Ребенок и его первые соревнования: как поддержать

Как подготовиться к соревнованиям, особенно, первым? Как справиться с предстартовым волнением? Как родителям реагировать на победы и поражения своего ребёнка? А если настигла «чёрная полоса» в начинающейся карьере спортсмена? Как её вместе преодолеть?

Рано или поздно ваш ребёнок будет участвовать в соревнованиях (это касается не только спорта, кстати, потому что любые экзамены, вступительные испытания – тоже соревнования). Он же должен попробовать себя в окружении сверстников, и без разницы, какой это будет вид спорта – индивидуальный или командный.

Надо будет показать на что он способен. Убедить тренера, родителей, а прежде всего себя, что тренировочный процесс пошёл ему на пользу и он готов к новым свершениям. Дебют на соревнованиях — всегда психологическое испытание, которое должно ЗАКАЛИТЬ (независимо от результата), а не сломать.

Это опыт может наложить отпечаток на всю жизнь.

Предстартовое волнение

Мы можем готовиться к этому сколько угодно. Но мужественно вытерпеть и «не повести и глазом» не всегда возможно — сработают рефлексы.

Как следствие: мы должны запомнить, что волнующийся перед соревнованиями ребёнок — это совершенно нормально. Нет смысла убеждать его успокоиться, всеми силами пытаться отвлечь и даже начать злиться.

Это рефлексы и это нормально.

Если взрослый человек практически точно знает, что его ожидает, то для маленького спортсмена, даже если это не первые его соревнования, каждый старт сравни одному из важнейших грядущих событий жизни.

Психологическая наука обозначает данную эмоцию как «рефлекторная эмоциональная реакция, наступающая перед ответственными стартами», т.е. практически никакие отвлекающие или подготавливающие приёмы не способны принести человеку ПОЛНОГО покоя.

Страх и паника

Страх и панику перед соревнованиями испытывает практически любой неопытный спортсмен. И помочь их преодолеть может только опыт. Не переживайте — ваш ребёнок просто человек. Как любому простому человеку ему нужно испытывать и положительные и отрицательные эмоции.

Не пытайтесь защитить его от всего, как вам кажется, негативного. Пусть он получит эту стрессовую «вакцину». Она необходима ему для того, чтобы в дальнейшем не заболеть еще большим стрессом. Всё как с вирусом гриппа, просто на психологическом уровне.

Ситуация, когда ребёнок боится и паникует больше вашего, тоже стандартный случай, который лечится… соревнованиями. Да-да именно соревнования, к которым ребенок подойдёт, возможно, не выспавшимся плохо позавтракавшим, передумавшим всё на свете, «излечат» его от этого нервного состояния.

Вместо эмоций — «полный релакс»?

Если ребёнок спокоен и беззаботен перед соревнованиями —другой случай, беспокоящий родителей. Такое «долгожданное» беспокойство, нервы, страх обязательно придут. Просто случается это у всех в разное время.

У кого-то со вечера перед ответственным днём или с утра в день соревнований. У кого-то в машине или вагоне метро по пути к месту старта, в раздевалке или непосредственно «на линии старта».

Все дети разные, но эмоции, так или иначе, проявятся абсолютно у всех.

Если на носу важные соревнования, а ваш ребенок абсолютно спокоен и не проявляет никаких эмоций — не надо беспокоиться.

Это достаточно частая ситуация, при которой родители начинают думать о соревнованиях своих детей как минимум за неделю. И с каждым днём накручивают себя всё больше и больше. А дети даже не вспоминают про будущие старты.

Если, конечно, родители не висят над ними чёрными тучами, ежечасно напоминая об ответственном событии.

Родители, помните — любые неординарные эмоциональные проявления перед соревнованиями прекрасно «вылечиваются» именно во время испытаний.

Ни в коем случае не снимайтесь с участия, если ребёнок вдруг решил устроить скандал и истерику! Соревнования — стрессовая ситуация, а значит, ребёнок имеет право вести себя практически как угодно.

Он может быть спокойным или нервничать. Вдруг отказаться от еды или проявить эмоцию, для него несвойственную.

Поздравляем ребёнка с победой!

Все усилия не прошли даром: ваш ребёнок стал победителем? Даже не имеет значения индивидуальный это вид спорта или командный. Не бойтесь после этого похвалить его в очередной раз.

Это не должна быть дежурная фраза: «Ты у нас самый-самый!» Вы подтверждаете свершившийся факт — победу. А их можно подтверждать сколько угодно.

Постарайтесь, чтобы каждый раз такое подтверждение было правдивым и искренним.

Как правило, дети пытаются разделить радость своей победы с кем-то ещё. Добиться дополнительного признания от важных ему взрослых.

«Ты видела, как я забил?!», «Я, правда, хорошо сыграл?!», «А я был быстрее всех, да?!»… Все подобные уточнения ребёнок делает не для того, чтобы выяснить смотрели вы или нет. А для того чтобы подтвердить свою точку зрения репликой важного взрослого.

Его результата словно бы не существует, пока это не подтвердят мама и папа. Ведь в обычных ситуациях все важные решения и мнения исходят именно от них.

Как долго отмечаем победу?

Итак, с психологией мы всё поняли. Не отрицаем и не принижаем значение успеха. Принимаем все «дары», которые нам преподносят, не стесняемся восхищаться и радоваться.

Однако такие празднования не должны растягиваться на несколько дней. Да, ребёнок проделал большую подготовительную работу. Несколько месяцев тренировался и, наконец, хорошо выступил на соревнованиях. «Делу время, потехе час».

И к этой мудрости нужно привыкать с детства. Ребёнок не должен считать, что он занимается спортом ради того чтобы получать подарки: медали, кубки, вкусности, игрушки.

Он занимается спортом для самого себя: для развития своего тела, духа, воли и других важнейших способностей.

Очень хорошо если время после победы будет чем-то отличаться от обычных будней. Пойти в кафе или ресторан. Заказать домой что-то вкусненькое. Купить какую-нибудь внеочередную игрушку. Подойдет всё, что запомнится ребёнку.

Родители, вот вам кубок!

Вот вам кубок — гордитесь мной любите меня, я самый хороший! То, что вы говорили мне из года в год, получило своё физическое воплощение. Награды, получаемые ребенком, являются прямым доказательством слов родителей.

Если некоторые аспекты своей жизни ребёнок с успехом разделяет со сверстниками, то личные успехи лучше всего разделять с родителями. Именно поэтому дети «вручают» получаемые медали, кубки, грамоты семье.

Когда ребенок «преподносит» родителям свои награды он, таким образом, делится с вами своими эмоциями, которые переполняют его. Потому что «эмоция победы» в детском возрасте захлестывает ребенка с ног до головы.

И ему нужно избавиться от неё хотя бы частично.

Победа — повод для радости

Итак, победа — повод для радости. И ребенка нужно обязательно поздравить с тем, что он стал лучшим (на этом этапе!). Конечно, мы как взрослые можем понимать «настоящую» цену этой победы.

Бывает, что и соревнования были не очень серьезными и соперники откровенно слабее. И вообще могла произойти любая «нечестность», но ребенок-то этого не знает (и не должен знать).

Вне зависимости от нашего понимания и отношения к случившемуся.

Является ли победа на соревнованиях поводом для радости? Конечно, да! Надеемся, вы считаете так же. Ведь есть и такие родители, которые полагают, что даже победа на соревнованиях не является поводом для радости и похвалы. Как правило, это родители, которые и сами в детстве вместо поддержки и радости со стороны папы и мамы получали лишь скромное «ну и что…» и тому подобные реплики.

Мы не имеем права отнимать у ребёнка даже крупицу возможности порадоваться за самого себя. Ведь в современном мире так важно обладать адекватной или завышенной, но ни в коем случае не заниженной самооценкой!

Как родителям поддержать юного спортсмена после поражения?

Жизнь юного спортсмена не только череда побед. Часто бывает и по-другому. Поражения и неудачные ситуации — обычная история на этапе его становления.

Участие в спортивной жизни с раннего возраста учит справляться с разочарованием от проигранных матчей и поединков.

Но какова роль родителя? Есть здесь правильное поведение и отношение со стороны старшего поколения, которое поможет их спортсменам двигаться дальше и прогрессировать? Конечно, есть.

Начинающие спортсмены всегда очень критичны. Для них сложно сохранять уверенность после неудач. Получать удовольствие от спорта после поражений.

https://www.youtube.com/watch?v=ElIQ56qQJK8\u0026t=262s

А тут ещё папа или мама неосознанно, но сыпет соль на рану: указывают на его ошибки. Расстраиваются, когда эти промахи мешают в спортивном процессе. А главное сами допускают оплошность — забывают найти положительные стороны в работе их начинающего спортсмена.

Ментальность спортивного родителя сегодня такова. Они уделяют слишком много внимания локальной победе. Фокусируются на конкретном результате отдельной игры. Часто это наносит ущерб уверенности их ребёнка. Иногда родители просто не знают, что им делать, когда их спортсмен проиграл. Увлекаясь конкретной победой, родители упускают главное — общую цель.

На раннем этапе занятия спортом она такова, что это в первую очередь подспорье для успеха во многих других областях жизни. Поэтому основная задача родителя — воспитать уверенность и избежать срывов.

Родительская помощь — делать так, чтобы дети наслаждались спортом, радовались и учились на своих ошибках. Позитивная поддержка очень необходима для создания здоровой атмосферы в жизни юного спортсмена.

Есть ли конкретный способ, с помощью которого можно поддержать своего ребёнка после проигрыша?

1. Сосредоточиться на том, что ваш спортсмен во время игры сделал хорошо. Найдите две вещи, чтобы это прокомментировать.

Например, вы можете сказать: А) Хорошо пробил, когда у тебя был момент. Б) Здорово сыграл в отборе, когда он полез на тебя в дриблинг. В) У тебя была хорошая задумка применить этот приём, но ты поспешил.

2. Сразу после поражения дети могут быть угнетены или расстроены. Рекомендация — дать вашему спортсмену отойти примерно полчаса, час после окончания «игры». Спустя это время ребёнок будет более открыт, чтобы услышать те самые положительные отзывы.

3. Следующим шагом будет напоминание ребёнку, что это была всего лишь одна игра из многих. И еще один момент — это игра не отразится на нём, как на человеке. Дети любят связывать самооценку в их спортивной работе с той, что лежит вне спорта. В этой связи не лишним будет подчеркнуть, что это всего лишь игра.

Как помочь ребёнку справиться с поражением?

Читайте также:  Как качать пресс если есть межпозвоночная грыжа

Только поначалу спорт кажется ребёнку игрой. Со временем требования растут, вырастает и нагрузка юного спортсмена.

Ему необходимо сдавать нормативы, ограничивать себя и конкурировать с другими детьми. У него появляются ограничения в еде и времени: спортивная диета вместо того, чтобы есть всё, что хочется. Ходить на тренировки вместо того, чтобы гулять.

В этой непростой ситуации ребёнку могут помочь совместные усилия родителей и тренера.

Задача родителей

Задача родителя заключается, прежде всего, во всесторонней поддержке ребёнка. Даже если у него не очень получается на соревновании – не удается занять на турнире призовое место.

Поражение не всегда наступает из-за недостаточных навыков, иногда победить мешают эмоции и переживания. Победа – это часто не медаль, не получение нового звания. Это скорее триумф над своими страхами и слабостями. И это должны понимать родители и в свою очередь доносить до ребёнка.

Задача тренера

В спорте всё просто – ты много и упорно тренируешься, затем выходишь на ринг, татами, площадку или дистанцию и показываешь хороший результат. Иногда поражения наступают из-за эмоциональных переживаний. Иногда – из-за ментальной неготовности встретиться с сильным соперником. Порой они случаются из-за банального недостатка навыков.

Главная задача тренера после поражения спортсмена – объяснить ошибки, которые были допущены. Наставник должен быть максимально объективным и собранным и не проявлять эмоции. И, конечно, быть самокритичным…

Тренер изначально должен максимально развить у ребёнка талант к тому или иному виду спорта. Привить ему профессиональное отношение и ответственность за то, что он делает. Это несложное правило поможет достичь гармонии и избежать переживаний.

Средство от переживаний

Если ребёнок всё же сильно переживает после поражения, то стоит поговорить о том, что его беспокоит и не обвинять его в проигрыше. Как правило, такие переживания временные. Дети легко и быстро забывают о поражениях, отвлекаясь на более интересные занятия. Это их не последние соревнования, им ещё представится возможность себя проявить.

Череда спортивных неудач: как помочь ребёнку пережить трудности

Так случается, что у юного спортсмена может пойти так называемая «чёрная полоса» в его спортивной жизни. Многие родители начинают сами в такой ситуации нервничать и даже срываться на своем ребёнке — он плохо тренируется. Ему говорят: «Все дети как дети приходят к финишу первыми, завоевывают золотые медали и кубки, а ты стоишь на месте и лишь проигрываешь!»

Но это огромная ошибка. Возможно, просто ваш ребёнок устал и ему нужен отдых. Не нужно расстраиваться и тем более нервничать. Ни к чему хорошему это не приведёт, нужно его поддержать и лишь так ему помочь!

Поддержка – лучшее решение проблемы!!!

Категорически нельзя применять физическое наказание!

Ни в коем случае не нужно физически наказывать ребёнка за проигрыш, он это воспримет как обиду, которую затаит на долгое время. А по нынешним временам родитель может нести за это ответственность в рамках закона.

Ребёнок сам переживает и, возможно, даже от того, что его наказывают. Таким образом, он не концентрируется во время соревнований, не может продемонстрировать все свои умения.

Так что поддержите своего ребёнка, скажите, что всё пройдет, и у известных спортсменов бывают неудачи, которые делают их только крепче.

Обратитесь к спортивному психологу

Если ребёнок закрылся и не идет на контакт – он сильно переживает за свою череду проигрышей. Лучше обратиться к высококвалифицированному специалисту – спортивному психологу. Также узнать у тренера, какие отношения у него с ребёнком, возможно, есть недопонимания. Порой сам тренер может подсказать, в чём источник проблемы и как с ней справится.

Благоприятная обстановка в доме

Если в доме неблагоприятная обстановка, к примеру, родители постоянно ссорятся, то это может психологически сказаться на ребёнке. В итоге он плохо тренируется, не сосредоточен на соревнованиях и не хочет не то, чтобы выиграть, а вообще заниматься спортом.

Если есть разногласия между родителями, то в идеале их нужно решить мирным путем. Стараться не ругаться при ребёнке. Встречать его после тренировок с хорошим настроением, спрашивать как дела и обязательно поддерживать его во время соревнований всей семьёй.

И еще… видов спорта очень много. Иногда отсутствие результатов в одном виде – сигнал перейти в другой. И это не «бегство», а новый этап в развитии маленького человека.

Источник : https://sportkomanda.com

Настрой на победу. Помогаем ребенку готовиться к соревнованиям

Любые состязания – большой стресс для неокрепшей детской психики. Даже если на тренировках всё получается легко, на соревнованиях юный спортсмен может впасть в настоящий ступор из-за страха перед противниками, неуверенности в себе или отсутствия родительской поддержки.

Избежать такой ситуации поможет правильная психологическая подготовка ребенка. Частично ее на себя возьмет тренер, но полагаться только на него нельзя, ведь, скорее всего, учеников у него много, и времени на обстоятельный разговор с каждым в суматохе может не хватить.

А вот родители всегда рядом, и их задача — не дать своему чаду перенервничать и замотивировать на отличный результат.

Поговорите с ребенком о его страхах. Если он боится не оправдать чьих-то ожиданий, объясните, что есть люди, которые любят и ценят его без всяких медалей. Если боится что-то забыть, напомните случай из прошлого, когда он справлялся с подобной проблемой. Например, рассказал стихотворение, которое долго не мог запомнить.

Также психологи рекомендуют представить вместе с ребенком самое плохое развитие событий и показать, что к нему можно относиться легко: “Ты придешь к финишу последним, и что произойдет? Правильно, ничего страшного. Просто будешь заниматься дальше и добьешься 1 места!”

«Более 9-ти тысяч моих бросков не достигли цели. Я потерпел поражение почти в 300 матчах. 26 раз мне было доверено право произвести решающий бросок в конце игры, но я промахнулся. Я совершал одну ошибку за другой. Именно поэтому я достиг успеха.» Майкл Джордан, баскетболист

Постарайтесь не нагнетать обстановку перед соревнованиями. Наоборот, будет полезно отвлечь ребенка от его переживаний. Сходите всей семьей в парк, театр или цирк, поболтайте на отвлеченные темы, а вечером посмотрите легкую семейную комедию, чтобы посмеяться и лечь спать с хорошим настроением. На сам турнир лучше приехать пораньше, чтобы ребенок освоился и привык к месту и атмосфере.

Перед началом скажите ему, что он умеет и знает все, что нужно. От него теперь требуется спокойно выполнить отработанные элементы.

«Если ты оказываешь давление на себя, то станет только хуже. Когда ты очень одержим чем-то, ты не достигнешь своих целей. Нужно позволить, чтобы всё происходило естественным образом». Криштиану Роналду, футболист

Перед соревнованиями подарите ребенку “талисман удачи”: камень, браслет, заколку, монетку. Даже если юный спортсмен не поверит в сверхъестественные свойства этого подарка, он будет чувствовать вашу заботу в трудную минуту. А еще вы можете придумать забавный семейный ритуал, настраивающий на победу: это может быть песня, танец, кричалка или коллективные обнимашки.

«На лед я всегда выходил с правой ноги, а когда уходил со льда, то чехол надевал сначала на левый конек. Интересно, что эта привычка сохранилась у меня по сей день». Андрей Букин, фигурист

Чтобы мотивировать своего чемпиона на успех, для начала ставьте ему небольшие, достижимые цели. Не стоит сразу говорить о золотых медалях.

Начните с маленького личного рекорда, сложного элемента, который нужно научиться выполнять, ближайшего по уровню подготовки соперника, которого можно обогнать.

Заведите специальный “дневник достижений”, куда вместе с ребенком записывайте такие задачи и “программы-минимум” для каждых соревнований, и отмечайте, какие трудности ему уже удалось преодолеть.

«Научите спортсмена до конца бороться за любое место, и он сумеет сражаться за первое». Лариса Латынина, гимнастка

Маленьким спортсменам нужно особенно следить за своим здоровьем, и даже когда очень хочется отпраздновать завершение соревнований (независимо от результатов), нельзя забывать о режиме! Торты, газировки и шоколад — под строгим запретом! Чтобы не лишать ребенка детства и при этом не чувствовать вину, угостите его качественными и полезными сладостями: мармеладом, пастилой, цукатами или 100%-натуральным пломбиром «Золотой Стандарт». В нем много молока и полностью отсутствуют ненатуральные красители, ароматизаторы и искусственные консерванты. Кстати, в этом году у «Золотого Стандарта» выходят 3 новинки: для ценителей традиционно русских вкусов — эскимо «Сибирские ягоды» с брусникой и морошкой; «Сэндвич» с настоящим итальянским шоколадным печеньем для вкусного и полезного перекуса; трехцветный пломбир для всех болельщиков России — «Трио» с ванилью, черной смородиной и клубникой.

Дата: 13.06.2018 14:55

Памятка как правильно поддержать своего ребенка на соревнованиях?

Любому даже взрослому спортсмену чрезвычайно важна поддержка и забота близких людей. Того, с кем всегда можно поговорить, поделиться своими переживаниями и сбросить груз эмоций.

Что уж говорить о детях! Соревнования очень важны для ребенка с психологической стороны: это и испытание, и стрессовая ситуация, и новые достижения, и познание побед и поражений.

Важно ли ребенку ваше присутствие на трибунах? И если да, как правильно поддержать своего ребенка на соревнованиях?

Ребенок, несомненно, не должен выступать на соревнованиях в одиночку, без поддержки со стороны родных. Вы обязаны присутствовать на соревнованиях. Тренер и друзья, никогда не заменят родителя, сидящего на трибуне. Ребенку крайне важно ваше отношение к его выступлению, ваша оценка, ваша реакция.

Он не сможет справиться с тем нервным напряжением и давящей атмосферой, свойственным для соревнований, поскольку детская психика нуждается в вашем присутствии, так как вы являетесь со своим ребенком единым целым.

Во время соревнований он множество раз бросит взгляд на вас, и все эти разы вы должны встречаться с ним глазами, улыбаться, махать ему. Ваша поддержка должна быть абсолютной и полной, но не навязчивой. Взгляда, легкого движения головой достаточно, чтобы выразить издалека свою поддержку.

Нет необходимости вмешиваться в соревновательный процесс. То, что и как нужно делать, решат двое: тренер и ваш ребенок.

Читайте также:  Регби для детей: с какого возраста и какая польза

Нельзя так же забывать, что вы должны одобрять не факт победы, а стремление к ней. Иными словами, вы должны ставить характер, эмоции, человеческие качества, выше внешних категорий — медалей, кубков, грамот, побед.  Главное — как ребёнок стремился к этой победе, с каким рвением хотел победить.

Особенно важно отмечать волю к победе в любом случае: и когда ребенок победил, и когда  проиграл, проявлял ли он свой характер, хотел ли он победить. Если же вам кажется, что ваш ребенок проявляет слабохарактерность и уступчивость, попытайтесь вспомнить себя в его возрасте.

Постарайтесь отодвинуть все те защитные механизмы собственной психики, которые создавались вами в течение многих лет, и вспомнить про себя правду. Ту правду, которая оказалась давно забыта. Может, и вы когда-либо проявляли слабость? Может, и вы когда-то ошибались? Если да, позвольте делать это и ребенку.

Это тот необходимый опыт, который некогда получили и вы.

Соревнования детей и взрослых очень сильно отличаются, и самое главное отличие — в цели этих мероприятий. Взрослые в большинстве своем являются цельными, сформировавшимися личностями, и поэтому имеют возможность выступать на соревнованиях ради получения наград, призов, подарков.

Детские же соревнования проводятся вовсе не ради того, чтобы вручить ребенку что-либо.

В первую очередь это мероприятия, позволяющие ребенку раскрыть свой внутренний мир, продемонстрировать свои качества и умения, показать то лучшее, чего он успел достигнуть на текущем этапе своей жизни.

Педагог-психолог МБУ ДО ДЮСШ Песчанокопского района

Как морально подготовить ребенка к соревнованиям?

Рекомендации дает главный внештатный психолог Бобруйска и Бобруйского района Лилия Рубцова.

– Существует очень много психологических приемов и подходов к детям, занимающимся спортом, но универсального, единого способа не бывает.

Вы не найдете универсальной инструкции, ее просто невозможно составить, поскольку каждый ребенок – уникальная личность, со своим характером, психотипом, словарным запасом, жизненным опытом, отношением к жизни и т. д.

К каждому ребенку необходим уникальный, индивидуальный подход, и каждая ситуация заслуживает не менее уникального анализа. Однако в психологии существует ряд принципов, на которых все строится.

  • Не переносите свой спортивный опыт на ребенка, ваш ребенок должен попытаться научиться и во всем разобраться сам.
  • Не перегибайте палку, желая дать совет, превращая совет в наставление и преподнося свои прошлые достижения как удивительные и непосильные для других заслуги.
  • Не подрывайте авторитет тренера в глазах ребенка, ведь это может сильно ухудшить отношение ребенка к тренировкам и к самому тренеру.
  • Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми и в то же самое время не перехваливайте ребенка, будьте объективны в своих оценках.

Хвалить и критиковать имеет право только тренер, а вы должны подходить к оценке достижений ребенка с позиции любителя: «Ты молодец! Ты здорово играешь, стараешься!». Нельзя ругать, критиковать, сердиться на ребенка.

  • Не говорите ребенку перед соревнованиями, чтобы он не нервничал или успокоился.

Говорите, что беспокойство и эмоции перед соревнованиями — это нормально, а предстартовое волнение и страх испытывают абсолютно все, и дети, и взрослые, просто иногда не показывают этого.

Не ведите себя чрезвычайно серьезно, не показывайте свое волнение и беспокойство, не мандражируйте в день соревнований больше ребенка (или хотя бы не показывайте этого).

Спланируйте день соревнований как обычный выходной – просто вместо условного парка или кинотеатра вы едете на детские соревнования.

  • Ни в коем случае не заставляйте ребенка бояться поражения («Я все сделал не так, я все проиграл, я хуже всех!» и т.д.).

Перед соревнованиями необходимо поговорить с ребенком о том, что он будет делать, если все-таки проиграет. Предположить, что на соревнованиях могут быть дети, которые готовы лучше и выступают лучше.

Если же вы, как родитель, не обладаете нужными знаниями и умениями в области подобных бесед, просто пропустите этот пункт. Самое главное во всем этом – научить ребенка перестать бояться поражения.

Внушить ему, что поражение – не конец света, а лишь повод проанализировать собственные умения и двигаться дальше.

  • Если ребенок проиграл на соревнованиях, родителям стоит вести себя естественно, не обманывать его, не обвинять других без причины, не принижать собственные достоинства.

Поговорите с ребенком о том, что он сделал хорошо – пусть даже в итоге он проиграл. Поиск положительных моментов даст ему огромный заряд мотивации на будущее. Один хороший поступок запоминается намного лучше, чем множество плохих поступков.

Именно поэтому мы помним, как уступили место в транспорте и нас за это поблагодарили – причем в достаточно мелких деталях, и в то же время не помним десятки случаев, когда не уступали.

Дайте ребенку запомнить хорошие моменты из соревнований!

  • После соревнований «живите» выступлением ребенка и говорите о них ровно столько, сколько захочет сам ребенок.

Обязательно участвуйте в этих разговорах, не говорите ребенку: «Ну сколько можно… уже в пятый раз об этом говорим, хватит!». Рефлексии очень важная часть постсоревновательной психологической установки.

И еще очень важный момент – устройте семейный праздник, вне зависимости от результата соревнований (например, поход в кафе, прогулка в парк, кино).

В случае победы вы таким образом отметите ее, а в случае поражения дадите ребенку достаточно времени на обдумывание и обсуждение ситуации с вами, а также наполните его день позитивными эмоциями.

  • Помните, что вы должны всегда находиться в контакте с ребенком (вербальном/зрительном).

Одно из самых страшных и разочаровывающих событий для ребенка – посмотрев на трибуну, увидеть, что родители сидят в телефоне, на что-то отвлечены, куда-то отошли (в туалет, кафе, например) – в общем, не следят за ним. Сделайте все дела и все нужные звонки заранее. Ребенок выступает не только и не столько для себя, сколько для вас, особенно если он сам просил обязательно прийти и посмотреть, как он выступает.

  • Постарайтесь создать в семье атмосферу безопасности и любви, дайте ребенку понять, что он всегда может поговорить с вами или обратиться за советом.

Если вы не можете что-то сделать так, как хочет рбенок, обязательно объясните ему причины этого спокойно и понятно. Уважение к родителям и страх по отношению к ним – разные вещи.

Воспитание юного спортсмена — как вырастить из ребенка чемпиона?

Если ребёнок добьётся успехов в любимом виде спорта, это принесёт как ему, так и всей семье немало преимуществ. 

  • Сын или дочь вырастут целеустремлёнными и амбициозными, так как спорт вырабатывает в человеке упорный характер. 
  • Все знакомые и родственники будут вами гордиться, а если ребёнок дойдёт до уровня Олимпийских игр — гордиться будет вся страна. 
  • Спорт дисциплинирует. Не придётся ругаться с ребёнком о невыполненных домашних заданиях или забытом деле. Как правило, юные спортсмены крайне собраны и организованы. Образ жизни не позволяет «халявить».
  • Ребёнок понимает, что результатов можно достичь только упорным каждодневным трудом. 
  • Спорт перестанет быть просто хобби и станет делом всей жизни. 

Но у чемпионства есть и обратная сторона медали, к которой нужно быть готовыми. 

  • Детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино. 
  • Спортивная карьера подразумевает большое количество стресса. Ребёнку придётся закалять не только тело, но и дух. Чтобы справляться с возложенной ответственностью, понадобится устойчивая психика и стабильная поддержка близких. 
  • Достичь вершин можно, лишь посвятив всего себя. Спорт должен стать главным столпом в жизни ребёнка. 
  • Профессиональный спорт всегда несёт в себе риски травмы. Важно тщательно следить за здоровьем и безопасностью ребёнка в течение тренировок, соревнований и выездов. 

6 практических советов

Давайте разберёмся, как вырастить чемпиона. 

Позвольте решать самому

Необходим осознанный выбор вида спорта, в котором ребёнок будет развиваться. Достижения сына или дочери должны быть их собственной заслугой. Если у ребёнка нет желания переходить в профессиональный разряд, о чемпионстве не может идти и речи.

К сожалению, бывает, что мотивацией родителей растить чемпиона из ребёнка является стремление обеспечить своё будущее за счёт его спортивных успехов. Но если этот мотив — единственный, ребёнок не уйдёт далеко. Рациональная мотивация — физическое и эмоциональное развитие вашего сына или дочери.

У ребёнка должно быть искреннее желание завоевать титул чемпиона и добиться успеха. 

Не зацикливайтесь на победах

Многие из нас полагают, что главное в спорте — победа. Измените своё отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Как ни странно, именно это даст ребёнку возможность победить.

В психологии спорта доказано, что, когда спортсмен ориентирован не на достижение победы любой ценой, а например, на овладение новым техническим элементом, занятия спортом приводят к более эффективным результатам. Так шансы воспитать чемпиона куда выше. 

Будьте примером

Взрослые являются образцами для подражания во всём. Ваша задача — помогать ребёнку поддерживать дисциплину. Для этого важно быть организованными родителями.

Внедряйте спорт и в свою жизнь — пусть не на чемпионском уровне, но как минимум на любительском. Каждый день обливаться ледяной водой необязательно, но вносить умеренную физическую нагрузку в повседневную жизнь семьи можно и нужно. Устраивайте пробежки, турпоходы, лыжные прогулки. 

Правильный семейный образ жизни сильно влияет на мотивированность ребёнка достигать высот. 

Найдите наставника

Здорово, если у ребёнка будут не только примеры взрослых, на которых можно равняться, но и наставник, который занимается непосредственно его развитием, вдохновляет и помогает идти к цели.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть тьюторская программа, призванная помочь детям, в том числе и спортсменам, найти свой путь и придерживаться его.

К ребёнку прикрепляется индивидуальный тьютор, который профессионально квалифицирован и точно знает, как воспитать спортсмена. Средний опыт тьюторской практики у тьюторов в «Фоксфорде» — 6 лет.

Все обладают высшим психолого-педагогическим образованием.

Грамотный наставник знает, как поддержать ребёнка в трудную минуту, вдохновить на свершения и не позволить сдаться в случае проигрыша, как сделать спортивный путь легче и радостней.

Смените форму обучения

Если вашей целью является воспитание юного спортсмена, традиционная школа с ежедневными шестью-семью уроками, классными часами и горами домашки доставит массу неприятностей.

Будущим чемпионам требуется соблюдать жёсткий график тренировок, а в период соревнований нередко приходится перемещаться с места на место.

Как результат — большое количество пропусков занятий и падение успеваемости.

Перейдите на семейное обучение, чтобы совмещать профессиональный спорт и получение аттестата. Закон «Об образовании» разрешает обучение детей вне образовательных учреждений (статья 17).

Можно не ходить в школу, а начать учиться дома. При этом необязательно учить ребёнка самостоятельно.

Многие спортсмены прикрепляются к онлайн-школе, которая берёт на себя все хлопоты по составлению расписания с учётом индивидуального графика тренировок ребёнка. 

Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учатся ребята со всего мира. Многие из них занимаются спортом на профессиональном уровне, регулярно участвуют в соревнованиях и завоёвывают кубки.

Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России, эксперты ОГЭ и ЕГЭ, члены жюри олимпиад. Во время онлайн-занятий работает чат, где можно задавать вопросы учителям и общаться с одноклассниками.

Расписание гибкое, корректируется под индивидуальные запросы юного чемпиона. Семейная форма обучения позволит и идти к вершинам, и не забывать про учёбу. 

Оставайтесь реалистами

Прежде чем ребёнок достигнет уровня Олимпийских игр, пройдёт немало тренировок, поражений и разочарований. Всё время будьте рядом, несмотря ни на что.

Если взрослые предъявляют нереалистичные требования (три жёстких тренировки в день, никакого отдыха и на международный чемпионат через пару недель), спортивная карьера может превратиться в пытку.

Не требуйте быстрых и заоблачных результатов, это приведёт к противоположному эффекту — фрустрации, потере веры в себя и выгоранию. Помните, что у юного спортсмена впереди целый путь.

Вы должны помочь пройти его. 

Резюме

Если вы задумываетесь, как вырастить спортсмена из ребёнка, соблюдайте определённые правила. Разрешите ребёнку самостоятельно выбирать, переходить ли на профессиональный уровень или нет.

Соблюдайте здоровый образ жизни всей семьёй и всегда поддерживайте юного чемпиона. Тьюторская программа онлайн-школы «Фоксфорда» поможет найти свой путь и не сходить с дистанции.

Смените форму обучения, чтобы без проблем вписывать получение основного общего образования в график ребёнка. Не предъявляйте будущему чемпиону заоблачных требований. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» дистанционно учится немало спортсменов. Они легко совмещают плотный график тренировок с учёбой онлайн. Занятия проходят дистанционно, ведут педагоги из лучших вузов России, домашние задания полностью интерактивные. Присоединяйтесь и вы!

Ты не заслужил победы. Как реагировать на неудачи детей в спорте?

В спорте высоких достижений не побеждает «дружба», и пока победитель радуется «золоту», остальные участники соревнований испытывают бурю эмоций от разочарования до зависти.

Научить юных спортсменов адекватно оценивать свои способности и реагировать на неудачи могут родители и тренеры.

Но как самим найти правильные слова, чтобы подбодрить ребёнка и не отбить у него желание тренироваться?

Фразы, которые используют родители и тренеры, чтобы утешить проигравшего спортсмена, рассмотрели участники вебинара «Актуальные вопросы практической психологии спорта», который провели в Институте практической психологии «Иматон».

Ведущая вебинара – Наталья Леонидовна Ильина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, специалист в области спортивной психологии, тренер.

Она рассказала, почему адекватная критика лучше ложных надежд и чем грозит обесценивание проигрыша:

«У родителей представления, что такое спорт, что такое успехи, неудачи, какой их ребёнок по сравнению с другими детьми, очень разные. И реакции родителей на события в жизни ребёнка очень разные. И подавляющее большинство реакций на все ситуации в жизни у ребёнка формируются, благодаря примерам и реакциям родителей. 

Родители хотят детям только лучшего. И, когда у их ребёнка что-то не получается в спорте, он проигрывает, переживает неудачу, они постараются найти что-то хорошее, обнять, сказать, что любят. 

Наша задача – сформировать у ребёнка адекватное отношение к тому, что происходит: не устраивать трагедии из неудач и не переоценивать значимость успехов.

Когда ребёнок находится в беспомощной ситуации, нам, взрослым, кажется, что мы должны его успокоить, создать хорошие условия для переживания его эмоций.

Слова, которые мы проговариваем, имеют огромное влияние на нашего спортсмена и, складываясь в многолетнюю цепочку, приводят к тому, что у ребёнка формируются базовые установки по отношению к себе, к победам, к поражениям и промежуточные установки.

ВЕБИНАР: Актуальные вопросы практической психологии спорта

Участвовать

Есть эффект острой боли. Представим: вы бегали по квартире босиком, очень сильно ударились мизинцем ноги о стул – пронзающая боль. Что вы будете делать в такой ситуации? Когда нам очень больно, хочется схватиться за больную часть тела, потереть, покричать.

Нам нужен маленький промежуток времени, чтобы эту боль перетерпеть, поплакать.

Вы наедине с этой болью, и тут появляется человек и говорит: «Знаешь, ты вообще хорошо шёл по квартире, тут ты поворот сделал замечательно, а вот здесь ты потерял контроль, поэтому ударился, надо над этим поработать». Будете вы его слушать? Скорее всего – нет.

В данный момент ещё не пришло время думать над ошибками и строить планы, как этого избежать в следующий раз. Так же и ребёнку нужно дать время побыть в переживаниях, эмоциях. Психологическая боль очень похожа на физическую, только не знаешь, где потереть.

Если вы, когда спортсмен потерпел неудачу, с чем-то не справился, начинаете «оттаскивать его руки от этой болячки» и анализировать, говорить какие-то умные и важные вещи, они в первый момент не будут срабатывать.

Когда ребёнок готов слышать и искать какие-то возможности облегчения, на эту расстроенную душу те слова, которые вы начнете говорить, ложатся очень хорошо: он начинает верить, всё хватает, но не всегда знает, что с этим делать.

«Мне твое выступление очень понравилось – куда больше, чем выступления других ребят»

Когда мы говорим, что нам понравилось выступление, что слышит наш ребёнок? Ваш ответ никак и ничем ребёнку не помогает. Ему самому своё выступление не понравилось, судьям не понравилось, тренеру не понравилось, а родителю понравилось, причём больше, чем выступления других. Где ориентир у ребёнка? Что ему делать? А если это говорит тренер, это совершенно запутывает ребёнка.

«Не понимаю, почему ты не получил медаль! Это несправедливо!»

Я встречалась с категорией родителей, которые сами живут в этой концепции и потихонечку погружают туда ребёнка.

Когда мы перекладываем ответственность за происходящее – судьи плохие, тренер плохо отработал, другим ребятам повезло, тогда у спортсмена формируется привычка искать виноватых.

И родители тоже могут оказаться виноватыми: не так посмотрели, не тем покормили, не вовремя привезли на соревнования. Мы не можем контролировать то, что находится вовне: обстоятельства, других людей. И ребёнок оказывается беспомощным.

«Ничего страшного! Спорт – не самое важное в жизни!»

Если родителям хочется уменьшить масштабы трагедии, они выходят за рамки действия, в которое погружен спортсмен: «Спорт – это не самое важное». Этим мы приучаем нашего спортсмена обесценивать всё то, что он проделал к соревнованиям. У него вымывается опора из-под ног: «Если спорт – не самое важное, а я пахал несколько месяцев, у меня ничего не получилось, то зачем я это делал?». 

И потом мы удивляемся, почему ребёнок не вкладывается, почему он на тренировках не может полностью отдаться себе, почему он не стремится к высоким достижениям? Это от обесценивания всего, что он делал, пока шёл к соревнованиям.

  • Психологическая помощь в спорте
  • 13 800 руб.
  • Участвовать

«Ты очень способный парень. У тебя всё обязательно получится в следующий раз»

Это критика надежды. Да, нужно отметить положительные моменты, отрицательные моменты и выразить надежду на то, что, если приложить усилия, в дальнейшем всё будет. Но это самый опасный вариант, который мы можем использовать.

Мы убеждаем ребёнка, что он способный, а значит, делать-то ничего и не надо – и так в следующий раз получится. Размытые, неконкретные обещания того, что всё получится, потому что ты молодец, дают ребёнку успокоение, но не приводят к тому, что он будет дальше вкладываться.

И не понятно, что будет с его мотивацией.

Фразы, приведённые выше, на первый взгляд, безобидные и хорошие, поглаживают нашего ребёнка и дают нам ощущение, что мы осуществляем поддержку. Но мы такими благими намерениями можем сформировать неадекватное отношение ребёнка к неудачам.

«Ты не заслужил победы»

В таком жёстком варианте говорить не желательно, но потихонечку даже юного спортсмена мы можем приучать к адекватному восприятию той ситуации, которая есть на сегодняшний момент. Мы присоединяемся к чувствам ребёнка, мы их не запрещаем.

Иногда у тренеров и родителей не может быть времени побыть рядом, пока спортсмен переживает боль неудачи. Но не спешите, находитесь рядом, ждите, пока ребёнок всё это переживёт, пока он будет способен это обсуждать. Можете сказать: «Я тебя понимаю, я знаю, что ты испытываешь.

У меня тоже были такие ситуации в жизни, это очень тяжело – надеяться на что-то и потерпеть поражение». При этом ваша задача – дать адекватную оценку: «Ты пока не готов к первому месту, другие ребята дольше занимаются и больше тренируются. Если ты хочешь побеждать, надо приложить больше усилий».

Вы готовите почву, чтобы потом с ребёнком анализировать эту ситуацию, строить дальнейшие планы.

Таким образом мы приучаем ребёнка не убегать от своих эмоций, мы даём разрешение и ему, и себе испытывать эти эмоции. И дальше мы учим его анализировать то, что произошло. Это должно стать рабочим моментом, никакой трагедии. 

Вся проблема в том, что и тренеры, и родители придают высокую значимость результатам деятельности.

Суть спорта подразумевает соревнования и победы, но ваш спортсмен научится взбираться на пьедестал и получать медали, только если он поймёт принцип: это определённая работа, совершенствование, а не просто эмоции, что я не получил то, что хотел. И наша с вами задача – задумываться, что и как мы говорим, что мы делаем».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *