Киберспорт для детей: с какого возраста и какая польза

Киберспорт для детей: с какого возраста и какая польза Хочу рассказать про детский киберспорт, потому что это настолько крышесносная тема в плане предрассудков, что можно изучать человеческую природу. Направление киберспорта мы стартовали дважды: один раз нормально, и один раз во время карантина, раз уж освободилось время и люди вокруг вдруг начали понимать, что из игр можно и нужно тащить пользу. И если футбол или шахматы родители считают однозначно полезными, то с играми ситуация неоднозначная. Руководитель направления Настя начала с интервью. Вообще, Настя умеет общаться с родителями, потому что некогда запустила подписку на наборы развивающих штук «Аистбокс» (каждый месяц приезжает коробка для ребёнка). Дальше пошёл мягкий психодел. Родители же рассказывали как дети загружены, какое у них сумасшедшее расписание. Как мне кажется, родитель хочет воспитать нового себя, только лучше. И каждый час простоя ребёнка воспринимает как недополученные знания и навыки. Ну, знаете, пока вы спите, враг качается. Так вот, в среднем у детей опрошенных есть около часа (суммарно) свободного времени в день. Этот час ребёнок проводит в телефоне, то есть отдыхает. Родители — как это ни странно — хотят, чтобы он этот час потратил на английский, бил других детей на секции бокса или ещё как-то утилизировал. В этот момент уже стало понятно, что если мы превратим компьютерные игры в нечто полезное, то за это будут платить. Забегая вперёд, могу ещё добавить, что это сейчас один из самых эффективных способов социализации, что ускорило прогресс. А пока давайте чуточку похоливарим! Наша выборка — это, в основном, родители, которые заботятся о развитии ребёнка. То есть это те, кто, в целом, готов тратить деньги и время на семью. Москва, обычные школы, но при этом родители так или иначе заинтересованы в чём-то большем, чем просто школьная программа. Дальше описание именно этой группы людей (нам они были интересны как наиболее перспективные клиенты).

Итак, родители выборки однозначно воспринимают компьютерные игры как воплощение мирового зла. Пока ребёнок играет, он либо остановился в развитии, либо деградирует. Самая мягкая реакция из исследованных в духе: «у нас нет такой проблемы» (то есть это всё-таки проблема), а самые сложные лежат в области «никак не хочет с нами разговаривать, всё время проводит в телефоне». То есть они понимают, что без этого плюс-минус никак, но это плохо. Примерно как пить пиво, есть вредную еду, смотреть Ютуб или сидеть в Фейсбуке. Такое грешное удовольствие.

Сюрприз в том, что при этом сами родители играют! Но не считают это чем-то плохим. «Прихожу домой с работы, очень устаю, нужно снять стресс, часа полтора сношу друзьям лица в стрелялке» — это нормально. Это же полезное времяпрепровождение папы, он снимает стресс. Подходит он к делу со всей серьёзностью. Если хотите, чтобы ребёнок много читал — нужно, чтобы он видел вас с книгой каждый день и считал это нормой. Если хотите, чтобы ребёнок вырос быдлом — ведите себя как быдло, это должно помочь. Но в случае с играми что-то сбоит. Модель допущения такая: если хотите, чтобы ребёнок не играл в компьютерные игры, то отбирайте телефон и ругайте его. Но продолжайте играть сами. Звучит логично, правда? Оба родителя чаще всего не воспринимают поездку в метро с хлопанием по цветным шарикам как процесс игры. Они же ЕДУТ. Есть целевая деятельность, она в приоритете. А игра — это так, просто убить время. Вообще, немного странно слышать от людей, которые хотят максимально утилизировать время ребёнка, фразу «ну мне же надо убить время». Я больше ждал конкретных доводов через снижение стресса. Ещё мы всё ждали, что хоть где-то на интервью проявится ситуация, что «мой ребёнок много играет, потому что я не смогла придумать что-то более увлекательное сегодня» или «потому что у нас не было времени заняться им». Ну или ещё хоть что-то, где родитель чувствует свою ответственность за то, что происходит. Но нет. Родитель же никак не может повлиять на ребёнка, а он коннектится где-то к мировому злу и набирается этих вот игр, от которых не может спокойно ужинать. То есть все ситуации в жизни ребёнка управляются родителем… ну кроме парочки. Это игры чаще всего, на втором месте — общение в Тиктоке. Однозначно, виноват Билл Гейтс. Если задуматься — может, даже, Ритчи. И совсем чуть-чуть Страуструп. На самом деле, конечно, я сейчас несколько утрирую. Родители прекрасно всё понимают — и что мир изменился, и что игры в телефонах вездесущи, и что если ребёнку дать кнопочный телефон, то у него резко понизится социальный статус в школе, потому что все с айфонами, а он как лох. И сами далеко не все играют. И в телефоне не всегда ребёнок, потому что можно вместе почитать книгу, пойти куда-то, что-то ещё придумать. В общем, у нас много сознательных родителей. Но всё равно, когда ребёнок играет — он простаивает. Недопустимо! Попытки провести факторный анализ такие:

  • Если ребёнок просто играет на улице — это хорошо, он качает физическую форму.
  • Если ребёнок играет в настольные игры — это хорошо, он общается с семьёй.
  • Если ребёнок играет в развивающие компьютерные игры — это допустимо.

То есть вопрос не в самом процессе игры, а в том, что родитель считает, что он ведёт к деградации по каким-то параметрам. Может ли ребёнок не играть? Нет. Игра — это эволюционное приспособление, которое помогает с огромной мотивацией тысячи раз отрабатывать разные ситуации. Раньше считалось, что через игру животные выпускают «излишнюю энергию», то есть это такой контрольный клапан. По мере уточнения этологических моделей становилось понятно, что игра нужна не только и не столько в роли заполнителя свободного времени. Она может быть средством тренировок (львята «охотятся» друг на друга и на родителей), возможностью лучше управлять своим телом, быстрее подключая нейросети контроля (привет, слонята со свежеобнаруженным прикольным таким хоботом), средством социализации (привет, все приматы) и, конечно, обучения.

То есть мы эволюционно любим играть. И я уже много раз говорил и скажу ещё раз: игры — это новые книги. Потому что они заменяют опыт с воображаемого на почти реальный. Я осмелюсь утверждать, что, играя в Кербальскую космическую программу, вы разберётесь в предметной области лучше, чем если год будете ходить в кружок астрономии.

This War of Mine учит тому, на что похожа война с точки зрения гражданского населения (ну или правильно считать недопроизведённый ВВП стариками и отправлять их на смерть). Любой экономический симулятор показывает взаимосвязь кучи показателей и учит правильно считать.

A Slower Speed of Light показывает эффекты разных психоактивных веществ учит общей теории относительности на примерах эффекта Доплера и релятивисткого замедления времени.

Киберспорт для детей: с какого возраста и какая польза Проблема в том, что если игры чему-то направленно учат, они обычно не очень развлекают. А если хорошо развлекают, то далеко не всегда хорошо учат. В смысле, если стояло ТЗ сделать обучающую игру — как игра она будет плохая. А вот если в хорошую игру вложить обучающий элемент (или просто хорошую детализацию), то эффект будет отличный. В общем, с моей точки зрения игры в обучающем плане больше всего похожи на жанр «производственных романов» — это вроде «Дедлайна» Де Марко и «Цели» Элияху Голдратта. Вроде, было круто и весело, и ещё что-то узнали. Относительно незаметно, ведь это не было основной целью.

Ещё, конечно, игры, как и фильмы (или комиксы) задают модель поведения. Помните историю про начало возрастных маркировок из-за того, что дети стали воспринимать способы совершения преступлений в послевоенных комиксах как руководство к действию? Странно, что никто тогда особо не исследовал их обучающий потенциал.

Но давайте вернёмся к прикладной истории: киберспорту в детских секциях. На карантине. Родители хотят сделать что-то, чтобы бесполезных игр было в жизни ребёнка меньше. Но готовы мириться с полезными. То есть можно работать в следующих направлениях:

  1. Доказывать, что игры — это новая норма.
  2. Заменить компьютерные игры на другую деятельность (настолки).
  3. Заменить игры на другие полезные.
  4. Сделать те же самые игры в процессе более полезными.

Наиболее перспективным выглядело брать те самые игры, в которые дети играют с огромным вовлечением — и пытаться на их базе строить что-то полезное. Первым стал Фортнайт: мы бы, конечно, с удовольствием взяли CS:GO, но в CS:GO вы убиваете друзей с на порядок большей частотой, чем в Фортнайте. Плюс после выстрела из реалистичного «чизета» голова делает реалистичный хлопок и оставляет кровавый след на стене, а после удара двуручной киркой со всего размаха в Фортнайте противник только спотыкается. Поэтому он, Майнкрафт, но для старших уже и CS. Можно ли чередовать обычную деятельность с играми? Они помогают отдохнуть или тратят ресурс? Нужно ли прерываться на отдых в течение дня? Да. Это повышает продуктивность. Отдыхать надо часто, это влияет на результат. Суммируя кучу исследований, скажу, что важно не прерывать состояние потока в творческой работе — и при этом важно не начинать новую задачу без отдыха. Можно прогуляться по улице. Это круто, когда вы не в Москве или Нью-Йорке, потому что будет не только физическая нагрузка, но и свежий воздух. Можно немного поспать. Вот базовое исследование про то, кто и сколько спит, и что это даёт. Расслабляют ли игры? Да. Вот прекрасное исследование про игроков в Старкрафт, переживавших наиболее сложные матчи. Короткий вывод: они напрягаются в моменте, но в целом учатся справляться с более и более сложными ситуациями, что ведёт к общему снижению уровня стресса. Звучит на самом деле почти как польза от шахмат: тяжело в моменте, но развивает какой-то большой навык в целом. Но Старкрафт — так себе пример казуалочки. Второе важное исследование касается казуальных игр, где игрок чувствует контроль над окружением: там писали ЭЭГ мозга во время процесса и поняли, что игрок реально расслабляется. Исследование проводилось в рамках более серьёзного портфеля по тому, как избегать психосоматических проблем и улучшать качество жизни пациентов с депрессией и системными заболеваниями. Короче, простые игры — расслабляют. Но обратите внимание, что сфера недообследована: есть и десятки исследований о том, что игры всё же могут нанести вред психике. Смысл сводится к тому, что вряд ли вы расслабитесь в игре типа Dark Souls в моменте. А прививают ли они при этом какие-то асоциальные шаблоны поведения?

Читайте также:  Качание пресса сколько калорий один раз

Учитывая дисбаланс между многочисленными исследованиями «почему игры вредны» и редкими «чем игры могут быть полезны», нужно смотреть на длинные опыты, типа 10-летней перспективы.

В 2009 году начали большое 10-летнее исследование того, как меняется поведение людей с видеоиграми. 500 подростков в группе (мальчиков и девочек пополам).

Там куча интересных таблиц про то, что девочки играют в 21 год больше мальчиков и прочее. Но нам важно следующее:

— 4% играли только в жестокие игры — 23% играли в жестокие игры с яркой демонстрацией насилия и нормальные — 73% в «мирные» игры Чем старше были испытуемые, тем меньше у них становилось жестоких игр в анамнезе. По итогам группы не отличались друг от друга по уровню тревожности и склонности к депрессии. Выводы такие:

  1. Даже самые жестокие игры в детстве не означают какое-то влияние на уровень агрессии во взрослом возрасте.
  2. Агрессивные дети более склонны к жестоким играм.

Упрощая: GTA не виноват, что дети растут жестокими. Просто уже жестокие дети выбирают GTA.

Ещё солянка из пользы компьютерных игр ещё со ссылками на исследования. Коротко: ориентирование в 3D-играх улучшает память, игры снижают уровень боли, дети-дислектики начинают лучше читать, помогают лучше реабилитироваться после травм, и, осторожно, могут сделать вас немного умнее.

Врач о киберспорте: «Разберитесь, с какой радости или с какого перепугу вашего ребенка тянет в виртуальный мир»

Киберспорт для детей: с какого возраста и какая польза

Пока российских педиатров не просят выписать ребенку справку для занятий в секции компьютерных игр. Но похоже, это счастливое время не за горами. В России в 2016 году киберспорт официально был признан спортивной дисциплиной, а с зимы 2018-го мы начали присваивать  разряды, например, мастера или кандидата в мастера по киберспорту. Все это ставит новые вопросы и вызовы медицинскому сообществу. О реакции врачей на стремительный рост империи киберспорта мы поговорили с педиатром, кандидатом медицинских наук Марией Корневой. 

— Насколько стремительно меняется мнение медицинского сообщества о вреде компьютерных игр? 

— Компьютерные игры пришли в нашу жизнь достаточно давно, но до последнего времени у детских врачей не было повода сомневаться в необходимости ограничения времени взаимодействия ребенка с компьютером. Но прямо сейчас наступила новая эра, которая штурмует классические представления о пользе и вреде компьютера для детей. 

— Почему?

Школьники проводят все больше и больше времени за компьютерами, у них вся жизнь там. Они  выполняют школьные тесты и олимпиады, создают проекты, презентации, занимаются в кружках по программированию. Что уж говорить о компьютерных играх, к которым неминуемо тянет каждого ребенка.

  И вот теперь официальное признание киберспорта полностью узаконило  чрезмерное потребление компьютеров. Все это превратило слова детских врачей, что «необходимо ограничивать ребенку время за компьютером» в пустой звук. Хорошо это или плохо — пока не знаю.

Но уже однозначно можно говорить: у мирового медицинского сообщества нет методов борьбы против настоящей империи  киберспорта с многомиллионными доходами и гигантской аудиторией. 

Мария Корнева, кандидат медицинских наук, педиатр с 22-летним стажем

— Насколько часто к вам приходят родители и жалуются: мой ребенок все время сидит перед компьютером? 

— На приеме у педиатра родители озвучивают подобные жалобы постоянно. Естественно, они волнуются, не наносит ли  компьютер вреда детскому здоровью. Пока мы не сталкиваемся с просьбами родителей  выписать ребенку справку для занятий в секции компьютерных игр. Но, вероятно, это время не за горами. 

— И что же нам делать?  

— В первую очередь, надо понимать вот что: в настоящее время нет полного понимания физических и психо-неврологических изменений, которые происходят в организме ребенка при длительном взаимодействии с цифровыми технологиями, в частности, с  компьютерной игрой. Сейчас только ведутся исследования в области когнитивной психологии и нейронауки. Да, есть работы, свидетельствующие о положительном влиянии ряда компьютерных игр на умственные способности ребенка. 

— Но, видимо, есть и прямо противоположные исследования? 

— Точно. Например, Марк Д. Гриффитс — английский психолог, профессор Ноттингемского университета, один из ведущих мировых специалистов по изучению поведенческой и игровой зависимости в своих работах поднимает много интересных проблем.

Он утверждает, что как на психологическом, так и на поведенческом уровне азартные игры и ​​видеоигры имеют много общего. Механизм получения удовольствия («вознаграждения») при этих играх совершенно другой, чем, например, при занятии классическими видами спорта. Он более возбуждает нервную систему и потенциально ведет к формированию зависимости.

Кто хочет разобраться, может почитать про дофаминергический механизм получения удовольствия нашим мозгом.  

— Противники видеоигр и киберспорта кричат о том, что “стрелялки” сильно калечат детскую психику. 

— Могу подтвердить это большим числом исследований. Они связывают злоупотребление играми с такими расстройствами, как синдром гиперактивности и дефицита внимания, тревожное расстройство, депрессия, повышенная агрессия и психоз.

Патологический гейминг был включен в раздел III последнего издания Американского диагностического и статистического руководства по психическим нарушениям DSM-5 под названием Internet gaming disorder. Пока еще не как заболевание, но как состояние, требующее внимания и изучения.

Врачи и исследователи всего мира всерьез озабочены проблемой по предотвращению чрезмерного игрового поведения в уязвимых группах населения, в первую очередь, среди детей.

Но при этом страшно рады тому, что киберспортивное сообщество является отличной модельной средой и поставляет концентрированный материал, на котором можно исследовать влияние компьютерных технологий на мозг человека. 

— Еще раз: я правильно понимаю, что исследования противоречивы? Одни говорят, что компьютеры развивают мышление, а другие, что от них один вред. 

— Да. Пока я скажу так: если кто-то вас будет убеждать в исключительной полезности компьютерной игровой деятельности для вашего ребенка, вы должны включить критическое мышление.

Помните, что доказательных научных работ на этот счет никак не больше, чем тех, которые указывают на негативное влияние чрезмерного гейминга. Слишком молод еще этот вид спорта, чтобы делать какие-то кардинальные выводы.

Это нам не легкая атлетика со времен Древней Греции или шахматы с тысячелетней историей. 

Киберспорт — это многочасовое, напряженное и по большому счету, малоподвижное взаимодействие с компьютером. Мы сами с вами прекрасно представляем, как  чувствуем себя после рабочего дня. Поэтому какие бы выдающиеся когнитивные (мыслительные) способности мы в ходе этой деятельности  не развили у ребенка, следует внимательно взвесить все «за» и против» погружения в эту деятельность. 

Читайте также:  Качаю пресс набрала вес

— Представим, что ребенок уже занялся киберспортом. К чему готовиться родителям? 

— В первую очередь, к низкой двигательной активности ребенка, следите за этим! Да, в фотоотчетах с киберспортивных соревнований мы видим некоторых ребят с телосложением культуристов.

И сейчас ведущие киберспортсмены уделяют очень много внимания  физическим упражнениям, чтобы восстановиться после нагрузок и улучшить кровоснабжение всего организма.

Но это, скорее, аргумент в пользу классической физкультуры, которая дает киберспортсменам возможность функционировать на более высоком уровне.  

Наш организм эволюционно устроен так, что для гармоничного развития ребенку нужна значительная физическая активность, в ходе которой созревает нервная система, да и все основные системы детского организма.

Имейте в виду, что карьера профессионального киберспортсмена мимолетна. Пик активности и высших достижений здесь — это 19-20 лет.

А годы активных многочасовых тренировок как раз приходятся на детско-подростковый период, когда идет активное формирование нервной системы. 

— А это опасно? 

— Это, скажем так, очень волнительно. Пока непонятно, как факторы, однозначно возбуждающие и истощающие нервную систему (и с этим не будут спорить самые ярые поклонники киберспорта), будут влиять на психо-неврологический статус растущего организма ребенка и подростка.

С активным движением в детском возрасте также связаны развитие счета, письма, мышления, и что очень важно — эмоционально-волевой сферы.

Поэтому в связи с физиологической незрелостью этой самой эмоционально-волевой сферы ребенка бывает трудно отделить патологическую игроманию от киберспортивной активности. 

— Что такое компьютерная зависимость и как ее распознать?

— Увлеченный компьютерными играми спортсмен всегда, в своем роде,  зависим от своей деятельности. Но патологической эта зависимость становится тогда, когда нарушаются социальные взаимодействия, портится характер, нарастает уровень агрессивности.

Если вы видите, что от избытка компьютерных игр ваш ребенок явно перевозбуждается, повышается агрессивность в поведении, страдает его физическое здоровье (нарушение осанки, проблемы со зрением, ожирение, частая заболеваемость), социальная активность (ухудшается учеба, контакты с родными, сверстниками), то вам надо принять ответственное решение. Причина патологической зависимости может заключаться в личных характеристиках юных геймеров, особенности нервно-психической конституции, семейном фоне, генетической предрасположенностью к формированию зависимостей. Главная черта поведенческой зависимости – это потеря контроля над поведением. Вот знак того, что становиться киберспортсменом ребенку не стоит. 

— Давайте поговорим о допинге в киберспорте. В 2015 году американский киберспортсмен спокойно говорил: “мы все сидим на аддероле” (психостимулятор, запрещенный в России, — прим SportCloud). 

— Да, а в документальном фильме о киберспорте 2008 года профессиональный игрок перечислил конкретные препараты амфетаминов, популярные среди геймеров.

Еще возьмите австралийское исследование 2015 года, проведенное университетом Бонда и Ассоциацией интерактивных игр и развлечений.

Оно показало, что многие увлеченно играющие в компьютерные игры ученики школ уже имеют рецепты на препараты, обладающие стимулирующим действием. Геймеры употребляют их для лучшей концентрации внимания и чтобы бодрствовать  круглосуточно. Это как энергетики.

В России подобные вещества запрещены к применению. В других странах их используют по показаниям для лечения определенных состояний. Сейчас на всех серьезных турнирах по киберспорту введен допинг-контроль, но все равно он еще не так строг, как в классическом спорте.  

— Есть ли дети, которым подходит киберспорт? 

— Конечно. Если ваш ребенок психо-неврологически стабилен, способен соблюдать режим дня, правильно питаться и имеет в характере сильный волевой компонент, то занятия компьютерными играми могут в дальнейшем принести ему пользу.

Если говорить в принципе о достоинствах гейминга с медицинской точки зрения, то выделяют развитие умственных (когнитивных) способностей, скорости реакции, координации, концентрации внимания. Подтверждения этому факту есть.

 

— Еще говорят, что киберспорт дает возможность людям с проблемами социальных контактов позволить себе активную жизнь, общаться, реализовываться. 

— Это, безусловно, верно, но есть и другая сторона.

К погружению ребенка в мир компьютерных игр может вести ситуация, когда маленький человек стремится уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий (это называется эскапизм, или есть прекрасный английский термин daydreaming), что может, например, возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс.  Можно попробовать с помощью психолога определить, в чем состоит мотивация ребенка, увлеченного компьютерными играми. Это могут быть получение удовольствия, отдых,  конкуренция, социальные мотивации (общение, отношения, совместная работа) и факторы погружения (фантазия, эскапизм). Разберитесь, с какой радости или с какого перепугу вашего ребенка тянет в этот виртуальный мир. Или, может быть, вы сами из излишней осторожности предпочитаете для своего ребенка вид низкотравматичной активности?

— Да, травматизм в киберспорте действительно низкий. 

— По данным ряда исследований это привлекает чрезмерно тревожных родителей, стремящихся избежать реальных спортивных травм для своего ребенка.

Хотя у профессиональных киберспортсменов нередки травмы опорно-двигательного аппарата, в основном верхнего плечевого пояса и рук («тоннельный синдром», «локоть программиста» и др.

), шейного отдела позвоночника, а также бывают проблемы со зрением,  физическое и нервное истощение. 

— Итак, хотим мы этого или не хотим, а киберспорт официально признан Министерством спорта России, по нему можно получить спортивный разряд, а в Российском государственном институте физической культуры, спорта и туризма открыт факультет «Теории и методики компьютерного спорта и прикладных компьютерных технологий». Это хорошо? 

— Да, перевод киберспорта на официальный уровень и применение к нему требований классического спорта имеет положительные моменты.

Это обеспечит, во-первых, обязательный медицинский контроль за физическим и психическим состоянием игроков с разработкой программ реабилитации и соблюдения оптимального режима тренировок, не вредящих здоровью в целом.

Далее позволит контролировать психическое здоровье геймеров, проводить психологическое консультирование. Ну и позволит ввести полный запрет на применение допинга.

И тогда поживем – увидим! Если профессиональные киберспортсмены согласятся соблюдать эти дисциплинарные основы классического спорта, при этом не снижая накала борьбы, тогда, наверное, в ближайшем будущем мы сможем увидеть идеальных людей новой эры когнитивных спортсменов – с выдающимися умственными способностями, здоровыми телами и психикой.

 Елена Окаемова, SportCloud

Киберспорт для детей: с какого возраста и какая польза

В нашей статье вы узнаете о плюсах и минусах киберспорта для детей. Мы расскажем в каком возрасте лучше всего начинать занятия, какие есть противопоказания по состоянию здоровья, как выбрать школу и каких финансовых затрат потребует обучение.

Киберспорт — относительно молодой вид спорта. Датой его основания можно считать 1972 год. Именно тогда прошли первые соревнования по видеоиграм. Состоялись они в Стэнфордском университете. Участники сражались в игре Spacewar.

В 1980-х годах подобные соревнования стали собирать десятки тысяч участников. В 1990-х Интернет начал распространяться по всему миру и среди любителей видеоигр появились не только жители развитых стран. Официальное название «киберспорт» появилось в 1999 году. Тогда же была создана Ассоциация онлайн-игроков и компьютерный спорт начали приравнивать к традиционному спорту.

В настоящее время центром киберспорта считается Южная Корея. Россия же является первой страной в мире, которая официально отнесла киберспорт к спортивным дисциплинам. Произошло это в 2001 году. Правда, через пять лет его исключили из реестра государственных программ физического развития. Но в июне 2016 года вернули обратно.

Дисциплины киберспорта

Киберспорт — спорт для интеллектуалов. При этом он зрелищен и всегда вызывает неподдельный интерес у зрителей. Существует множество дисциплин, в которых происходят соревнования. Расскажем о самых популярных.

  • FIFA. Симулятор футбола. Сейчас турниры проводит сама организация FIFA.
  • Counter-Strike: Global Offensive. Правила игры просты: 2 команды в каждой 5 человек. Одна из команд занимает атакующую позицию, вторая защищается. Игра продолжается пока одна из команд не одержит победу в 16 раундах.
  • Dota 2. Прародительницей этой игры является популярная в начале 2000-х DotA. В 2011 году вышла в свет Dota 2. На турнирах по этой дисциплине стали разыгрывать немыслимые суммы. Так в 2016 году 16 команд разыграли чуть больше 20 миллионов долларов.
  • League of Legends. Считается самой популярной киберспортивной игрой. В этой дисциплине важное значение придается не индивидуальным навыкам, а командному взаимодействию.

  Киберспорт: присвоение спортивных разрядов и званий

С какого возраста

Для того, чтобы добиться успехов в киберспорте необходимы быстрая реакция и хорошая концентрация. При этом требуются постоянные и долговременные тренировки. Средний возраст профессиональных спортсменов колеблется от 20 до 22 лет. Чем старше игрок, тем хуже реакция и концентрация. К 30 годам большинство прекращает соревноваться на профессиональном уровне.

Если стоит цель достижения киберспортивных высот, то занятия можно начинать в средней школе, около 11-13 лет. При этом стоит понимать, что тренировки будут отнимать по 4-5 часов в день. Иногда придется оттачивать определенные тактики и стратегии дома.

Читайте также:  Питание для накачивания мышц пресса

Если нет цели покорить киберспортивный олимп и просто хочется, чтобы ребенок развивался в интересном ему направлении, то тренировки можно начинать в более позднем возрасте: 13-14 лет.

Медицинские противопоказания

Киберспортсмены проводят достаточно много времени в сидячем положении и перед экраном компьютера. Чтобы не навредить растущему организму нужно внимательно отнестись к наличию или отсутствию у ребенка следующих заболеваний;

  • сколиоз в последних стадиях;
  • офтальмологические заболевания;
  • хронические болезни сердца;
  • заболевания нервной системы и психические отклонения здоровья;
  • эпилепсия;
  • сильная деформация костей таза;
  • травмы головного мозга.

Обязательно проконсультируйтесь с врачом педиатром перед тем как отдать ребенка в киберспорт.

Мальчики и девочки

Компьютерный спорт не предполагает гендерного деления игроков. Участвовать в турнирах могут представители обоих полов, достигшие определенного возраста (обычно 16-18 лет).

Однако представителям сильной половины человечества этот вид спорта обычно интереснее, чем девочкам. Но это не означает, что последние не могут им заниматься и достигать успехов. Все очень индивидуально и зависит от желаний и целей девочки.

Тем более есть примеры, когда женщины добивались значительных успехов. Например, шведская киберспортсменка Зайнаб «zAAz» стала самым титулованным игроком в Counter-Strike. Поэтому не стоит бояться увлечений дочери.

Лучше поддержать ее стремление развиваться в компьютерном спорте.

  Как попасть в киберспорт: руководство для новичка

Плюсы

Вокруг пользы и вреда киберспорта много дискуссий. Мы не будем вдаваться в подробности и перечислим самые весомые плюсы.

  • Возможность хорошо зарабатывать. Чем популярнее и востребование дисциплина, в которой специализируется киберспортсмен, тем больше шансов получить крупный выигрыш. Турниры спонсируются компаниями с мировым именем, поэтому призовые фонды достигают внушительных сумм. Правда, для того чтобы попасть на мировой турнир, игрок должен быть членом команды и иметь возраст не меньше 16 лет. Сейчас киберспорт стал отдельной индустрией бизнеса, поэтому заработок возможен не только на победах в турнирах, но и на комментаторстве, организации игр и др.
  • Развитие логического и аналитического мышления. Не каждый начинающий киберспортсмен может достичь мирового уровня. Но и без этого он получит положительный эффект от занятий. Компьютерные игры учат принимать правильные решения в зависимости от обстоятельств. В результате развивается логика и умение анализировать события.
  • Развитие реакции и концентрации. Помимо того, что необходимо принять правильное решение, игрок должен сделать это очень быстро. Поэтому реакция и концентрация здесь играют, пожалуй, самую важную роль.
  • Спорт будущего. Киберспорт еще не пришел к пику своего расцвета. Постоянный прогресс, изобретение новых технологий заставляют его развиваться. Это значит, что в будущем ребенок, который профессионально занимался кибеспортом, без работы не останется.

Минусы

Противники киберспорта чаще всего говорят о том, что он отрицательно влияет на здоровье. Отчасти с ними можно согласиться, но есть и другие минусы. Постараемся перечислить их.

  • Приводит к гиподинамии мышц. Причина в долгом сидении в одной и той же позе. Дабы не усугублять последствия необходимо делать зарядку и больше двигаться в свободное от тренировок время.
  • Перенапряжение мышц глаз происходит не только из-за долгого сидения за компьютером, но и от того, что спортсменам приходится не моргать по 1-3 минуте. Иначе можно упустить важное действие противника или собственной команды. В таком случае поможет специальная, расслабляющая гимнастика для глаз.
  • Трата времени. На тренировки, отработку собственных тактик,стратегий уходит очень много времени. Поэтому нужно учиться правильно распределять задачи на день. А это уже плюс.

  Киберспорт: присвоение спортивных разрядов и званий

Сколько стоят занятия

Тренировки по киберспорту потребуют от вас оплаты занятий, проездов на турниры, покупки техники для дома.

Скорее всего вам придется купить или собрать хороший, скоростной игровой компьютер и комплектующие к нему.

Конечная цена будет зависеть от многих факторов, но готовьтесь к тому, что потратите не менее 30 тысяч рублей.

Плюс к этому для домашних тренировок нужно будет покупать лицензионные игры, иногда игрокам приходится совершать покупки внутри игры. Это еще как минимум 3 000 рублей раз в несколько месяцев.

Одно занятие в киберспортивной школе может стоить от 100 до 1000 рублей. Зависит от региона и уровня школы. Оплата проезда и проживания будет зависеть от дальности поездки.

В итоге киберспорт — затратное занятие. Но крупные траты придется производить не очень часто.

Как выбрать секцию

Киберспорт развивается. И постепенно в городах страны начинают открываться школы, обучающие этому виду спорта. Их не очень много, поэтому пока у родителей мало выбора.

Но тем ни менее стоит смотреть не только на техническое оснащение, но и на преподавательский состав.

Важно, чтобы тренер повышал уровень владения игровыми стратегиями, следил за психоэмоциональным состоянием детей, учил их выдержке, концентрации внимания, соблюдал регламент тренировочного процесса и не давал перегрузиться начинающим геймерам.

Узнайте каким дисциплинам обучают в той или иной школе, выезжают ли они на региональные соревнования и занимаются ли дополнительным физическим развитием учеников. Подвижные командные игры положительно скажутся на здоровье киберспортсменов и научат их взаимодействовать. В конечном итоге это имеет важное значение для достижения высоких результатов.

Подводим итог

Киберспорт — новый, пока не до конца понятый и принятый обществом вид спорта. Однако он развивается вопреки традиционным представлениям и почитателей становится все больше и больше. Родителям следует серьезнее отнестись к увлечению своего ребенка, возможно, именно оно станет делом его жизни. Но и настаивать при отсутствии интереса не стоит.

Чем полезен киберспорт: рассказывает психолог Центра реабилитации и образования № 7

Дети играют в компьютерные игры. Этот факт беспокоит многих родителей, потому что ребенку сложнее контролировать себя — а значит, проще стать зависимым от игровой реальности.

Однако есть иная, профессиональная форма игры — киберспорт.

Игорь Кабанов, психолог в Центре реабилитации и образования № 7, рассказывает о том, как отличить киберспорт от игровой зависимости, какие требования предъявляют к киберспортсменам и какие полезные навыки и качества у них развиваются.

Игровая зависимость не равно киберспорт

«Киберспорт часто понимается как одна из форм зависимости — родители обращаются ко мне с подобными запросами, — рассказывает Игорь Кабанов. — Но это не так. Киберспорт — четко выстроенная система отношений, ролей и тренировок, которая подразумевает способность человека применять спортивные навыки в киберпространстве».

Киберспорт получил статус официальной спортивной дисциплины в 2016 году — это полноценный вид спорта, который отличается от традиционного более короткими и мелкими по амплитуде движениями. Компьютерная игра в рамках киберспорта — такое же спортивное состязание, как шахматный турнир или теннисный матч.

Профессиональные киберспортсмены отчетливо понимают разницу между игрой и реальностью: выполнив игровую задачу, они останавливаются.

«Именно здесь и проходит грань между киберспортом и зависимостью, — отмечает психолог.

Если ребенок не выполняет социальные обязанности, у него нарушается режим питания и сна, он перестает делать уроки — тогда имеет смысл говорить о зависимом поведении».

  • Строгие требования к киберспорту
  • Для того, чтобы занятия киберспортом не перешли в игровую зависимость, нужно убедиться, что у ребенка хорошо развиты:
  • сила воли;
  • навык рефлексии;
  • интеллект;
  • способность стабилизировать нервную систему: ребенок понимает, что игра — не вся жизнь.

«Когда ребенка отправляют в спортивную секцию, обязательно проводят разные исследования — чтобы убедиться, что он точно сможет заниматься тем или иным видом спорта, — отмечает специалист. — То же самое касается и киберспорта: ребенок должен развиваться гармонично, и тогда все будет хорошо».

Что представляют собой киберспортивные тренировки

Киберспортивные тренировки — это не бытовая игра, которую ребенок включает, чтобы отдохнуть от учебных дел. «Это командное занятие, во время которого ребенок выполняет определенную функцию.

Он анализирует, принимает решения, выстраивает стратегию, — отмечает Игорь.

— Такая тренировка длится 3-4 часа и должна быть обязательно встроена в график ребенка — иначе произойдет перекос, а это вредно».

Не менее важно и то, что на киберспортивных занятиях всегда есть тренер — он тоже следит и за состоянием подопечных, и за временем.

Такие занятия на этой неделе стартовали в столичном центре занятости «Моя карьера», подведомственном Департаменту труда и соцзащиты. В роли тренера на занятиях на автосимуляторах выступает Тимофей Андрющенко, автогонщик, мастер спорта, серебряный и бронзовый призер чемпионатов России и победитель этапов чемпионата и кубка России по ралли.

«Автосимуляторы дарят подлинное ощущение от вождения автомобиля, почти не отличимое от настоящего вождения гоночного кара.

Все полученные на симуляторе навыки легко перенести в реальный мир: принципы управления те же, что и в реальном автомобиле — в этом тоже большая польза для ребят.

Но самое главное — киберспорт формирует инклюзивную творческую атмосферу, которая помогает ребятам учиться общаться дружить, быть в команде, а иногда даже определиться с будущей профессией», — отмечает Тимофей Андрющенко.

Первые занятия с тренером в «Моей карьере» очень понравились и ребятам, и их родителям: «Тимофей очень коммуникабельный, интересный и отзывчивый человек, легко идет на контакт.

Рассказывал все так интересно и увлекательно, что уже после первого занятия мы отправились на поиски собственного руля для занятий. Увлеклись и дети, и взрослые.

Обязательно вернемся!» — делится впечатлениями Людмила, одна из учениц Тимофея Андрющенко.

Какие навыки и качества развивает киберспорт

Один из самых важных навыков, которые со временем появляются у киберспортсменов, — аналитическое мышление. «Киберспорт — это чаще всего групповой процесс: надо просчитать ходы соперника, распознать личностные черты других игроков, — рассуждает психолог. Иными словами, во время занятий ребенок выполняет колоссальную аналитическую работу».

  1. Помимо аналитического мышления, у детей, которые занимаются киберспортом осознанно и профессионально, развиваются и другие важные навыки, а также полезные качества:
  2. скорость реакции;
  3. способность работать и общаться в команде, ориентироваться на поведение других;
  4. умение взаимодействовать с информацией;
  5. спокойствие в стрессовых ситуациях, рассудительность;
  6. адаптивность: ребенок учится быстро корректировать свое поведение.
  7. Киберспорт — важная часть будущего

Все навыки и качества, которые возникают у начинающего киберспортсмена, обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни. «Важно, чтобы родители понимали, что киберспорт — это один из ключевых этапов социализации ребенка и в целом полезный инструмент в их жизни, — заключает Игорь Кабанов. — Мир становится все более цифровым, и детям нужно помогать в нем существовать».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *