Влияние родителей на успехи ребенка в спорте

22 марта 16-летняя Алина Загитова выиграла чемпионат мира по фигурному катанию. Сотни тысяч родителей, отдавая ребёнка в секцию, мечтают о таком успехе. И не всегда ведут себя правильно. Мы поговорили со спортивным психологом Людмилой Ясенецкой о том, чем она занимается, почему многим родителям самим нужна помощь и насколько важно говорить с ребёнком.

Как часто к вам обращаются родители спортсменов?

Сегодня родители ищут специалистов для психологического сопровождения детей разными способами и на различных информационных ресурсах. К сожалению, это часто происходит тогда, когда проблема уже не просто обозначилась пунктиром, а требует скорейшего хирургического вмешательства.

Не побоюсь этого слова, но родителей некоторых юных спортсменов можно назвать одержимыми. По словарю «одержимый» — тот, кто «находится во власти чувства, страсти и настроения».

Родители часто попадают в объятия собственных нереализованных проектов и неуёмных амбиций, пытаясь подарить ребёнку свои детские мечты.

А иногда, что ещё более опасно, они хотят построить «долгосрочный бизнес-проект» с использованием спортивного ресурса ребёнка.

Они руководствуются, казалось бы, понятным родительским принципом «Мы хотели как лучше!». При этом забывают, кому лучше: ребёнку или им самим

Для психолога вопрос «Как часто к вам обращаются родители?» — это скорее про профессиональную нагрузку. Куда важнее, насколько своевременно они обращаются. Стараться решать проблемы по мере их поступления, конечно, во многом энергосберегающий жизненный подход. Но уметь понять, почувствовать и решить проблему своевременно, а не в последний момент, — вот что действительно важно.

Влияние родителей на успехи ребенка в спорте

Сложные ситуации не возникают моментально и на пустом месте, как бы вдруг. Каждая из них имеет свою предысторию, поэтому целесообразнее начинать поиск адекватных решений заблаговременно. Возможно, тогда и к психологу по многим запросам обращаться не придётся.

Правда, бывает, что родители обращаются с сильным опережением. У меня, например, был запрос от папы совсем юного спортсмена: «У моего ребёнка психологическая проблема: он не хочет заниматься спортом». Выяснилось, что ребёнку два года!

А какие запросы самые частые?

Запросы и обращения родителей по поводу психологического сопровождения спортивной деятельности детей довольно частые. Но, например, в Москве есть и профильное подразделение, которое проводит функциональное тестирование и консультирование спортивных детей.

Во многих спортивных школах есть штатные специалисты в области психологии или социальные педагоги. Но родители часто предпочитают или узнать другое мнение, или опасаются штатного психолога, так как считают его человеком системы.

Ко мне чаще всего приходят с такими запросами: проблемы в отношениях с тренером — и часто не у ребёнка, а у родителей; как настроиться на соревнование, которое на днях или буквально завтра утром; как заставить ребёнка не бросать спорт; как определить, тем ли видом спорта мы занимаемся; где и как пройти психологическое тестирование.

Что оно может показать? Насколько вообще целесообразно его делать?

Лишних знаний, конечно, не бывает, но многие слепо доверяют результатам разного рода тестирования вне контекста, а порой и вне здравого смысла.

Психофизиологическое тестирование — лишь одна из составных частей огромного пазла целостного тестирования спортсмена.

Оно состоит из исследования сердечно-сосудистой системы, антропометрического обследования, исследования координационных способностей и определения аэробных возможностей и многих других.

При отборе необходимо точно и чётко определить критерии, ответить на вопрос «Зачем мы проводим тестирование?»

Например, в спортивных школах часто отбирают по физическим и техническим параметрам. Берут тех, кто именно в этот временной отрезок больше одарен. Но ребёнок растёт, взрослеет, меняется.

Часто бывает, что он показывал высокие результаты, а в подростковом возрасте стал проигрывать. В таких случаях родителям необходимо разговаривать, а ещё лучше — уметь слушать и слышать ребёнка. Самое обидное, что взрослым часто не хватает времени и сил на это.

Влияние родителей на успехи ребенка в спорте

С другой стороны, приятно, что современные родители уже не занижают ценность образования и необходимость получения школьных знаний. Общаясь в последнее время с подростками-спортсменами, я всё реже слышу расхожее в прошлые годы выражение «спорт люблю, школу ненавижу».

Как часто психологическая помощь нужна именно родителям, а не ребёнку?

Наши спортивные родители информационно очень подкованы, но эти знания зачастую получены несистемно и из разных источников. Они могут запутывать и вводить в заблуждение.

Частая проблема — наличие ожиданий или сверхожиданий от ребёнка. Родители давят на детей, чтобы те достигли того, чего ждут от них взрослые. Хотеть достичь чего-то — это не проблема. Проблема в одержимости, о которой я уже говорила выше.

Одна из основных задач психолога в спортивных школах — информационно-просветительская

Я, например, с удовольствием делала бы родителям в конкретной спортшколе специальный ресурс — от обыкновенного почтового ящика до чата в соцсетях, — где родители могли бы формулировать и задавать актуальные вопросы.

Главное — иметь возможность получать живую информацию. При частных обращениях нужно выделять специальные часы, когда родитель и ребёнок могут пообщаться с социальным педагогом или психологом.

Но всё это не должно носить формальный характер.

Как в идеале работают друг с другом детский тренер и психолог?

К сожалению, неверие многих тренеров в возможности спортивной психологии вызвано их опытом неудачной работы с такими специалистами в прошлом.

Зачастую тренер считает себя и психологом, и родителем, воспринимая всех остальных очень ревностно. Но давайте будем честны: причина неэффективной работы психолога и со спортсменом, и с тренером может заключаться в личности самого психолога.

Дело здесь совсем не в отсутствии профессионализма и опыта, хотя это тоже важный фактор успеха.

Тренеру и психологу следует уважать профессиональную деятельность друг друга и никогда не пытаться конкурировать между собой.

Может ли психолог вмешиваться в работу тренера, если он видит, например, что над ребёнком осуществляют насилие или он не подходит ребёнку?

Если мы говорим о занятиях, то позиция тренера должна быть строго определена.

Отдавая ребёнка в спортивную секцию, родители должны понимать, что в этот момент они теряют часть своего сакрального «я отвечаю за всё, я учу всему, я образец для подражания для своего ребёнка» и доверяют тренеру. На спортивной площадке главным становится тренер. Именно он обучает, наставляет, контролирует ребёнка.

Вопрос качества подготовки тренерского состава, профессиональный рост и развитие, личностные, педагогические качества этого человека — вот что важно.

Если тренер осуществляет психологическое или физическое насилие, он не должен и не может быть тренером вообще!

Сейчас в ряде спортивных школ родителям нельзя присутствовать на тренировках. Зачастую взрослые не знают, как ведёт себя тренер и что говорит. Но почему родители вообще хотят видеть то, что происходит во время занятий? Постоянный внешний контроль по меньшей мере неприятен для тренера, а по большей — унизителен. Получается, что сегодня тренер и родители, к сожалению, не доверяют друг другу.

Влияние родителей на успехи ребенка в спорте

Понять, что конкретный тренер подходит или не подходит ребёнку, нельзя. Это необходимо почувствовать. Главное — найти человека, для которого работа тренером — дело жизни, а не бизнес-проект.

Того, кто готов быть терпеливым, внимательным, уметь объяснять, чувствовать, внедрять новое и учить других не сдаваться. У человека никогда не будет профессионального выгорания, если он любит, ценит и уважает своё дело.

Если родитель не боится доверить своего ребёнка тренеру — это показатель того, что всё в порядке.

Достаточно ли в России профессиональных спортивных психологов, работающих с детьми?

Отвечу дипломатично. Не хотелось бы жить в обществе «высоко материально мотивированных, низкоквалифицированных специалистов». Психологом нельзя стать. В нашей профессии, как в Present Continuous, можно только «становиться». Любая ситуация, запрос, проблема требует внимательного, трепетного и индивидуального подхода.

Психолог не может быть «спасателем Малибу». Порой невозможно мгновенно убрать страх перед соперником или сформировать уверенность в победе на соревнованиях.

Всё это задачи системной психологической подготовки как одной из частей всего тренировочного процесса. У психологов нет волшебных палочек, но за их отсутствие их часто начинают обвинять в непрофессионализме.

Психику спортсмена надо планомерно и качественно тренировать, это сложная системная работа.

Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)

Роль родителей в детском спорте: как воспитать чемпиона?

Количество просмотров: 2995

Последние годы в психологии спорта особое внимание уделяется пониманию и определению роли родителей в занятии ребенка спортом и выработки у него физкультурных навыков.

Повышенный интерес к этой теме объясняется, в том числе, благодаря появившимся в популярных изданиях сообщениям о преимущественно негативном эффекте такого влияния.

Бестселлер Джона Райана  «Little Girls in Pretty Boxes» (1995) повествует душераздирающие истории молодых девушек, чьи мечты стать медалистками олимпиады по гимнастке и фигурному катанию были разрушены нездоровой и жестокой спортивно-тренировочной средой, подпитываемой чрезмерно вовлеченными и назойливыми родителями.  Отчеты об усердствующих сверх меры родителях, толкающих своих детей на игровое поле или в спортзал, встречаются слишком часто на всех уровнях спортивного мастерства.

Парадоксально, ведь родители могут и должны помочь своему ребенку в занятии спортом. Однако для этого им необходимо овладеть специальными методами общения, которые способствуют развитию позитивного восприятия ребенком спортивных занятий и защищают его от возможного конфликта и негатива.

Что может помочь ребенку и что точно ему помешает?

Одна из задач спортивной психологии – исследовать роль родителей в детском спорте.

Крэйн, Гринлиф и Сноу (1997) провели социологическое исследование юного гимнаста, выступавшего на уровне высших спортивных достижений, и установили, что этот спортсмен находился в экстра-конкурентной эго-ориентированной среде (созданной тренерами и родителями, которые придавали особое значение победе, безупречному исполнению и необходимости выступления, несмотря на боль), что привело к излишней зависимости от социального сравнения, необходимости продемонстрировать свое превосходство и формированию ментальных возражений, препятствующих активной тренировочной позиции, а также зависимости от авторитетной обратной связи извне в его повседневном и спортивном поведении. У спортсмена было отмечено и отклоняющееся поведение: тренировки при наличии тяжелой травмы, беспорядочное питание, перетренированность и нежелание слушать рекомендации врачей. Фредрик и Эклс (Fredricks and Eccles, 2004) обнаружили, что именно родители играют главную роль в качестве социализаторов, образца для подражания, поставщиков и интерпретаторов спортивного опыта своих детей. Брустад (Brustad, 1993) изучал детей-баскетболистов и их родителей и обнаружил, что удовольствие, которое получают родители от занятий сортом, способствует лучшей включенности детей и влияет на восприятие ребенком собственной компетентности и вовлеченность в спортивную деятельность. В исследовании подростков, занимающихся футболом на уровне совершенствования спортивного мастерства Ван Вайперен (Van Yrpen) (1995) обнаружил, что поддержка родителей снижает силу «ударов» от негативных последствий неудачных выступлений. Дуда и Хом (Duda and Hom, 1993) показали, что целевые ориентиры детей были в значительной степени связаны с целями родителей. Наконец, Вуэр, Ли и Альферман (2004) установили, что давление, воспринимаемое юными спортсменами, связано с направляющим и подавляющим родительским поведением. Все эти исследования показали, каким образом климат, создаваемый родителями, влияет (положительно или отрицательно) на спортивный опыт ребенка.

Читайте также:  Тренировки для пресса при диастазе

Стреан (Strean, 1995) определил случаи, когда родители мешали или способствовали вовлечению детей в спортивную подготовку.

Негативное вмешательство заключалось в наставлениях ребенка, противоречащих указаниям тренера: поощрение к вступлению в борьбу или агрессивным высказываниям в сторону соперника.

К оказывающим содействие эффектам относили позитивное влияние родителей на мотивацию и наказание за неправильное поведение на тренировке.

Коакли (Coakley, 2006) предположил, что такое противоречивое влияние родителей связано с тем, что сегодняшние родители несут большую ответственность за действия своих детей. Сегодня успех детей является показателем достижений их родителей.

Поскольку спорт включает в себя объективные показатели успеха (медали, места), родители вкладывают огромное количество времени и денег в своих детей-спортсменов.

Это приводит к тому, что родители становятся чрезмерно вовлеченными и совершают действия, которые мешают здоровому развитию ребенка. Кокли утверждает:

Одиннадцать выводов психологов о воспитании ребенка-спортсмена

Количество исследований по спортивному воспитанию в последние годы становится все больше и больше.  Обзор литературы обнаружил более 100 исследований по этой теме (Gould, Cowburn, & Pierce, 2013). На основании этого обзора можно сделать следующие выводы:

  1. Спортивное воспитание оказывает большое влияние на установки, настроения, мотивацию, аффективные реакции и поведение молодых спортсменов на всех этапах развития.
  2. Факторы, влияющие на спортивное воспитание, включают в себя индивидуальные установки родителей, стили воспитания, ожидания, поведение и климат, которые они помогают создавать.
  3. Спортивное воспитание — это сложный процесс, который изменяется по мере физического, психологического и социального становления ребенка и зависит от программы подготовки и уровня его спортивного мастерства.
  4. Правильного метода воспитания нет. Эффективное спортивное воспитание зависит от ребенка, его уровня развития, родителя и контекста (содержания тех событий, в которых принимает участие ребенок). Поскольку эти переменные постоянно меняются, эффективные методы воспитания, скорее всего, также будут меняться. Поэтому необходимо контролировать условия спортивного развития юного спортсмена и регулярно обращаться за квалифицированной помощью спортивного психолога.
  5. Большинство молодых спортсменов считают, что родители оказывают положительное влияние на их спортивный опыт. Однако властная позиция родителей портит отношения с ребенком и становится причиной проблем, связанных с долгосрочным спортивным и личным развитием.
  6. Чем более согласованы представления родителя и ребенка, их установки и убеждения, тем больше вероятность того, что у ребенка будет положительный опыт в спорте.
  7. Родители имеют стереотипы о детях и спорте. Например, футбол мальчикам подходит, а девочкам нет. Эти стереотипы влияют на восприятие, отношение и поведение родителей, а затем на поведение ребенка.
  8. Родители оказывают сильное влияние на создание и изменение мотивационного климата ребенка. Условия, ориентирующие на освоение мастерства и достижение целей, чаще всего создают самый полезный опыт, тогда как эго-ориентированный климат (заслужить положительную оценку, похвалу, признание в глазах окружающих) чаще всего связан с не продуктивным поведением и негативными эмоциями.
  9. Чрезмерное давление со стороны родителей является главной проблемой в детском спорте. Небольшой «нажим» на ребенка поможет поднажать и показать все, на что он способен. В то же время слишком сильное давление оказывает негативное воздействие на молодых спортсменов.
  10. Относящиеся к спортивному воспитанию поведение, установки и ожидания, которые помогают ребенку получать удовольствие от занятий спортом и повышать уровень обученности и эффективности, включают оказание финансовой, материально-технической и социально-эмоциональной поддержки, проявление безусловной любви, готовность идти на жертвы ради спортсмена и акцент на напряженной работе и поддержании позитивного отношения к спорту.
  11. Успех в соревновательной борьбе может быть достигнут как с помощью подходящих по возрасту и уровню развития ребенка методов, так и наоборот. Во втором случае часто возникают такие негативные последствия, как ухудшение отношений между родителями и детьми, неустойчивая мотивация и выгорание.

Учитывая, что родители могут играть как крайне позитивную роль, так и крайне негативную, наша задача состоит в том, чтобы определить методы позитивного влияния и использовать их.

Например, в American Sport Education Program (1994) разработана программа воспитания, которая включает в себя обязанности родителей и практические рекомендации по воспитанию спортсменов.

В начале сезона проводятся ознакомительные родительские собрания, на которых обсуждается квалификация тренера, философия программы подготовки, роль тренера, родителей и спортсмена, правила спортивного поведения и правила коллектива.

Наличие помощника тренера или родителя в качестве связующего звена также является отличным способом поддержания качественной коммуникации (Strean, 1995).

Что такое профессионализация детского спорта?

Среди спортивных психологов возникает беспокойство по поводу профессионализации спорта, то есть смещение акцента от физического, социального и психологического развития ребенка к более эго-ориентированным задачам (победа, место в рейтинге, известность и получение материального вознаграждения).

Профессиональный подход к детскому спорту также характеризуется ранней специализацией, интенсивными тренировками на протяжении всего года и занятиями с индивидуальным тренером.

В своей провокационной книге «Вызов принят: общенациональная гонка по превращению детей в чемпионов» («Game On: The All-American Race to Make Champions of Our Children») журналист Том Фарри (2008) рассказывает о профессионализации, обсуждая чемпионат мира по гольфу для детей в возрасте от 6 лет и ниже и примеры родителей, которые идут в банки спермы, чтобы купить семя спортсмена высочайшего уровня в надежде на создание более спортивного потомства.

Источник: Ссылка

Воспитание юного спортсмена — как вырастить из ребенка чемпиона?

Если ребёнок добьётся успехов в любимом виде спорта, это принесёт как ему, так и всей семье немало преимуществ. 

  • Сын или дочь вырастут целеустремлёнными и амбициозными, так как спорт вырабатывает в человеке упорный характер. 
  • Все знакомые и родственники будут вами гордиться, а если ребёнок дойдёт до уровня Олимпийских игр — гордиться будет вся страна. 
  • Спорт дисциплинирует. Не придётся ругаться с ребёнком о невыполненных домашних заданиях или забытом деле. Как правило, юные спортсмены крайне собраны и организованы. Образ жизни не позволяет «халявить».
  • Ребёнок понимает, что результатов можно достичь только упорным каждодневным трудом. 
  • Спорт перестанет быть просто хобби и станет делом всей жизни. 

Но у чемпионства есть и обратная сторона медали, к которой нужно быть готовыми. 

  • Детям не всегда можно объяснить, почему нужно постоянно тренироваться, им хочется погулять с друзьями, сходить в кино. 
  • Спортивная карьера подразумевает большое количество стресса. Ребёнку придётся закалять не только тело, но и дух. Чтобы справляться с возложенной ответственностью, понадобится устойчивая психика и стабильная поддержка близких. 
  • Достичь вершин можно, лишь посвятив всего себя. Спорт должен стать главным столпом в жизни ребёнка. 
  • Профессиональный спорт всегда несёт в себе риски травмы. Важно тщательно следить за здоровьем и безопасностью ребёнка в течение тренировок, соревнований и выездов. 

6 практических советов

Давайте разберёмся, как вырастить чемпиона. 

Позвольте решать самому

Необходим осознанный выбор вида спорта, в котором ребёнок будет развиваться. Достижения сына или дочери должны быть их собственной заслугой. Если у ребёнка нет желания переходить в профессиональный разряд, о чемпионстве не может идти и речи.

К сожалению, бывает, что мотивацией родителей растить чемпиона из ребёнка является стремление обеспечить своё будущее за счёт его спортивных успехов. Но если этот мотив — единственный, ребёнок не уйдёт далеко. Рациональная мотивация — физическое и эмоциональное развитие вашего сына или дочери.

У ребёнка должно быть искреннее желание завоевать титул чемпиона и добиться успеха. 

Не зацикливайтесь на победах

Многие из нас полагают, что главное в спорте — победа. Измените своё отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Как ни странно, именно это даст ребёнку возможность победить.

В психологии спорта доказано, что, когда спортсмен ориентирован не на достижение победы любой ценой, а например, на овладение новым техническим элементом, занятия спортом приводят к более эффективным результатам. Так шансы воспитать чемпиона куда выше. 

Будьте примером

Взрослые являются образцами для подражания во всём. Ваша задача — помогать ребёнку поддерживать дисциплину. Для этого важно быть организованными родителями.

Внедряйте спорт и в свою жизнь — пусть не на чемпионском уровне, но как минимум на любительском. Каждый день обливаться ледяной водой необязательно, но вносить умеренную физическую нагрузку в повседневную жизнь семьи можно и нужно. Устраивайте пробежки, турпоходы, лыжные прогулки. 

Правильный семейный образ жизни сильно влияет на мотивированность ребёнка достигать высот. 

Найдите наставника

Здорово, если у ребёнка будут не только примеры взрослых, на которых можно равняться, но и наставник, который занимается непосредственно его развитием, вдохновляет и помогает идти к цели.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть тьюторская программа, призванная помочь детям, в том числе и спортсменам, найти свой путь и придерживаться его.

К ребёнку прикрепляется индивидуальный тьютор, который профессионально квалифицирован и точно знает, как воспитать спортсмена. Средний опыт тьюторской практики у тьюторов в «Фоксфорде» — 6 лет.

Все обладают высшим психолого-педагогическим образованием.

Грамотный наставник знает, как поддержать ребёнка в трудную минуту, вдохновить на свершения и не позволить сдаться в случае проигрыша, как сделать спортивный путь легче и радостней.

Читайте также:  Если долго не качала пресс

Смените форму обучения

Если вашей целью является воспитание юного спортсмена, традиционная школа с ежедневными шестью-семью уроками, классными часами и горами домашки доставит массу неприятностей.

Будущим чемпионам требуется соблюдать жёсткий график тренировок, а в период соревнований нередко приходится перемещаться с места на место.

Как результат — большое количество пропусков занятий и падение успеваемости.

Перейдите на семейное обучение, чтобы совмещать профессиональный спорт и получение аттестата. Закон «Об образовании» разрешает обучение детей вне образовательных учреждений (статья 17).

Можно не ходить в школу, а начать учиться дома. При этом необязательно учить ребёнка самостоятельно.

Многие спортсмены прикрепляются к онлайн-школе, которая берёт на себя все хлопоты по составлению расписания с учётом индивидуального графика тренировок ребёнка. 

Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учатся ребята со всего мира. Многие из них занимаются спортом на профессиональном уровне, регулярно участвуют в соревнованиях и завоёвывают кубки.

Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России, эксперты ОГЭ и ЕГЭ, члены жюри олимпиад. Во время онлайн-занятий работает чат, где можно задавать вопросы учителям и общаться с одноклассниками.

Расписание гибкое, корректируется под индивидуальные запросы юного чемпиона. Семейная форма обучения позволит и идти к вершинам, и не забывать про учёбу. 

Оставайтесь реалистами

Прежде чем ребёнок достигнет уровня Олимпийских игр, пройдёт немало тренировок, поражений и разочарований. Всё время будьте рядом, несмотря ни на что.

Если взрослые предъявляют нереалистичные требования (три жёстких тренировки в день, никакого отдыха и на международный чемпионат через пару недель), спортивная карьера может превратиться в пытку.

Не требуйте быстрых и заоблачных результатов, это приведёт к противоположному эффекту — фрустрации, потере веры в себя и выгоранию. Помните, что у юного спортсмена впереди целый путь.

Вы должны помочь пройти его. 

Резюме

Если вы задумываетесь, как вырастить спортсмена из ребёнка, соблюдайте определённые правила. Разрешите ребёнку самостоятельно выбирать, переходить ли на профессиональный уровень или нет.

Соблюдайте здоровый образ жизни всей семьёй и всегда поддерживайте юного чемпиона. Тьюторская программа онлайн-школы «Фоксфорда» поможет найти свой путь и не сходить с дистанции.

Смените форму обучения, чтобы без проблем вписывать получение основного общего образования в график ребёнка. Не предъявляйте будущему чемпиону заоблачных требований. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» дистанционно учится немало спортсменов. Они легко совмещают плотный график тренировок с учёбой онлайн. Занятия проходят дистанционно, ведут педагоги из лучших вузов России, домашние задания полностью интерактивные. Присоединяйтесь и вы!

Инструкция по выживанию для родителей спортсмена

Мы многое знаем о спортсменах, немного меньше — об их тренерах и практически ничего — об их родителях. Хотя именно они проходят этот нелегкий путь вместе со своим ребенком.

Чаще всего не просто идут, а то тащат, то подталкивают, то еле поспевают, на ходу подавая бутерброды или платочки для вытирания слез. Часто именно родители задают фон состоянию ребенка. Дети страдают, если страдают родители.

Поэтому в этой статье хочу уделить внимание именно родителям, ибо как говорится в самолете: «Сначала наденьте маску на себя, а потом — на ребенка».

Если вы — родитель спортсмена, вам приходится подстраивать графики всех членов семьи под расписание его тренировок, отпуск планировать, учитывая сборы, готовить ужин, подсчитывая калорийность и питательность… Время для себя вам едва удается находить, а кроме этого, вы взаимодействуете с тренерами и регулярно тратите нервные клетки на соревнованиях во время выступления своего чада.

Последние годы обозначили обозначили все больший тренд в сторону коммерциализации детского спорта. Это требует от родителей все больших затрат как финансовых, так и временных.

Как тут не сорваться и не отругать ребенка за то, что он тренируется спустя рукава и не сорваться, когда он проваливает очередной старт? Как не начать грозить — если пахать не начнешь, все бросим»? В итоге, придя заниматься спортом для здоровья и гармоничного развития ребенка, родители занимаются муштрой и истязаниями себя и ребенка.

Понаблюдав и пообщавшись со спортивными родителями, у которых во время детских выступлений руки дрожат посильнее, чем у детей, я решила описать ряд причин такого сильного переживания, которые, на первый взгляд, не очевидны.

Огромная ответственность при малых возможностях

Тренеры редко бывают довольны родителями своих подопечных: они то возмущены чрезмерной опекой, то жалуются: «мама работает и ребенком не занимается, на бабушку свалила», «мама перегрузила и запугала — вот он и не выступает как надо», «совсем им ничего не надо, довольствуются малым». В общем, что ни сделай — везде виноват. И всем хочется ребенку сделать лучше. Но если в школе за него можно сделать презентацию или домашку, то на лед за него не выйдешь и сальто на батуте не скрутишь. Вот и получается —ответственности с избытком, а фактически возможностей не много.

Избыточная ответственность рождает чувство вины. Ну невозможно проследить за всем, чего на родителя навалили! А уж переполнившись виной хочется от нее избавиться, так как носить  в себе этот груз тяжело.

А слить ее проще всего на того, ради кого это все было затеяно и сообщить ему: «Я тебе всю жизнь отдала, силы, время и деньги, а ты не стараешься/не можешь нормально выступить/на меня тренер ругается и т.

д (нужное подчеркнуть)».

Чем это не полезно ребенку? Сам юный спортсмен не знал, что отвечает не только за себя, но «и за того парня». Если ему это сообщают в форме эмоционального обвинения, он сам наполняется виной и ответственностью.

Оказывается, он не просто так ради удовольствия и общения с ребятами ходит на тренировки и выступает не для того, чтоб покрасоваться в новом костюме. А все это затеяно для великой цели.

И в этом месте ребенок может начать сомневаться — есть ли ценность в нем самом, или он имеет значение, только пока достигает великие цели?

Что делать? Чтоб не перегрузиться ответственностью и виной за то, что вы сделать не можете, важно осознавать то, что входит в границы вашей ответственности как родителя.

На тренировки исправно возите, работу тренера оплачиваете, о режиме дня ребенка, его здоровье и эмоциональном состоянии заботитесь? Это все, что вы можете сделать. Вы точно не отвечаете за настроение тренера, за то, чтоб сделать ему расписание поудобнее, а также вы не должны служить контейнером для его чувств.

А уж за то, как ваш ребенок тренируется, как выполняет задания тренера, отвечает он сам. И качество его выступления является обратной связью на его усилия или отсутствие таковых.

Ожидания и дальнейшее разочарование

Как только детеныш начинает показывать первые результаты на детских стартах, в дело вступают родительские ожидания. В голове уже рисуется картинка успешной карьеры, родительской гордости — есть чем похвалиться перед друзьями.

И это понятно — какому родителю не хочется гордиться своим ребенком? Успешная карьера может обеспечить и самого спортсмена, да еще и всю его семью в будущем, правда — далеком, но сейчас это не так важно.

Да и вообще, когда ребенок умеет работать на цель, добивается успеха, родителям это дает успокаивающую надежду, что его сын или дочь не пропадут в будущем — смогут обеспечить себя и свою семью.

Жизнь спортсмена оказывается плотно распланированной: тренировки, сборы, соревнования, учеба, чтоб ни минуты потраченной впустую, все — для достижения великой цели.

Но в этой круговерти планов и сложной логистике — когда, куда привезти, кому и сколько заплатить, где взять денег на дополнительную тренировку, а еще и уделить внимание другому ребенку в семье, чтоб тот совсем не оказался обездоленным, мама может взять на себя непосильную нагрузку.

Вымотанная мама привозит ребенка на соревнования, где тот показывает не более половины своих умений и еще меньше того, что она ожидала.

И все разочарование обрушивается на голову юного спортсмена: «Что ты собраться не можешь вовремя? Какой из тебя чемпион?! На тренировках работаешь спустя рукава, как будто тебе не надо ничего! Бросать надо все!».

Чем это не полезно ребенку? Возможно, он и правда не хочет заниматься плаваньем, и ему холодно в бассейне, и ему плевать, что у него руки как весла и есть все данные для хорошей карьеры. Нет основного — своего выбора. Ребенок не научается осознавать свои желания.

Возможно, если бы ему дали выбирать, он вместо плаванья пошел бы на рисование, но спорить с родителем, столько сил вложившим, ему духу может не хватать. А возможно он вообще пока не понимает, чего именно хочет. Для осознанного выбора порой приходится перепробовать много видов деятельности.

Но если он будет заниматься только тем, куда его определили папа с мамой, он рискует вообще не научиться осознавать свои желания, делать выбор и нести ответственность за свою жизнь.

Читайте также:  Как за короткое время накачать пресс парню

Что делать? Если в результате выступления своего ребенка вы чувствуете острое разочарование, возьмите паузу, продышитесь и вспомните, ради чего это все затевалось. Помогает честно себе признаться: «Да, я хочу, чтоб мой ребенок был успешным спортсменом, я хочу им гордиться, мне это важно и для этого я несу эту ношу».

А если эти слова не про вас, то посмотрите внимательно на своего ребенка, нравится ему этим заниматься или нет. Если нравится, и он хочет продолжать, а вы готовы его поддерживать, то отдайте ему его ответственность, и пусть он сам анализирует, как качество тренировок влияет на успешность его выступлений.

Ну а если он ходит из-под палки, то зачем тратить кучу ресурсов, если вам всем это доставляет больше страданий, чем радости?

Ничего не получается — наверное, пора бросать, а бросать жалко

«Сколько же сил было вложено и что — все зря? А вдруг если его не удерживать, он и правда бросит? Сейчас дам ему расслабиться, он потом всю жизнь бросать будет, так и не научится доделывать дело до конца!».

По собственному опыту знаю, что бросать жалко в любое время. От клиентов часто слышу: «До КМС дорастем, вот тогда и бросим», а после  КМС, тут чтоб и до мастера не потерпеть, столько же лет занимаемся.

В таких случаях я спрашиваю, а в какой момент будет не жалко? И тут, оказывается, есть много сожалений о потраченных ресурсах, тревоги за ребенка — он был все время занят, а теперь по дворам пойдет «шляться».

Как правило, эти сожаления посещают тогда, когда решение вкладываться в спорт ребенка не было добровольным. Когда делалось не потому, что маме нравится то, как тренируется ее ребенок, и кажется важным, чтоб он развивал свое тело, личность, а потому, что ребенка «нужно развивать», завоевывать медали и выполнять разряды.

Чем это не полезно ребенку? Если при череде неудач в сердцах предлагать ребенку бросать, то он не получает опыта справляться с неудачами, как делать ошибки и потом их исправлять. А если спорт является важной частью отношений в семье и вокруг этих занятий выстроено много совместности, то это может считываться как отвержение.

Мы ездим на тренировки, много обсуждаем, строим планы и все это вокруг деткиного спорта, даже если эта детка не особо любит свои занятия, она чувствует, что ей достается много внимания. И тут раз — этот источник выключили, а появится ли новый — еще не известно.

В результате после таких угроз на всякий случай ребенок начинает осторожничать, и на практике мы уже видим сильное волнение перед стартом и страх совершить ошибку.

Что делать? Сделайте паузу. Не спешите все сразу бросать. Для начала, проверьте, хочет ли ребенок продолжать занятия спортом.

Если он хочет и дальше тренироваться и выступать, то откуда родилось именно ваше желание бросить? Из стыда, что нет результата, из разочарования, что вы ждали чего-то другого? Как вы решили, что нет результата? Ваш ребенок не прогрессирует относительно основных соперников или его личные результаты  стоят на месте? Сравнивать с другими смысла мало — у каждого свой темп и свое время расцвета карьеры. Возможно, остановка прогресса происходит из-за изменений в теле или же был резкий скачок результатов и сейчас вышли на плато. Тогда это временная ситуация. А может, режим тренировок нуждается в коррекции, и если так, то стоит посоветоваться с тренером или привлечь дополнительных специалистов.

Ну а в случае, когда сам спортсмен начинает отказываться ходить на тренировки, сначала стоит выяснить, что конкретно ему не нравится, так как это не всегда связано с нежеланием заниматься этим видом спорта вообще.

Конфликты внутри группы, непонимание с тренером, череда неудач, долгая дорога до стадиона — все это может оказывать влияние на мотивацию спортсмена. Когда человеку нравится процесс, то он не жалеет о том, что тратил на это свое время и силы, он не чувствует, что напрасно вкладывался.

А если не нравится, то зачем продолжать еще несколько лет тратить силы, здоровье и время на нелюбимое дело?

Зависимое от тренера положение

Недавно одна клиентка рассказывала, что ее мама не дает ей пропустить тренировку, потому что боится, что тренер ее, маму, будет ругать.

Маме не хочется портить отношения с тренером, которая точно знает, как привести девочку к результату, и она водит на тренировки свою дочь, находящуюся на грани истощения.

И мама дочке сочувствует, переживает за нее, видит, что та нуждается в отдыхе, но, оказываясь рядом с тренером, вдруг теряет способность отстаивать свою позицию и свою дочь.

Чем это не полезно ребенку? Чтоб не ссориться с тренером, неважно, из страха или из благодарности за то, что тот так много делает для ребенка, родитель везет на соревнования травмированного ребенка или ведет на тренировку сильно уставшего. Мало того, что это чревато травмами, которые могут поставить крест на спортивной карьере. Ребенок не чувствует себя защищенным. Он остается один на один со строгим тренером и тыл его не прикрыт.

Что делать? Попав в сильные переживания страха перед тренерским гневом или любовью, такое тоже бывает, в первую очередь можно себе посочувствовать. В такие переживания вы попали неспроста — скорее всего, в вашей жизни был похожий опыт. А потом стоит вспомнить, что вы — взрослый.

Напомните себе о своих достижениях, о своих умениях. Вы уже не провинившийся школьник, а родитель, который, в том числе, платит тренеру за его работу с ребенком. Вы еще более компетентны в воспитании своего ребенка. Если чувствуете, что что-то не так — доверяйте своему родительскому чутью.

Взаимодействие с тренером — это взаимное сотрудничество на благо вашего ребенка.

Стыд

Вспомните ощущения, когда вы смотрите на своего выступающего спортсмена и видите, как он ошибается и «запарывает» элемент за элементом. Часто в этом месте можно почувствовать сильную злость, возмущение и разочарование.

Если не бежать «убивать» свое ошибающееся чадо, а взять минутку и посмотреть, что за злость, откуда она, то мы можем услышать мерзкий голос стыда: «Вырастила лодыря и бездельника, все для него делаешь, а он, неблагодарный, ничего не ценит, собраться на старт не может.

Бросать все надо — хватит позорить тренера и меня! У всех дети как дети, а у меня — позорище!». И тут хочется набрать воздуха в легкие и наорать.

Вообще, чувство стыда, в той или иной мере, присутствует фоном во всех вышеперечисленных трудностях. Он настолько невыносим, что мы привычно его не замечаем, подменяя страхом, с тревогой, злостью или преувеличенным беспокойством за успехи ребенка.

Чем это не полезно ребенку? Ведомые стыдом мы не можем быть справедливыми. Ребенку достается за нынешние, за прошлые «грехи», а вдобавок —  и за будущие, чтоб впредь неповадно было.

В таком состоянии мы делаем ребенку больно, как бы мстя ему за боль, которую получили, глядя на его провал. Действуя из стыда, невозможно заметить реального ребенка, его особенности, нельзя разобраться, мог он что-то сделать иначе или не мог.

В конечном итоге это очень вредит отношениям с ребенком, мы его пугаем и делаем уязвимым перед стыдом и зависимым от результатов.

Что делать? Взять паузу и подышать. Между тем, что случилось и нашей реакцией есть крошечный промежуток времени. Если мы сможем отследить этот промежуток, то мы сможем выбрать свое действие.

Можно реактивно в своих чувствах пойти и накричать на ребенка, а можно потратить эту энергию на что-то другое, например на осознавание того, что с вами происходит и на то, что можно сделать лучшего в этой ситуации, чем пойти и наорать.

Важно разделить — где ваш стыд, а где не ваш. Возможно, это ребенку стыдно, что он не достаточно хорошо тренировался, а теперь соответственно и выступает. Как родитель вы к этому провалу не имеете отношения, со своей стороны вы сделали все, что могли: на тренировки водили, рекомендации тренера соблюдали.

Важно всегда помнить, что спорт в любой момент может завершиться. То что мы делаем с ребенком в спорте, влияет на него и после завершения спортивной карьеры.

Он заведет семью, будет воспитывать детей в соответствии с тем опытом, который получил в течение жизни.

И то, как он будет жить после спорта, во многом зависит от того, как мы выстраиваем отношения с ним вокруг его детской профессиональной жизни.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *