Правильная осанка у детей: залог хорошего здоровья

Фор­ми­ро­ва­ние пра­виль­ной осан­ки у детей в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни зави­сит от окру­жа­ю­щей сре­ды.

В обя­зан­но­сти роди­те­лей, а так­же сотруд­ни­ков дошколь­ных и школь­ных учре­жде­ний вхо­дит сле­дить за пра­виль­ным поло­же­ни­ем детей при сто­я­нии, сиде­нии и ходь­бе, а так­же исполь­зо­вать упраж­не­ния, раз­ви­ва­ю­щие, глав­ным обра­зом, мыш­цы спи­ны, ног и живо­та. Это нуж­но для того, что­бы у ребён­ка раз­ви­вал­ся есте­ствен­ный мышеч­ный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позво­ноч­ник (позво­ноч­ный столб) явля­ет­ся основ­ной частью осе­во­го ске­ле­та чело­ве­ка и состо­ит из 33–34 позвон­ков, кото­рые соеди­не­ны меж­ду собой хря­ща­ми, связ­ка­ми и суставами.

В утро­бе мате­ри дет­ский позво­ноч­ник выгля­дит как Правильная осанка у детей: залог хорошего здоровьярав­но­мер­ная дуга. При появ­ле­нии ребён­ка на свет, его позво­ноч­ник выпрям­ля­ет­ся и при­об­ре­та­ет вид прак­ти­че­ски пря­мой линии. Имен­но с момен­та рож­де­ния начи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся осан­ка. При нали­чии навы­ка удер­жи­ва­ния голо­вы в под­ня­том состо­я­нии, в шей­ном отде­ле позво­ноч­ни­ка малы­ша посте­пен­но воз­ни­ка­ет изгиб впе­рёд, так назы­ва­е­мый, шей­ный лор­доз. Если при­шло вре­мя, когда ребё­нок уже уме­ет сидеть, в груд­ном отде­ле его позво­ноч­ни­ка так­же фор­ми­ру­ет­ся изгиб, толь­ко обра­щён­ный назад (кифоз). А если ребё­нок начи­на­ет ходить, в пояс­нич­ном отде­ле со вре­ме­нем обра­зу­ет­ся изгиб с выпук­ло­стью, кото­рая обра­ще­на впе­рёд. Это пояс­нич­ный лор­доз. Имен­но поэто­му важ­но сле­дить за даль­ней­шим пра­виль­ным фор­ми­ро­ва­ни­ем дет­ской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осан­кой назы­ва­ют спо­соб­ность чело­ве­ка дер­жать своё тело в раз­но­об­раз­ных поло­же­ни­ях. Она быва­ет пра­виль­ной и неправильной.

Осан­ка счи­та­ет­ся пра­виль­ной, если непри­нуж­дён­но сто­я­щий чело­век, нахо­дясь в при­выч­ной для него позе, не дела­ет лиш­них актив­ных напря­же­ний и дер­жит голо­ву и кор­пус пря­мо. Кро­ме это­го, он име­ет лёг­кую поход­ку, слег­ка опу­щен­ные и отве­дён­ные назад пле­чи, направ­лен­ную впе­рёд грудь, под­тя­ну­тый живот и ноги, разо­гну­тые в коленях.

При непра­виль­ной осан­ке чело­век не уме­ет пра­виль­но дер­жать своё тело, поэто­му, как пра­ви­ло, суту­лит­ся, сто­ит и пере­дви­га­ет­ся на полу­со­гну­тых ногах, опу­стив пле­чи и голо­ву, а так­же выста­вив впе­рёд живот. При такой осан­ке наруПравильная осанка у детей: залог хорошего здоровьяшает­ся нор­маль­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние внут­рен­них органов.

Раз­лич­ные нару­ше­ния осан­ки, будь то суту­лость, лор­доз, кифоз или ско­ли­оз (боко­вое искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка) – доволь­но часто встре­ча­ют­ся у детей дошколь­но­го и школь­но­го воз­рас­тов. В основ­ном, это дети либо физи­че­ски ослаб­лен­ные, либо стра­да­ю­щие какой-либо хро­ни­че­ской болез­нью, либо уже пере­бо­лев­шие тяжё­лы­ми забо­ле­ва­ни­я­ми в ран­нем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Про­фи­лак­ти­ка любых нару­ше­ний, свя­зан­ных с осан­кой, долж­на быть ком­плекс­ной и осно­вы­вать­ся на пред­став­лен­ных ниже принципах.

Непре­рыв­но раз­ви­ва­ю­щий­ся орга­низм ребён­ка на про­тя­же­нии все­го роста нуж­да­ет­ся в полез­ных пита­тель­ных веще­ствах. Пита­ние долж­но быть пол­но­цен­ным и раз­но­об­раз­ным, так как от это­го зави­сит, насколь­ко пра­виль­ным будет раз­ви­тие мышц и костей.

  1. Дви­га­тель­ная активность.

Очень важ­ны для здо­ро­вья дет­ской осан­ки заня­тия Правильная осанка у детей: залог хорошего здоровьяфизи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми, раз­лич­ны­ми вида­ми спор­та (в осо­бен­но­сти, ходь­ба на лыжах и пла­ва­ние), гим­на­сти­кой, а так­же туризм, актив­ные игры на све­жем воз­ду­хе и др. Сле­ду­ет учи­ты­вать, что при физи­че­ском раз­ви­тии не сле­ду­ет застав­лять ребён­ка совер­шать рез­ких и быст­рых нагрузок.

Во избе­жа­ние про­блем с осан­кой необ­хо­ди­мо не толь­ко орга­ни­зо­вать пра­виль­ный режим дня (вре­мя про­гу­лок, сна, бодр­ство­ва­ния, пита­ния и др.), но и стро­го соблю­дать его, не делая ника­ких исклю­че­ний, напри­мер, по выходным.

  1. Удоб­ная дет­ская комната.

4.1. Ком­на­та долж­на иметь каче­ствен­ное осве­ще­ние. Допол­ни­тель­ной настоль­ной лам­пой дол­жен быть обо­ру­до­ван дет­ский пись­мен­ный стол.

4.2. Высо­та сто­ла долж­на соот­вет­ство­вать росту ребён­ка. Суще­ству­ют так­же осо­бые пар­ты, кото­рые пред­на­зна­че­ны для кор­рек­ции осан­ки школьника.

Правильная осанка у детей: залог хорошего здоровья

4.3. Стул дол­жен повто­рять изги­бы тела. Прав­да, вме­сто тако­го орто­пе­ди­че­ско­го сту­ла мож­но под­кла­ды­вать за спи­ну на уровне пояс­нич­но­го отде­ла тря­пич­ный валик в допол­не­ние обыч­но­му ров­но­му сту­лу. Высо­та сту­ла в иде­а­ле долж­на быть рав­на высо­те голе­ни. Исполь­зуй­те под­став­ку для ног, если они не доста­ют до пола.

4.4. Ребё­нок дол­жен сидеть так, что­бы спи­на его опи­ра­лась на спин­ку сту­ла, а голо­ва слег­ка накло­ня­лась впе­рёд, а меж­ду телом и сто­лом лег­ко про­хо­ди­ла ладонь реб­ром. При уса­жи­ва­нии нель­зя под­ги­бать ноги под себя, так как это может при­ве­сти к искрив­ле­нию позво­ноч­ни­ка и нару­ше­нию кровообращения.

4.5. В дет­ской кро­ва­ти дол­жен быть ров­ный и твёр­дый мат­рац. Бла­го­да­ря тако­му мат­ра­цу мас­са тела ребён­ка рас­пре­де­ля­ет­ся рав­но­мер­но, а мыш­цы мак­си­маль­но рас­слаб­ля­ют­ся после вер­ти­каль­но­го поло­же­ния туло­ви­ща за весь день. Не допус­кай­те того, что­бы ребё­нок спал на мяг­кой поверх­но­сти.

Это про­во­ци­ру­ет фор­ми­ро­ва­ние непра­виль­ных изги­бов позво­ноч­ни­ка во вре­мя сна. Кро­ме это­го, мяг­кий мат­рац сти­му­ли­ру­ет согре­ва­ние меж­по­зво­ноч­ных дис­ков, в свя­зи с кото­рым нару­ша­ет­ся тер­мо­ре­гу­ля­ция.

Что каса­ет­ся дет­ской подуш­ки, она долж­на быть плос­кой и рас­по­ла­гать­ся исклю­чи­тель­но под голо­вой, а не под плечами.

  1. Гра­мот­ная кор­рек­ция обуви.

Пра­виль­ный, точ­ный и свое­вре­мен­ный под­бор дет­ской обу­ви поз­во­ля­ет роди­те­лям избе­жать и даже устра­нить мно­гие про­бле­мы, такие как функ­ци­о­наль­ное уко­ро­че­ние конеч­но­сти, воз­ник­шее из-за нару­ше­ний осан­ки или ком­пен­са­ция дефек­тов стоп (косо­ла­пость и плос­ко­сто­пие).

  1. Рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние нагрузок.

Извест­но, что чаще все­го имен­но в школь­ном воз­расте, когда у детей наблю­да­ет­ся стре­ми­тель­ный рост кост­ной и мышеч­ной мас­сы, они, к сожа­ле­нию, при­об­ре­та­ют искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка. Про­ис­хо­дит это по при­чине того, что в таком воз­расте позво­ноч­ник ребён­ка не при­спо­соб­лен к боль­шим нагруз­кам.

Роди­те­ли долж­ны ста­рать­ся не пере­гру­жать ребён­ка при ноше­нии им ран­ца, рюк­за­ка или порт­фе­ля. Помни­те, что по стан­дар­ту вес, кото­рый раз­ре­ше­но под­ни­мать ребён­ку, состав­ля­ет 10% от общей мас­сы тела.Правильная осанка у детей: залог хорошего здоровья

Спин­ка у школь­но­го ран­ца долж­на быть ров­ной и твёр­дой, шири­на его не долж­на быть боль­ше шири­ны плеч.

Так­же ранец не дол­жен висеть ниже поя­са, а рем­ни на нём долж­ны быть мяг­ки­ми и широ­ки­ми, регу­ли­ро­вать­ся по длине.

Недо­пу­сти­мо в тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни ноше­ние тяжё­лых сумок на одном из плеч, что осо­бен­но акту­аль­но для дево­чек. В этом слу­чае искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка для них может стать неиз­беж­ной проблемой.

Что каса­ет­ся пра­виль­но­го пере­но­са тяже­стей, извест­но, что накло­нить­ся, взять тяжесть и под­нять её – это огром­ная нагруз­ка на позво­ноч­ник и так делать нель­зя.

Пра­виль­ным было бы сна­ча­ла при­сесть с ров­ной спи­ной, затем взять, при­жать к гру­ди, под­нять­ся и отне­сти.

И в каче­стве сове­та роди­те­лям: даже если вы сами не сле­ду­е­те это­му пра­ви­лу, научи­те ему ваше­го ребёнка.

Формирование правильной осанки

Сти­му­ли­ро­вать рост и раз­ви­вать мыш­цы ребён­ка мож­но сме­ло начи­нать с момен­та его рож­де­ния. Так их рост и сила будут быст­рее раз­ви­вать­ся и пре­умно­жать­ся. Для груд­ных детей отлич­ным помощ­ни­ком в этом явля­ет­ся мас­саж (по назна­че­нию врача).

Малы­шу в воз­расте 2–3 меся­цев мож­но при­сту­пать делать упраж­не­ния на тре­ни­ров­ку мышеч­ных групп, отве­ча­ю­щих за удер­жи­ва­ние тела в пра­виль­ном поло­же­нии.

Для это­го доста­точ­ным будет при помо­щи ладо­ней под­нять ребён­ка, пере­ве­дя из поло­же­ния “лёжа” в поло­же­ние “вверх”, после чего недол­го подер­жать его на весу.

В этой пози­ции мыш­цы и суста­вы малы­ша будут дви­гать­ся, тре­ни­руя при этом все мышеч­ные группы.

После 1,5 лет в игро­вой фор­ме с ребён­ком мож­но начи­нать зани­мать­ся гим­на­сти­кой.

Вме­сте вы може­те «колоть дро­ва», «по-коша­чьи» выги­бать спи­ну, «качать воду», ходить по нари­со­ван­ной линии, слов­но по кана­ту, катать­ся по полу, про­хо­дить поло­су пре­пят­ствий и т.п.

Мож­но попро­сить ребён­ка изоб­ра­зить птич­ку: лечь на живот, “рас­ки­нуть кры­лья” (раз­ве­сти руки в сто­ро­ны) и подер­жать­ся за щико­лот­ки при­под­ня­тых ног.

Осан­ка ребён­ка фор­ми­ру­ет­ся до пери­о­да поло­во­го созре­ва­ния. Всё это вре­мя необ­хо­ди­мо сле­дить за её фор­ми­ро­ва­ни­ем. Если у ребён­ка уже воз­ник­ло опре­де­лён­ное нару­ше­ние, до наступ­ле­ния это­го пери­о­да оно может быть исправ­ле­но.

Ребё­нок при этом дол­жен регу­ляр­но посе­щать вра­ча-орто­пе­да, нахо­дясь у него на дис­пан­сер­ном учё­те и про­хо­дить все доступ­ные виды лече­ния.

Это может быть лечеб­ная физ­куль­ту­ра, пла­ва­ние, мас­саж, физио­те­ра­пия, ману­аль­ная тера­пия, а так­же хирур­ги­че­ское лече­ние (по показаниям).

Полезные упражнения

Для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­ной осан­ки у детей, а так­же про­фи­лак­ти­ки её нару­ше­ний в про­цес­се заня­тий утрен­ней гим­на­сти­кой, физи­че­ской куль­ту­рой и во вре­мя физ­культ­ми­ну­ток в домаш­них усло­ви­ях и, глав­ным обра­зом, в дошколь­ных и школь­ных учре­жде­ни­ях мож­но исполь­зо­вать раз­лич­ные полез­ные упраж­не­ния. Ниже при­ве­де­ны при­ме­ры таких упражнений.

  • Ребё­нок сто­ит на одной ноге или ходит по бревну.
  • Дер­жа за спи­ной обруч, ребё­нок дела­ет накло­ны в стороны.
  • Дер­жа в руках гим­на­сти­че­скую пал­ку, ребё­нок при­се­да­ет, стоя на носках.Правильная осанка у детей: залог хорошего здоровья
  • Раз­ве­дя руки в сто­ро­ны, ребё­нок дела­ет накло­ны назад.
  • Поста­вив ноги врозь и дер­жа в руках гим­на­сти­че­скую пал­ку, ребё­нок, про­гнув­шись, дела­ет накло­ны вперёд.
  • Ребё­нок под­ни­ма­ет ноги вверх, лёжа на спине.
  • Ребё­нок пол­за­ет на четвереньках.
  • Ребё­нок, сохра­няя пра­виль­ную осан­ку, ходит, удер­жи­вая какой-либо груз на голове.
  • Опу­щен­ны­ми рука­ми ребё­нок дер­жит гим­на­сти­че­скую пал­ку за кон­цы и под­ни­ма­ет руки вверх, заво­дя пал­ку за спи­ну, после чего чере­ду­ет накло­ны вле­во и вправо.
  • Исполь­зуя тур­ник или швед­скую стен­ку, ребё­нок, креп­ко обхва­ты­вая рука­ми пере­кла­ди­ну, сги­ба­ет ноги под пря­мым углом и нахо­дит­ся в таком поло­же­нии в тече­ние несколь­ких секунд.
  • Нахо­дясь в поло­же­нии “ноги вме­сте, руки опу­ще­ны”, ребё­нок отво­дит пра­вую ногу назад, а руки раз­во­дит в сто­ро­ны и зами­ра­ет, после чего повто­ря­ет упраж­не­ние с левой ноги.
  • Лёжа на спине, ребё­нок при помо­щи ног «кру­тит педа­ли вело­си­пе­да» или изоб­ра­жа­ет «нож­ни­цы».
  • Лёжа на живо­те, ребё­нок при­под­ни­ма­ет согну­тые в коле­нях ноги, обхва­ты­ва­ет лодыж­ки рука­ми и начи­на­ет пока­чи­вать­ся, как лодоч­ка на волнах.
  • Стоя перед зер­ка­лом, ребё­нок, чере­дуя, сна­ча­ла нару­ша­ет, а потом исправ­ля­ет осанку.
  • Ребё­нок при­сло­ня­ет­ся к стене пятью точ­ка­ми (заты­лок, лопат­ки, яго­ди­цы, икры и пят­ки). Эти точ­ки явля­ют­ся основ­ны­ми изги­ба­ми наше­го тела нару­жу и в нор­ме долж­ны сопри­ка­сать­ся со сте­ной. После это­го он выпол­ня­ет раз­лич­ные дви­же­ния, к при­ме­ру, при­се­да­ния или раз­ве­де­ние ног и рук в сто­ро­ны, напря­гая мыш­цы в сред­нем по 5 секунд.
Читайте также:  «Наказания» на тренировках: дети не хотят ходить на занятия

Заключение

Доро­гие роди­те­ли, напо­ми­нать и гово­рить ребён­ку “Сядь пря­мо” или “Не сутуль­ся” конеч­но, нуж­но, но это­го всё же недо­ста­точ­но.

Начи­най­те бес­по­ко­ить­ся о здо­ро­вье сво­их малы­шей ещё “с пелё­нок” и обя­за­тель­но най­ди­те вре­мя для заня­тий с ними. Важ­ным момен­том в фор­ми­ро­ва­нии пра­виль­ной осан­ки ребён­ка явля­ет­ся лич­ный при­мер.

Выпол­няй­те упраж­не­ния вме­сте с ребён­ком, дер­жи­те спи­ну ров­но и будь­те здоровы!

Ека­те­ри­на Соловьева

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Детская осанка. Что важно?

Правильная осанка у детей: залог хорошего здоровья

Ваш ребенок – школьник? Значит, вероятнее всего, он сидит большую часть времени. В школе, дома за домашним заданием, в кружках и секциях. Обращали ли вы внимание на то, как именно ваш ребенок сидит за столом во время работы?

Его осанка — одно из важнейших условий здоровья и хорошего самочувствия. Осанка — это привычное положение тела и спины во время сидения или ходьбы. Встречается огромное множество нарушений осанки, и, как следствие, заболеваний: искривление позвоночника, головные и спинные боли, кифоз, сколиоз и т.д. Такие заболевания сложно полностью вылечить, зато легко предупредить. 

Правильная и неправильная осанка

Правильная осанка выглядит следующим образом: прямое положение головы, прямая спина и позвоночник, расправленные плечи. Правильная осанка не только является залогом здоровья спины и опорно-двигательной системы, но и значительно улучшает внешний вид человека, добавляет его образу уверенности, нормализует походку. 

Неправильная же осанка влияет на кости позвоночника, что ухудшает амортизацию при ходьбе, увеличивает риск плоскостопия, а также затрагивает работоспособность и здоровье всех внутренних органов. 

Последствия нарушений осанки могут поначалу показаться незначительными: небольшое искривление, сутулость, ну и что? На самом же деле, все намного опаснее: очень многие недуги – от сильной головной боли у детей и взрослых до остеохондроза, грыжи и других серьезных заболеваний – начинаются с такой незначительной вещи, как искривление позвоночника вследствие нарушения осанки.

Поэтому очень важно защитить своего ребенка от риска искривления позвоночника и всех сопутствующих болезней спины. 

Признаки правильной и неправильной осанки

Как определить, правильная ли осанка у вашего ребенка? 

Вам предстоит проделать несколько экспериментов для определения то, прямая ли осанка у вашего ребенка и стоит ли вам заняться ее сохранением. Для этого попросите ребенка прижаться к стене и проверьте:

  1. Находятся ли ключицы на одном уровне;
  2. Одинаковой ли длины ноги;
  3. Одинаковы ли треугольники между локтями и талией с обеих сторон;
  4. Симметричны ли лопатки и плечи позвоночнику.

Если какие-то из этих признаков нарушаются – осанка неправильная и ее нужно исправлять. 

Причины нарушения осанки

Причин нарушения осанки много. Искривлению позвоночника служат сидячий образ жизни и малоподвижность. Недостаточная тренированность спинных мышц вызывает ослабление всего спинного каркаса, а, соответственно, и смещение важнейших суставов. Смещенные кости и суставы неправильно работают, вызывая порой невыносимые боли. 

Детям очень важно научиться правильно обращаться со своим телом, чтобы спасти себя от проблем в будущем. 

Что делать: организация образа жизни

Начать следить за осанкой можно с простых правил:

  1. Не слишком объемная подушка и ровный матрац умеренной жесткости – отличное решение.
  2. Не стоит надевать рюкзак на одно и то же плечо либо переносить в одной руке. Лучше всего носить рюкзак на обоих плечах одновременно.
  3. Сидя за столом за работой, нужно держать спину прямо, опираясь тазовой областью о спинку стула, немного наклонив голову над столом. Не стоит наклонять голову слишком низко: это портит осанку и нарушает зрение. 
  4. Упражнения на укрепление мышц спины также очень помогают в сохранении здоровой осанки. 

Комплекс упражнений для сохранения правильной осанки

Эти упражнения нужно включить ребенку в утреннюю зарядку: регулярные занятия спортом принесут больше результатов. Перед основными комплексами обязательно выполните разминочные упражнения!

Все упражнения желательно исполнять на мате или коврике для йоги.

Упражнения при сутулости:

  1. Встаньте. Руки согнуты на уровне груди, расположены горизонтально. Отведите руки локтями назад до соприкосновения лопаток. Выполняйте осторожно, в несколько заходов по 8-10 раз.
  2. Встаньте на колени. Выполняйте повороты туловища из одной стороны в другую, каждый раз касаясь противоположной пятки.
  3. Сядьте. Отведите руки за спину, поддерживая поясницу, и прогнитесь назад. 
  4. Упражнение “лодочка”. Для его выполнения вы должны лечь на живот, а затем начать подтягивать руками пятки к голове, выгибаясь.
  5. Если физическая подготовка позволяет, попробуйте лечь на спину и сделать “мостик”. 

Упражнения, укрепляющие мышцы живота и спины:

  1. Вам нужно лечь на спину и развести руки в разные стороны. Затем начинайте медленно поднимать и опускать ноги, не сгибая колен.
  2. Упражнение “велосипед”.

    Для его выполнения вам нужно лечь на спину и вращать “педали” в воздухе.

  3. Лягте на живот и начинайте поднимать ноги. Подождите 5 секунд и опустите. Повторите.

Упражнения, укрепляющие стопы и мышцы ног:

  1. Пройдитесь на носках, затем пятках и боковых поверхностях стоп.
  2. Снимите обувь и пробегитесь по траве или песку.
  3. Сидя на стуле, вращайте веревку ногами в разном направлении.

Упражнения, которые сделают осанку красивой:

  1. Упражнение “низкий выпад”. Сделайте глубокий выпад вперед на правую ногу. Затем поднимите руки вверх, максимально выпрямляя спину. Повторите с выпадом на левую ногу. 
  2. Встаньте на четвереньки. Проследите, чтобы колени были под прямым углом, а ладони ровно под плечами. Сначала выгните спину в виде колеса, подтянув голову к груди. Затем выгните спину внутрь, подтягивая макушку к лопаткам.
  3. Встаньте в планку, поддерживая туловище на предплечьях.

Выводы

Детям нужна наша помощь и заинтересованность в состоянии их здоровья, ведь если не родители, то кто о них позаботится? Выполняйте вышеуказанные упражнения с детьми, следите за их образом жизни, ведите беседы насчет важности сохранения осанки, чтобы защитить детей от болезней в будущем.

К.М.Н., академик РАМТН М.А. Бобырь

Формирование правильной осанки у детей

Всем хорошо известно, что от состояния позвоночника зависит здоровье всего организма.

Различные проблемы, связанные со спиной, могут явиться причиной головных болей, патологии желудочно-кишечного тракта, нарушений в работе сердечно-сосудистой системы в старшем возрасте.

И напротив, правильная осанка и крепкий мышечный каркас – это не только свобода и сила любых движений, но и залог хорошей работы всех органов и систем нашего организма.

К сожалению, малоподвижный образ жизни и недостаточная двигательная активность – это бич современного общества.

Усугубляет ситуацию неправильное питание, неудобное спальное место, некомфортные условия при выполнении домашнего задания, во время чтения или рисования.

Родителям необходимо прилагать определенные усилия, чтобы сделать своего ребенка сильнее, а следовательно и здоровее.  К сожалению, современные дети, будучи предоставленными самим себе, скорее предпочтут игру в телефоне или планшете подвижным играм.

Симптомы нарушения осанки

Как понять, что у ребенка есть нарушения осанки или слабость мышц? Чтобы заподозрить нарушение осанки у вашего малыша, обратите внимание на его спину и плечи. Плечи и лопатки должны находиться на одном уровне, ягодичные складки – также. Позвоночник должен быть ровным, без боковых искривлений. В положении сидя ребенок не должен сутулиться.

Если вы заметили какие-либо нарушения осанки, проконсультируйтесь с врачом-ортопедом.

Для более детального обследования и выработки правильной стратегии лечения доктор может порекомендовать рентгенологическое исследование, электромиографию или топографическую фотометрию для постановки точного диагноза.

При обнаружении различных нарушений со стороны позвоночника врач может назначить комплексную терапию: лечебную гимнастику, массаж, физиотерапию, иногда медикаментозное лечение.

Профилактика нарушений осанки

Что необходимо делать для профилактики возникновения нарушения осанки или сколиоза у детей:

1. Гимнастика и в целом достаточная физическая активность

Уже с самого раннего возраста необходимо начинать заниматься укреплением мышц малыша.  Не стоит торопить события – слишком рано присаживать, учить ходить, когда ребенок еще к этому не готов. Но регулярно делать гимнастику с младенцем необходимо начинать уже с первого месяца жизни. Педиатр или ортопед научит вас комплексу простых и эффективных упражнений.

2. Водные процедуры

С детьми любого возраста очень полезно ходить в бассейн или в теплое время года плавать в естественных водоемах. Плавание развивает все группы мышц, благотворно действует на позвоночник, способствует увеличению силы и выносливости, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

3. Регулярные прогулки на свежем воздухе

4. Витамин Д3

Принимать витамин Д3 нужно в любом возрасте, а не только на первом году жизни.

5. Правильное питание

В ежедневном рационе ребенка должны присутствовать белковые продукты, злаки, свежие овощи и фрукты, кисломолочные продукты.

6. Укрепление стоп

Для профилактики и лечения плоскостопия, которое так же неблагоприятно влияет на суставы и позвоночник, необходимо носить обувь с твердым задником и супинатором или специальные стельки по назначению врача.

В дальнейшем, когда ребенок подрастет и пойдет в школу, важно развивать его не только интеллектуально, но и физически.

Для детей естественно играть в подвижные игры, заниматься физкультурой и спортом, бегать, прыгать, плавать, танцевать, много гулять.

Все это нужно только поощрять, конечно, выбирая те активности, которые вашему сыну или дочери будут в радость, а не в тягость.

Об этом я не перестаю говорить родителям на каждом своем приеме.

Помните, регулярная физическая активность – залог нормальной работы всего опорно-двигательного аппарата, прекрасного самочувствия и крепкого иммунитета ваших детей.

Чтобы уточнить цены на прием специалиста или другие вопросы пройдите по ссылкам ниже

10 правил для родителей, как привить ребёнку здоровую осанку

Что должны делать родители с первых дней жизни ребёнка, чтобы сохранить ему здоровую спину

Правильная осанка, выработанная с детства, помогает человеку не только поддерживать здоровье позвоночника, но и избежать целого букета болезней. О том, как помочь своему ребёнку сформировать правильную осанку, мы поговорили со специалистами Воронежского областного клинического центра общественного здоровья и медицинской профилактики. 

Что такое правильная осанка?

Осанка – это привычная поза человека, его манера держаться. Формирование правильного положения позвоночника и мышечного корсета спины при ходьбе, стоянии или сидении закладывается ещё в младенчестве. Поэтому ответственность за здоровую спину своего ребёнка в первую очередь несут его родители. 

При нормальной осанке у школьника плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают); физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно; выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки; правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.

К каким проблемам со здоровьем может привести нарушение осанки?

Нарушение осанки – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов. 

Если своевременно начать оздоровительные мероприятия, осанку можно исправить (особенно если речь идёт о растущем организме ребёнка). Но если запустить патологические процессы, то можно нажить кучу проблем со здоровьем. 

Нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника. Это может сопутствовать  возникновению многих хронических заболеваний и негативно влиять на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечнососудистую и дыхательную. 

Среди патологий, связанных с нарушением осанки, основными являются:

???? Сколиоз – деформация позвоночника вбок относительно своей оси. В запущенных случаях такое искривление не только серьёзно меняет внешний вид человека, но и нарушает работу всех внутренних органов. Самое печальное, что на 3 – 4 стадии сколиоз почти не поддаётся традиционному лечению, а лишь частично купируется хирургическим путём. 

???? Кифоз – дугообразное искривление позвоночника, для которого характерно появление горба на спине. Такая неправильная осанка школьника чаще возникает из-за слабых мышц корпуса. При кифозе, как и в случае со сколиозом, нарушаются функции внутренних органов, с течением заболевания уменьшается объём легких, и ребёнок начинает испытывать трудности с дыханием. 

???? Гиперлордоз в пояснице – патологический изгиб, характеризующийся выпячиванием таза назад. Чаще всего это искривление является следствием неправильной осанки во время ходьбы. Сутулая походка наклоняет туловище вперёд, поэтому чтобы сохранить равновесие во время движения позвоночник подстраивается и усиливает лордоз.

  • Причины нарушения осанки у школьников:
  • ???? наследственные факторы;
  • ???? перенесённые заболевания и травмы спины;
  • ???? слабые мышцы спины,
  • ???? неправильное сидение за письменным столом; 
  • ???? ношение рюкзаков и сумок с лямкой на одно плечо или регулярный перенос тяжестей в одной руке;
  • ???? ежедневные многочасовые игры в сидячем положении.

Что делать родителям, чтобы сохранить ребёнку здоровую спину?

1. Правильно организовать спальное место.

Матрац должен быть жёстким, подушка плоской. Детям до 1 года подушка не нужна. В первые месяцы младенцу во время сна чередовать повороты головы. Нельзя укладывать грудного ребёнка только на спину или допускать спать только на боку. Когда он научится переворачиваться (4 – 5 мес.), следить, чтобы спал поочерёдно на каждом боку.

2. Не заставлять малыша сидеть раньше времени (до 6 – 8 мес.).

Если он делает попытку сесть и падает, значит, его мышцы ещё недостаточно окрепли и позвоночник может деформироваться.

3. Не торопить ребёнка с первыми шагами.

Для начала полезно ползание (8 — 9 мес.), оно стимулирует укрепление мышц, ребёнок сам почувствует, когда может пойти самостоятельно.

4. Правильно подобрать по росту стул и стол.

Ребёнок должен научиться сидеть за письменным столом: держать спину прямой, локти на столе во время письма и прямой угол в коленях при сидении на стуле. Компьютер должен стоять на специальном столе, рассчитанном на рост ребенка, и ровно по центру. 

5. Позаботиться об освещении рабочего стола ребёнка.

Чем темнее – тем больше ребёнок сутулится, чтобы рассмотреть написанное. 

6. Через каждые 50 минут сидения за столом ребёнку нужно делать перерыв.

Периодическое отвлечение от уроков на 5 – 10 минут снимает нагрузку с позвоночника.

7. Правильно подобрать ранец.

Для младших и средних классов рекомендуется приобретать ортопедический ранец с жёсткой спинкой и с двумя лямками.

8. Приучать ребёнка вести спортивный образ жизни.

«Симметричные» нагрузки на левую и правую половину тела дают такие виды спорта, как плавание, лыжи, гребля. Эти виды спорта укрепляют практически все мышцы тела. Приучите ребёнка регулярно делать зарядку. Для исправления серьёзных нарушений осанки существуют специальные упражнения, которые должны выполняться в среднем и медленном темпе, по 10 – 12 раз каждое:

???? касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки;

???? удерживание на голове предмета (мешочка, деревянного кубика, резинового мяча и т. д.);
подтягивание;

  1. ???? прогибание спины назад с отведением рук вверх – назад;
  2. ???? ходьба на носках с прогибанием спины;
  3. ???? прогибание спины, сидя на стуле или скамейке с подтягиванием;
  4. ???? прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях;
  5. ???? наклоны назад с отведением рук в стороны;
  6. ???? наклоны вперёд с доставанием носков;
  7. ???? наклоны туловища вправо и влево;
  8. ???? «велосипед» в положении лёжа на спине;
  9. ???? подтягивание бёдер к груди из положения лёжа на спине.

9. Обеспечьте ребёнка правильным питанием с первых дней жизни.

Важным является правильное питание, влияющее на формирование костей и мышц. Оно должно дать грудному младенцу, малышу, а затем и подростку весь «строительный материал» для создания скелета и мышц.

Таким «строительным материалом» являются животные белки, соли кальция и фосфора, витамины.

Белковые продукты могут быть животного (мясо, рыба, молочные продукты, сыр) и растительного происхождения (бобовые, злаковые). 

Для формирования костей требуются кальций, фосфор, магний и другие минералы, причём полностью усваиваются организмом минеральные соли, содержащиеся в пище, — при условии, что рацион достаточно сбалансирован. Для усвоения минералов необходим витамин D, он стимулирует фосфорно-кальциевый обмен. Источником витамина D являются рыбий жир, печень рыбы, желток яйца, сливочное масло. 

10. Подавайте пример своему ребёнку и не сутультесь сами.

Помните: правильная осанка школьника – это залог здоровой спины в старшем возрасте.

Материал подготовлен в рамках национального проекта «Демография».

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Новоженина Д.Д. 1Лукьянсков Н.А. 11муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Полянская О.Ф. 1Невзорова Т.В.

11муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение.

 Тема проекта «Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы».

Мы выбрали эту тему, потому что сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов.

Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья и хорошей учебы. Сохранение правильной осанки с детства является основной профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки.

Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является предвестником других серьёзных заболеваний. Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим.

  • Цель данной работы: выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья.
  • Задачи:
  • — изучить литературные источники по данной теме, определить, что такое осанка;
  • — выяснить признаки, причины и последствия неправильной осанки;
  • — провести исследование, как влияют физические упражнения на формирование правильной осанки;
  • — сделать выводы и дать рекомендации о профилактике и исправлении нарушений осанки.
  • Правильная осанка – залог здоровья.
  • Работу начали с того, что выяснили, что такое осанки и для чего она нужна человеку.
  • Осанка — это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы. Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела.

При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности.

Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условно рефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Всем известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались).

Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма.

Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья

Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. Решающая часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, детсадовский и школьный периоды. Одновременно с развитием изгибов позвоночника и мускулатуры формируется определенное положение головы, плеч. Более отчетливо осанка видна к 6-7 годам, но окончательно она формируется к 18-20 годам

У дошкольников формированием правильной осанки должны заниматься его родители, близкие родственники, работники детских садов и другие люди, контактирующие с детьми. Чем старше становится ребенок, тем сложнее исправлять его привычки, а по статистическим данным осанка каждого десятого первоклассника и каждого четвертого выпускника школы нарушена.

  1. Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма и как следствие плохая учеба.
  2. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:
  3. —   слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;
  4. —   неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;
  5. —   сидения за столом, сгорбившись;
  6. —   передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);
  7. —   различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;

Существует несколько выраженных дефектов осанки, каждый из которых является первоисточником каких-либо заболеваний. Наиболее распространенные виды нарушения осанки — 1)сутулость, 2)вялая осанка, 3)искривления позвоночника.

1) При сутулости грудной отдел позвоночника значительно и равномерно выступает вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен; страдают органы дыхания, так как происходит недостаточная вентиляция легких. Как следствие — ОРЗ, пневмонии, астмы, бронхиты. А в дальнейшем возникают заболевания сердечнососудистой системы.

  • 2) Вялая осанка проявляется опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием от спины лопаток, сведением плеч, согнутыми в коленях ногами.
  • Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее.
  • Исследование «Осанка школьника».

В начале учебного года мы и многие наши одноклассники неправильно сидели за партой во время уроков. Сутулились, сидели согнувшись. И мы решили провести эксперимент-исследование: «Как влияют физические упражнения на формирование правильной осанки». В эксперименте приняли участие все учащиеся наших классов. Проходил он на протяжении шести месяцев.

  1. С помощью литературы мы определили признаки правильной осанки:
  2. голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи — на одном уровне;
  3. если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;
  4. если смотреть сбоку, позво­ночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
  5. И признаки неправильной осанки:
  6. голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);
  7. плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);
  8. круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;
  9. излишне увеличен поясничный изгиб.

Далее визуально определяли, кто из учеников нашего класса обладает правильной осанкой. Оказалось, что на начало учебного года только 25 % учеников имели признаки правильной осанки. И это очень плохо!

Мы провели урок на тему: «Зачем нужна правильная осанка».

Нами были подобраны различные упражнения для укрепления мышц спины и формирования правильной осанки лицеистов. В течении четырех месяцев, каждый учебный день мы выполняли утреннюю зарядку, физкультминутки с применением упражнений для формирования красивой осанки.

Отличной профилактикой искривления позвоночника является ходьба с книгой на голове. Удержать книгу можно только с выпрямленной спиной, поэтому это является хорошим упражнением для осанки.  

Д ополнительно попросили нашего учителя заниматься с нами танцевально-игровой гимнастикой и ритмикой! Ведь мы хотим быть здоровыми!

  • В результате исследования выяснилось, что у 20(71 %) учащихся нашего класса результаты изменились и изменились к лучшему.
  • Такому результату поспособствовали:
  • Уроки физической культуры, которые проходят у нас 3 раза в неделю, на которых мы выполняем упражнения по профилактике нарушения осанки.

Во время урока наш классный руководитель следит за тем, как мы сидим. При работе сидя за партой, мы имеем необходимое приспособление, поддерживающее книгу под определенным углом к нашим глазам, чтобы, читая, не надо было постоянно наклоняться.

Кроме уроков физической культуры мы с одноклассниками посещаю дополнительное занятие «Танцевально-игровая гимнастика».

Дополнительно ко всем школьным занятиям мы посещаем различные секции «художественной гимнастики», «Рукопашный бой», «Оздоровительное плавание» которые являются эффективным средством профилактики нарушений осанки. Мы проводили опросы в классах и узнали, что многие стали посещать спортивные секции.

3) Меры профилактики и лечения нарушений осанки.

Профилактику возникновения нарушений осанки нужно проводить с момента рождения. У малыша должна быть правильно подобранная постель: достаточно жесткий матрас и отсутствие подушки (до одного года). С рождения его нужно приучать к физическим упражнениям (велосипед, плавание, игра с мячом).

Стоит заранее продумать и рабочее место ребенка. Высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Это позволит сохранить правильную позу во время сидения (коленные и локтевые суставы согнуты под прямым углом). Не стоит забывать и об освещении. Свет должен падать с левой стороны.

Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры, укрепляющие здоровье, повышающие жизненный тонус. При сутулости полезно заниматься плаванием. Большое значение имеет полноценный сон, дающий отдых центральной нервной системе, мышцам и уменьшающий нагрузку на позвоночник и суставы.

Есть простые упражнения, которые вполне могут сделать так, что обращаться к врачу и не придется, главное, вовремя начать.

Например, очень полезно: лежать. На спине или животе, пару раз в течение дня (только не сразу после еды — это как раз опасно) по 15 минут. Иногда стоит зависать — на турнике. Висеть надо пассивно, не подтягиваясь. Также полезно «полетать».

В положении сидя или стоя надо слегка согнуть руки в локтях, отвести их за спину и свести лопатки. В спине в этот момент может что-то хрустнуть. Пугаться не следует — это совершенно безопасно.

Такое упражнение при нарушении осанки можно повторять 8-10 раз в день на протяжении двух-трех недель подряд с последующим 2-3 недельным перерывом.

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться — это укрепляет мышцы и скелет.

Заключение.

В заключение сделаем краткие выводы.

Правильную осанку нужно у себя формиро­вать с детства. Если изо дня в день сидеть или ходить, согнувшись, держать одно плечо выше другого и т.п., позвоночник постепенно искрив­ляется, и можно навсегда остаться кособоким и сутулым.

Самое главное средство профилактики — вы­работка навыков правильной осанки. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как хо­дишь. Особенно важно заниматься физкультурой и спортом, укреплять мышцы.

Также нужно соблюдать режим дня и пита­ния, под­бирать по росту учебную мебель и оборудование, устранять из жизни привычки, способствующие нарушению осанки.

Я считаю, что проведенные исследования являются очень важными для сохранения осан­ки, а значит, и здоровья.

Наши успехи в учебе и в жизни зависят от на­шего здоровья. И мы доказали, что главную роль во всем этом играет наша осанка.

Дети с правильной осанкой меньше болеют и лучше учатся. Они более энергичны и работоспособны.

Таким образом, между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья!

Список используемой литературы

Гагишвили Э.Ш. 24 позвонка. Сколиоз. // Попурри для детей. 2003. №4

Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова Валентина Викторовна. — Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1993. — 64 с.

Степкина М.А., Жуков С.Ю., Сарнадский В.Н. Распространенность нарушений осанки и деформации позвоночника школьников // Человек и его здоровье. — Санкт-Петербург, 2001. — С.175-176.

Шарманова С. Б. Укрепление мышечного корсета у детей в процессе формирования правильной осанки // Начальная школа плюс До и После. – 2002. — N 10. — С. 60-64.

Шарманова С. Б. Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа : плюс — минус. – 2002. — N 5. — С. 14-19.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *