малейшие достижения и даже их отсутствие.

Несколько советов

  1. -Купите ребенку спортивный комплекс: он развивает ловкость и позволяет самостоятельно распоряжаться своими умениями. А еще малыш с удовольствием демонстрирует свои достижения всем родным и друзьям, которые могут прийти;
  2. -С раннего возраста поощряйте подвижные игры ребенка.

    Играйте с ним в салочки, в снежки;

  3. -Обучая ребенка кататься на лыжах, коньках, роликах, велосипеде и так далее, будьте доброжелательны, снисходительны и не очень настойчивы.

    Не ждите от ребенка больших успехов, хвалите его как можно чаще;

  4. -Поощряйте сезонные развлечения ребенка (плавание и катание на велосипеде летом, катание на лыжах и с горок на санках и ледянках — зимой).

    Катайтесь и плавайте вместе с малышом, так и веселее, и безопаснее, а в процессе игры легче научить чадо;

-Выбирая спортивную секцию для ребенка, всегда следует учитывать талант и интерес малыша, а не давать воли своему тщеславию. Маленькому человеку пойдут на пользу только те занятия, которые доставляют ему удовольствие.

Если ребенок не хочет заниматься спортом

Как показывает практика, всегда можно подобрать для чада занятия, которые позволят поддерживать хорошую физическую форму и укреплять здоровье. Сделать это можно, не мучая ни себя, ни ребенка.

Главное решить для себя, хотите ли вы, чтобы малыш был просто здоровым и крепким, или вы хотите сделать из него профессионального спортсмена.

Во втором случае надо быть очень внимательными в выборе вида спорта и места обучения.

Многие дети сами рано или поздно приходят к мысли о необходимости занятий спортом, если у них не отбить всякий интерес к спортивным занятиям в раннем детстве.

Например, одному неспортивному мальчику в четвертом классе захотелось играть в волейбол вместе с друзьями, и он записался в секцию при школе.

А другая девочка только в девятом классе благодаря новому учителю увлеклась туризмом и не только приобрела новых друзей, но и избавилась от ежегодных изматывающих простуд.

А еще одного болезненного и неспортивного мальчика так изводили сверстники во дворе, что в 10 лет он сам нашел и записался в секцию бокса.

Нет ничего страшного в том, что ребенок совсем не будет заниматься спортом. Если у него не спортивные интересы, достаточно того, что он будет вести подвижный образ жизни, например много гулять, и ходить пешком, и заниматься физкультурой в школе.

Однажды, возвращаясь с очередной неудачной тренировки, Неспортивный ребенок сказал маме: «Вот если бы я сам решал, чем мне заниматься, я бы пошел танцевать…

» И в шесть лет этот неспортивный малыш стал с удовольствием заниматься бальными танцами, где ему и за осанкой пришлось следить, и зарядкой-разминкой заниматься, и в соревнованиях-конкурсах участвовать. Но главное, что ему это все очень и очень нравилось.

А спортивные родители перестали переживать и стали гордиться своим неспортивным ребенком.

Кравцова Марина, детский психолог.
Окончила факультет психологии МГУ.

Автор книг: «Если ребенок говорит неправду», «Если ребенок берет чужие вещи», «Если ребенок дерется», «Если ребенок не любит читать» — издательство «Эксмо», «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» Издательство «Генезис».

Рубрика Поведение ребенка до 3 лет
Анастасия Бурнашова
138290
Посмотреть комментарии

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *