Спортивный психолог: кто он и зачем нужен

Представляя себе профессию психолога, люди обычно говорят о консультациях и тренингах, реже о работе в МЧС или подготовке космонавтов. И мало кто знает о спортивных психологах, зачем они нужны и чем могут помочь.

Чтобы увидеть рабочие будни спортивного психолога и рассказать об этом читателям сайта All-psy.com, мы отправляемся в спортивную школу. И встречает нас там спортивный психолог Ляззат ДОСЫМБЕКОВА.

Спортивный психолог: кто он и зачем нужен

— Давайте начнем наш разговор с того, чем вообще занимается спортивный психолог.

— Зачем нужен спортивный психолог? В спорте очень высокая конкуренция, и для победы недостаточно быть просто технически подкованным – нужна еще и психологическая устойчивость. Психологи помогают спортсмену в полной мере показать все свои возможности в самых стрессовых и неудобных для него ситуациях.

Мне очень повезло: когда я еще училась на психолога, меня пригласили работать в Центр подготовки олимпийского резерва. Центр собирает самых лучших из всех спортивных школ. У нас было 11 олимпийских видов спорта: и циклические, и зимние, и единоборства.

— Должен ли спортивный психолог разбираться в конкретных видах спорта – или можно применять некие общие стандартные подходы, не адаптируя их?

— Должен и обязан.

Во-первых, это важно при общении со спортсменом – понимать его, когда он будет рассказывать ситуацию рабочим языком этого вида спорта: здесь не подкрутил, там не подсел… Психолог должен, конечно, знать, что значит белое кимоно или синее. И сам уметь оперировать терминами именно этого вида спорта.

Во-вторых, каждый спорт подразумевает различный характер, темперамент, физиологические способности и физические нагрузки.

В циклических видах спорта (например, плавание или бег) мы направляем усилие на отработку монотонных действий и скоростных реакций. В тяжелой атлетике нужны скоростно-силовые реакции.

А в единоборствах перед тобой стоит противник и надо уметь думать, изучить соперника, уметь правильно противопоставить свои приемы.

Спортивный психолог: кто он и зачем нужен

— Насколько тяжело было сразу попасть в эту среду?

— Насколько тяжело – настолько и интересно. Мне очень понравилось работать со спортсменами, хотя первый год везде ходила с ручкой и бумажкой, не была сразу готова к столь разным видам спорта, изучала специфику.

Это как в мединституте: сначала изучаешь азы и теорию, все сложно и скучновато – зато, когда переходишь к практике, там уже совсем другое дело. А мы изучаем общую психологию, подход к личности и саму личность — и потом добавляем к этой основе работу с психологическим состоянием спортсмена. Спортсмен всегда выступает в стрессе, и это надо учитывать.

Сейчас я работаю с теннисистами в специализированной спортивной школе. Здесь есть начальная подготовка, куда массово приходят детишки еще с детского сада. Потом оставляют тех спортсменов, которых тренер видит в спорте.

— Вы работаете с детьми. Можно сказать, что Вы еще и детский психолог?

— В какой-то степени и детский психолог. Но как только ребенок попадает в спортивную школу – он уже спортсмен. Пусть юниор, но спортсмен. Именно так мы учим их воспринимать себя.

— И что же конкретно Вы делаете как спортивный психолог?

— У нас с тренерским составом есть календарь, по которому мы готовим ребят. Тренер дает технические навыки, а я — психологическую мотивацию. Конечно же, работая со спортсменами, мы обсуждаем и их житейские проблемы.

Планируются соревнования — есть месяц на подготовку. После восстанавливаемся и беремся за дневник. Спортсмены должны постоянно фиксировать, как они чувствовали себя. Проснулся с таким настроением… Вышел на бой – было такое состояние… Какие попробовал методы самоободрения, что-то помогло, что-то не очень. Так мы ищем нужный настрой.

Более взрослые спортсмены более профессионально к этому относятся. Им удавалось находить 2-3 слова, которые включают нужное состояние — и в дальнейшем они учатся при помощи этого настроя входить в боевое состояние.

  • — Что для Вас самое важное в спортивной психологии?
  • В моем первом учебнике по психологии спорта были самые важные слова: работа спортивного психолога начинается с психического состояния спортсмена и заканчивается психическим состоянием спортсмена.
  • И каким бы оно ни было, с ним надо работать.
  • — Какие Ваши любимые техники, методики, приемы?
  • Мне нравится восстанавливать спортсменов после нагрузок, работать с дыханием.

Например, мы проводим психорегулирующую аутотрениовку и при этом спокойно дышим. Здесь нет каких-то особых приемов дыхания, как в йоге – все должно быть для спортсмена просто, легко и доступно. Мы используем методы, которые он может применить на соревнованиях, даже когда вокруг толпы людей.

А на аутотренировке спортсмен ложится, включает успокаивающую музыку (у каждого должна быть подобрана для себя фонотека) – и просто спокойное дыхание, главное, соблюдать ритм.

При этом он про себя или вслух проговаривает фразы, которые мы каждый раз прорабатываем, позволяет расслабляться всему телу.

Делаем мы это 30-40 минут, они потом бодренькие — как будто действительно поспали, и идут на следующую тренировку.

— Есть ли у Вас какие-то профессиональные секреты, помогающие спортсменам получить преимущество перед соперниками?

— Например, ритуалы. Они порой смешны и совсем не обязательны, но помогают быть в форме. Суть ритуалов – это некое ощущение собранности, доделанности. И это, хоть и на 1%, но дополняет такую необходимую спортсмену уверенность.

А вообще секреты скорее относятся к сфере профессиональной этики, потому что психолог работает и со спортсменом, и с его родителями, и с тренером. У всех должна быть общая цель – а идти к ней надо одним путем, выбранным всеми вместе.

И психолог должен связку спортсмен-тренер-родители укреплять невидимыми нитями, чтобы эти три звена ладили друг с другом. Это один из секретов работы психолога, когда надо послушать одного, подсказать другому и плавно подвести к тому, чтобы задачи и цели совпали у всех троих.

Очень много зависит от семьи спортсмена. Есть родители, которые накладывают на ребенка свои амбиции, хотят через детей проявить свои какие-то невыполненные ожидания и очень эмоционально реагируют на каждый неудавшийся или выполненный прием.

И это очень мешает ребенку, потому что, как ни крути, дети до 12 лет все-таки спортом занимаются ради родителей, чтобы быть лучшими в их глазах, чтобы доказать, Это потом у них меняется установка и мотивация, они приходят к самому себе, учатся для себя и самосовершенствуются. Но до 12 лет приходится работать и с родителем, и с ребенком.

— С какими же психологическими проблемами Вам приходилось работать?

Самое первое — это страх. В каждом возрастном периоде он разный.

У юных спортсменов – это страх проиграть и тем самым потерять любовь родителей. И важно объяснить, что его любят просто за то, что он есть. Пусть он не умеет завязывать шнурки и перепачкан кашей – его любят таким.

И если не получается что-то в спорте, если он проигрывает — это не значит, что мама и папа будут к нему относиться хуже.

Это страх возникает опять-таки в возрасте до 12 лет, и если его не проработать, он укоренится, дальше его будет очень проблематично убирать.

Мы смещаем акценты: если проиграл – ты просто технически что-то недоработал, надо отработать подачу, удар справа, и тогда все пойдет. Тренер с тобой позанимается, я как психолог помогу с концентрацией внимания – и все.

У взрослых спортсменов страх проиграть связан с типом мотивации (материальной, социальной, личностной).

У спортсменов, заканчивающих свою карьеру – это страх перед будущим, «как жить дальше?». Ведь многие из них ничего не умеют, кроме как жить спортом.

Очень часто у детей юниорского и подросткового периода возникают страхи, связанные с травмами. Если у ребенка уже была какая-то травма, сознательно он не пытается себя как-то уберечь, но подсознательно – да. Что ж, работаем с подсознанием. Разрешаем телу вести себя рискованно.

Часто возникает и страх перед сильным соперником. Срабатывает стереотип – он из такой-то области, из сильнейшей команды… И опускаются руки, теряется спортивная форма. Убираем стереотипы и учимся верить в свои силы.

Второе направление — работа с психоэмоциональной устойчивостью.

Очень часто, проиграв турнир (или еще хуже — сразу несколько), спортсмен теряет уверенность, идет на прием с сомнением, принимает чаще стиль защиты, нежели атаки. То есть самооценка падает.

Это важно прорабатывать, словно начинать заново по частичкам собирать разбитое после поражений.

Именно для этого мы и проводим сеансы саморегуляции и самонастроя, учимся анализировать, понимать, что нужно телу и разуму для полного удовлетворения и активной работы.

Спортивный психолог: кто он и зачем нужен

— Не всегда есть возможность приглашать психолога, и тогда его функции берет на себя тренер. А когда психолог все же есть — как складываются отношения психолога и тренера? Нет ли конкуренции? Можно ли говорить о том, кто здесь главный?

Психологу надо уметь встраиваться в любой процесс. И находить контакт. В занятиях с детьми, тренер для них все — и мама, и папа, и учитель, и няня сразу. Но профессиональный психолог должен сделать так, чтобы вся эта нагрузка не ложилась на плечи одного человека, ее надо поделить.

И при этом понимать, что главный — это тренер. Именно он проделывает огромный объем работы. Поэтому все свои начинания и планы строим, только лишь посоветовавшись с тренером.

Моим заказчиком, по сути, выступает тренер. После соревнований я сразу иду к нему и выясняю, что было, что следует доработать, куда мы дальше готовимся и кто едет. Если тренер считает, что этому ребенку недостаточно уверенности, хотя физически и технически он хорошо подкован, ему не дают раскрыться какие-то внутренние опасения и тревога — беру и делаю.

— Есть еще люди, которые опасаются ходить к психологу, путают его с психиатром и верят в разные мифы… А как относятся к психологу спортсмены?

— Как и обычные люди. Сначала не доверяют и думают, что к психологу обращаются нездоровые и неадекватные люди. Но постепенно привыкают.

Каждый раз, знакомясь, объясняю, что я спортивный психолог, и здесь мы просто работаем с настроем. Если достаточно детально рассказать, какие задачи стоят перед спортивном психологом и как работа протекает на самом деле, то недоверие стирается.

— Есть ли у спортивного психолога такие инструменты, которые может использовать и обычный человек в обычной жизни для преодоления всевозможных трудностей?

Например, Вы можете вести записи — писать планы, отмечать сделанное (когда ставим галочку в выполненном пункте, мы получаем положительную эмоцию и заряд энергии).

Определить свои активные часы и отрабатывать их по полной, а в часы с меньшей активностью давать себе отдохнуть. Так вы не перетрудитесь и все задания будут интересней и рациональней исполняться.

А еще в Интернете множество техник на расслабление и восполнение сил.

— Подарите читателям сайта all-psy.com эффективную технику для достижения успеха!

Если вам нужно публично выступить, а вы этого делать не любите, можно отработать упражнение «7 секунд» – с его помощью мы проверяем свое внутреннее время.

Отмерьте 7 секунд, глядя на циферблат. Потом сделайте это интуитивно, не глядя на стрелки. Насколько второй отсчет соответствует реальности?

  • Диапазон 6,7-7,5 секунд принято называть нормой – Вы активны и в боевом состоянии.
  • Если вместо 7 секунд вы отмерили меньше (например, 6,2) – сейчас Вы возбуждены, взбудоражены, и это Вам не подходит для работы.
  • Если больше 7 секунд – идет процесс торможения, вы спите на ходу.
Читайте также:  Девочка с кубиками пресса

А дальше работаем с дыханием.

  • При излишнем возбуждении добавляйте в цикл дыхания больше выдохов (например, 1 короткий вдох и после несколько удлиненных выдохов).
  • При торможении добавляйте больше вдохов (3 дробных вдоха – 1 короткий выдох).

Если вам так будет удобней, дышите под счет:

  • для мобилизации: вдох до счета 6 – пауза на 2 – выдох короткий на 4
  • для успокоения: вдох на 4 – пауза на 2 – выдох на 6

Это упражнение надо практиковать и в обычные дни, чтобы привыкнуть и делать потом автоматически.

Спортивный психолог: кто он и зачем нужен

— О чем важном я еще не спросила Вас? Задайте себе этот важный вопрос!

Выбор вида спорта – это важно. Ведь часто родители отдают ребенка в ту школу или секцию, которая поближе к дому, а потом требуют результат. Но ребенку именно этот вид спорта может просто-напросто не подходить!

Ведь в каждом спорте нужен определенный набор психологических и физиологических характеристик. Если ребенок меланхолик, необщителен и интроверт, ему не совсем комфортно будет в некоторых командных видах спорта – потому что они просто не подходят по темпераменту.

Для интроверта не всегда подходит теннис — это очень одинокий спорт.

В других видах присутствует тренер, например, в боксе тренер может в перерыве то-то подсказывать, элементарно вытирает лицо полотенцем — тоже какой-то контакт.

В теннисе у спортсмена есть всего минута, чтобы выйти в туалет, ему нельзя общаться с тренером, с соперником, с судьей, зрителей тоже не должно быть слышно. Некоторых это очень смущает.

Поэтому надо уметь спрашивать у ребенка, нравится ли ему заниматься. А если нравится, то потому, что там другие детки и интересно – или потому, что у тебя хорошо получается и тебе удобно в этом виде спорта? Нравится ли тебе тренер и ладишь ли ты с ним? Ладит ли он с тобой?

Мое мнение – до 12-14 лет можно ходить во все виды спорта, заниматься и футболом, и теннисом, и шахматами, если позволяет время, чтобы ребенок успевал отдыхать и восстанавливаться. Почему? Объясняю.

В этот период идет развитие физиологии, рост организма. Когда ребенок полностью в плавании с 6 лет, у него формируются все навыки, нужные для пловца, но нет навыков для того, чтобы бегать, прыгать, у него развита одна группа мышц. И она перерабатывает, она перетружена, очень часто именно эта группа мышц, характерная для каждого спорта, подвержена травмам.

Часто родители задают вопрос: в какой спорт отдать ребенка — командный или индивидуальный? Посмотрим на плюсы и минусы этих видов спорта.

Спортивный психолог: кто он и зачем нужен

Команда подразумевает коммуникации. Ребенок должен научиться понимать другого человека и работать совместно. Поэтому, если хотите, чтобы ребенок умел сотрудничать с другими людьми, отдавайте в командный вид спорта.

Здесь есть еще один плюс – работая в команде, спортсмен успевает отдыхать и восстанавливаться. У него есть своя роль, например, нападающий в футболе не должен брать всю игру на себя.

Минусы работы в команде: меньшая зависимость результатов от самого ребенка. Отсюда — меньшее ощущение личного успеха. Здесь невозможно сказать: я молодец, я сделал. Команда — это команда: мы молодцы, мы сделали, мы постарались.

Что же в индивидуальном спорте? В первую очередь здесь развивается высокая ответственность. Многие думают, что ответственность выше в команде: если ты что-то не доделаешь, то подведешь всю команду. Но ведь команда может тебе и помочь. А если ты что-то не сделал в индивидуальном спорте, то сразу проигрываешь. Развивается личная ответственность перед самим собой.

Плюсы:

  • Развивается способность полагаться на себя и только — прямое противоборство закаляет волю больше, нежели в команде.
  • Прозрачность критериев прогресса, легче сравнивать себя, а не команду.

Минус — отсутствие коммуникаций. Здесь все дети, даже если они тренируются вместе – соперники, и они это знают. Для некоторых это здорово, они любят соперничать, для других дружба важнее.

И в любом случае обращайте внимание на физиологические параметры – подходит ли этот спорт вашему ребенку? Будут ли эти упражнение приносить удовольствие и не доставлять неудобств ребенку?

Как работает спортивный психолог: интервью с Викторией Борзенковой

— Вы помните, как впервые почувствовали силу спортивной психологии?

— В 23 года я с партнёром попала в руки к великому тренеру по фигурному катанию — Тамаре Николаевне Москвиной. Она только вернулась из США и взяла к себе всего две пары — от нас ждали невероятных результатов, и это социальное давление ощущалось постоянно.

И вот настал день первого серьёзного старта — этапа Гран-при в «Лужниках». Я очень нервничала, и Тамара Николаевна это заметила. Она подошла и заговорила со мной о стоявшей неподалёку буфетчице.

В моей голове в тот момент всё перевернулось: о какой буфетчице может идти речь, если я пытаюсь сосредоточиться?! Но тренер продолжила: «Смотри, эта буфетчица стоит здесь уже много лет. Разве она волнуется, выполняя свою работу?» И правда: буфетчица спокойно расставляла товар, не замечая атмосферы соревнований вокруг себя.

Тамара Николаевна продолжила: «Так же и ты: 20 лет занимаешься профессиональным спортом и сейчас на льду просто выполнишь свою обычную работу».

Эти слова придали мне уверенности, а волнение будто рукой сняло. Мы вышли и чисто откатали программу, смело заявив о себе. Тогда я впервые задумалась, как сильно психология влияет на результативность спортсмена.

Спортивный психолог: кто он и зачем нужен
Виктория с партнёром Андреем Чувиляевым (в центре) в годы спортивной карьеры

Спортивный психолог: кто он и зачем нужен
Виктория с партнёром Андреем Чувиляевым (в центре) в годы спортивной карьеры

— Прошли годы, вы завершили карьеру фигуристки и стали квалифицированным спортивным психологом. Каким был ваш путь в новую профессию?

— Он был очень интересным: я окончила магистратуру в НГУ им. П. Ф. Лесгафта как педагог, а кандидатскую писала уже по спортивной психологии. Потом повышала квалификацию в Институте современных психологических технологий, проходила профпереподготовку по направлению «Арт-терапия», а затем пошла учиться в Московский институт психоанализа.

— А чтобы стать спортивным психологом, нужны какие-то особенные навыки?

— Есть такая шутка: «Каким должен быть спортивный психолог? В первую очередь — спортивным». Прошлое в спорте поможет «прочувствовать» клиента — ощутить, какие эмоции он испытывает в запале соревнований, что его тревожит. Это ускорит процесс психологических консультаций.

— А если спортивное прошлое отсутствует, то путь в спортивную психологию закрыт?

— Конечно, нет! Есть психологи, которые успешно справляются и без бэкграунда в спорте. В таком случае они проживают опыт клиента через эмпатию, но на это уходит чуть больше времени.

— Я прочла, что спортивный психолог — один из немногих психологов, кто даёт советы напрямую, а не наталкивает клиента на поиск ответа в себе. Это правда?

— Директивные методы воздействия и правда существуют: когда тебе говорят, что и как делать. Но я придерживаюсь иной методики: я сепарируюсь от спортсмена и обучаю его практическим методам и инструментам.

Моя задача: научить клиента осознавать свою проблему и в будущем решать её самостоятельно. Вместо «делай так», я говорю ему: «Вот тебе знание, примерь его на себя». У каждого спортсмена своя картина мира, и только он сам чувствует, как внедрить в неё новые элементы.

— А почему вы не используете директивный подход?

— Я не хочу подвязывать спортсмена на психологическое сопровождение. Если психолог постоянно даёт клиенту прямые советы, то рано или поздно появится взаимная зависимость, а это никогда не идёт на пользу.

Однако, если обучить клиента инструментам психологии, он перестанет искать причину, по которой у него что-то не получается, а быстро сориентируется и найдёт возможность выйти из ситуации. Спортсмен сможет сам адаптироваться к смене климата, питания, часовых поясов и условий проживания.

Спортивный психолог: кто он и зачем нужен

Спортивный психолог: кто это и зачем?

Мария Красильцева Психология спорта 12 апреля 2017
Просмотров: 3059 Спортивный психолог: кто он и зачем нужен

В последнее время на соревнованиях любого уровня решающим фактором в борьбе за места становится стрессоустойчивость спортсмена. Особенно ярко это было заметно во время трансляции c соревнований фигуристов на Олимпиаде в Турине, из уст комментаторов неоднократно приходилось слышать: «не справился с нервами», «сильнейшее нервное напряжение», «слишком велика оказалась психологическая нагрузка» и т.п.

Эти обрывочные фразы хорошо иллюстрируют все возрастающую значимость психологической подготовки фигуристов, как в тренировочном, так и в соревновательном процессах. Чем выше класс спортсмена, чем ответственнее старт, чем опытнее соперники, тем более высоким должен быть уровень физической и психологической подготовки атлета к ведению публичной соревновательной борьбы.

Можно хорошо стоять на коньках, можно быть смелым, решительным и ответственным спортсменом, но при этом быть аутсайдером в соревнованиях, проигрывая психологически более грамотным и стрессоустойчивым соперникам. Наиболее обострена эта проблема в фигурном катании. Требования к психическим свойствам личности спортсмена здесь весьма противоречивы.

От фигуриста требуется одновременно продемонстрировать высокую точность движений в сочетании с выразительностью, эмоциональностью своего выступления. Отсюда — высокие психические нагрузки, которые усиливаются еще и особенностями соревнований: субъективной оценкой, высокой ценой срыва элемента, невозможностью непосредственно влиять на выступление соперников.

Этим определяются высокие требования к психической саморегуляции спортсменов в данном виде спорта.

Тем не менее, невзирая на вышесказанные доводы, тренеры с опаской относятся к идее сотрудничества с психологом. По разным причинам: одни не признают психологию как науку, другие разочаровались, приобретя негативный опыт после работы с «околопсихологами» (экстрасенсами, ясновидящими). А большинство тренеров считают, что справятся с проблемой сами.

Тренер-психолог – возможно ли?

Может ли тренер выполнять функции психолога? Иногда может. С повседневными психологическими проблемами опытный тренер справится без труда, но нельзя объять необъятное — решение более сложных вопросов следует доверить специалисту, психологу.

Проблема не столько в недостатке специальных знаний, порой их может заменить накопленный многолетней работой опыт, сколько в сущности той роли, которую тренер играет в жизни спортсмена. Психическое состояние фигуриста в период подготовки к соревнованиям и непосредственно во время выступления особенно неустойчиво и уязвимо, поскольку человек находится в условиях стресса.

Но нельзя не учитывать, что выпадающая на долю тренера эмоциональная нагрузка в это время ничуть не меньше, чем у его подопечного,а для того чтоб эффективно воздействовать на психику спортсмена, необходима атмосфера полного доверия и взаимопонимания. Нередко решение поставленных перед тренером задач требует авторитарного давления.

И порой достаточно одного неосторожного слова, чтобы та тонкая и «выстраданная» ниточка доверия оборвалась. В этой ситуации спортсмену трудно удержаться на пике своей формы без квалифицированного психологического сопровождения.

Причем стоит отметить, что взаимодействие тренера со спортивным психологом ни в коем случае не ослабляет авторитет тренера. Скорее психолог освобождает тренера от несвойственной ему работы, навязанной традицией и обстоятельствами.

Самолечение – не панацея

Каждому фигуристу знакомо ощущение когда, покидая лед, остается чувство горечи оттого, что проиграл, когда был хорошо подготовлен и мог бы добиться успеха, не справился с волнением, «перегорел». Или же преследует чувство неуверенности, страх какого-то элемента после перенесенной травмы.

А может, снизилась мотивация вплоть до отсутствия желания продолжать занятия спортом. Спорт по своей природе конкурентен и жесток, и проигрывают конкуренцию не только по причине физической слабости, но и психологической. Все спортсмены могут стать жертвами психологических ошибок и недостатков.

В любом виде спорта успех или неудача атлета являются результатом сочетания физических (сила, скорость, координация) и психических (уверенность, стрессоустойчивость, концентрация) способностей. Причем, порой психические и эмоциональные компоненты могут превосходить физические и технические.

Американские исследователи в области спортивной психологии утверждают, что спорт, по меньшей мере, на 50% психологическое явление, а такие виды как гольф, теннис и фигурное катание на все 80%.

Чаще всего случается так, что спортсмены пытаются корректировать плохое выполнение какого-нибудь элемента во время проката программы, уделяя ему больше внимания на тренировках, увеличивая количество попыток. Однако причина неуспеха может скрываться в отсутствии не физических, а психологических навыков.

Возможно, для более успешного воплощения во время соревнований приобретенных физических и технических навыков одному спортсмену требуется научиться расслабляться, в то же время другому необходимо развивать умение концентрироваться, а третьему – повысить мотивацию.

Читайте также:  Тренировка с гантелями руки пресс

Разобраться в том, как повысить результативность каждого конкретного спортсмена может помочь спортивный психолог.

Детско-родительские отношения

Важная особенность фигурного катания как вида спорта – ранний старт спортивной карьеры, обусловленный необходимостью овладеть большим арсеналом технически сложных элементов.

Из этого следует, что юного спортсмена буквально «за руку приводят» в фигурное катание, что, скорее всего, является отражением желаний его родителей, часто принимающих излишне активное участие в спортивной карьере ребенка и в дальнейшем.

Тренировочный процесс сам по себе является достаточно сильным стрессором, а когда мама или папа, желающие видеть свое чадо чемпионом, вместо поддержки, критикуют его и требуют большего, давление на еще не сформированную психику ребенка усиливается.

Таким образом, для юного спортсмена усиливается значимость побед и в его «неокрепшем» сознании складывается представление о том, что без побед он – никто, «меня любят только тогда, когда я успешен», «я не достаточно хорош для своих родителей».

Отсюда и берется неуверенность в себе, боязнь не оправдать ожидания родителей, и как следствие, дрожь в коленях и страх выступлений – именно это и служит наиболее частым поводом для обращения к психологу. К сожалению, все это последствия подобных отношений в семье.

То, что на первый взгляд кажется проблемой ребенка, на самом деле оказывается проблемой родителя. И в таком случае психолог должен работать со всей семьей.

Пара – минимальная команда

В парных видах фигурного катания помимо всех прочих сложностей, с которыми сталкиваются представители одиночного катания, добавляется еще один немаловажный стрессор – конфликты внутри пары.

Не секрет, что прочные отношения в паре являются залогом успешной спортивной карьеры.

К сожалению, конфликты неизбежны, поскольку на пути к взаимопониманию и «скатанности» двум спортсменам необходимо преодолеть множество препятствий, коими могут быть различные мировоззрения, ожидания по отношению к своим партнерам, распределение ролей в паре и т.д.

Если конфликт касается технических аспектов или особенностей тренировочного процесса, то кроме тренера, здесь помощников нет.

Но, в случае, когда конфликт личностный, затрагивающий взаимоотношения фигуристов, то кроме как к спортивному психологу, ни к кому более обращаться не следует.

Поскольку тут необходим специалист, не имеющий субъективного взгляда на сложившуюся ситуацию и дающий рекомендации руководствуясь профессиональными знаниями.

С какими же еще психологическими проблемами приходится сталкиваться тренерам и самим фигуристам?

«Минус-старт», когда при полной физической готовности – неудачное выступление. Причиной этого часто встречающегося явления могут быть неумение управлять собственным психоэмоциональным состоянием, социофобия (страх публичных выступлений), неуверенность в себе или же особенности упомянутых выше детско-родительских отношений.

Снижение мотивации, на которую могут влиять как личностные, так и ситуационные факторы. К ситуационным можно отнести условия, в которых пребывает спортсмен: напряженные отношение в группе, конфликт с тренером, стагнация результатов. Среди личностных факторов, которые могут снижать мотивацию можно назвать: страх неудачи, перетренированность, неуверенность в себе. Травмы.

В настоящее время не для кого не секрет, что тело и психика тесно взаимосвязаны. Большинство спортсменов сталкивались с ситуацией, когда после полученной травмы начинает преследовать страх, неуверенность перед элементом, во время выполнения которого эта травма была получена. Вместе с тем психологические факторы могут являться причиной травм.

В этом случае потенциально стрессовая ситуация (соревнование, тренировка, плохое выступление) может способствовать травмированию в зависимости от того насколько «угрожающей» спортсмен считает данную ситуацию. Ощущение «угрозы» ведет к повышению уровня тревожности, что, в свою очередь, вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания и мышечном напряжении.

Все это повышает вероятность получения травмы. Личностные проблемы, т.е. проблемы, не относящиеся к тренировочному или соревновательному процессу, но, тем не менее, являются значимыми для самого спортсмена. Это могут быть конфликты в семье, неразделенная любовь, сложности в учебе и т.д.

Об этом нельзя забывать, поскольку рост спортивных результатов возможен только при эффективной личностной самореализации. Конечно, каждая из вкратце обрисованных проблемных ситуаций требует более детального рассмотрения.

А в завершение еще раз хочется отметить, что, к сожалению, психологический аспект подготовки спортсмена до сих пор является мало затрагиваемым, а, зачастую, и вовсе игнорируемым. Но именно он является тем самым ценным ресурсом, грамотное использование которого может облегчить поиск решения стоящих перед спортсменом и тренером задач.

Следует подчеркнуть, что речь идет не о выдвижении психологической составляющей подготовки на ведущие позиции в противовес физической или технической. Но факты говорят сами за себя — знания об индивидуальных психологических особенностях спортсмена способствуют повышению результативности его выступлений и эффективности работы тренера.

Спортивный психолог. кто он, и зачем он нужен?

Спортивный психолог: кто он и зачем нужен

Спортивная психология — это одно из направлений как социальной, так и общей психологии. Оно появилось недавно, до этого роль психолога исполнял тренер, он же играл и почти все остальные роли в команде или индивидуальном тренинге.

Помощь психолога в большом спорте относится к области классической, «чистой» психологии.

Специалисты-профессионалы давно доказали, что проблемы в спорте корнями часто уходят в детство, детские травмы и обиды, в подавление родителями воли ребенка или другие детско-родительские отношения.

Качественное регулярное консультирование хорошего спортивного психолога налаживает все сферы: тренировочный процесс, общение с людьми в повседневной жизни.

Задачи спортивного психолога

Безусловно, хороший тренер знаком с азами психологии, никто с этим не спорит. Однако у тренера все же главная задача — это спортивные достижения подопечных: голы, секунды, метры. Спортивный же психолог должен следить за тем, чтобы в процессе тренировок и состязаний на спортсменов не так сильно воздействовал стресс.

  • Во многих командах отношение к психологам настороженное, поэтому нет смысла сходу объявлять, что с ними будет работать именно этот специалист, можно представить его как помощника тренера.
  • Общепризнанные задачи спортивных психологов
  •     Спортивная профориентация (определение максимально подходящего для ребенка вида спорта).
  •     Подготовка к соревнованиям (устранение тревожности, мотивация).
  •     Разработка стратегии в соревновательный период.
  •     Реабилитация после состязаний.
  •     Определение и разрешение кризисных состояний.

Психолог беседует индивидуально или с командой, дает советы (многие потом сами спрашивают их). У таких специалистов нет разделения по видам спорта.

  1. Этапы работы спортивного психолога
  2.     Сначала необходимо понять, что требуется от спортсмена, чего он хочет сам (берутся во внимание достижения не обязательно в спорте, но и в повседневной жизни).
  3.     Тестирование помогает определить недостаточно сильные и хорошо «развитые» стороны человека.

    Составляется программа для спортсмена (а иногда и для его семьи!).

  •     Находятся оригинальные решения при индивидуальных проблемах, компромиссы, когда спорт начинает «мешать» учебе или личным отношениям.
  •     Помощь в достижении результатов с минимальными душевными травмами и переживаниями.
  • Тренер VS психолог

Известно, что во многих командах тренер вынужден выполнять не только тренерские функции, но и административные, финансовые и психологические. Однако это вынужденная мера, скорее, связанная с нехваткой квалифицированных кадров.

Только наметанный глаз опытного психолога вовремя может заметить изменения в состоянии спортсмена и сразу заняться их коррекцией, чтобы не было «выгорания» или перетренированности.

Случается так, что спортсмен перестает общаться, уходит в свои мысли, близок к депрессии. Опять же нужна помощь профессионала.

Еще одна роль психолога — это служить своеобразным «буфером» между тренером и игроком. Если тренер «накачивает» спортсмена на победу, развивая спортивную злость и другие стрессирующие виды поведения, то психолог, имея в арсенале современные методики, смягчает напряжение, не влияя при этом на достижение хорошего результата.

Детские спортивные психологи

Приведя ребенка в спортивный клуб или секцию, почти у каждого родителя есть надежда, что их сын или дочь станут чемпионами. Или, по крайней мере, титулованными спортсменами. Тут как раз необходима первая консультация психолога, который поможет выбрать спорт, исходя из темперамента малыша.

Допустим, спорт уже выбран, ребенок радостно им занимается и вдруг заявляет, что не пойдет больше туда ни за что. Это скучно, сложно. А денег вложено немало, сил и времени тоже, поэтому такое решение родители сразу воспринимают в штыки. Однако бывает достаточно нескольких бесед с психологом, чтобы преодолеть кризис или полностью поменять вид физической деятельности.

Другой случай — когда внешне спокойный и мотивированный ребенок перед соревнованиями закатывает истерики, плохо спит и быстро перевозбуждается (см. статью «Ребенок и его первые соревнования»). Психолог легко справится с этой задачей, если он специалист в области спорта.

Родителям необходимо знать, что конфликты, возникающие из-за спорта и не разрешенные еще в детстве при помощи квалифицированного спортивного психолога, могут «выстрелить» неприятным образом во взрослой жизни.

А все потому что ребенок не научился правильно выходить из конфликта.

Психологи изучают специальный предмет — конфликтологию, благодаря которому могут научить своих юных подопечных справляться с жизненными трудностями еще на этапе становления личности.

  1. Но даже если все идет гладко, спортивного ребенка лучше все же показать психологу, который поможет:
  2.     правильно мотивировать маленького человека;
  3.     научить его контролировать собственное психологическое состояние;
  4.     научить малыша управлять своим вниманием;
  5.     справляться со страхами перед соревнованиями;
  6.     ставить четкие цели (близкие и долгосрочные).

Не все становятся чемпионами, а из тех детей, кто к этому стремился с самого раннего возраста, поражение становится трагедией (см. статью «Что делать, если ребенок проиграл на соревнованиях»). Если это расстраивает и родителей, то в семье явно нездоровая атмосфера, и тут без спортивного психолога не обойтись.

Нельзя миновать и такую грустную тему как травмы в спорте. Порою карьера спортсмена обрывается внезапно именно из-за травмы, и для того, чтобы понять, что жизнь состоит не только из тренировок и соревнований, нужен опыт спортивного психолога, который обрисует перспективы других, возможно, околоспортивных профессий и вернет человеку веру в себя.

Спортивные психологи в России

На Западе давно поняли важность работы с простыми спортсменами и чемпионами именно психологов, специализирующихся на спорте. И если посмотреть на выступления сборных Китая и Америки на Олимпийских играх последних лет, то именно благодаря десяткам таких специалистов олимпийцы выдали ошеломляющие результаты.

В России работников подобного профиля долгое время обучал лишь Институт физкультуры и спорта в Санкт-Петербурге. Сегодня ситуация несколько поменялась. Профессия состоит из двух областей знаний — спорта и психологии. И выучиться на них можно в разных учебных заведениях.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

В российском спорте наметилась положительная тенденция — спортивных психологов все чаще приглашают в командные и индивидуальные виды спорта, поскольку такие специалисты не только повышают боевой дух, но и помогают побеждать.

А что думаете вы? Нужны ли спортивные психологи?

Спортивный психолог: зачем он нужен и как выбрать?

Пока в мире российского профессионального спорта идут дискуссии о том, нужен ли спортивный психолог, или его работу вполне может выполнить тренер, во многих странах это давно считается нормой. Психологическую помощь широко используют как мощный инструмент для достижения побед на самом высоком уровне.

В журнале Прикладная Спортивная Психология были опубликованы исследования индивидуальных характеристик некоторых олимпийских чемпионов. В результате были перечислены качества характера, которые помогают достигать высоких результатов в спорте.

  • способность справляться с волнением;
  • уверенность в собственных силах;
  • упорство;
  • спортивный интеллект;
  • способность концентрироваться;
  • дух соревнования;
  • возможность тяжело тренироваться;
  • способность идти и достигать поставленных целей;
  • высокий уровень надежды;
  • оптимизм;
  • стремление к совершенству.
Читайте также:  Не могу подняться когда качаю пресс

Да, чтобы стать чемпионом, недостаточно иметь прекрасную физическую форму и талант, необходимы и такие качества, как самоконтроль, способность анализировать свои ошибки и навыки межличностного общения, которые помогают работать сплоченно командой и внутри и за пределами спортивной площадки.

Но как же достигнуть и усилить эти прекрасные качества, так называемую «психологию победителя». Ведь по статистике изначально ее имеют только 20% спортсменов, а как же остальные? Для этого и нужны занятия с психологом.

Кто такой спортивный психолог?

Спортивный психолог это человек, закончивший институт или университет по специальности «Психология» и прошедший специализированный тренинг по психологии в спорте.

Спортивный психолог дает консультации:

  • спортсменам-одиночкам;
  • спортивным сообществам и федерациям;
  • юношеским спортивным секциям;
  • публичным организациям;
  • частным организациям.

Главные задачи, которые помогает решать спортивный психолог:

  • тренирует спортсменов управлять своими эмоциями;
  • улучшает самооценку атлета;
  • обучает справляться с волнением перед стартом;
  • помогает усиливать спортивный дух;
  • обучает спортсменов навыкам расслабления перед соревнованием;
  • диагностирует возможные пищевые расстройства;
  • диагностирует патологии на психологическом уровне;
  • вмешивается в случаях принятия допинга;
  • принимает участие в случаях, когда спортсмен принимает слишком много обезболивающих;
  • анализирует жесты атлета во время тренировок и соревнований;
  • поддерживает спортсмена в период травмы и реабилитационного периода;
  • помогает повысить спортивный уровень спортсмена;
  • сотрудничает с тренером.

Как выбрать спортивного психолога

Спортивный психолог должен быть профессионалом, прошедшим обучение по соответствующей учебной программе, соответствующей этой профессии, квалифицированным и компетентным.

Спортивный психолог должен иметь сертификат с адресом клиники, в которой он обучался и проходил практику, так как в России еще нет факультетов «Спортивная психология». Хотя в Америке, Азии и других странах спортивная психология используется в спортивных сообществах, Федерациях и т.д.

Спортивный психолог должен не только иметь сертификат, но и регулярно проходить тренинги и курсы повышения квалификации.

Кроме сертификата об обучении, при выборе компетентного психолога, нужно обратить внимание на его профессиональный опыт. Это может быть

  • сотрудничество со спортивными сообществами, работа в секциях, клубах и т.д.;
  • написание статей или книг по теме Спортивная психология;
  • сотрудничество с Академиями спорта;
  • сотрудничество в сфере развития спорта и рекламных спортивных кампаниях;
  • других видах сотрудничества в области спортивной психологии.

Лучший психолог — это не тренер. Об уникальности спортивного психолога

Владимир Сафонов в блоге на Sports.ru рассказывает об уникальности такой работы, как «спортивный психолог», неоднозначном понимании этой профессии как таковой, а также о том, что в этой сфере должны работать только люди с необходимым образованием.

О чем будут эти записки

То, что психология в битве равных соперников в любом виде спорта оказывается решающим фактором, думаю, никто отрицать не будет. Нужны ли спортивные психологи в спорте — этот вопрос уже будет вызывать дискуссию.

Хотя для меня он очевиден. За годы работы спортивным психологом я убедился: контакт, общение со спортсменом даёт ему знание, понимание и чувствование себя.

А умение управлять своими эмоциями — вообще является основой культуры психики.

Уже достаточное количество лет я веду научно-практический семинар по психологии спорта, на которые собираются молодые и зрелые люди. Часть из них уже работает психологами в детских спортивных школах и клубах или в профессиональных командах. Кто-то только планирует это делать в ближайшее время.

Лица с психологическим или со спортивно-педагогическом образованием на этих семинарах составляют всего 50–70 процентов. Остальные в основном бывшие спортсмены и начинающие тренеры. А также родители, озадаченные отсутствием чемпионства у своих детей. Как-то в аудитории оказался 13-летний лыжник (на соревнования возит по 5 пар лыж).

На вопрос: «Один?» — «Нет, мама на улице».

Умение управлять своими эмоциями — является основой культуры психики.

Семинар обычно начинаю с разговора о том, что профессия психолога, особенно спортивного, уникальна. Каждый здравомыслящий (и не очень) занимается психодиагностикой и психоанализом. Готовит заключения и выдаёт рекомендации. Более того учит других «психологов». А про спорт и говорить нечего.

Кто у нас не разбирается в спорте? Не может назвать причины поражения нашей команды или провального старта известного спортсмена? Подобная уникальность пронизывает весь российский спорт.

И чем выше уровень, тем разнообразнее профессиональная принадлежность специалистов позиционирующих себя психологами в спорте.

Сошлюсь на интернет — сейчас есть множество сайтов, которые предлагают спортсменам решить их проблемы. Но в отношении сборных — это закрытая тема. Слышал, что по штатному расписанию в сборных командах по 60 ставок психологов — и все заняты! Ни с одним не знаком. На конференциях не слышал. Публикации их не читал.

Несколько лет назад из федерации биатлона мне сообщили: я — новый психолог мужской сборной. «Ждите звонка старшего тренера». Проходит месяц-два звонка нет. Я понимаю: он будет после чемпионата мира. Так и произошло.

Начались телефонные разговоры о том, как я нужен, как многого ждут от психолога. Наконец-то! …Проходит ещё месяц и тренер звонит с извинениями (должен выразить ему признательность). Взяли другого — по команде сверху.

С каждым годом всё чаще тренеры сборных и спортивные начальники в объяснении причин очередных неудач наших спортсменов используют такой термин как психология. Говорят о концентрации внимания, о её потери или отсутствии. На Олимпиаде в Сочи были ребята, с которыми я поддерживаю контакт: «Да, в команде был психолог, но с кем она работает и кто она, я не знаю», — говорят они мне.

Это, безусловно, прогресс в менталитете первых лиц спорта. Ещё 10 лет назад они же говорили: «Психолог нужен слабакам». «Лучший психолог — батюшка». «Если тренер не психолог, то какой он тренер».

Сегодня психология в спорте стала чрезвычайно популярна. Пишутся монографии, где психология спорта называется инновационным направлением науки XXI века. Когнитивные психологи предлагают проблемы ошибок спортсменов решать «ускорением когнитивных процессов» (например, как в случае с фальстартом Усейна Болта).

Специалисты по командообразованию (бизнес-тренеры) идут в футбольные команды и решают вопросы коллективной и индивидуальной мотивации. Психиатр предлагает новый метод психологической подготовки — гомеопатиотерапия: «Даешь таблетку и она действует на молекулярном уровне».

Экстрасенс по фотографии даёт прогноз на выступление или «не видит, как выступит» тот или иной спортсмен.

Ещё 10 лет назад первые лица спорта говорили: «Психолог нужен слабакам». «Лучший психолог — батюшка». «Если тренер не психолог, то какой он тренер».

Уже ни один год продолжаются разговоры о том, кто должен претендовать на статус спортивного психолога в спорте. Принципиально — это врач (психиатр, психотерапевт, физиотерапевт и др.)? Или если не врач, то с каким образованием? А может, как заявил «главный спортивный психолог страны» Рудольф Загайнов в недавнем прошлом, — спортивным психологом может быть только тот, кому это «свыше дано»?

Однажды на моём семинаре оказался доктор медицинских наук, профессор психиатрии, имеющий отношение к спорту. По его окончании при подведении итогов я задал ему вопрос: «А вам, зачем семинар?» Получил ответ: «Узнать, как работают психологи. Мы лечим, а вы помогаете!».

Много лет назад с известным нашим спортивным психологом Геннадием Дмитриевичем Горбуновым у нас возникла дискуссия. Спортивный психолог воздействует или содействует? Даже цикл семинаров проводили.

Моё глубокое убеждение: психолог содействует в подготовке спортсмена.

В ситуациях спортивного единоборства тот остается «сам с собой», оказывается «здесь и сейчас», на трибунах, или на соревнованиях… 4-х летней давности.

Спортивный психолог воздействует или содействует? Моё глубокое убеждение: психолог содействует в подготовке спортсмена.

Вопрос статуса и образования психолога в спорте отнюдь не риторический. От понимания сути предмета деятельности психолога в спорте формируются требования к специалисту. В чём предмет работы спортивного психолога? В первую очередь, — это личностные особенности спортсмена, которые необходимы тренеру для его подготовки.

Во вторую, — психическое состояние, во всём своём непредсказуемом разнообразии. Именно это и реализуется в рамках психологического обеспечения и психологического сопровождения. Причём одно не дублирует другое. Своим опытом я пришел к заключению: психолог в штате спортивного коллектива не может быть личным психологом спортсмена.

Первый занимается психологическим обеспечением, второй — сопровождением. Непонимание этого чревато потерей контакта со спортсменом или командой.

50 лет назад русский психолог основатель факультета психологии ЛГУ Борис Герасимович Ананьев назвал психологию «центром человекознания».

Моё глубокое убеждение: практикующий спортивный психолог должен иметь своё личное представление о механизмах функционирования психики человека как целостного образования. Должен знать психические явления и психологические свойства, которые определяют выполнение спортивного дела.

И конечно, ему следует понимать, в чём заключается уникальность спорта, ведь это единственная сфера человеческой деятельности, при которой мы сознательно стремимся к максимальным нагрузкам (Во всех остальных работает принцип минимизации).

Так что недостаточно иметь какие-либо«корочки» или владеть техниками НЛП, трансактного анализа, гештальтерапии, гуманистической психологии, онтопсихологии и многих других популярных вещей в бизнес кругах.

Спортивный психолог должен иметь психологическое образование со специализацией по психологии спорта. Понимать особенности спортивной деятельности, то есть быть лично знакомым с каким-либо видом спорта. Самому пройти, пусть небольшой и не громкий, но путь спортсмена, познавшего победы и поражения.

Сегодня все состоявшиеся в профессиональной среде спортивные психологи прошли этап получения психологического образования. Хочу остановиться на аттестации спортивных психологов. Мне посчастливилось пройти её ещё 1982 году и получить направление в комплексно-научной группе сборной по лёгкой атлетике. Потом были лыжные гонки и даже премиальные в виде особой очереди на авто.

Ежегодно союзный спорткомитет собирал нас и каждый докладывал о своей работе. С организацией федерации спортивной психологии при спорткомитете, это стало называться научно-практическими конференциями. Сегодня такие конференции также проводятся. Только психологов сборной на них не видно.

А это было бы полезно всем: молодым учиться, работающим обмениваться опытом. Ну и наконец, приоткрыть занавес кто же и как работает в сборных командах.

Конечно, хотелось бы решить и вопрос: «Ассоциация спортивных психологов» — это профессиональный союз или общество любителей психологии спорта?

В следующий раз поговорим об ошибках спортсменов — с точки зрения психологии. О том, почему футболист даёт неточный пас, а оказываясь перед воротами, бьёт мимо или во вратаря.

Зачем нужен спортивный психолог?

Я профессионально занималась плаванием 10 лет, тогда у нас было два тренера и врач по спорту. О психологах даже не думали. Но это не значит, что с нами не велась психологическая работа.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что функцию психолога в той или иной степени брали на себя тренера и даже врач. В этой статье я хочу попытаться ответить на вопрос, зачем и почему нужен спортивный психолог.

 

Людмила Якупова

ЖИЗНЬ СПОРТСМЕНА

Опустим разговоры о том, что спортом заниматься очень хорошо. Это, безусловно, так. Но спорт высших достижений отличается от группы здоровья, спортсмен функционируют на пределах своих физиологических и психологических возможностей.

Я помню свои старты: готовишься к заплыву, в ушах стучит, живот крутит, одно неверное движение на старте и дисквалификация. Секунды, когда ты стоишь на бортике, готовый по условному сигналу войти прыжком в воду кажутся вечностью, нервы на пределе.

Сможешь собраться с мыслями, сосредоточиться на прыжке, хорошо оттолкнуться от тумбочки — это твое преимущество. На чемпионате России в одну секунду умещаются 20 спортсменов. Счет идет на сотые доли секунды. И одной физики тут мало, надо уметь собраться.

Что касается групповых видов спорта, то здесь все зависит от слаженности команды. Одним из главных показателей являются сплоченность и доверие. Сложно говорить о доверии в условиях жесткой конкуренции. Тренер этому не учит, задача тренера заключается в том, что бы тренировать. Выносливость, бросок, толчок, технику, передачи…

 

ПЕРЕД ТРЕНЕРОМ И ПСИХОЛОГОМ СТОЯТ РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ

Спортивный психолог решает вопросы учета индивидуальных психологических особенностей спортсменов, отслеживания особенностей психологического климата в коллективе, адекватность/неадекватность планки успешного выступления на соревнованиях, участвует во всем многообразии его внутреннего мира: мыслей, эмоций, нереализованности, неудовлетворенности. Помогает в формировании навыков самоконтроля и регуляции психического состояния, оказывает помощь в понимании того, что происходит со спортсменом. Находится в постоянном контакте с ним.

Условно можно сказать, что тренер всегда бежит впереди спортсмена, ставит все новые задачи, повышает требования, а психолог находится на полшага сзади.

Неудачи будут случаться в жизни спортсмена. Необходимо достойно принимать проигрыш. Но и выигрывать тоже надо уметь. И здесь важно проделать психологическую работу после значимой победы, на предмет постановки новых целей.

Это один момент. У побед есть обратная сторона: когда спортсмен или команда выигрывают несколько раз подряд, то психологическое напряжения возрастает, ведь статус победителя не хочет потерять никто. Надо быть готовым к этому.

Только в этом случае у спортсмена появляется возможность регуляции своего психофизиологического состояния, Управления своей деятельностью на тренировках и соревнованиях, в моменты преодоления неуверенности. Только через осознание появляется возможность выработки приемов и техник самоконтроля владения собой в ситуациях спортивного единоборства.

Людмила Якупова, врач-психотерапевт, психиатр «Клиники Инсайт» 

НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *