Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

  1. Для спортсменов-фехтовальщиков создают специальное поле боя определённых размеров, на котором и происходит схватка. В ней участвуют только двое (двое мужчин или две женщины).
  2. В качестве снаряжения в обязательном порядке используются маски, специальные костюмы, гетры и перчатки.
  3. Оружием служит рапира, шпага или сабля. У обоих участников обязательно должен быть один и тот же вид оружия.
  4. Перед началом боя фехтующих ставят в двух метрах от середины поля.
  5. В зависимости от вида оружия, которое используется в турнире, фехтующие по очереди или одновременно делают попытки нанести друг другу уколы в разные допустимые части тела, например, туловище, конечности и ноги. Запрещается наносить удар только в затылок во всех видах фехтования.
  6. За ходом битвы следит судья с помощью специального аппарата — электрофиксатора. Он руководит схваткой и при нанесении уколов в соответствии с правилами (для каждого оружия они разные) присуждает баллы спортсменам.
  7. Официальным языком фехтования является французский, потому судейство ведётся на нём.

В этом виде спорта различают несколько возрастных групп для всех типов оружия, которые используются в соревнованиях:

Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

  • 10—11 лет;
  • до 12 лет;
  • до 13 лет;
  • 14—15 лет;
  • 16—17 лет;
  • 18—20 лет (юниоры);
  • от 20 лет (мужчины).

Первая и вторая группы соревнуются только на рапирах, как и женщины любого возраста. Остальные типы оружия доступны уже для следующих категорий.

Важно! Для юниоров старших лет отсчёт идёт от 1 января в соответствии с правилами, установленными Международной федерацией фехтования. В Германии же возрастная группа определяется по количеству исполнившихся лет на 1 июня.

Спортивные разряды

Детям, которые учатся в школе, а также подросткам (от 13 до 17 лет) могут присвоить III, II или I разряды.

Юниоры и взрослые уже получают право бороться за более высокие звания: кандидат в мастера спорта и мастер спорта.

Мастер спорта по фехтованию

Мастер спорта является одним из высших званий в любом виде соревнований, в том числе и в фехтовании. В личных (но не в групповых) состязаниях необходимо занять следующие места:

Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

  1. 3—8 в первенстве мира среди юниоров.
  2. 3—16 на международном соревновании в категории «А», организованной международной федерацией фехтования.
  3. 1—16 на первенстве России.
  4. 1—8 в различных первенствах России среди юниоров.
  5. 1—8 на чемпионате среди европейских стран в категории юниоры.
  6. 1—3 на всероссийских соревнованиях. При этом участвовать в турнирах должно не менее шести мастеров.
  7. В течение двух лет одержать 20 побед над мастерами спорта на турнирах первой и второй категории. В их числе должны быть 10 побед в личных схватках, а 5 — в турнирах первой категории.

Время боя и количество уколов

Длительность состязания и максимальное число нанесённых ударов регулируется следующими правилами:

  1. Если турнир проходит по круговой системе, время схватки составляет 6 минут, а максимальное количество уколов — 5.
  2. Если турниры проходят по схеме прямого выбывания (когда осталось 16 или 32 участников в группах), то мужчины соревнуются до 10 ударов, а женщины до 8. При этом время схватки составляет 12 и 10 минут соответственно.
  3. Если количество ударов достигнет максимально допустимого (5, 10 или 8), то состязание завершается досрочно.
  4. Если используются сабли или рапиры, то при одинаковом количестве нанесённых ударов бой продолжается, пока не будет необходимой разницы в один укол. При этом по времени бой никак не ограничивается.

Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

Фото 1. Укол шпагой во время соревнований (наносит спортсмен справа). За эти удары начисляются очки.

  1. Если время схватки истекло, а счёт при этом неравный, к примеру, 3:2, то количество ударов прибавляется, чтобы у фехтовальщика, который набрал большее число баллов оно увеличилось до 5, 8 или 10, в зависимости от системы начисления очков и от того, кто фехтует (мужчины или женщины).

Внимание! Если спортсмены соревнуются на шпагах и в итоге счёт «ничья», им обоим засчитывают поражение.

Вам также будет интересно:

Бой ведётся по строгим правилам: один участник атакует, а второй отвечает защитой (отбивом), и только после этого может нападать, а первый защищаться.

Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

Если спортсмены наступают на друг друга одновременно, то судья решает, что это была обоюдная атака.

В этом случае баллы за уколы аннулируются обоим фехтующим.

Вместо одновременного нападения, может быть также неверная тактика одного из участников. В этом случае балл аннулируется только спортсмену, допустившему ошибку.

Справка. Если в качестве оружия используется шпага, и уколы были сделаны практически одновременно (разница при этом составляет менее 1,25 секунды), судья засчитывает обоим участникам баллы.

Если в качестве защиты спортсмен выбирает контратаку, а не отбив, то за первую, фехтующий может получить очко только в том случае, если был перехват клинка противника в линии атаки или уколы (удары) в темп, которые останавливали нападение.

Шпага и рапира — что засчитывается

Если фехтующие дерутся на шпагах или рапирах, в качестве баллов им зачисляют только уколы, которые наносятся остриём оружия.

Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

Фото 2. Конструкция шпаги для фехтования. Оружие состоит из рукояти, гарды, клинка и электрического наконечника.

Сабля — что засчитывается

Если в качестве оружия выбирается сабля, баллы участники поединка получают за уколы и удары, которые наносятся противнику остриём, лезвием, а также обухом.

Важно! Для всех видов оружия баллы дают только за уколы или тычки по той поверхности, которую разрешается поражать. В ином случае, неправильные удары или уколы прерывают поединок.

Кому засчитывается победа

Побеждает тот участник, который первым набрал 5, 8 или 10 очков (или больше, если бой продолжался до возникновения разницы в счёте после истечения времени схватки).

Устройство пола для тренировок и соревнований

Для тренировок используют залы с матовым деревянным покрытием, которое исключает скольжение. Для соревнований выкладывают специальную дорожку из линолеума или другого похожего материала. Она имеет форму прямоугольника.

Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

Фото 3. Тренировка по фехтованию. Проходит в специальном зале, на полу которого деревянное покрытие.

Если фехтование проводится на шпагах и рапирах с электрическими фиксаторами, дорожка изготавливается из медного покрытия, которое, в свою очередь, заземляется, чтобы уколы и удары об площадку не фиксировались.

Разметка

Стандартный размер дорожки для всех видов оружия составляет в ширине от 1,8 до 2 м, а в длине — 12 м для рапир и 18 метров для сабли и шпаги. Однако обычно все соревнования проводятся на дорожках 14 м в длину из практических соображений.

Перед состязаниями делают замеры площадки и обозначают её границы с каждой стороны.

Внимание! В качестве меры безопасности от концов дорожек идёт свободное место для пробега, длина которого составляет обычно 1,5—2 метра.

Можно ли заходить за линию разметки

Спортсменам запрещается заходить за разметку.

При фехтовании на рапирах, если участник заступил за линию, то возвращается на дорожку, на 1 метр от границы, которая ближе к нему.

В турнире на шпагах это расстояние составляет 2 м, а на саблях — 5 метра. При этом атлету, который нарушил правило, засчитывается штрафной укол.

Посмотрите видео, в котором рассказывается о правилах фехтования и тренировках.

В фехтовании строго придерживаются правил поединка. Они также довольно сложные, потому такой вид спорта максимально развивает концентрацию внимания и дисциплину. При этом для каждого типа оружия (сабли, рапиры и шпаги) правила свои.

Студенческий спортивный клуб «Кронверкские барсы»

Все новости 29 Ноября 2016 Говорят, дело мастера боится. Но каким спортом нужно заниматься, чтобы им стать? Какие существуют спортивные квалификации и как получить свое звание вам расскажет статья Ирины Троценко.

Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

Спортивные звания — официально закреплены государством. Это уровень карьерного роста спортсмена в разных областях спорта. В отличие от спортивного разряда, звание не нуждается в регулярном подтверждении.

Они присваиваются за достижения на официальных спортивных мероприятиях, при условии выполнения нормативов. Однако могут также выдаваться за педагогическую и тренерскую деятельность.

Получить звание можно лично или командной работой, например, как в волейболе.

Порядок выполнения разряда и виды, выполняемых разрядов, регламентируются действующей Единой всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК).

История

Впервые ЕВСК (тогда она была всесоюзной спортивной классификацией) была разработана в 1935 году на основе уже существовавших спортивных классификаций по отдельным видам.

Начиная с 1949 года, она регулярно утверждается на четыре года. В дальнейшем постоянно меняется, добавляя или признавая новые вид.

В последнюю ЕВСК России (2014-2017 года), к примеру, был добавлен кофбол (игра средняя между нетболом и басткетболом).

Читайте также:  Расхождение мышц брюшного пресса у мужчин

Кроме званий ЕВСК 27 мая 1934 года постановлением ЦИК было установлено спортивное звание «заслуженный мастер спорта». Оно присваивалось за ежегодное выполнение норматива Мастер спорта СССР в течение 5 лет.

  • Последняя ЕВСК СССР (1989 год) содержала следующие звания:
  • ·        мастер спорта СССР;
  • ·        мастер спорта СССР международного класса (впервые утверждено в 1965 году);
  • ·        гроссмейстер СССР (шахматы и шашки).
  • Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядовФехтование: присвоение званий и спортивных разрядов
  • Первая Единая всероссийская спортивная классификация (также ЕВСК) была введена в 1994 году.
  • В ней появляются звания:
  • «мастер спорта России» (МС),
  • «мастер спорта России по национальным видам спорта»,
  • «мастер спорта России международного класса» (МСМК) или «гроссмейстер России

В 1995 году к списку добавляется «заслуженный мастер спорта России» и «заслуженный тренер России». Занятно что, КМС (кандидат в мастера спорта) — не является спортивным званием и нуждается в регулярном (1 раз в два года) подтверждении.

Среди видов спорта для инвалидов, спортсменам присваиваются аналогичные звания: «мастер спорта России среди инвалидов» (МС) и «мастер спорта России международного класса среди инвалидов» (МСМК).

В наше время классификация формируется в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта и перечнем видов, признанных Министерством спорта Российской Федерации.

Она определяет нормативы, которые должен выполнить спортсмен для получения звания, а также условия их выполнения: уровень соревнований, квалификацию судей, уровень противников.

Требования устанавливаются для каждого вида спорта в отдельности, с учетом спецификации и уровня развития в России.

  1. Список ЕВСК для летних видов, действующий с 2014-2017 год содержит:
  2. ·       110 видов спорта, развиваемых на общероссийском уровне;
  3. ·       один национальный вид — мас-рестлинг (перетягивание палки, Республика Якутия);
  4. ·       25 военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.
  5. Список ЕВСК для зимних видов, действующий с 2015-2018 год, содержит 18 видов спорта, развиваемых на общероссийском уровне.
  6. В настоящий момент в России можно выполнить (в порядке убывания):
  7. Спортивные звания:
  8. ·         Заслуженный мастер спорта России
  9. ·         Мастер спорта России международного класса (МСМК) или Гроссмейстер России
  10. ·         Мастер спорта России (МС)
  11. Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов  Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов  
  12. Спортивные разряды:
  • Кандидат в мастера спорта России (КМС)
  • 1-й спортивный разряд
  • 2-й спортивный разряд
  • 3-й спортивный разряд
  • 4-й спортивный разряд по шахматам — набрать не менее 50 процентов очков в групповом турнире, сыграв не менее 10 партий.
  • 5-й спортивный разряд по шахматам — отменён. Условия получения были подобны условиям получения нынешнего 4-го разряда.
  • 1-й юношеский разряд
    • 2-й юношеский разряд
    • 3-й юношеский разряд

Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

Кого-то может смутить существование одновременно двух понятий — МСМК и Гроссмейстер России. Это обусловлено обычаем, так как последнее звание используется исключительно для настольных логических видов (шахматы, шашки, го).

Кроме того, есть особенность присвоения юношеских разрядов. Они выполняются только в тех видах, где возраст дает существенно преимущество над противником, независимо от уровня его подготовки. То есть те виды, где важны быстрота движений, физическая сила, выносливость, скорость реакции. В других видах, как например в интеллектуальных, юношеские разряды не присваиваются.

Что нужно сделать, чтобы стать мастером спорта?

Если вы занимаетесь каким-либо видом спорта и хотите оформить или достичь какого-то разряда, Вам нужно заглянуть на сайт Министерства спорта и ознакомиться с ЕВСК:

http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/5507/

http://minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/23547/

найти свой вид, определить цель, и стремиться к ней! Или обратиться за помощью к своему тренеру.

Однако существуют общие требования, примерно одинаковые для всех видов.

Спортивные звания присваиваются только гражданам РФ.

Каждое звание предусматривает определенный возраст спортсмена. Например, для получения МСМК в художественной гимнастике необходимо, чтобы спортсменке было минимум 15 лет.

Так, для присвоения звания МС обязательным условием является участие в судействе соревнований не менее трех судей всероссийской или международной категории.

Чтобы спортсмену присвоили звание МСМК или «Гроссмейстер России», спортсмен обязан участвовать за Россию в международных соревнованиях соответствующего уровня.

Высшие звания утверждаются Федеральным агентством по физической культуре и спорту. Более низкие звания и разряды могут присваиваться спортсменам региональными или местными органами по культуре и спорту.

Спортивные разряды должны подтверждаться не реже одного раза в два года.

Для присвоения разряда или звания необходимо:

  • занятие места при выступлении в официальном соревновании по нормативам;
  • достижение заданного нормативами количества побед соперниками соответствующего звания иди разряда;
  • выполнение количественных нормативов в тех видах, где это возможно (тяжелая атлетика)

Радостно отметить, что практически все секции Кронверкских Барсов, включены в перечень ЕВСК. А значит, проявив долю упорства, выносливости и старательности вы можете достичь своего звания!

  •  Ирина Троценко
  • Источники:
  • Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту.

Том 2. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М.

Сайт министерства спорта РФ

www.wikipedia.com

Как понять фехтование. Чем отличаются рапира, шпага и сабля? Зачем нужна черная карточка? Что такое белый сигнал?

Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

Фехтование – важный вид спорта для России на Олимпиаде-2020. На нем будет разыграно 12 комплектов наград – по шесть у мужчин и женщин. Почти в половине этих розыгрышей наши претендуют на золото.

Где у России лучшие шансы:

  • 25 июля: соревнования женщин на рапирах. Одна из фаворитов – Инна Дериглазова.
  • 25 июля: соревнования мужчин на шпагах. За медаль поборется Сергей Бида.
  • 26 июля: соревнования женщин на саблях. Претендент – Софья Великая.
  • 29 июля: командные соревнования женщин на рапирах. У России хорошие шансы на победу.
  • 31 июля: командные соревнования женщин на саблях. Тоже будет битва за победу.

Для тех, кто не следил за фехтованием, два главных вопроса: в чем отличия соревнований на рапирах, шпагах и саблях и как вообще их смотреть – насколько это зрелищно.

Чем отличаются рапира, шпага и сабля

По телетрансляции они все выглядят примерно одинаково, но различия существуют. Сначала – просто определения:

  • Рапира – колющее оружие с гибким клинком, которое весит полкилограмма. Наносит колющие удары.
  • Шпага – колющее оружие с жестким клинком, весит около 770 г. Тоже наносит колющие удары.
  • Сабля – рубящее-колющее оружие. Вес – полкилограмма. Можно наносить и колющие, и рубящие удары.

Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

Есть разница в том, как держать все три оружия:

  • Рапиру держат большим и указательным пальцем – за ними контроль, остальные пальцы поддерживают.
  • Шпага держится всеми пальцами, большой палец слегка согнут.
  • При удерживании сабли большой палец слегка согнут, но есть отличие – гарда направлена вверх.

Чем они отличаются в бою:

  • Укол рапирой наносится только в электрокуртку, которая облегает туловище спортсмена. Уколы в область мимо куртки не засчитываются.
  • Укол шпагой можно наносить в любую часть тела кроме затылка (из-за безопасности спортсмена).
  • Укол/удар саблей наносится только в часть тела выше талии. Саблисты в основном наносят именно удары, а не уколы – тем эффективнее атака.

Что такое приоритет действия или право атаки:

Приоритет используется в двух видах боев из трех.

  • В боях на рапирах фехтовальщик сначала должен отразить атаку соперника и только после этого нанести свой удар. Атаковать навстречу нет смысла – такой удар не будет засчитан.
  • В боях на шпагах такого правила нет – можно колоть друг друга одновременно, тогда каждой стороне засчитается по одному очку. Но если второй укол произошел на 0,25 секунды позже первого – то засчитан не будет.
  • В боях на саблях – как на рапирах: сначала отразить атаку, потом нанести свой удар.

Фехтование: присвоение званий и спортивных разрядов

И еще такой момент. Есть понятие скрестного шага. Это перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног. Он разрешен в боях на рапирах и шпагах. И запрещен в боях на саблях, если это скрестный шаг вперед (назад – разрешен).

Кажется, с этим все понятно. Тогда дальше.

Насколько интересно смотреть соревнования

Здесь просто нужно знать основные правила:

  • В индивидуальных соревнованиях в поединке три периода по три минуты. Поединок идет до конца времени боя или до нанесения сопернику 15 уколов.
  • В командных – три минуты. В каждой команде – три участника, каждый из них должен провести поединок с каждым из команды-соперника.
  • Все турниры на Олимпиаде проходят по системе плей-офф – с выбыванием.

И особенности для понятного просмотра:

  • Поединок проходит на дорожке, за заднюю границу нельзя отступать – за это назначается штрафной укол.
  • При уколе раздается звук и зажигается световой сигнал – так зрителю можно понять, что укол стал результативным. У одного спортсмена – красный сигнал, у другого – зеленый.
  • Есть еще и белый сигнал – это значит, что укол признан недействительным.
  • В фехтовании существуют три вида штрафов. Задержка боя, бег или телесный контакт с соперником – желтая карточка, повторение таких действий – красная карточка. Есть еще и черная карточка за неспортивное поведение – она влечет за собой дисквалификацию.
Читайте также:  Тренажеры упражнения для пресса для женщин

Как все это выглядит – на примере финального поединка на Олимпиаде-2016 между российскими спортсменками. На саблях сражались Яна Егорян и Софья Великая.

На Олимпиаде-2020 соревнования по фехтованию пройдут ежедневно с 24 июля по 1 августа, квалификации будут начинаться еще ночью. Вот когда состоятся все финалы:

  • 24 июля, 15:00 – женщины, шпага / 15:45 – мужчины, сабля.
  • 25 июля, 15:00 – женщины, рапира / 15:45 – мужчины, шпага.
  • 26 июля, 15:00 – женщины, шпага / 15:45 – мужчины, рапира.
  • 27 июля, 13:30 – женщины, командная шпага.
  • 28 июля, 13:30 – мужчины, командная сабля.
  • 29 июля, 13:30 – женщины, командная рапира.
  • 30 июля, 13:30 – мужчины, командная шпага.
  • 31 июля, 13:30 – женщины, командная сабля.
  • 1 августа, 13:30 – мужчины, командная рапира.

Читайте «Гол.ру» в «Яндекс.Дзене»

Фехтование — правила

Фехтование

В фехтовании на всех видах оружия различают возрастные группы и спортивные разряды. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

В зависимости от спортивных результатов школьникам и подросткам могут быть присуждены III, II и I спортивные разряды. Юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Если соревнования проводятся по круговой системе, то чистое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов.

В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехтованию соревнования проводятся по системе прямого выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников.

При этом мужчины проводят бои до 10, а женщины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин.

Если один из спортсменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно.

Если по истечении времени боя на рапирах и саблях соперники нанесли одинаковое количество уколов, то число уколов увеличивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до первого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов увеличивается таким образом, чтобы у спортсмена, нанесшего большее количество уколов, их число соответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уколов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

В фехтовании на рапирах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехтовании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, наносимые всем лезвием и частью обуха клинка. Удары (уколы) можно наносить только по поражаемой поверхности тела. Уколы (удары), пришедшиеся по непоражаемой части тела, лишь прерывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ведения боя.

На каждую атаку соперника фехтовальщик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать атаку.

Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клинка соперника в линии атаки или останавливающими уколами и ударами в темп.

Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выполнения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав.

В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсменами, аннулируются. Во втором случае судья засчитывает укол спортсмена, который был тактически прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновременные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчитываются обоим фехтовальщикам.

В случае неспортивного поведения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его снимают с соревнований.

К подобным нарушениям относятся:

  • любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение – в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий;
  • отступление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение;
  • преднамеренный выход за боковую линию дорожки;
  • способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес;
  • снаряжение или оружие, не соответствующее правилам;
  • неспортивное поведение по отношению к судье.

Фехтование

Всё о фехтовании на рапирах: правила, требования к снаряжению, оружию одежде

Фехтование – система владения колющим холодным оружием, суть которой заключается в нанесении и отражении уколов или ударов. Главная цель этого состязания – нанести в соответствии с правилами как можно больше уколов противнику за установленный промежуток времени и при этом не дать уколоть себя. Поединки по фехтованию проводятся всегда один на один.

Виды фехтования

Фехтование – это олимпийский вид спорта.

Сражение происходит с помощью колющего оружия – шпаги, рапиры или сабли:

  • шпага – самый востребованный тип оружия, бой на шпагах считается самым сложным и опасным. Вес оружия – более 700 г, длина оружия – 110 см. Шпагой разрешено наносить укол в корпус, конечности и голову, кроме зоны затылка. Если уколы противников произошли одновременно, очки присуждаются сразу двоим спортсменам. Бой ведется по выжидающей стратегии и может длиться дольше, чем на других видах оружия;
  • рапира является наименее опасным оружием, поэтому на ней часто сражаются дети и женщины. Она легче шпаги и имеет меньший размер гарды. Поединок отличается тем, что засчитываются уколы, полученные в шею и туловище. Право на удар появляется только после того, как атака противника будет отражена. Уколы, нанесенные одновременно, не засчитываются;
  • сабля имеет такой же вес, как у рапиры, но длина ее меньше. Поединок на саблях отличается высоким темпом, поэтому считается наиболее зрелищным. Очки спортсмены получают не только за уколы, но и за удары обухом или поверхностью клинка в туловище, руки или голову противника. Засчитываются уколы, а также удары, нанесенные после того, как отражена атака соперника.

Рассмотрим подробнее дисциплину «Фехтование на рапирах».

Терминология в фехтовании на рапирах

Как и в любом виде спорта, в фехтовании на рапирах существует своя, понятная только специалистам, терминология:

  • вольный бой – поединок, который ведется в «вежливой» форме без учета результата;
  • бой – соревнование между двумя участниками с учетом результата;
  • встреча – комплекс поединков между спортсменами двух команд;
  • соревнование – комплекс боев или встреч, призванных выявить спортсмена-победителя в случае личных соревнований или команду-победителя в случае командных соревнований;
  • чемпионат – соревнование, целью которого является на установленный правилами период определить лучшего спортсмена или команду в федерации, в регионе или в мире;
  • темп – время, которое длится одно действие;
  • атака (простая, прямая) – действие при нападении, сопровождающееся выпрямлением руки и создающее прямую угрозу поражения соперника. Прием называется простым, если сопровождается одним движением, или сложным, если сопровождается несколькими движениями;
  • рипост (простой, сложный, прямой, непрямой, немедленный, с потерей времени, с переводом) – прием нападения после отражения атаки. Рипост в зависимости от быстроты реакции делится на «немедленный» или «с потерей времени»;
  • контр-рипост – прием нападения для отражения рипоста;
  • парад – прием защищающейся стороны, имеющий целью предупредить нанесение укола;
  • контратака (простая, сложная, прямая, с оппозицией, с закрыванием линии, с выигрышем) – прием нападения или защиты, проводимый одновременно с нападением соперника;
  • возобновление атаки – прием атаки, предпринятый сразу после возврата фехтовальщика в позицию «к бою!»;
  • контр-темп – любой прием атакующего соперника;
  • защита (круговая, прямая или простая) – действие обороны.

Кроме основных терминов, существует огромное количество сложных терминов, применяемых при судействе фехтования.

Характер проведения личных и командных соревнований

Личные соревнования по фехтованию на рапирах могут проводиться по следующим принципам, описанным в правилах:

  • прямое выбывание по сложной формуле, с предшествующим туром пулек и таблицей прямого выбывания, далее по системе прямого выбывания;
  • прямое выбывание по полной формуле (в случае Олимпийских игр).

В командных соревнованиях команды насчитывают 3 участников. Каждый участник одной команды встречается с каждым спортсменом противоположной команды. Применяется принцип прямого полного выбывания. За командами закрепляются места в таблице по системе, учитывающей позиции трех лучших ее участников в личных соревнованиях.

Читайте также:  Мышцы пресса под жиром

Требования к полю боя

Поле для фехтования имеет размеры 150-200 см в ширину и 1400 см в длину. Оно должно быть ровным, горизонтальным, хорошо освещенным.

Поперек длины поля должны быть расположены 5 четких линий: центральная средняя; две поперечные линии «начало боя» (на расстоянии 2 м с каждой стороны); две линии «задняя граница» (на расстоянии 7 м с каждой стороны). Крайние 2 м перед линией «задняя граница» должны быть отмечены другим цветом для удобства ориентации фехтовальщиков.

Требования к снаряжению, оружию и одежде

Одежда и снаряжение должны обеспечивать максимальную защиту и свободу движений, и не могут допускать возможность нанесения противнику физической травмы.

Одновременно одежда и снаряжение не должны иметь каких-либо отверстий, куда мог бы попасть клинок соперника. Материал одежды должен быть прочным и не вызывать скольжения наконечника.

Цвет одежды в области туловища – светлый. Ткань должна иметь сопротивление разрыву не менее 800 Н.

Для защиты верхних частей тела обязательным элементом одежды является набочник. Брюки должны иметь застежки ниже коленей. Гетры должны целиком прикрывать всю голень.

В женском снаряжении обязательно должен быть в наличии защитный бюстгальтер. Манжет перчатки должен доходить до половины предплечья. Зазор между ячейками сетки в маске должен быть не больше 2,1 мм.

Диаметр проволоки сетки – 1 мм.

Для фехтования на рапирах поверх одежды должна надеваться специальная токопроводящая куртка, целиком покрывающая поверхность тела в любом положении. Нижний край куртки должен как минимум на 10 см закрывать брюки в положении фехтовальщика «к бою!». Куртка должна иметь подмышечники. Обратная сторона такой куртки должна быть изолирована с помощью специальной подкладки.

Высота ворота должна быть как минимум 3 см. Личный провод с разъемами на концах должен быть протянут вдоль спины под курткой, затем по рукаву через перчатку, присоединяясь к рукояти оружия. Проводки в шнуре должны быть хорошо изолированы и скреплены.

Рапира должна иметь конструкцию, обеспечивающую безопасность в ежедневных условиях. Запрещены какие-либо действия с целью изменения гибкости и остроты клинка. Вес рапиры – 500 г, предельная длина – 110 см.

Элементами оружия являются:

  1. Стальной клинок, заканчивающийся с одной стороны наконечником, а с другой – стержнем. Длина клинка – 0,9 м, сечение – прямоугольное. Угол фаски граней – 45 градусов, стрела прогиба – от 5,5 до 9,5 см. Электрический провод для соединения наконечника с клеммой протянут в специальном канале, расположенном в клинке. Головка наконечника должна иметь форму цилиндра, максимальный размер головки – 7,0 мм. Давление, необходимое для сигнала от головки – более 500 г. Максимальный ход головки, необходимый для сигнала – 1 мм.
  2. Рукоятка для фиксации руки, которая дополнительно может иметь головку эфеса. Конструкция ее должна отвечать требованиям безопасности спортсмена и его противника, и не иметь приспособлений для усиления защиты. Использование рукоятки для метания оружия запрещено.
  3. Защитная гарда диаметром от 9,5 до 12 см, которая закреплена выпуклой частью вперед между рукояткой и клинком. Гарда имеет разъем для присоединения личного шнура фехтовальщика. В месте имеющейся выпуклости гарда должна быть гладкой и матовой.

Внутри гарды должна быть специальная прокладка для предохранения руки от проводов и электрических контактов.

Особенности ведения боя

Бой на рапирах имеет некоторые отличия:

  1. Согласно правилам, спортсмен должен держать рукоятку одной рукой любым способом. Кисть руки должна быть в контакте с рукояткой и не соскальзывать назад. Если используется специальное ортопедическое приспособление или форма, то большой палец верхней поверхностью должен быть направлен в сторону желобка на клинке. В случае ранения или травмы фехтовальщик имеет право поменять руку только после разрешения судьи. Запрещается пользоваться оружием как метательным снарядом.
  2. Соперники принимают по команде судьи «К бою!» стартовое положение и сохраняют неподвижность до команды «Начинайте!». До этой команды уколы не являются результативными. При положении «К бою!» участник становится в позу, при которой передняя ступня находится в двух метрах от средней линии поля. При этом он всегда располагается на середине поля. Расстояние между соперниками в процессе боя должно быть таким, чтоб невозможно было касание оружием противников. После каждого результативного или нерезультативного укола соперники возвращаются в исходное положение «К бою!» в центр поля. Без разрешения судьи фехтовальщик не может покинуть поле.
  3. Команда «Стой!» предназначена для остановки боя, после нее любые действия фехтовальщиков не засчитываются. Команда подается также в случае, когда бой становится опасным или противоречит правилам.
  4. Позиция «Кор-а-кор» – положение, когда соперники контактируют друг с другом, и судья вынужден остановить бой с применением к виновному наказания, предусмотренного правилами. При этом укол, нанесенный нарушителем, аннулируется.
  5. Правилами разрешаются различные уклонения и перемещения, кроме поворота к противнику спиной. В случае такого поворота к фехтовальщику применяют наказание, предусмотренное правилами и аннулируют укол нарушителя (в случае, если он имел место). Если участник осуществляет переход за соперника, судья подает команду «Стой!», после чего спортсмены должны вернуться на свои позиции.
  6. Любые действия невооруженной рукой, будь то оборона или нападение, запрещены. В таком случае нанесенный укол аннулируется. Прикрывать поражаемые места другими частями тела запрещено. Фехтовальщику также запрещено дотрагиваться незащищенной рукой до электрического снаряжения. В случае этих нарушений укол, нанесенный виновным участником боя, не засчитывается. Судья имеет право поменять соперников местами в целях лучшей точки видимости нарушителя. В спорных случаях судья может прибегнуть к помощи ассистентов, которые с двух сторон ведут наблюдение за участниками, сигнализируя в случае нарушения поднятой рукой.
  7. При команде «стой!» занятая позиция на поле остается за спортсменом до тех пор, пока судьей не будет зафиксирован результативный укол. При возвращении в исходное положение «к бою» фехтовальщики обязаны отступить на одинаковое расстояние для восстановления дистанции. При остановке вследствие позиции «Кор-а-кор» спортсмены возвращаются в позицию «К бою» так, чтоб невиновный спортсмен остался на том же месте.
  8. Если один из фехтовальщиков заступает сразу обеими ступнями ног границу поля, судья должен немедленно остановить бой. При этом засчитывается только укол, нанесенный тем спортсменом, который остался в зоне поля. В случае пересечения фехтовальщиком обеими ногами задней линии поля, судья должен присудить нарушителю штрафной дополнительный укол. В случае пересечения одной ступней боковой линии, судьей подается команда «стой!», противники должны вернуться в положение «к бою». В случае пересечения двумя ступнями виновник должен быть наказан тем, что при возвращении на исходную позицию противник выдвигается вперед на 1 м, а виновник должен отступить. Если заступ за какую-либо границу двумя ступнями произошел при проведении броска, то фехтовальщику присуждается наказание, установленное правилами. В случае заступа вследствие случайного толчка спортсмен не наказывается.
  9. В случае нанесенной в поединке травмы, зафиксированной врачом, назначается перерыв для медицинской помощи максимальной продолжительностью 10 минут. Если по истечении 10 минут врач устанавливает невозможность продолжения боя, пострадавший спортсмен отстраняется от участия в соревнованиях, а в случае командных соревнований заменяется другим. Если бой остановлен без серьезных на то причин, после констатации факта врачом к виновному применяется наказание.
  10. Продолжительностью называется сумма периодов времени между командой «Начинайте!» и командой «Стой!» без учета остановок боя. Установлена следующая продолжительность:
  • пульки – максимально 4 минуты, 5 уколов;
  • прямое выбывание – максимально 9 минут, разделенных паузами на 3 части, 15 уколов;
  • командные соревнования – максимально 4 минуты.

Продолжительность боя находится под контролем судьи, отвечающего за хронометраж. В случае наличия хронометра, он должен быть расположен в зоне хорошей видимости судейской коллегии, фехтовальщиков и зрителей. В случае намеренного продления остановок боя, спортсмен должен быть наказан.

При окончании времени боя хронометр, соединенный со специальным аппаратом, дает громкий сигнал и электрический фиксатор уколов при этом блокируется. Сигналы, проведенные до блокировки, остаются в памяти аппарата.

В случае отсутствия соединения хронометра с аппаратом, в обязанности судьи, отвечающего за хронометраж, входит остановка боя сигналом «Стой!», при этом незаконченный укол засчитываться не должен.

При поломке хронометра или ошибке судьи-хронометриста определение оставшегося до конца боя времени входит в обязанности судьи.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *