Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Как правильно кормить ребенка, опасны ли прививки для его здоровья и можно ли самостоятельно вылечить болезнь при помощи народных средств — эти и другие важные вопросы часто волнуют молодых родителей.

Многие из них, руководствуясь собственными представлениями о том, что полезно и что вредно для малыша, совершают ряд серьезных ошибок.

Заведующая педиатрическим отделением детской городской поликлиники № 39 столичного Департамента здравоохранения Олеся Сергеичева дает пять важных советов мамам и папам детей до семи лет.

Обеспечьте ребенка сбалансированным питанием 

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) рекомендуют кормить детей грудным молоком до двух лет и более. Конечно, за исключением случаев, когда это невозможно по медицинским показаниям.

«Дело в том, что именно в течение первых лет жизни происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка, формируется его иммунитет. Грудное молоко содержит все питательные вещества, необходимые для здорового роста. Также в нем находятся антитела, защищающие младенцев от распространенных детских болезней. Ни одна смесь, даже очень хорошего качества, не может полноценно заменить грудное молоко», — говорит Олеся Сергеичева.

По словам педиатра, важно понимать, что начиная с шестимесячного возраста, материнское молоко не может полностью обеспечить малыша всеми необходимыми питательными веществами.

Поэтому в рацион ребенка нужно вводить различные виды прикорма, например, мясные, рыбные, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты. Мама может продолжать кормить малыша грудью один-два раза в сутки.

К двум-трем годам рацион малыша становится почти таким же, как у взрослого человека.

Но приучать ребенка к собственным пищевым привычкам, которые предполагают ограничения в еде, родителям не стоит.

Популярные сегодня системы питания, такие как вегетарианство, сыроедение (употребление в пищу только сырых продуктов, без какой-либо термической обработки) или интервальное голодание (режим питания для похудения, предполагающий периодический отказ от еды) могут быть приемлемыми исключительно для взрослого человека. Ребенку, у которого организм только развивается, требуется полноценное сбалансированное питание. В его рацион должны входить белки, животные и растительные жиры, углеводы, витамины и минералы. Если же малыш не будет получать необходимые питательные вещества в полном объеме, это может привести к различным заболеваниям. Среди них нарушение обмена веществ или работы желудочно-кишечного тракта, анемия, замедление роста и другие.

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Делайте прививки вовремя 

Чтобы защитить ребенка от опасных инфекционных заболеваний, необходимо своевременно делать прививки. Вакцина формирует иммунитет и надежно защищает от инфекции на долгие годы.

«К сожалению, сейчас молодые родители следуют тенденции отказываться от прививок. Некоторые считают, что вакцинация вызывает осложнения, а инфекционное заболевание, если оно вдруг появится, всегда можно вылечить. Однако это не так. Современные вакцины безопасны для здоровья ребенка, а отказ от прививок подвергает опасности не только здоровье, но и жизнь малыша», — объяснила Олеся Сергеичева.

Многим инфекционным болезням, например, коклюшу, туберкулезу или гепатиту, подвержены именно маленькие дети. Ведь у них еще не сформировался иммунитет.

Некоторые заболевания очень тяжело распознать на ранних стадиях. Кроме того, они трудно поддаются лечению и чреваты серьезными осложнениями, например, пневмонией или заражением крови.

В запущенных случаях они могут привести и к летальному исходу.

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Региональный календарь детских профилактических прививок 

Откажитесь от самолечения 

Как отмечает педиатр, родителям стоит взять за правило: если ребенок заболел, нужно немедленно обратиться к врачу. Мамы и папы часто недооценивают состояние малыша и начинают лечить его самостоятельно. Например, при простуде дают антибиотики или же прибегают к народным средствам.

Однако зачастую неверно подобранные лекарства и так называемая народная медицина не избавляют от недуга, а приводят к тяжелым осложнениям. В итоге случаи, где можно было обойтись правильной медикаментозной терапией и неделей постельного режима, заканчиваются госпитализацией ребенка.

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Не создавайте дома стерильную среду 

Попытка защитить ребенка любым способом от всех бактерий, микроорганизмов и вирусов — еще одна крайность, к которой часто прибегают родители. Малыша стараются поместить в стерильную среду.

Родители не открывают окна в квартире, проводят ежедневные уборки с чистящими и дезинфицирующими средствами, не разрешают ребенку гулять и так далее.

По мнению врача-педиатра, в таких условиях у детей не развивается иммунитет, ведь организм просто не умеет противостоять внешним угрозам. В итоге ребенок, растущий в стерильной среде, оказывается более уязвим к болезням.

«Необходимо помнить, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть плюс 23 градуса по Цельсию, для детей в возрасте от одного до трех месяцев — плюс 21 градус. Оптимальная температура в помещении, где находятся малыши от трех месяцев до года, составляет 20 градусов, а там, где живут дети старше одного года — плюс 18», — поясняет Олеся Сергеичева.

Новорожденным необходимо в 2,5 раза больше кислорода, чем взрослым. Поэтому проветривать квартиру или комнату нужно часто — четыре-пять раз в день по 10–15 минут.

Не стоит забывать и о закаливании ребенка. Обтирание, купание или обливание прохладной или холодной водой, а также продолжительные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе помогают детскому организму противостоять болезням. Главное — соблюдать основные правила:

  • — не начинать закаливание во время болезни;
  • — постепенно повышать интенсивность и продолжительность процедур;
  • — закаляться регулярно, без перерывов и круглый год;
  • — закаливание лучше проводить в игровой форме.

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Не заменяйте совместный досуг гаджетами 

Маленький ребенок требует внимания и времени. И родители часто дают ему телефон или планшет, чтобы спокойно заниматься своими делами. Однако долгое использование игровых приложений, многочасовые просмотры мультфильмов оказывают негативное влияние на его здоровье.

«Не стоит надеяться, что гаджет сможет дать ребенку больше, чем общение с мамой и папой. Ведь он недополучает внимания и родительского тепла, постепенно погружается в виртуальную реальность, что в итоге может привести к нервным расстройствам. Кроме того, постоянное лежание или сидение на диване с электронным устройством не лучшим образом отразятся на осанке и зрении ребенка. Несмотря на всю занятость, стремление заработать и обеспечить детям лучшее будущее, советую родителям все же находить время на совместный досуг. Это могут быть подвижные игры, прогулки или просто беседы», — говорит Олеся Сергеичева.

Малышам до трех лет не следует давать в руки телефоны или планшеты. Дети от трех до семи лет должны проводить время перед экранами гаджетов не более 10 минут в день, а за компьютером — не чаще двух раз в неделю по 15 минут.

Проект «Здоровая Москва» завоевал Гран-при премии Eventiada IPRA Golden World AwardsМедицина онлайн: как попасть на прием к врачу, не выходя из дома

В Москве работают 40 детских городских поликлиник. Там не только оказывают квалифицированную медицинскую помощь, но и рассказывают мамам и папам, как правильно заботиться о детях, прививать им полезные привычки и формировать для них здоровый образ жизни.

Сегодня медицинские услуги для детей стало проще и удобнее получать благодаря порталу mos.ru. Так, например, родители могут записать онлайн к доктору одного или нескольких детей одновременно. Для этого надо воспользоваться электронной услугой «Запись на прием к врачу, отмена и перенос записи».

Кроме того, родителям больше не нужно приходить в медучреждение и лично писать заявление, чтобы ребенок наблюдался и получал медпомощь в поликлинике. Прикрепить ребенка к детской поликлинике или детской стоматологической поликлинике можно удаленно.

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Всестороннее развитие ребенка

Воспитать ребенка цельным, «правильным» человеком, яркой индивидуальностью и хорошо развитой личностью – естественное желание всех родителей. На помощь придет принцип всестороннего развития малыша.

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Принцип всестороннего развития личности – что это

Под таким развитием понимают гармонию во всех качествах человека, когда каждому аспекту воспитания и обучения уделяют равный объем внимания.

То есть, условно говоря, дети должны не только научиться читать, писать и считать, но также быть вежливыми, физически активными, подготовленным к любым ежедневным ситуациям.

Только так возможно правильно сформулировать индивидуальность ребенка, вырастить человека развитого физически и когнитивно, с набором нужных духовных качеств.

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Чему нужно уделить внимание

Всестороннему развитию ребенка дошкольного или школьного возраста важны все стороны его жизни, все они играют значимую роль:

  • поддержание хорошей формы (спорт, активные игры, забота о здоровье);
  • развитие когнитивных способностей, абстрактного и логического мышления, воображения, умения понимать причины и последствия своих действий, правильной речи;
  • развитие коммуникабельности, умению жить и работать в обществе;
  • умение управлять своей эмоциональной сферой (дети учатся выражать свои переживания и эмоции, испытывать эмпатию к другим людям);
  • реализация творческих способностей в музыке, танце, рисовании или другом хобби;
  • соблюдение общепринятых моральных норм и ценностей.

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Всестороннее развитие дошкольника и детей более старшего возраста перекликается с другими принципами обучения и воспитания. Например, с принципом ценности каждого возраста или направленности любой деятельности на создание конкретных навыков и умений.

При этом педагог или взрослые члены семьи должны воспринимать малыша как самостоятельную личность, понимать его взгляды, потребности и желания и принимать его право на них.

А школьное (и послешкольное) образование должно быть полным и качественным, дающим ученику все необходимые знания, причем теоретические и практические знания должны быть применимы в реальной жизни.

Как нужно действовать

Порядок действий и план занятий зависит от сферы развития. Например, для правильного физического развития малыша нужно следить за его полноценным сном, правильным питанием, балансом работы и отдыха. Можно записать ребенка в спортивную секцию по интересам, но можно и ограничиться регулярными прогулками на воздухе.

Читайте также:  Качайте пресс для чакры

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Для интеллектуального развития обсуждайте с ребенком прочитанное или пройденное им в школе, начните собирать домашнюю библиотеку, запишите малыша на развивающие курсы, ходите вместе в театр, на выставки, в музеи. Это же поможет ребенку развиваться и творчески. Запомните: «нетворческих» детей не бывает.

И даже если ребенок склонен к изучению математики и других точных наук, ему все равно нужно рисовать, слушать музыку, рукодельничать, танцевать, развивать свой творческий потенциал.

Ни в коем случае не оценивайте результаты этой деятельности ребенка как «некрасиво», «плохо» – это может надолго отбить у малыша желание творить.

Правильное социальное развитие заключается в постоянном общении ребенка в кругу семьи на разнообразные темы, поощрение его общения со сверстниками. А для корректного эмоционального развития нужно создать в семье доверительную атмосферу, обсуждать эмоции и переживания друг друга. Малыш должен знать, что он всегда может рассчитывать на вас.

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

  • Для полного духовного развития обсуждайте с ребенком вопросы морали и нравственности, ваша цель – привить ему любовь, сострадание, доброту, милосердие, честность, другие общечеловеческие ценности.

Раннее развитие: вред или польза? Мнения экспертов | «Аист на крыше»

Оглавление

Масару Ибука, инженер, предприниматель, основатель корпорации Sony, автор книги «После трех уже поздно» Михаил Лабковский, российский психолог, писатель, юрист, теле- и радиоведущий Людмила Петрановская, психолог, педагог, публицист, лауреат премии Президента РФ в области образования Марина Мелия, психолог, мать троих детей, автор книги «Главный секрет первого года жизни» Анна Александровна Давидович, кандидат психологических наук, доцент В заключение

Изображение Daniel Reche с сайта Pixabay

Хвалить детей и хвалиться детьми нужно. Об этом мы как раз недавно писали . Но следует не путать причинно-следственные cвязи. Когда ваш ребенок в чем-то молодец, не замалчивайте это, хвалите его и рассказывайте об этом всем вокруг.

Но многие родители делают иначе: они намеренно натаскивают ребенка на что-то, чтобы впоследствии этим можно было бы щегольнуть в приличном обществе: «А вот мой Васечка в 3 года умеет считать / А моя Верочка уже читает / Нам еще нет 2, а мы все буквы выучили… А что вы? Вам 4, и вы не умеете ни первого, ни второго, ни третьего? Как так???»

Эксперты практически единогласно сходятся во мнении, что подобные насильственные манипуляции крайне вредны для гармоничного и естественного развития ребенка. Конечно, если ваше 3-летнее чадо, как истинный аристократ, так и тянется почитать чего-нибудь умного поутру, то ради бога. Пусть себе читает сколько влезет.

Но в основном происходит иначе. Родители изо всех сил тычут малышу буковки. При этом малыш может даже не уметь еще разговаривать. А все почему? Потому что Вася у Ивановых уже все буковки выучил. Как говорится, вода камень точит.

Поэтому особо упорные родители рано или поздно добиваются-таки успеха – ребенок начинает различать буквы, а потом и читать. Но… нужно ли ему это?

Масару Ибука, инженер, предприниматель, основатель корпорации Sony, автор книги «После трех уже поздно»

Собственно, вот одна из причин массовой истерии вокруг раннего развития. Об этом мировом бестселлере, написанном, кстати, аж в 1971 году, слышали многие, но мало кто читал. Нашим людям достаточно заголовка – и так все понятно.

Поэтому современные родители отчаянно начинают «фаршировать» малышей всякого рода науками, пытаясь справиться с этой задачей как можно раньше.

Интересно, а если не успеть до 3 лет, то что? Ребенок будет считаться бракованным? Его следует сдать или запретить ему и помышлять о поступлении в вуз?

Самое лучшее воспитание для ребенка – это материнская любовь.

А если без шуток, то это название скорее для красного словца и больших продаж. На самом деле теория Масару Ибуки сводится к тому, что эффективное получение знаний происходит через возбуждение интереса к чему-либо.

Еще в книге много говорится про то, что гармоничному развитию ребенка способствует родительская ласка, забота, искренняя заинтересованность, здоровая психологическая атмосфера в семье, активное и непосредственное участие отца в жизни ребенка и т. д.

: «Совсем необязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребенка. Самое лучшее для начала – это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома».

Ну и основной рецепт: «Самое лучшее воспитание для ребенка – это материнская любовь».

Талант должен давать радость, он не для того, чтобы его использовали. Не надо напрягаться, искать педагогов и ждать, во что это выльется. Чаще всего ни во что не выливается, и в этом нет ничего трагического.

Михаил Лабковский, известный своими радикальными убеждениями о взаимоотношениях и психологии, считает, что стабильная психика – всему голова. А это значит, не хотите – не делайте. То же самое касается детей и так называемого раннего развития.

Психолог уверен, что супротив воли ребенка любые эксперименты в области развития феноменальных способностей малыша категорически противопоказаны. «У ваших детей, конечно же, есть таланты.

И непросто прийти к мысли, что эти таланты не обязательно упорно развивать и реализовывать – ЕСЛИ РЕБЕНОК САМ ЭТОГО НЕ ХОЧЕТ. Если он и без развития своих талантов хорошо себя чувствует. Талант должен давать радость, он не для того, чтобы его использовали.

Не надо напрягаться, искать педагогов и ждать, во что это выльется. Чаще всего ни во что не выливается, и в этом нет ничего трагического» (по материалам журнала «Сноб»).

Только понимать это нужно не так: «Сижу жду, пока ребенок сам вдруг вместо мультиков (читай «пива» у детей постарше) начнет Гомера читать», а так: первейшая задача родителей – искренне заинтересовать ребенка тем, к чему у него есть способности, чтобы сделать для ребенка учебу и развитие не нужной рутиной, а увлекательным процессом, и это самое сложное!

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Изображение Виктория Бородинова с сайта Pixabay

Людмила Петрановская, психолог, педагог, публицист, лауреат премии Президента РФ в области образования

Людмила Петрановская полюбилась аудитории благодаря популяризации теории привязанности. Эта модель формирования межличностных отношений помогает малышам с минимальными эмоциональными потерями не просто адаптироваться к этому миру, а иметь к нему доверие, от которого зависит последующее познание и становление личности.

По мнению Петрановской, в возрасте от 4 до 7 лет (нежный возраст) главное занятие в жизни ребенка – это игра. И лучше ему в этом не мешать. В целом это все, что нужно знать про раннее развитие.

Именно так происходит познание мира. Ребенок играет во все, что попадется под руку: из обувных коробок мастерятся домики, из разноцветных бумажек – еда для кукол, а из обрезков ткани – бальные наряды.

Однако «заботливые» родители и бабушки вместо всего этого самодела покупают готовые кухни из «Икеи», всамделишные игрушечные сервизы и фабричную одежду для кукол. Все это на корню убивает фантазию и образное мышление, которое так необходимо малышу для дальнейшего развития.

Хочешь получить маму хоть на полчаса в день – изображай интерес к занятиям. Потом мама рассказывает, что «ее ребенок всегда с удовольствием занимается, и даже сам просит». Еще бы! Маму захочешь – и не то полюбишь.

Считая, что ребенок занят ерундой, они пытаются впихнуть в его голову много полезной информации. В принципе, запихивать можно, но делать это только в форме игры, которая приносит удовольствие и радость от процесса.

Никаких академических занятий, монотонных упражнений и требований выдавать блестящий результат.

Если вы, конечно, не хотите раньше времени породить у малыша отвращение к школе и поиметь в будущем кучу проблем с выполнением домашних заданий.

Если же родители амбициозны и упорны в своем стремлении воспитать гения, то ребенок, как бы он ни отказывался грызть гранит науки, рано или поздно сдается.

Но не потому, что в нем вдруг просыпается неуемная тяга к знаниям, а потому что только так и не иначе можно заполучить родительское время и внимание. «Хочешь получить маму хоть на полчаса в день – изображай интерес к занятиям.

Потом мама рассказывает, что «ее ребенок всегда с удовольствием занимается, и даже сам просит». Еще бы! Маму захочешь – и не то полюбишь».

Нужно отдавать себе отчет в том, что таким образом в сознании ребенка формируется грустная истина, суть которой сводится к тому, что «сам он не так уж нужен, важны его успехи, важно, как он читает, говорит по-английски или катается на коньках «змейкой» (по материалам книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»).

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Изображение Enrique Meseguer с сайта Pixabay

Марина Мелия, психолог, мать троих детей, автор книги «Главный секрет первого года жизни»

Марина Мелия в своих суждениях о допустимых методах раннего развития опирается на исследования мозга, так как именно он является физиологической основой интеллекта.

Мозг формируется не вдруг и не сразу: «…сначала формируются отделы, отвечающие за органы чувств, движения и эмоции, за восприятие пространства и ритма, за обеспечение энергией только-только развивающейся памяти, внимания, мышления.

И только затем – те отделы, которые обеспечивают сложные функции контроля, речи, способность к чтению, письму. При этом длительность каждого этапа и срок перехода к следующему жестко регламентированы объективными нейробиологическими законами».

Пытаясь обмануть природу и накачать ребенка несвоевременными знаниями, вы не просто делаете его грустным и несчастным, вы вносите непоправимый сбой в программу.

Что это значит? А то, что развитие мозга – это умная программа, созданная природой, содержащая в себе четкие алгоритмы, которые формируются в определенной последовательности: от простых к сложным. Да, ребенок в первые годы жизни впитывает информацию, как губка. Но вопрос в том, какого рода материал предназначен для освоения в тот или иной период времени?

Пытаясь обмануть природу и накачать ребенка несвоевременными знаниями, вы не просто делаете его грустным и несчастным, вы вносите непоправимый сбой в программу. Во-первых, так вы замещаете одни навыки другими. Отсюда так много малолетних вундеркиндов, которые не в состоянии сами застегнуть себе пуговицы или нормально вымыть руки.

Читайте также:  Как качать пресс с помощью гири

А во-вторых, на освоение внеплановых задач ребенку требуется задействовать энергетические резервы, что приводит к удивительно неприятным последствиям: «Когда мы пытаемся научить малыша двух-трех лет читать, писать и считать, кора головного мозга перегружается, и эта несвоевременная нагрузка «истощает» подкорковые образования, которые в это время как раз находятся в активном периоде развития. Последствия такого отбора энергии могут сказаться не сразу: у вполне здорового и интеллектуально развитого ребенка в семь лет «вдруг» появляются энурез, навязчивые движения, страхи, у подростка – эмоциональные срывы, агрессия или пугающая пассивность» (из интервью thejizn.com).

Если к ЦНС есть запросы, то она любой ценой пытается выполнить их…  У ребенка сбивается цикл сон – бодрствование, сбивается режим физиологических отправлений, режим кормления, сбивается работа эндокринной нервной системы, нарушается иммунный статус…

Аналогичного мнения придерживается и Анна Давидович, объясняя с научной точки зрения, почему не стоит натаскивать и подгонять ребенка в развитии: «Когда мы не по возрасту начинаем обучать ребенка, мы создаем запрос к тем мозговым системам, которые еще не созрели. Да, ребенок что-то делает.

Но при этом он реализует это с огромными энергетическими затратами для его центральной нервной системы (ЦНС). Если к ЦНС есть запросы, то она любой ценой пытается выполнить их, и один из таких ресурсов – первый функциональный блок мозга.

У ребенка сбивается цикл сон – бодрствование, сбивается режим физиологических отправлений, режим кормления, сбивается работа эндокринной нервной системы, нарушается иммунный статус…» (из интервью mamochki.by).

В заключение

Мне кажется, всего этого вполне достаточно, чтобы отправить в мусорное ведро очередное пособие из серии «Как воспитать гения» и сомнительные развивающие игрушки. Вместо этого лучше возьмите ребенка на руки, поцелуйте его и пойдите в песочницу ВМЕСТЕ лепить куличики или кормить уток на ближайший пруд. И при этом не надо зависать в смартфоне.

Детям нужно полное ваше внимание, а не внимание между «Инстаграмом», лентой «ФБ» и ответом на e-mail.

 Но если вы все еще сомневаетесь и убеждены, что все это из добрых побуждений (а чаще всего от лени и из желания «спихнуть» с себя обязанности по развитию ребенка во имя светлого будущего, а «развившие» же лучше знают, чем опытные педагоги), то вспомните хотя бы христианскую мудрость о том, куда выстлана дорога благими намерениями…

Как воспитать всесторонне развитого ребенка

Воспитание всесторонне развитого ребенка — это главная цель для каждого родителя, так как гармоничное развитие позволяет в будущем реализовать таланты ребенка и достичь всего, к чему он стремится.

Очень важно начинать процесс развития малыша, задолго до школы, чтобы в дальнейшем он смог чувствовать себя уверенно среди сверстников и без проблем достигать своих целей.

Итак, что необходимо делать родителям, чтобы их ребенок вырос всесторонне развитым, счастливым и здоровым? Шесть советов, которые помогут реализовать это на практике.

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

Совет №1: Сила специальных навыков

Каждый ребенок уникален, и у каждого есть какие-то особенности, те умения и таланты, которые присущи только ему. Такие таланты могут проявиться в любое время, в любой, даже самой неожиданной обстановке, главное на них обратить внимание и начать развивать.

К примеру, если ребенок стремится танцевать, совсем не обязательно отдавать его сразу в профессиональную школу танцев, можно начать танцевать вместе с ним дома. Неструктурированные знания имеют большую ценность, они способны гораздо быстрее развить способность.

Если же еще талант ребенка не проявился, его надо искать, предлагать разные хобби, занятия, желательно что-то осваивать вместе, постоянно учиться новому, поощрять тягу ребенка к знаниям.

Совет №2: Сила похвалы

Хвалить ребенка надо постоянно, за любую проделанную работу. Необходимо формировать у ребенка уверенность в том, что у него все получится, но при этом, не следует употреблять слова «талантливый» или «умный», так как они фиксируют мышление.

Психологи же утверждают, что люди с фиксированным мышлением, которые уверены, что они самые умные или самые талантливые, очень мало занимаются самосовершенствованием, так как считают, что они могут всего достичь исключительно врожденными способностями.

Совет №3: Сила чтения

Даже если вы или кто-то считает, что читать ребенку еще слишком рано, не отказывайтесь от чтения малышу. Читать можно начинать еще до того, как ребенок появиться на свет.

Сила чтения заключается в том, что оно способно подсознательно формировать у ребенка этот навык. В будущем дети, которым родители часто читали вслух, очень быстро учатся сами читать, любят чтение и много читают.

А это ведь и есть главное условие хорошей учебы и прочных знаний.

Совет №4: Сила совместных ужинов

Главное правило гармонии в семейных отношения — это семейные ужины, которые проходят в комфортной обстановке за приятным разговором. Совершенно не важно, что стоит на столе, главное эмоциональное единение всей семьи, насыщение от беседы.

В это время у ребенка формируются правильные семейные ценности, он получает эмоциональное удовлетворение, становится более уверенным в себе, чувствует себя защищено.

Ученые Колумбийского университета доказали, что люди, которые ужинали вместе со всей семье в детстве не реже, чем пять раз в неделю, вырастают более успешными, счастливыми и гармоничными.

Совет №5: Сила сна

Правильный режим сна — это важное условие гармоничного развития и хорошего здоровья малыша.

Но, чтобы сон был крепким, необходимо исключить просмотр телевизора перед отходом ко сну и не давать ребенку пользоваться мобильным, после того, как он уже лег в кровать.

Даже если ребенок спит на час меньше, чем ему положено, это может в два раза снизить его умственные способности на следующий день.

Совет №6: Сила объятий

Ученые подсчитали, что ребенка надо обнимать в день не менее 12 раз, так как объятия помогают избавиться от стресса, уменьшить напряжение, улучшить умственную и физическую активность.

Кроме этого, дети, которые росли в семьях, где объятия — это норма, вырастают не только более успешными, но и могут открыто выражать свою привязанность.

У таких людей гораздо лучше работает память, они легче обучаются, быстрее фокусируются и редко страдают депрессиями. Обнимайте своих детей как можно чаще!

Раннее развитие: польза или вред? Мнение педагогов и педиатров

Всестороннее развитие ребенка без вреда для здоровья

В родительских кругах Германии тема раннего развития ребёнка является крайне популярной, и многие, кто ещё недавно не поддерживал такую идею, сегодня изменили своё мнение и готовы приобщать к занятиям малыша с раннего возраста.

Многие родители хотят с помощью детей воплотить в жизнь свои несостоявшиеся амбиции, а кроме того интерес подогревается программами на телевидении, роликами в Интернете, в которых дети показывают уникальные результаты раннего развития.

Одной из причин заинтересованности в раннем развитии можно назвать постоянное повышение требований к обучению детей в школе. Например, сегодня читающий и умеющий писать 5 – тилетний ребёнок является абсолютно стандартным явлением, которое до недавнего времени вызывало удивление.

В раннем развитии нет ничего плохого, и стремление родителей вложить в малыша новые и полезные знания вызывает уважение. Но здесь есть много подводных камней, когда чрезмерный объём и неправильная подача информации могут нанести вред. Давайте разбираться в пользе и вреде раннего образования.

Что такое ранее развитие?

Парадоксально, но часто ответ на этот вопрос не знают родители, которые занимаются ранним развитием своих детей. Как правило, из – за незнания родители под ранним развитием подразумевают большой объём полученных знаний, но никак не уровень усвоения информации и её качество.

Достаточно знакомая картина, когда родители взахлёб хвастаются, что их чадо посещает несколько секций, пишет и читает, декламирует стихи Пушкина, занимается изучением иностранных языков, знает все марки спорткаров, да ещё и картины пишет. Можно ли называть этот «коктейль» ранним развитием? Бесспорным является факт занятий с ребёнком, но вот что он выносит из этих занятий — это спорный вопрос.

Часто дети умеют читать, не понимая смысла прочитанного текста, знают столицы всех стран, просто заученные на автомате.

Но самое печальное, что при этом ребёнок не умеет сам одеваться и убирать за собой игрушки.

И тут возникает вопрос, кто более развитый, ваш «ребёнок – зубрилка» или соседский мальчишка такого же возраста, который не срывает звёзд с неба в учёбе, но зато адаптирован к реальной жизни?

Развитие и обучение: в чём разница?

Обучение — это занятия с ребёнком в игровой форме, в ходе которых ребёнок приобретает и усваивает жизненно необходимые навыки.

А вот ускоренное форсирование получения различных знаний и навыков в раннем возрасте — это раннее развитие, но в нём есть обратная сторона медали.

Несомненно, есть очень умные и талантливые дети от природы, которые, получая информацию, усваивают её осознанно, понимая смысл.

Но большинство детей занимаются зубрёжкой несколько бессмысленной для их возраста информации, утрачивая драгоценный ресурс к истинным познаниям полезных и важных вещей.

Родители должны понимать, что желание получить быстро желаемый результат и сделать из малыша «ходячую энциклопедию» может обернуться негативными последствиями во взрослом возрасте. Известно довольно много примеров, когда юные «всезнайки» не могли найти своё место в жизни, замыкались в себе и изолировались от общества.

В чём опасность раннего обучения?

По мере взросления дети, привыкшие блистать своими знаниями во всех областях, начинают ощущать на себе тяжёлое давление от мыслей, что надо постоянно увеличивать объём знаний, чтобы удивлять окружающих.

При этом интересы подростка никуда не деваются, ему хочется общаться со сверстниками, проводить весело досуг, а его мир ограничивается только получением новой информации.

Читайте также:  Балетные упражнения для пресса

Тут и до психологических проблем недалеко.

Любящие родители должны проявить мудрость и понимание, чтобы признать, что не все люди могут изменить мир, а их ребёнок — не мессия, и не надо ему внушать, что он должен быть лучше всех. Зачем ему неврозы, депрессии и расстройства, если здоровье важнее?

Возможна и такая ситуация: приходя в школу с багажом ранее полученных знаний, ребёнок не особо напрягается на уроках, чтобы получить новые знания, а свободное время может потратить на уроке на разные шалости или отказаться выходить к доске отвечать урок. Ведь в его сознании закрепилось, что он просто поглощает разную информацию в больших объёмах для «показательных» выступлений, чтобы вызвать восхищение окружающих.

Сторонникам раннего развития стоит помнить о том, что чрезмерная умственная нагрузка может стать причиной физических недомоганий и нарушений гармоничного развития.

Родителям важно понимать, что, кроме чтения книжек, заучивания слов, запоминания картинок, необходимо развивать координацию и навыки движения, организовывать активный досуг и занятия спортом детей. Большое значение для становления гармоничной личности имеет то, как воспитывают детей немцы.

Как правильно развивать ребёнка?

Приступая к применению методик раннего развития, надо чётко понимать, что все дети имеют свои индивидуальные сроки развития. Польза от раннего обучения может быть только при условии, если во главе угла будут стоять познавательные потребности и физические возможности малыша, если малыш будет заниматься тем, чем ему действительно нравится заниматься.

Кроме этого, раннее развитие тесно связано с проявлениями личности ребёнка и его способностями. «Плоды» обучения будут полезными, если всестороннее развитие ребёнка не будет ограничиваться только получением знаний. Важно, чтобы развитие умственное сочеталось с физическим.

Любому ребенку необходимо, чтобы родители занимались с ним чем – то, что, возможно, не приносит такой ощутимой пользы, но при этом является крайне важным для его становления как личности: баловались, дурачились, читали книжки, общались на свободные темы, следовали семейным традициям.

В этом случае будут формироваться отношения между родителями и ребёнком, исходя из которых он будет строить модель своего взаимодействия с внешним миром.

Если в погоне за вундеркиндом родители прессуют ребёнка, демонстрируют ему свои главенство и силу, он начинает чувствовать давление, уничтожающее человеческое достоинство и вызывающее в нём ощущение жертвы. Представьте, что ждёт этого человека в будущем? И кому будут нужные его всеобъемлющие познания?

Для раннего развития ребёнка чрезвычайно важно понимать и учитывать интересы малыша, к чему он тянется, что он хочет знать. Ребёнку надо предоставить пути для саморазвития, чтобы он сам умел открывать для себя источники информации.

Ключевым моментом в раннем развитии ребёнка является умение расставлять приоритеты, смещение акцента с количества информации на её качество.

Прежде чем начать заниматься ранним развитием малыша, честно ответьте себе, какую цель вы преследуете. Если вы хотите с пелёнок взрастить гения, то лучше остановитесь сразу.

А если вы хотите обеспечить ребёнку все условия для гармоничного развития, осмысленного познания мира, с пониманием той информации, которую он получает, тогда не форсируйте события и не отбивайте у малыша желание учиться и открывать для себя новый мир.

  • Выводы
  • Сегодня многие мамы в Германии и других странах мира берутся самостоятельно заниматься ранним развитием своих малышей и активно скачивают из Интернета разные методики от Монтессори, Никитиных, Сесиль и других.
  • Прежде чем экспериментировать над своим ребёнком, не имея педагогических навыков и руководствуясь только опытом других людей, настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом, чтобы он помог в выборе наиболее подходящей методики в соответствии с индивидуальными способностями и особенностями развития ребёнка.

Своим примером показывайте детям, как радоваться новым открытиям, получать новые знания и навыки. А если вы решили встать на путь раннего развития малыша, то доверьте это дело специалистам!

Foto: Natalia Lebedinskaia / Shutterstock.com

Психологи объяснили опасность раннего развития детей — МК

Родители порой прилагают неимоверные усилия, чтобы вырастить из своего ребенка гения.

Могут ли мамы и папы «сотворить» из обычного ребенка с заурядными умственными способностями вундеркинда или без заложенного природой высокого интеллекта это невозможно? А самое главное, будет ли ребенок от этого счастлив? «МК» побеседовал на эти темы с авторитетными экспертами в области раннего развития детей.

Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых Александр Веракса ответил на наши вопросы.

— Могут ли родители развить в ребенке какие-то выдающиеся способности, чтобы обеспечить ему блестящее будущее, или это должно быть заложено природой?

— На этот вопрос давно уже ответили психологи с помощью лонгитюдных исследований (когда одна и та же группа детей изучается в течение длительного времени. — Авт.).

На протяжении более 30 лет ученые прослеживали, как развиваются одаренные дети, то есть дети, которые продемонстрировали высокие интеллектуальные способности.

Исследования наглядно показали, что успешность в жизни — это и удовлетворенность жизнью, и социальная успешность (наличие адекватного круга общения, построение семьи и пр.) — определяется не врожденными способностями, которые тоже важны, а тем, как ребенок прожил свое детство.

Если, например, родители, решая, что им лучше купить — новую модель техники или фортепьяно для развития интереса ребенка, — делали выбор в пользу ребенка, то есть они видели его интерес, следовали ему, создавали эти возможности, то такие дети развивались успешно.

— Что стоит за ранним развитием ребенка, так ли оно необходимо?

— Еще в 1970-х годах известные отечественные психологи (Петр Гальперин, Леонид Венгер, Даниил Эльконин) показали, что в дошкольном возрасте можно научить ребенка очень многому. Можно обучить ребенка сложным математическим понятиям, развить понимание живописи или архитектуры на уровне средней школы.

Достижения ребенка зависят от того, насколько системно к этому подходить и, с другой стороны, будут ли занимать такие занятия все время ребенка. И вот тут возникает такой момент: ребенок, который овладел всем этим многообразием навыков и знаний, приходит в школу.

Что он будет в ней делать? Ради чего прилагались такие усилия? Мы должны понимать, что время, которое ребенок будет посвящать наукам, если, к примеру, родители хотят вырастить из него выдающегося математика, он мог бы потратить на игру, общение со сверстниками.

То есть на те традиционные детские формы активности, за которыми стоит владение не только когнитивной (умственной, познавательной), но и эмоциональной сферой развития.

Если мы сознательно лишаем ребенка таких возможностей, то мы должны быть готовы к эмоциональным сложностям, которые у него возникнут, — не сегодня, а когда подойдет время решать более сложные личностные задачи — вхождение в группу сверстников, установление дружеских отношений и другое.

Психологи отмечают, что в методике раннего развития надо различать два понятия. Первое — это акселерация, направленное ускорение развития, которое носит искусственный характер. Родители хотят, чтобы их ребенок чем-то усиленно занимался, и это давало свои результаты.

В этом случае ребенок в своем развитии превышает возрастные нормы, чем вызывает позитивные эмоции у взрослых.

Второе понятие — в отечественной психологии и педагогике всегда доминировала идея амплификации (обогащения), то есть предоставления ребенку максимального доступного арсенала культурных средств для ознакомления с реальной жизнью в сочетании с теми видами деятельности, в которых ребенок может себя проявить сообразно своему возрасту. «Поэтому я позитивно отношусь к тому, когда дети загружены, но не тем, что они и так будут осваивать в школе, а теми видами деятельности, которые потом им будут просто недоступны, — продолжает Александр Веракса. — К сожалению, сейчас, например, мы видим практически исчезновение традиционной сюжетно-ролевой игры, которая, безусловно, способствует развитию ребенка. Причины тому — и цифровизация, и пандемия, и отношение взрослых, для которых «взрослые» виды деятельности нередко выступают приоритетом в воспитании ребенка».

По мнению профессора МГППУ, кандидата психологических наук Виктории Юркевич, «чем лучше образование в стране, тем больше там оказывается одаренных детей того или иного типа»:

— Природа и гены имеют значение, но проблема в том, что развить одаренного ребенка можно только в обогащенной — не в материальном, а в интеллектуальном смысле — среде. Я была в Южной Корее и Китае, и они поразили меня своим исключительным вниманием к образованию. В Корее говорят: у нас в стране стало больше одаренных детей.

Конечно, больше, потому что мало того что ребенок родился с повышенными возможностями, они этот потенциал еще и хорошо развивают. Способностей от природы не бывает, есть только задатки — врожденное особое устройство мозга. Эти задатки нужно еще превратить в способности, а это специальная задача.

«Без развития самые лучшие гены никак себя не проявят» (слова советского генетика Владимира Эфроимсона).

Важно, чтобы родители понимали, что им не следует ставить такой задачи — «вырастить вундеркинда». Чтобы успешно реализоваться, ребенок не должен опережать сверстников, это совсем не обязательно, а часто и вредно для него.

Главная задача заключается в том, чтобы ребенок смог в будущем реализовать себя в творческой, нужной для общества деятельности.

Поэтому важно не само по себе опережающее развитие, а потребность в познании (даже страсть), целеустремленность, упорство и подлинная, неформальная креативность.

Читайте материал «Отец 9-летней Алисы Тепляковой промедлил с платным поступлением в МГУ»

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28606 от 19 августа 2021

Заголовок в газете: «Вырастить гения — не самоцель»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *