История дзюдо: возникновение, развитие, первые соревнования

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».

История дзюдо: возникновение, развитие, первые соревнования

Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо.

Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма.

Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»

Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.

Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу.

Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938).

Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкий путь».

По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.

В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.

В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию.

Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.

Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.

Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества и образования, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

  • Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая.
  • В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.
  • В 1956 году в Токио прошел первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.
  • В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

Женское дзюдо обязано своим рождением супруге Дзигоро Кано, яростной энтузиастке борьбы. Первый чемпионат мира среди женщин прошел в 1980 году, а в Олимпийских играх дзюдоистки принимают участие с 1992 года.

На сегодняшний день членами Международной федерации являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только футболу.

История дзюдо в России

Признанным отцом российского дзюдо является Василий Сергеевич Ощепков (1892-1937). Он родился в 1892 году на Южном Сахалине. В результате русско-японской войны 1905 года Россия была вынуждена уступить эту территорию соседу, и 13-летний мальчик оказался подданным японского императора.

История дзюдо: возникновение, развитие, первые соревнования

Благодаря помощи Архиепископа Японского Николая оставшийся сиротой Ощепков смог получить образование в духовной семинарии в Киото, где и познакомился с дзюдо. В октябре 1911 года он поступил в знаменитую школу Кодокан, основанную Дзигоро Кано.

Василий не только успешно закончил это весьма своеобразное учебное заведение, но и стал после этого претендовать на получение мастерского звания. И всего лишь полгода потребовалось ему для того, чтобы завоевать право подпоясать свое кимоно черным мастерским поясом. 15 июня 1913 г.

Ощепкову был присвоен 1-й дан, а 4 октября 1917 года — 2-й дан. Он стал первым русским и четвертым иностранцем, получившим мастерскую степень.

Вернувшись в Россию в 1914 г., Ощепков организовал во Владивостоке кружок дзюдо, охвативший около 50 человек. Благодаря ему здесь, в российской «глубинке», в 1911 году состоялась самая первая в мире международная встреча по дзюдо.

В первые послереволюционные годы Ощепков организовал трехмесячные курсы по дзюдо для инструкторов физкультуры Советской России. С 1925 года он преподавал дзюдо в Новосибирской школе милиции и в Штабе Сибирского военного округа. В начале 30-х годов Василий Ощепков был вызван в Москву.

Его основной задачей стала организация работы по обучению солдат и командиров Красной Армии рукопашному бою на базе дзюдо. Помимо этого Ощепков проделал большую работу по распространению дзюдо среди гражданского населения.

Так 1935 году прошло первое первенство Москвы, а в 1937 году — товарищеская встреча между командами Москвы и Ленинграда.

Однако в конце 30-х годов в СССР для дзюдо наступили мрачные времена: дзюдо запретили как «чуждое советскому народу занятие». А сам Василий Сергеевич Ощепков в 1937 году был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и умер в тюрьме через десять дней после ареста от сердечного приступа — так было написано в официальных бумагах.

 Вместо «запрещенного» дзюдо в Советском союзе ученики Ощепкова стали развивать «самбо», систему в основу, которой легла колоссальная работа Василия Сергеевича. Со временем этот новый вид борьбы развивался, приобретая характерные самобытные черты, завоевывая огромную популярность в Советском союзе.

Возрождение дзюдо в СССР произошло в начале 60-х годов двадцатого века. В связи с получением дзюдо статуса олимпийского вида спорта на высшем государственном уровне было принято решение восстановить дзюдо на основе борьбы самбо.

Советские спортсмены самбисты сразу включились в спор за медали в новом виде борьбы и на первых же крупных международных соревнованиях (чемпионат Европы – 62) Анзор Кикнадзе и Анзор Киброцашвили завоевали два «золота».

На Олимпиаде в Японии в 1964 году наши дзюдоисты Олег Степанов, Арон Боголюбов, Парнаоз Чиквиладзе и Анзор Кикнадзе впервые завоевали бронзовые медали.

В 1972 году по распоряжению Спорткомитета СССР «О развитии дзюдо в СССР» была создана Федерация дзюдо СССР и проведены первые всесоюзные соревнования, которые уже через год поменяли своё название и стали Чемпионатом СССР.

С того же момента начали регулярно проводить первенства страны по борьбе дзюдо среди юношей и юниоров. В 1972 году первую золотую олимпийскую медаль завоевал Шота Чочишвили на Олимпиаде в Мюнхене.

Затем в Монреале в 1976 году олимпийскими чемпионами по дзюдо стали Сергей Новиков и Владимир Невзоров, а в 1980 году в Москве – Николай Солодухин и Шота Хабарели. 

Не секрет, что сложный в экономическом отношении период начала и середины 90-х годов негативно отразился на российском спорте, дзюдо не было исключением. Это в многом и стало причиной неудач наших спортсменов на международных соревнованиях в эти годы. Сильно затормозилось развитие детского спорта.

Но уже в конце прошлого и начале нового столетия благодаря активной работе Федерации дзюдо России, поддержке ряда крупных компаний, ситуация стала меняться, наши спортсмены снова стали занимать лидирующие позиции в мире.

Дзюдо начинает набирает популярность в массах и спортивные школы снова заполнились детьми. Эта позитивная тенденция существует и в настоящий момент. В многом этому способствовало и то, что президент России В.В.

Путин, начав заниматься дзюдо в школе и сейчас продолжая активно заниматься на татами, часто упоминает, что в своей работе во многом опирается на базовые принципы дзюдо.

История дзюдо: возникновение, развитие, первые соревнования

Сейчас можно с уверенностью сказать, что развитие дзюдо в нашей стране находится на совершенно новом этапе, что несомненно должно принести свои плоды как на спортивных аренах, так и в деле оздоровления нации в целом. Сегодня в России им занимается (по разным данным) от 200 000 до 500 000 человек (всего в мире дзюдо занимаются 20 миллионов людей).

История дзюдо

Приемы, проводимые с падением атакующего на спину.

Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя).

Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз.

Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс).

Амплитудный бросок через поясницу (бедро) с подбивом.

Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо).

Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника).

Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов.

Отхват, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» снаружи.

Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок.

Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо).

Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» соперника на себя с падением набок).

Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» изнутри.

Читайте также:  Упражнения для пресса девушкам видеоурок

Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок.

Удушающий прием обеими руками.

Удушающий прием ногами «треугольником».

Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх.

Замечание первого уровня, равносильно кока в пользу соперника.

Техника удушающих приемов.

Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки.

Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота).

Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата снаружи).

Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног).

Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла).

Выведение из равновесия толчком назад.

Броски, проводимые с падением атакующего.

Бросок через спину (бросок со взваливанием противника на спину).

Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину).

Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем.

Передняя подножка (сбрасывание с туловища).

Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину)

Площадка для борьбы размером 10Х10 метров.

Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения).

Приемы, проводимые преимущественно руками.

Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника.

Дзюдо – история и правила японской борьбы

Дзюдо – вид боевого искусства, представляющий из себя единоборство без оружия. Приемы традиционного дзюдо легли в основу многих современных систем рукопашного боя, в том числе советского самбо и бразильского джиу-джитсу.

«Дзю» – в переводе означает «гибкость» или «мягкость». «До» – обозначает путь.

Истоки дзюдо

В 1882 году мастер боевых искусств Дзигоро Кано открыл в Токио свою первую школу. Это событие считают датой рождения дзюдо. Однако история национального японского единоборства началась за несколько столетий до рождения Дзигоро Кано.

Рождение японского дзю-дзюцу

XVI век – Японию раздирает гражданская война (период Сэнгоку). Феодалы делят власть. Самураи режут друг друга, в бесконечных рукопашных стычках. Война многому учит – и убивать, и выживать.

В 1532 году один из военачальников – Хисамори Такэноути, разработал систему рукопашного боя для ситуаций, когда оружие оказалось неэффективным. Набор приемов включал в себя техники защиты и нападения.

Техника нападения состояла из приемов обездвиживания и удушения. Использовали, например, для бесшумного уничтожения охраны феодала. Основу защиты составляла бросковая техника.

Отличительная особенность дзю-дзюцу XVI века – отсутствие ударной техники. Причину объяснить просто – ударная техника неэффективна против доспехов. Кулаком или ногой железную пластину не пробьешь.

Ударная техника

XVII век – гражданская война закончилась. В Японии установлена сильная, централизованная власть (период Сегуната Токугава). Военные конфликты запрещены. Оружие и доспехи пришлось «повесить на гвоздь». Как самураю заработать на жизнь?

Многие самураи открыли свои школы. Мальчиков из богатых семей обучали военному искусству и приемам самообороны без оружия.

Японские мастера позаимствовали некоторые приемы из китайского ушу. В дзю-дзюцу включили ударную технику, но она имела свои особенности.

Японская философия целесообразности повлияла на выбор приемов. Количество ударов минимизировали. Все удары были направлены только в жизненно-важные точки тела.

Мирная жизнь повлияла на дальнейшее развитие боевых искусств. В это время сформировалось множество школ, где преподавали технику рукопашного боя против невооруженного противника.

Школа «Сердце ивы»

Дальнейшее развитие дзю-дзюцу история связала с именем Акияма Сиробэя Еситоки. В 1632 году врач из японского города Нагасаки открыл свою школу единоборств – «Ёсин-рю Дзюдзюцу». Техника борьбы, которую преподавали в школе Ёсин-рю, переводится, как – «Сердце ивы».

Однажды Акияма Сиробэй прогуливался по саду после сильного снегопада. Урок, который преподала природа, легли в основу техники «Ёсин-рю». Ветки больших деревьев не выдержали тяжести снега и сломались. А тонкие, гибкие ивы, сначала прогнулись под тяжестью силы, затем сбросили с себя снег и гордо выпрямились.

Вдохновленный увиденным, Акияма Сиробэй сформулировал основные принципы дзю-дзюцу. Эти принципы легли в основу всех японских единоборств – «Поддаться, чтобы победить. Слабый победит сильного, если сначала поддастся».

В школе «Сердце ивы» разработали более трёхсот техник, основанных на принципе «Дзю» – что в переводе означает «гибкость» или «мягкость». Основу школы Ёсин-рю составляли бросковые, болевые и удушающие приемы с использованием одежды противника.

Приемы, разработанные в школы Ёсин-рю, явились фундаментом для создания техники дзюдо.

Создание и развитие дзюдо

Дзюдо – это боевое искусство и философия одновременно. Основной принцип японской борьбы гласит – «Чтобы победить, не сопротивляйся. Сначала уступи натиску противника, используй его силу, а затем поймай в ловушку».

Рождение дзюдо связано с личной историей его создателя – Дзигоро Кано.

Учитель литературы и мастер боевых искусств

Японский юноша Дзигоро Кано напоминал современного «ботаника». Учился в Токийском университете, изучал философию, литературу, политические науки. Природа наградила юношу добрым сердцем и светлыми мозгами, но богатырское здоровье отдала другим. Другие, обделенные мозгами, «ботаника» часто обижали.

В возрасте 17 лет Дзигоро Кано занялся изучением дзю-дзюцу. В 1881 году Кано закончил университет и устроился в школу на должность учителя литературы. Молодому человеку едва исполнился 21 год, но он уже считался признанным мастером дзю-дзюцу.

В октябре 1882 года Дзигоро Кано открыл свою школу боевых искусств – Кодокан. Это событие считают отправной точкой в истории развития дзюдо. В настоящее время институт Кодокан занимает девятиэтажное здание в Токио.

Традиционное «Кодокан дзюдо»

Стиль «Кодокан дзюдо» представляет собой традиционное или классическое дзюдо. Дзюдоисты, кроме техники борьбы, изучают философские и нравственные аспекты, связанные с дзюдо.

Первая группа, которую собрал Дзигоро Кано, состояла из 9 человек. Техника Кано отличалась от остальных техник дзю-дзюцу. Чтобы не допустить травмы, основатель дзюдо исключал из своей программы наиболее опасные приемы.

Дзигоро создал новый вид борьбы. Техника базировалась на гибкости учеников, и мягких «продуманных» движениях.

В 1885 году ученики Дзигоро Кано победили в соревнованиях, проводимых Полицейским управлением Токио. Дзюдоисты повторяли свой успех на протяжение нескольких лет. Система борьбы, созданная Дзигоро Кано, затмила славу остальных школ дзю-дзюцу.

В 1907 году Японское правительство включило дзюдо в школьную программу. «Мягкую борьбу», которая исключала переломы и увечья, взяла на вооружение японская полиция.

Влияние дзюдо на джиу-джитсу

В 1904 году Дзигоро Кано направил в США двух своих учеников Цунэдзиро Томиту и Мицуе Маэду. Для развития дзюдо на американском континенте, ученики Кано провели ряд показательных выступлений, в том числе в Белом доме.

Затем, один из учеников – Мицуе Маэда отправился в турне по Южной Америке. В итоге он поселился в Бразилии. Здесь дзюдоист участвовал в соревнованиях с борцами разных стилей. В поединках Маэда использовал не только технику дзюдо, но и приемы японского дзю-дзюцу.

В 1917 году Мицуе Маэда открыл в городе Белене свою школу единоборств. Мицуе преподавал приемы дзюдо и японского дзю-дзюцу. Стиль, которому обучал Маэда, бразильцы называли «джиу-джитсу». На его основе создано современное бразильское единоборство.

Появление дзюдо в России

История дзюдо в России связана с именем Василия Сергеевича Ощепкова (1892 – 1937). Детство и юность родоначальника советского дзюдо прошли в Японии. Ощепков прошел обучение в токийском институте дзюдо – Кодокан. Получив черный пояс и степень мастера 2-й дан вернулся в Россию.

Первые кружки

Первые кружки дзюдо Ощепков пробовал организовать ещё в 1914 году во Владивостоке. Но гражданская война воспрепятствовала планам энтузиаста. С 1918 по 1926 год был резидентом разведывательного управления Красной Армии в Японии.

В 1929 году Ощепков назначен преподавателем Московского института физической культуры. Здесь он преподает дзюдо и закладывает фундамент для создания отечественного вида единоборств.

Фундамент для самбо

Работая в институте физкультуры Василий Сергеевич знакомится с видами борьбы народов СССР и мира. Проанализировав штыковой бой, вольную борьбу, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы, Ощепков разработал свою систему рукопашного боя.

В 1931 году Ощепков публикует методическое пособие – «Физические упражнения РККА». В пособии была изложена комплексная программа обучения рукопашному бою военнослужащих Красной Армии.

На основе системы, разработанной Ощепковым, в дальнейшем был создан отечественный вид единоборств – советское самбо. Термин «самбо» и дальнейшее развитие борьбы принадлежит Спиридонову Виктору Афанасьевичу.

Сам Ощепков попал под репрессии 1937 года. Был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии. Умер в камере Бутырской тюрьмы.

Дзюдо попало под запрет. Вплоть до 60-х годов прошлого века заниматься японской борьбой было опасно. За нелегальные тренировки дзюдоиста, как и каратиста ждала тюрьма. Реабилитировали дзюдо, только после включения японской борьбы в программу Олимпийских игр.

Отличие дзюдо от самбо

Большинство приемов самбо взято из дзюдо. Глобальных отличий в этих двух видов спорта нет. Например, советские самбисты удачно выступали на олимпийских соревнованиях по дзюдо.Но все же есть различия, которые видны даже непосвященному зрителю.

Читайте также:  Виды пресса прямых мышц живота

Стойка. Дзюдоисты перемещаются по ковру в высокой стойке. Самбисты вступают в схватку из низкой стойки.

Болевые приемы. Это визитная карточка самбо. Болевые проводят на любой сустав и на руки, и на ноги (локти, колени, кисти, голеностоп и т.д.) В спортивном дзюдо болевые разрешены только на локтевой сустав.

Удушения – в дзюдо разрешены, в самбо запрещены.

Захваты за пояс – в самбо используют активно, в японском единоборстве запрещены.

Форма. Костюм самбиста состоит из куртки, спортивных шорт и обуви (самбовки). Дзюдоисты выступают босиком, в кимоно (дзюдоги) белого или синего цвета.  Дзюдоги состоит из куртки и штанов.

Стиль поединка. Поединок самбистов проходит в основном в партере. Это беспрерывная силовая борьба. Такая «возня» требует больших физических затрат. В этом отношении самбо ближе к вольной и классической борьбе.

Дзюдоисты делают ставку на технику и гибкость. Борцы стараются сохранить стойку и совершить бросок. Здесь одно действие может решить исход всего поединка.

Статус. Дзюдо – олимпийский вид спорта. Самбо – нет.

Дзюдо на Олимпийских играх

Дзюдо дебютировало на Олимпийских играх в 1964 году (XVIII летняя Олимпиада, Токио). Соревнования прошли среди мужчин, в четырех весовых категориях. Женские поединки включили в программу Игр в 1992 г.

Программа современных Олимпиад включает в себя семь весовых категорий для мужчин, столько же для женщин.

Выступления советских дзюдоистов

Первая советская команда дзюдоистов была составлена из самбистов. «Соломоновым решением» руководство СССР «убило двух зайцев». С одной стороны, дзюдо в СССР не существовало. С другой стороны, советское самбо не является олимпийским видом спорта.

Решили воспользоваться ситуацией. Переодели самбистов в кимоно и отправили на Олимпиаду. Первое выступление оказалось удачным. Все четыре спортсмена дошли до полуфинала и привезли домой бронзовые медали.

Такие «переодевания» продолжались на протяжении многих лет. В 1972 году дзюдо, наконец-то, вышло из подполья и была создана соответствующая Федерация.

За всю историю дзюдо, пять советских дзюдоистов стали олимпийскими чемпионами: Шота Чочишвили, Владимир Невзоров, Сергей Новиков, Николай Солодухин, Шота Хабарели.

Лидеры XXI века

Более сорока лет Страна восходящего солнца удерживала лидирующие позиции в этом виде спорта. Российские дзюдоисты разрушили гегемонию Японии. Олимпиада-2012 принесла отечественному дзюдо три золота и первую строчку в медальном зачете.

Из Рио-де-Жанейро (Олимпиада 2016 г) наши дзюдоисты привезли две медали высшей пробы. Титул олимпийского чемпиона завоевали: Беслан Мудранов (до 60 кг) и Хасан Халмурзаев (до 81 кг). Японские спортсмены взяли на одну золотую медаль больше. Олимпийские игры в Токио определят новых лидеров XXI века.

Пояса и ранги

Традиционное дзюдо предполагает разделение спортсменов на ранги, в зависимости от достижений. Все дзюдоисты относятся к одному из двух рангов:«кю» – степень ученика;

«дан» – ранг (степень) мастера.

История дзюдо

Дзюдо — (яп. 柔道 дзю: до:, дословно — «Мягкий путь» — японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано, который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Дзюдо пришлось на 1880-е годы, тяжёлый для боевых искусств период после реставрации Мэйдзи. В то время среди лидеров Японии господствовала политика заимствования западной культуры и традиционные воинские искусства (будо) переживали не лучшие времена. Старые мастера прекращали вести занятия, некоторые даже умирали в нищете.

Ранняя история дзюдо неотделима от истории жизни его создателя — Дзигоро Кано, выдающегося японского общественного деятеля и педагога, чья деятельность была отмечена орденом Восходящего солнца. Дзигоро Кано с детства интересовался дзюдзюцу, в юности изучал стили дзюдзюцу школ Тэндзин Синъё-рю и Кито-рю. На их основе он разработал новую систему борьбы, которой дал название Кодокан дзюдо.

Название дзюдо уже использовалось к тому времени в японских боевых искусствах как синоним названия дзюдзюцу (джиу-джитсу), но Дзигоро Кано наполнил его новым содержанием, объявив основой «путь» (до) самосовершенствования, а не технику (дзюцу).

Также выбором такого названия Кано хотел подчеркнуть гуманистическую направленность дзюдо, чтобы лишний раз отметить его отличие от дзюдзюцу, рассматривавшееся после реставрации Мэйдзи многими людьми как занятие грубое, предназначенное только для убийства, недостойное просвещённого человека.

Кано не стал включать в список разрешённых к применению на соревнованиях по дзюдо ряд наиболее опасных приёмов из дзюдзюцу, чтобы сделать соревнования более безопасными для участников. При этом более травмоопасные приёмы продолжают изучаться в форме ката.

Первый зал школы дзюдо Кодокан имел площадь всего 12 татами (около 22 м²), но, благодаря организаторским талантам Дзигоро Кано, дзюдо довольно быстро стало широко известным.

Способствовали этому и возглавленное Ассоциацией воинской добродетели (Дай Ниппон Бутокукай) движение за возрождение будо, и соревнования с представителями других школ дзюдзюцу, проходившие в период с 1885 года по 1888 год под эгидой Главного полицейского управления, в которых участвовали дзюдоисты. Одним из участников этих соревнований был Сайго Сиро, известный как «гений дзюдо».

  • К 1887 году под руководством Кано была сформирована техническая база стиля Кодокан дзюдо, а в 1900 году разработаны правила судейства соревнований.
  • С сентября 1888 года, благодаря Ясиро Рокуро, дзюдо стали изучать курсанты Военно-морского училища.
  • Дальнейшим развитием дзюдо в Японии обязано не в последнюю очередь включением его в 1907 году, наряду с кэндо, в обязательную программу общеобразовательных средних школ, что существенно увеличило количество занимающихся и привлекло большее внимание общественности.

В 1909 году Дзигоро Кано как руководитель самой влиятельной японской спортивной организации был избран членом Международного олимпийского комитета. В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента. В 1922 году Кано был избран членом верхней палаты японского парламента — Палаты пэров. В 1926 году в Кодокане была открыта секция дзюдо для женщин.

До самой своей смерти в 1938 году Дзигоро Кано активно развивал дзюдо в Японии и в мире. Дзигоро Кано не присваивался никакой дан (поскольку он являлся основателем дзюдо, и сам присваивал даны дзюдоистам).

Способствовал популяризации дзюдо и выход романа Цунэо Томиты «Сугата Сансиро», по которому впоследствии Куросавой был снят одноимённый фильм (известный также под названием «Гений дзюдо»).

Вторая мировая война и последовавший за капитуляцией Японии запрет оккупационных властей на преподавание воинских искусств временно остановил развитие дзюдо в Японии. После снятия в 1948 году запрета на изучение в Японии боевых искусств, занятия дзюдо снова были включены в программу общеобразовательных школ.

В 1982 году (в 100-летнюю годовщину основания Кодокана) раздел бросковой техники дзюдо Гокё-но-Вадза был переработан и расширен, затем в 1997 году в Кодокан дзюдо было добавлено ещё два броска. С 1997 года в Японии стали проводиться соревнования по ката.

История развития дзюдо в России и СССР

Своему развитию в России и СССР дзюдо обязано в первую очередь Василию Сергеевичу Ощепкову. Василий Сергеевич Ощепков провёл детство и юность в Японии (начиная с 1905 года) и был одним из первых европейцев, сдавших экзамен на мастерскую степень дан в Кодокане. В 1917 году ему был присвоен 2-й дан.

После возвращения в Россию он активно развивал дзюдо, сначала на Дальнем Востоке (1914, 1917—1925), а затем в Новосибирске (1928) и в Москве (с 1930 года).

После ареста и смерти Ощепкова в 1937 году его ученики на основе дзюдо разработали новый вид борьбы — самбо. В 1938 году название дзюдо (в использовавшемся тогда варианте написания «Борьба вольного стиля дзюу-до») было применено в официальных документах в последний раз, далее использовалось только название борьба вольного стиля, а затем самбо.

С конца 1930-х и до начала 1960-х годов в СССР дзюдо практически не развивалось.

Интерес к дзюдо вернулся после его выхода на международную арену. В соревнованиях по дзюдо стали принимать участие советские самбисты. В частности, команда советских самбистов успешно выступила на чемпионате Европы в Эссене (ФРГ) 11—12 мая 1962 года.

Затем в 1963 году команда из четырёх советских спортсменов — Олега Степанова (весовая категория до 68 кг), Владимира Панкратова (весовая категория до 80 кг), Генриха Шульца и Дурмишхана Беруашвили (оба в весовой категории свыше 80 кг), — выступила на предолимпийском турнире в Японии.

В 1972 году была создана Федерация дзюдо СССР. После 1990 года Федерация дзюдо СССР была преобразована в Федерацию дзюдо России. Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо, который в качестве континентального подразделения входит в Международную федерацию дзюдо.

Участие советских и российских дзюдоистов в Олимпийских играх

Дзюдо является олимпийским видом спорта. Впервые соревнования по дзюдо среди мужчин прошли на летней Олимпиаде 1964 года в Токио. Тогда было разыграно всего 4 комплекта наград, и 3 золотые медали выиграли японцы. Советские дзюдоисты завоевали четыре бронзовые награды.

Первую золотую медаль советские дзюдоисты завоевали на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене.

Всего на счету советских дзюдоистов было 5 золотых наград:

  • Шота Чочишвили (Мюнхен-1972),
  • Владимир Невзоров (Монреаль-1976),
  • Сергей Новиков (Монреаль-1976),
  • Николай Солодухин (Москва-1980),
  • Шота Хабарели (Москва-1980).
Читайте также:  Виды спорта для мальчиков: плюсы и минусы

Ещё 2 золотые медали завоевали дзюдоисты Объединённой команды, выступавшей на Олимпиаде-1992 в Барселоне:

  • Назим Гусейнов (Азербайджан),
  • Давид Хахалейшвили (Грузия).
  1. После 1990 года ни одному россиянину долго не удавалось стать олимпийским чемпионом по дзюдо, пока краснодарец Арсен Галстян не одержал победу на Олимпиаде 2012 года в Лондоне.
  2. На счету россиян за 5 Олимпиад (1996—2012) также 3 серебряные (Любовь Брулетова — 2000, Виталий Макаров — 2004 и Тамерлан Тменов — 2004) и 5 бронзовых награДзюдо как вид спорта
  3. Начиная со времени создания дзюдо Дзигоро Кано пропагандировал его как полезный для укрепления здоровья спорт.

Спортивное дзюдо получило широкое распространение, по нему проводятся национальные, континентальные и мировые чемпионаты, а также кубковые турниры («Большой шлем», «Суперкубок мира», «Клубный кубок Европы» и другие). Также проводятся чемпионаты среди юниоров и ветеранов.

Дзюдо является олимпийским и паралимпийским видом спорта. Развитием спортивного дзюдо в мире занимается Международная федерация дзюдо (International Judo Federation, IJF).

После каждых международных стартов, входящих в систему исчисления рейтинга, IJF публикует всемирный рейтинг дзюдоистов, вычисляемый на основании результатов, показанных за последние 2 года дзюдоистами в континентальных и мировых чемпионатах, а также в иных международных рейтинговых соревнованиях. Также публикуется всемирный рейтинг судей.

Участие спортсменов в соревнованиях уровня континентальных чемпионатов, чемпионатов мира и Олимпийских игр определяется их позицией в едином мировом рейтинг-листе (WRL) Международной федерации дзюдо.

Рейтинг-лист формируется по очкам, набранных дзюдоистами на соревнованиях уровня «Continental Open», турнирах «Гран-При», «Большого Шлема» и «Мастерс», континентальных чемпионатах, чемпионатах мира и Олимпийских Играх.

Победа на каждом турнире имеет свою оценку в очках, которая актуальна на протяжении года, через год снижается на половину, а через 2 года обнуляется.

Значимость побед в соревнованиях для рейтинга спортсмена распределяется следующим образом:

Соревнования I место II место III место
Олимпийские игры 1000 600 400
Чемпионат мира 900 540 360
«Мастерс» 700 420 280
«Большой шлем» 500 300 200
«Гран-При» 300 180 120
Континентальный чемпионат 400 240 160
Continental Open 100 60 40

Спортивные соревнования

Соревнования дзюдоистов проходят по технике борьбы (сиай) и по ката (соревнования проводятся в парах, оценивается правильность выполнения всех элементов ката).

Соревнования по форме участия в них спортсменов делятся на:

  • личные;
  • командные;
  • лично-командные.

В зависимости от системы выбывания участников соревнования проводятся:

  • по олимпийской системе с утешительными встречами («Олимпийская система с утешением от полуфиналистов»);
  • по олимпийской системе без утешительных встреч;
  • по круговой системе;
  • по смешанной системе.

Крупнейшие международные соревнования проводятся по олимпийской системе с утешением только с участников четвертьфиналов. В этой схеме все участники соревнований разделяются на две группы (4 пула) и соревнования в них проводятся по олимпийской системе. Победитель соревнований и серебряный призёр определяется в итоговой схватке победителей обеих групп.

Помимо первого и второго места в данной схеме разыгрывается два третьих места. Победитель утешительных встреч в каждой из групп далее соревнуется за 3 место с проигравшим полуфинал спортсменом из другой группы.

Схватки дзюдоистов проходят на квадратном ковре (татами) размером минимум 14 × 14 метров. Схватка происходит внутри квадрата размером 8 × 8 метров или 10 × 10 метров. Если в ходе выполнения приёмов кто-либо из спортсменов оказался за пределами татами, то оцениваются только технические действия, которые были начаты внутри татами.

Во время соревнований, проводимых Международной федерацией дзюдо, дзюдоисты одеты в дзюдоги разного цвета — синего и белого. Продолжительность схватки для взрослых спортсменов составляет 5 минут. В случае равных оценок (как за приёмы, так и наказаний «сидо») по окончании основного времени начинается неограниченный по времени голденскор: борьба до первого очка или предупреждения.

Судят соревнования по технике борьбы дзюдо трое судей (арбитр на татами и два судьи за пределами татами, на крупных соревнованиях пользующиеся при необходимости возможностями видеоповтора).

Проводятся также соревнования по дзюдо и для инвалидов (в том числе, с ограничениями по зрению), правила проведения которых изменены с учётом возможностей спортсменов.

Спортсменам разрешено проводить броски в стойке, а также удержания, болевые и удушающие приёмы в партере (в отличие от традиционного дзюдо, болевые приёмы разрешены только на локтевой сустав). Болевые и удушающие приёмы в стойке, а также удары (атэми) в спортивном дзюдо запрещены.

Поединок всегда начинается в положении борцов стоя. При выходе на татами дзюдоисты кланяются. Также перед началом схватки и после её завершения спортсмены кланяются друг другу и судьям. Рукопожатия до начала схватки запрещены.

Схватка начинается по команде судьи «хадзимэ». Для временной остановки поединка используется команда «матэ». При окончании поединка судья даёт команду «соро-мадэ».

Если техническое действие в схватке удалось, его оценивают. Существует три оценки: «юко» (яп. 有効 ю:ко:, букв. «эффективный»), «вадза-ари» (яп. 技ありвадза ари, букв. «половина техники») и «иппон» (яп. 一本 иппон, букв. «одно очко», чистая победа).

Высшая оценка — это «иппон», ниже находится «вадза-ари», ещё ниже находится «юко» (использовавшаяся ранее четвёртая (низшая) оценка «кока» (яп. 効果 ко:ка, букв. «результат») была отменена в 2009 году).

При этом «вадза-ари» оценивается выше любого количества полученных противником оценок «юко»; а «вадза-ари» плюс «юко» оценивается выше, чем просто «вадза-ари».

Если кто-либо из спортсменов выполняет во время схватки два приёма, оценённые «вадза-ари», то судья присуждает ему победу («вадза-ари-авасэтэ-иппон» — «объединяю вадза-ари и присуждаю иппон»).

Оценка «иппон» присуждается в следующих случаях:

  • когда дзюдоист быстро и сильно бросает противника на спину (большую её часть);
  • когда дзюдоист проводит удержание в течение более 20 секунд;
  • когда противник дзюдоиста в результате выполнения болевого или удушающего приёма произносит слово «маита» (сдаюсь) или два или более раза хлопает рукой или ногой;
  • когда результат проведения болевого или удушающего приёма очевиден судьям (например, при потере сознания дзюдоистом, на котором проводится приём).

Судья поднимает руку, обозначая победу с оценкой иппон.

Оценка «вадза-ари» присуждается в следующих случаях:

  • когда дзюдоист бросает противника на меньшую часть спины, или с недостаточной скоростью или силой (то есть в броске присутствуют два из трёх элементов, необходимых для присуждения оценки «иппон»);
  • когда дзюдоист проводит удержание в течение более 15 секунд, но менее 20 секунд.

Оценка «юко» присуждается в следующих случаях:

  • когда дзюдоист бросает противника на меньшую часть спины с недостаточной скоростью или силой (в броске присутствует один из трёх элементов, необходимых для присуждения оценки «иппон»);
  • когда дзюдоист проводит удержание в течение более 10 секунд, но менее 15 секунд.

За нарушения требований правил соревнований судья может назначить спортсменам наказания — «сидо» (яп. 指導 сидо:, наказание). Наказания назначаются за выполнение запрещённых правилами действий, пассивность, имитацию приёмов, стягивания в партер, постоянную защиту от захватов соперника и т. п.

«Сидо» (не более 3) не приводят к назначению очков сопернику. Четвёртое нарушение приводит к немедленному окончанию схватки и дисквалификации — «хансоку-макэ» (яп. 反則負け хансоку макэ, букв. «проигрыш из-за нарушения правил») — нарушившего правила спортсмена. При этом его соперник автоматически получает оценку «иппон».

За серьёзные нарушения правил наказание «хансоку-макэ» (например, захват ноги соперника при борьбе в стойке) может быть назначено и без предварительного вынесения «сидо».

С 1 января 2010 года вступили в силу изменения в правилах соревнований, проводимых Международной федерацией дзюдо.

В новой редакции правил запрещён ряд технических действий. В частности, запрещён и наказывается дисквалификацией захват (атака) ноги или любой части тела противника ниже пояса, выполняемый в качестве первого технического действия. Также запрещается низкая защитная стойка (наказание — сидо). Дисквалификацией наказывается и любое нарушение духа дзюдо.

Изменения коснулись и судейства: теперь дополнительно к визуальному контролю схватки судьёй на татами и двумя боковыми арбитрами, схватка будет записываться двумя видеокамерами системы «Care».

При равных оценках соперников в течение дополнительных 2 минут времени схватки до первой оценки (так называемой «Golden Score») на табло отображаются существовавшие на момент окончания основного времени схватки результаты.

В случае отсутствия оценок до конца дополнительного времени, решение о победителе принимают судьи.

С февраля 2013 года вступили очередные изменения. Среди которых можно выделить следующие. Полный запрет захватов за ноги в борьбе стоя (незамедлительное «хансоку-макэ» в случае нарушения). Сокращение времени удержания для получения оценок: 20/15/10 секунд — иппон/вадза-ари/юко.

Запрет на срыв захватов соперника двумя руками, срывы при помощи ноги и в целом ужесточение наказаний за постоянную защиту от захватов соперника. Требование немедленной (ранее: удержание захвата без атаки не дольше 3 секунд) атаки при взятии «неправильных» захватов (например, односторонних).

Продолжение приёмов в борьбе лежа (как, впрочем, и стоя), начатых внутри татами, вне его (тем самым отсечена тактика выползания за пределы татами, как защиты от приёмов в борьбе лежа). Отказ от назначения оценок сопернику в случае 2-го и 3-го «сидо».

Неограниченное время для голденскора (а значит отказ от определения победителя решением судей (т. н. «хантэй»)). «Вытеснение» 2 судей за пределы татами. Взвешивание в вечер перед соревнованиями.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *