У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться

Екатерина Ушахина

Представление о мире дети получают от окружающих людей. Если родители думают о мире с тревогой и многого боятся, то и ребенок может начать воспринимать мир так же, особенно если это чувствительный, осторожный или беспокойный ребенок.

С другой стороны, если родитель подходит к тревожным ожиданиям разумно, это поможет ребенку сформировать новое мировосприятие. Поэтому, вместо того чтобы пытаться скрыть свои страхи, используйте их как возможность показать хороший пример.

Авторы книги «Спокойные» рассказывают, как помочь детям преодолеть тревоги и страхи. Прочитайте несколько полезных советов прямо сейчас.
У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться
Спокойные

Делай, как я

Ваш ребенок может не замечать, как вы реагируете, когда он противостоит своему страху. Зато он четко улавливает то, как вы реагируете на вещи, вызывающие тревогу у вас .

Если родители пытаются избежать предмета своих страхов, а не противостоят им, то вполне вероятно, что ребенок научится делать то же самое. С другой стороны, если родитель покажет, что способен противостоять страхам, это послужит стимулом для ребенка.

  • Конечно, это не всегда легко; но детям полезно видеть, что и вы испытываете трудности, поскольку им тоже предстоит время от времени с трудом преодолевать страхи.
  • Подумайте, каким из ваших страхов уместно поделиться с ребенком (например, боязнью собак, а не чего-то «взрослого», вроде денежных проблем или проблем в отношениях), и покажите ему, как можно справляться с этим страхом.
  • У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться
    Расскажите ребенку о своих страхах и о том, как вы с ними справляетесь. Источник

Если малыш боится всего нового

Постарайтесь привнести элемент веселья в освоение новых вещей. Например, мы уже знаем, что дети, которые боятся говорить вслух в присутствии незнакомых людей, отлично справляются со страхом, постепенно произнося перед другими всё больше звуков при помощи забавных приложений (например, гася пламя на экране или разговаривая измененным голосом).

  1. Веселые игры, помогающие детям делать то, чего они боятся, дают им возможность попробовать что-то новое и обнаружить, что это не так страшно, как казалось.
  2. Можно превратить борьбу со страхами в игру вроде «фантов», где вы по очереди будете выполнять задания.
  3. У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться
    Объясните малышу, что узнавать новое интересно, несмотря на тревогу. Источник

Почтовый ящик для страхов

Ведите записи о тревогах: так вы или ребенок сможете фиксировать все страхи, возникающие в промежутки между «временем для беспокойства».

Если в течение дня возникает какой-то страх, запишите его и продолжайте заниматься тем, что делали.

Это может быть неприятно для ребенка, но если он увидит, что «время для беспокойства» не отменяется, то убедится, что никакие страхи не будут упущены или забыты.

Он, вероятно, легче отнесется к этому, если сделать запись страхов интереснее. Например, используйте «особенную тетрадь». Вы вместе могли бы украсить ее, наклеив фотографии его любимых персонажей или знаменитостей. Можно даже сделать почтовый ящик, куда ребенок будет «отправлять» сообщения о страхах в течение дня.

У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться
Вы можете сделать специальный почтовый ящик, в который ребенок будет складывать свои страхи. Источник

Для многих детей этот процесс откладывания страхов на потом может оказаться очень полезным. Детям (и взрослым) иногда кажется, что, переживая, они как бы что-то делают, а если не поволноваться, ситуация ухудшится. Откладывание тревог на потом покажет ребенку, что ничего страшного не произойдет, если он не будет волноваться.

Если держать страх в уме (и в записях) постоянно, он может начать надоедать («ну вот, опять!») — и в результате его будет гораздо легче игнорировать.

Переключите внимание

Переключать внимание ребенка можно по-разному. Попробуйте, к примеру, вовлечь его в игру, требующую полной концентрации.

Если вы в дороге, заключите пари, сколько красных машин увидите, прежде чем доехать до места назначения, и заставьте его считать.

Или посмотрите на транспорт вокруг вас и начните составлять слова, используя буквы с номерных знаков. Если вы дома, найдите для ребенка работу, которая ему понравится и увлечет его.

Дети часто тяготеют к активному отдыху и спортивным играм, которые позволяют сосредоточиться на том, что они делают прямо сейчас, и отключиться от страхов.

Выясните, что особенно увлекает ребенка, и побуждайте к этому занятию, когда им начинает овладевать беспокойство.

Между «временами для беспокойства» может возникнуть соблазн как-то ободрить ребенка, заверить его, что нет нужды беспокоиться. Конечно, это естественная реакция, но постарайтесь не поддаваться.

Вспомните все случаи, когда вы успокаивали ребенка и говорили: «Не переживай». Разве тревоги кончились? Вряд ли. На самом деле, когда нам говорят о чем-то не думать, мы в итоге начинаем думать об этом еще больше!

Попробуйте сами. Представьте себе большого бурого медведя, который сидит на полу в гостиной и ест из банки мед. А теперь не думайте об этом! Когда вам велели не думать, образ медведя тут же вернулся к вам? Для многих людей ответ ― да.

У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться
Иногда бесполезно пытаться не думать о чем-то. Источник

Ваша задача — не утешить ребенка, а сделать так, чтобы он мог лучше контролировать свои переживания, даже если вас нет рядом.

Отношение к неопределенности

Тревожным детям часто трудно вынести неизвестность. У них возникает множество вопросов типа «что, если?..», например: «Что, если я забуду слова во время выступления?», «Что, если самолет упадет?», «Что, если заболею я или мама?» Существуют методы, помогающие чувствовать себя спокойнее, даже не всегда точно зная, что произойдет.

Ключ к принятию неопределенности в том, чтобы принять ее и справиться, а не пытаться избежать. Поэтому вместо того, чтобы всегда сообщать ребенку, что происходит (например, всегда иметь четкий распорядок и сообщать ему, что планируется дальше), полезно начать вносить некоторую спонтанность в его жизнь.

У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться
Дети боятся неопределенности, как и взрослые. Источник

Тут могут помочь эксперименты, помогающие испытать неопределенность. Вот несколько примеров:

— Договориться, чтобы кто-то другой забрал ребенка из школы.
— Запланировать спонтанную встречу с другим ребенком, чтобы поиграть вместе.

— Изменить планы на выходные.

Переключение фокуса с физических ощущений

Некоторые дети уже слишком привыкли сосредотачиваться на своих неприятных ощущениях и беспокоиться из-за них. В этом случае полезно научить их переключать внимание с физиологических ощущений и выяснить, как это повлияет на степень их тревожности.

Сядьте вместе с ребенком и заставьте его для начала сосредоточиться на чем-то примерно на 30 секунд. Например, попросите его найти все цвета вокруг себя, все звуки или даже текстуры.

Участвуйте сами, чтобы знать, что ребенок видит и слышит, и потом сравнить, что нашел каждый из вас! Попросите ребенка, что ему нужно полностью сосредоточиться на цветах, например.

Это может показаться непростым, но надо потренироваться, и у него (и у вас) все получится. Такого упражнения может быть достаточно, чтобы помочь успокоиться.

У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться
Чтобы снизить тревожность, нужно научиться переключаться с физических ощущений. Источник

Если ваш ребенок постарше, пусть он сначала сосредоточится на окружающем мире (не забывайте ставить конкретные задачи: звуки, цвета, запахи), скажем, на 30 секунд, а затем полностью переведет внимание на свой организм и происходящее в нем еще на 30 секунд. Потом попросите снова переключиться на внешний мир на 30 секунд.

Если ребенок научится как следует сосредотачиваться на чем-то внешнем в спокойном состоянии, то сможет применять этот метод и во время приступов тревоги.

Чтобы жизнь детей складывалась удачно, недостаточно хорошо учиться и уметь общаться с людьми. Они должны иметь в запасе полезные и эффективные способы «отключения и подзарядки». Когда дети тревожатся, их мозг не отдыхает, а вот когда прыгают на батуте — другое дело!

По материалам книги «Спокойные. Как помочь детям справиться со страхами и тревогой».

Обложка статьи: pexels.com

Как помочь ребенку преодолеть страхи? – Medaboutme.ru

Абсолютно любой ребенок испытывает страх перед чем-либо. Однако у некоторых малышей боязнь определенных вещей, ситуаций или явлений становится настолько сильной и навязчивой, что это превращается в настоящую проблему.

Многие взрослые ошибочно полагают, что все страхи, которые испытывает кроха, пройдут сами собой по мере его взросления. На самом деле далеко не у всех детей фобии исчезают самостоятельно.

Без своевременного вмешательства детские страхи способны прогрессировать и укореняться в психике ребенка, отравляя его последующую жизнь.

Страхи у малыша: возможные причины

У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться

Маленькая личность растет и меняется, все больше постигает окружающую действительность и со временем понимает, что есть множество вещей, которых стоит опасаться. И это нормально. Чувство страха осталось у нас на уровне инстинкта самосохранения; оно помогает человечеству выживать даже сейчас, в относительно безопасное время. Однако если ребенок постоянно находится в напряжении и испытывает сильные страхи даже без видимых на то причин, важно выяснить, с чем это связано. К числу основных факторов, способных вызывать страхи у детей, относятся:

С крохой произошел неприятный или даже шокирующий случай, и теперь он опасается его повторения.

Крики и ссоры расшатывают детскую психику, впуская в душу ребенка тревожность и нагнетая страхи. Стоит отметить, что многие дети смотрят на мир субъективно, и когда между родителями возникает конфликт, начинают чувствовать себя виноватыми. А это только усиливает внутреннее напряжение.

В детском возрасте все склонны фантазировать; четкого разделения между правдой и вымыслом еще нет. Малыш видит страшный мультфильм, «взрослый» фильм, слушает угнетающую сказку, а ночью не может уснуть, обливаясь потом.

Родители пугают свое чадо «злым Бабайкой», «Волчком», который может укусить за бочок, и подобными персонажами. Даже слишком эмоциональный окрик наподобие «Не трогай — поранишься!» способен вызвать необоснованную тревогу.

  • Неприятие малыша детским коллективом.

Неудачный опыт общения с другими детьми также способен породить страх. Ребятишки могут давить на кроху, дразнить и высмеивать его. Ребенок боится идти на детскую площадку или в детский сад из-за вероятности стать жертвой физического или психологического насилия.

Чрезмерная забота родителей способна пробуждать в ребенке неуверенность в себе и мнительность.

В подобных случаях страхи обычно имеют ярко выраженный, прогрессирующий характер. Подобного рода состояния требуют лечения с наблюдением специалиста.

Что предпринять, если ребенок испытывает страхи?

Детская фобия может казаться абсурдной и даже смешной. Но огромной ошибкой будет игнорировать эту проблему. Да, для взрослого здравомыслящего человека бояться «живущего» в шкафу монстра глупо, однако для ребенка это практически реальность, а потому он испытывает постоянное психическое напряжение.

Читайте также:  Приседания ножницы или выпады на месте

Чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, для начала необходимо провести с ним беседу. Объясните крохе, что страх — это естественно. Расскажите, что время от времени боится и сильный папа, и взрослая старшая сестра. Кроха не должен чувствовать себя не таким как все и переносить свои переживания в разряд постыдных, которые нужно ото всех скрывать.

Фобия рождается там, где много неизвестного. Поговорите о страхе и выясните, что именно пугает больше всего и почему. Постарайтесь развеять опасения чада. Малыш должен понимать, что вы всегда будете рядом и защитите его в случае опасности. Обнимите, укачайте кроху. Больше всего ему необходимо ощущать себя защищенным, в заботливых руках родного человека. Пообещайте, что все будет хорошо!

Чтобы преодолеть страх, воздействуйте по большей части на эмоции ребенка. Начните обыгрывать ситуации, в которых добро всегда сильнее, где малыш с легкостью побеждает жуткого монстра.

Расскажите историю из своей жизни о том, как боялись чего-то, а в итоге оказалось, что это было напрасно (к примеру, источником страшного звука была обычная лягушка, которая вышла подышать свежим ночным воздухом, или храп папы из соседней комнаты).

Помните, что ребенок всегда «снимает узоры» со взрослых. Если вы сами излучаете страх, то и ваш наследник будет тревожиться. Избавьтесь и сами от этого чувства или хотя бы постарайтесь его не демонстрировать при крохе.

Игры для преодоления фобии

У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться

Если малыша одолевают страхи, избавиться от них помогут терапевтические игры. Отнеситесь к ним со вниманием, и ребенок очень быстро избавится от навязчивой фобии. Вы можете воспользоваться следующими вариантами:

Пусть кроха сам нарисует страшную ситуацию или чудовище, которое его пугает. Затем попросите малыша резкими движениями перечеркнуть готовое изображение ручкой или фломастером несколько раз, в разных направлениях. Вместе разорвите рисунок на мелкие кусочки. Это хороший способ выплеснуть негативные эмоции и снять внутреннее напряжение.

Разыграйте сценку с куклами, где добро побеждает зло. Дайте чаду насладиться победой и моральным облегчением.

Возможно, опасение вызывает определенная деталь интерьера в комнате. Возьмите ее и вместе закопайте в песок или землю, вдалеке от мест, где вы часто бываете. Перед этим можно сломать этот предмет.

Если вещь ценная — заверните ее в пакет перед «захоронением», чтобы ее можно было в дальнейшем достать (разумеется, кроха об этом узнать не должен).

Главное, чтобы ребенок выплеснул накопленные негативные эмоции.

Сочините сказку, в которой злой монстр на самом деле оказывается добрым и смешным. А если малыш положит на блюдечко пряники и поставит его под кровать, то чудище перестанет его пугать и взамен на угощение подарит хорошие сны.

Если ребенка сковывает страх дома, в какой-то конкретной комнате, вечером войдите в нее при свете, держась за руки. Дайте крохе все обследовать.

Затем возьмите фонарики, выключите свет и вместе начинайте осматривать комнату. Время пребывания в темноте, по желанию ребенка, увеличивается.

Обычно такая игра заставляет смеяться, чувствовать безопасность (вы же рядом). Страх постепенно улетучивается.

Чего никогда нельзя делать, если ребенок боится?

Ни в коем случае не смейтесь над абсурдными страхами малыша, иначе он замкнется в себе и больше не станет рассказывать вам свои секреты. Потеря доверия — худшее, что может произойти в любящей семье. Кроме того, подавленное чувство страха способно скрываться глубоко в подсознании и всплывать спустя годы, но уже в виде неврозов.

Неприемлемо ругать, стыдить или унижать ребенка за страх. Нельзя заставлять его стоять в комнате, которая вызывает ужас. Бессмысленно говорить: «Посмотри, мы с папой не боимся!» Разумеется не боитесь, вы же взрослые! Такой подход не решит проблему, а только отстранит от вас чадо и вызовет обиду.

Помните: только внимание, поддержка и любовь способна прогнать страх! Если ситуация на ваш взгляд критическая, имеет смысл обратиться за помощью детского психолога.

7 правил, чтобы помочь ребенку справиться со страхом

2 523

Я часто вспоминаю историю, как трехлетний сын получил от любимого дяди в подарок замечательного робота на батарейках. Высотой сантиметров 60, сверкающий красными глазами-лампочками, он с бибиканьем лихо разъезжал по комнате. Дядя был уверен, что подарок вызовет восторг. Но мальчик перепугался, закричал и рванул из комнаты.

Дядя повел себя мудро. Отключив робота и поставив его в сторону, пошел за ребенком. Посадил его к себе на колени, обнял и начал с ним ласково разговаривать. Обещал, что поможет подружиться с роботом.

Почувствовав себя увереннее, сын согласился посмотреть на подарок снова, потом решился дотронуться до него. В конце концов, завернул его в одеяло и стал баюкать, как младенца, превратив предмет страха в объект заботы. Я вздохнула с облегчением.

Сын сделал маленький шаг вперед в умении справляться со страхом.

Родители часто задают мне вопрос, как помочь ребенку избавиться от страхов. А тот или иной иррациональный страх испытывают 90 процентов детей в возрасте от 2 до 14 лет.

Чаще всего встречается боязнь темноты, каких-то животных, воображаемых монстров, привидений. В большинстве своем эти страхи с годами ослабевают или совсем исчезают.

Но бывает, что они сохраняются и мешают нормальному развитию ребенка.

Детский страх реален, даже если вам он кажется иррациональным

От взрослой реакции на детские страхи, зависит, будет ли ребенок чрезмерно тревожным или найдет способы справляться с боязнью.

1. Не делайте вид, что вам не страшно, если на самом деле чего-то боитесь

Ребенок очень точно чувствует, когда взрослые его обманывают, и начинает еще больше бояться. Лучше честно признаться, что у вас есть такой вот дурацкий страх, но вы постараетесь с ним справиться.

Разберитесь с собственными фобиями. Когда у родителя много страхов, например, он боится собак, высоты, привидений и так далее — скорее всего, и ребенок будет всего бояться. Если вы чувствуете, что иррациональные страхи мешают вам жить, нужно учиться с ними справляться не только ради себя, но и ради ребенка.

2. Не пытайтесь переубедить ребенка, если его мучает иррациональный страх

По крайней мере, не с этого надо начинать. Когда возникает паническая реакция, любые логические доводы оказываются бессильными. Поймите, что детский страх реален, даже если вам он кажется иррациональным. Покажите ребенку, что серьезно относитесь к его чувствам. Дайте понять, что вы на его стороне. Одно это уже снизит тревожность.

3. Никогда не ругайте ребенка за его страхи

Ему будет только тяжелей, потому что к страху еще добавится стыд. Важно, чтобы родители рассматривали страхи ребенка как одну из возможностей чему-то его научить, а не как изъян характера.

Подчеркивайте сильные стороны его характера, напоминайте о тех случаях, когда он сумел преодолеть испуг. Дайте понять, что считаете его достаточно сильным, чтобы справляться с трудностями.

4. Не дистанцируйтесь от ребенка

Если вы наказываете его за то, что он чего-то боится (например, запираете одного в комнате), то тем самым только вызываете панику.

Ребенка нужно подбодрить, и одних слов тут недостаточно. Детям хорошо понятен язык прикосновений. Нежно обнимите его, возьмите за руку. Такой телесный контакт воспринимается как защита. Ваше спокойное присутствие говорит, что с пугающей ситуацией можно справиться.

Чрезмерная реакция с вашей стороны будет иметь два неумышленных и неприятных последствия. Во-первых, видя, что вы взволнованы, ребенок решит, что повод для страха действительно есть. И если вы спешите к нему с объятиями и нежными словами, он запомнит, что безотказный способ привлечь внимание — это притвориться напуганным.

Будьте готовы поддерживать ребенка, но не перегибайте палку. Дети смогут справиться со страхом, только если их научат не убегать от него, а смотреть ему в лицо.

6. Не избегайте мест, людей и вещей, вызывающих у ребенка страх

«Защищая» ребенка таким образом, вы подаете ему сигнал, что страхи обоснованы и вы не верите в его способность справиться с ситуацией.

Постарайтесь постепенно приучить ребенка к тому, что кажется ему страшным. Двигайтесь маленькими шагами. Например, он боится больших собак. Для начала почитайте ему книги, в которых действуют «хорошие» собаки. Затем поиграйте вместе с игрушечной собакой. Потом познакомьте его с какой-нибудь маленькой собакой друзей. И наконец, предложите погладить большую собаку.

7. Не пренебрегайте работой со страхами

Научить ребенка адекватно реагировать на что-то новое, непривычное, непредсказуемое, пугающее, крайне важно для развития уверенности и самостоятельности. Задача — обеспечить его «инструментами», с помощью которых он сможет оценивать риски, адекватно подходить к любой новой ситуации и выдерживать то страшное, что нельзя изменить.

Нужно осознанно вырабатывать у ребенка устойчивость личности. Читайте ему книги, в которых дети одолевают свой страх. Обучите техникам релаксации. Хвалите каждый раз, когда он проявляет смелость. Учите различать оправданный страх, который сигнализирует о том, что нужно быть осторожным, и страх, который закрывает путь к чему-то новому и полезному.

Читайте также:  Держатель для ног для качать пресс

У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться

Мари Хартвелл-Уокер — американский психолог и психотерапевт с более чем 30-летним стажем.

Источник: psychcentral.com

Алина НикольскаяИсточник фотографий:Getty Images

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно.

Если же они болезненно заострены или, сохраняются длительное время, то это заслуживает специального внимания.

Обычно это свидетельствует о каком-то неблагополучии, нервной ослабленности детей, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношениях в семье.

В общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный: ситуативный — возникает в необычной, шокирующей обстановке; обусловленный личностно — предопределен характером человека. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства.

При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это уже мнительность.

Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции.

  • Однако следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своем психическом развитии рад возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер:
  • от 1 до 3 лет — главным персонажем страшных сновиденийчаше оказывается Волк;

от 3 до 5 лет — возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка. Часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. После трех и особенно четырехлет к Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный

и Бармалей с общими у них чертами: черствостью, злом, коварством. Воплощая собой наказание, сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возможность общения со сверстниками;

от 5 до 7 лет — интенсивно развиваются абстрактное мышление, способность к обобщениям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: откуда всевзялось, зачем живут люди? Формируются опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства, дома. Типичны для этого возраста страхи перед чертями как нарушителями социальных правил и устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. Этим страхам больше подвержены послушные дети. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти.

Прежде чем начать помогать детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены (в литературе выделено 29 видов страха). Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений, страхов.

Наиболее адекватный путь — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания.

Нужно и самим родителям самокритично задать себе вопросы: какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться общими усилиями, совместными мероприятиями, той же игрой, преодолевающей страх.

Более действенным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства. Решиться помочь детям полностью избавиться от страха — это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей.

Главный фактор, препятствующий избавлению детей от страхов, — неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь всей семье в целом, только после этого имеет смысл проведение методик преодоления страхов детьми.

С помощью рисования удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка, а также страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. При использовании игры для преодоления страха психотерапевтический механизм заключается в перемене ролей, когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

  1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
  2. «Детский сад  № 198»
  3. КОНСУЛЬТАЦИЯ
  4. «Как помочь ребёнку избавиться от страхов»
  5. г. Саратов

Как помочь ребенку избавиться от страхов и стать уверенным?

   Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка.

Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций.

«Тепличные» же, гиперопекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни.

Очень наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого, «смыслежизненного» ребенка.

   Родители желали, ждали и любят своего ребенка. Однако они опасаются за его благополучие, жизнь, будущее. И вот сверхзаботливые родители завязывают свому чаду глазки: «Не надо смотреть на все это, это опасно, вдруг что-то увидишь и испугаешься.

  И ушки завяжем, чтобы ты не смог услышать грубости, несправедливости окружающего. А ротик завяжем – не дай бог, что-то не то скажешь, тебя обидят.

Чтобы что-либо ты не натворил, не сделал, мы тебе и ручки свяжем, зачем – мы за тебя все сделаем, а чтобы ты не пошел, куда не стоит ходить, туда, где опасно и страшно, мы тебе и ножки свяжем, мы тебя сами отведем, куда надо.

А самое главное это твои чувства, мы не хотим, чтобы тебя обидели люди, мальчики или девочки, нам не нужно, чтобы ты, наш любимый ребеночек, переживал, страдал, огорчался, мы завяжем тебе и сердце. Вот теперь ты в полной безопасности, ты не ошибешься в жизни!»

Ну и каково этому ребенку, как ему жить, как его воспринимают окружающие, что у него в душе? Кроме умного лобика да еще небольшой части тела, свободного у ребенка нет ничего.

Жуткий, утрированный, преувеличенный до крайности пример.

Но задумайтесь над ним, любящие родители! Ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

   Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать.

Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача – не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души.

Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволят ребенку справиться со своими страдами, быть уверенным в себе.

Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним в приведенные в этой главе игры, лучше, если помогать вам при этом будут его сверстники и близкие ребенку люди. Упражнения помогут в том случае, если причина страхов ребенка не очень серьезна; с глубинными страхами родителям не справиться, здесь вам помогут только специалисты.

   А главное, поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Так не бойтесь!

   «Мышь и мышеловка» (для детей с 5 лет)

   Необходимое количество играющих 5 – 6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (м.б., сеть). Водящий – в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

   Предупреждение:

  1. Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке.
  2. Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».

    «Кораблик» (для детей с 5 лет)

    Необходимо небольшое одеяло. Количество играющих минимум 2 взрослых и ребенок, либо 5 – 6 детей. Одеяло это корабль, красивый парусник. Дети матросы. Один ребенок капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый.

Он объясняет капитану задачу быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче.

Читайте также:  Качание пресса профилактика грыжи

Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

   «Качели» (для детей с 4 лет)

   В упражнении могут участвовать ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

   Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты.

   Предупреждение: Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.

   Затем участники меняются местами.

   «Неваляшка» (для детей с 6 лет)

   Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед.

Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки.

Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

   Предупреждение: Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

   «Соломинка на ветру» (для детей с 6 лет)

   Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6 – 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами.

По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему.

В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

   Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

   «Гармоничный танец» (для детей с 6 лет)

   В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (Лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.

   Предупреждение: Не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

   «Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)

   До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски.

После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом.

Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно.

Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

   Замечание: Повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх ».

   «Художники-натуралисты» (для детей с 4 лет)

   Для выполнения этого задания родители тоже должны поработать над своими страхами и предубеждениями.

   Возьмите большой лист белой бумаги, либо кусок старых обоев, и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставьте блюдца с жидкими красками.

Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком.

Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» и т.д.

  •    Замечание: После упражнения желательно хорошо помыться, вспоминал то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали.
  •    Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и отмывать всем вместе друг друга.
  •    «Дизайнеры» (для детей с 4 лет)

   Для игры необходимо накопить несколько непонравившихся маме по какой-то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей семьей и с друзьями ребенка. Каждый получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры вы увидите преобразовавшиеся в своем выражении и красоте лица игроков.

  1.    Следите, чтобы «украшали» всех, не забывайте позволять «украшать» себя.
  2.    Совет: После игры хорошенько отмойтесь.
  3.    «Жмурки» (для детей с 4 лет)

   Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку.

   Предостережение: Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.

   «Маски» (для детей с 6 лет)

    Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента.

На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом.

Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

   Совет: Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.

   «Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)

   Минимальное количество участников – 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то…» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

   Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

   Предостережение: Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.

   «Необычное сражение» (для детей с 5 лет)

   Количество участников – не менее 2-х человек.В просторном помещении или на улице накидывается много маленький мячей или собранных заранее высохших еловых шишек.

   Представив, что в предстоящей «битве» обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.

  •    Замечание: Объясните, что попадание мячом или шишкой это немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.
  •    «Рыбаки и рыбка» (для детей с 6 лет)
  •    Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее, но не менее 6.

   Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода.

Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью.

Процесс смены ролей повторяется 2 – 3 раза.

   Предупреждение: Движения сети должны быть в меру агрессивными.

   «Медвежонок» (для детей с 4 лет)

   Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно движутся к центру круга:

  1. Медвежонок, медвежонок Спит в своей берлоге. Хоть он не опасен, Будьте осторожны: Вы такому шалуну
  2. Не верьте никогда.
  3.    «Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.
  4.    «Чехарда» (для детей с 6 лет)

   Играют 3 – 5 участников. Один стоит на четвереньках. Следующий разбегается и пытается его перепрыгнуть. Если застрял на спине, то так там и остается. Следующий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу и так далее до последнего участника. Игра снимает мышечные зажимы, страх прикосновений и робость, укрепляет опору и расширяет свободу движений.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *