Допуск к занятиям в спортивных секциях детей с нарушениями зрения

Болезни глаз нередко становятся причиной отказа человека от спорта. Некоторые его виды противопоказаны при близорукости, дальнозоркости или поражениях зрительного нерва. Список офтальмопатологий, которые мешают больному вести активный образ жизни, достаточно обширный. Узнаем, входит ли в него такое заболевание, как косоглазие?

Допуск к занятиям в спортивных секциях детей с нарушениями зрения

Что такое косоглазие и можно ли заниматься спортом при этой патологии?

При косоглазии человек не может обоими глазами сфокусироваться на каком-либо предмете. Отклонение зрительной оси от точки фиксации может быть постоянным или временным.

При этом данное состояние органов зрения представляет собой не просто косметический дефект, хорошо заметный окружающим.

У больного с косоглазием двоится в глазах, а при попытке сконцентрировать взгляд на чем-либо возникают головокружение и головная боль. Более того, зрение у человека снижается, развивается амблиопия.

Косоглазие также называется гетеротопией и страбизмом. Встречается он у 1,5-3% детей. Зачастую первые признаки патологии появляются в 2-3-летнем возрасте. У новорожденных малышей косоглазие может быть физиологическим. Оно не представляет опасности и не нуждается в лечении.

Косоглазие может достаточно сильно мешать человеку в жизни. При отклонении зрительных осей от направления на рассматриваемый предмет в зрительных центрах головного мозга две картинки, получаемые левым и правым глазом, не сливаются в одно изображение.

Бинокулярное зрение не развивается. Для защиты от диплопии центральная нервная система подавляет импульсы от косящего глаза, что и приводит к амблиопии. В результате одно глазное яблоко может полностью выпасть из зрительного процесса.

Такие осложнения наблюдаются у 50% детей, у которых страбизм не лечится. 

Допуск к занятиям в спортивных секциях детей с нарушениями зрения

Можно ли заниматься при косоглазии у ребенка спортом? Как теперь понятно, у больного могут быть проблемы с ориентацией в пространстве, в принципе. Физическая культура, спортивные игры требуют концентрации внимания. В связи с этим и могут быть определенные ограничения.

Можно ли заниматься при косоглазии у ребенка спортом?

Стоит сразу отметить, что допуск к занятиям в спортивные секции дает врач. Решение об отказе принимается после обследования. Учитываются различные факторы — причины, форма, степень косоглазия.

Любой перечень болезней, который предлагается абитуриентам при поступлении в спортивные школы, вузы, военные академии, следует считать примерным. Так, в списке заболеваний, ограничивающих человека в занятии спортом, можно встретить и содружественное косоглазие более 20°. Это достаточно тяжелая форма патологии.

При этом даже она не является абсолютным противопоказанием. Вопрос о допуске к тому или иному виду спорта, занятиям физкультурой в школе решается в индивидуальном порядке.

Заниматься спортом при косоглазии можно. Главное, не забрасывать лечение, носить очки, делать гимнастику для глаз и соблюдать другие предписания врача. Некоторые виды спорта считаются даже полезными при страбизме и способствуют улучшению состояния пациента. К ним относятся, например, бадминтон и настольный теннис. Чтобы понять, почему это так, следует рассказать о гимнастике от косоглазия.

Допуск к занятиям в спортивных секциях детей с нарушениями зрения

Как делается гимнастика при косоглазии?

Хирургическое лечение страбизма проводится только при отсутствии эффекта от консервативных методов, к которым относится зарядка для глаз. Гимнастику при косоглазии рекомендуется делать не менее 3-4 раз в день по 20 минут.

Комплекс упражнений подбирается в соответствии с возрастом пациента, видом гетеротопии и другими факторами. Так, при сходящемся косоглазии, когда один глаз уходит к носу, можно выполнять следующие упражнения. Сядьте перед столом и выберите предмет, за которым будете наблюдать.

Здоровый глаз прикройте ладонью, а косящим смотрите в одну точку. Медленно поворачивайте голову в сторону закрытого глаза, не отрывая взгляда от предмета.

При расходящемся косоглазии, которое сопровождается отклонением глазного яблока в сторону виска, подходят другие упражнения:

  • Смотрите на кончик носа в течении 10 секунд, по истечении которых плавно переведите взгляд в исходное, привычное положение. Повторите это задание несколько раз с перерывом в 5 секунд.
  • Встаньте прямо, вытяните вперед руки с выпрямленным указательным пальцем. Сфокусируйтесь на его кончике. После этого плавно приблизьте его к носу, не отрывая от него взгляда.
  • Рисуйте в воздухе глазами знак бесконечности или цифру 8, меняя угол наклона и изменяя скорость движения глазными яблоками. Это упражнение позволит укрепить глазные мышцы.

Допуск к занятиям в спортивных секциях детей с нарушениями зрения

При косоглазии у ребенка в дошкольном возрасте нужно проводить гимнастику в форме игры. Усадите его к себе на колени, завяжите здоровый глаз повязкой и приготовьте яркую погремушку.

Плавно перемещайте ее в разные стороны на расстоянии 30 см от лица малыша. Он не должен поворачивать голову. За игрушкой необходимо наблюдать одним косящим глазом.

Замените через минуту погремушку цветным мячиком или картинкой.

Гимнастика при близорукости позволяет не только привести глазные мышцы в тонус. Косящий глаз тренируется смотреть в заданном направлении и двигаться синхронно с другим глазным яблоком. Это способствует и повышению остроты зрения.

При косоглазии ребенок может лишиться бинокулярного зрения. Впоследствии исправить это не получится. Сегодня косоглазие лечится хирургическим путем и у взрослых, но с целью устранения косметического дефекта.

Если глаз уже не участвует в зрительном процессе, вернуть стереоскопическую функцию невозможно.

Каким спортом можно заниматься при косоглазии?

Собственно, ребенок может заниматься спортом при страбизме практически без ограничений. Врачи рекомендуют отдавать детей с косоглазием в секции по настольному теннису и бадминтону.

Допуск к занятиям в спортивных секциях детей с нарушениями зрения

В этих играх нужно концентрировать внимание на мелком предмете. Ребенок будет пытаться зафиксировать его взглядом, что тренирует глазные мышцы.

Но от таких видов спорта, как борьба, фигурное катание, тяжелая атлетика, прыжки с трамплина на лыжах, спортивная гимнастика, лучше отказаться на время лечения. Перечисленные виды спорта являются травмоопасными.

Ребенок может получить травму голову или глаз. Из-за этого степень патологии может ухудшиться.

Можно ли заниматься спортом после операции по лечению косоглазия?

Если консервативные методы не приносит положительных результатов на протяжении года и более, проводится операция по лечению косоглазия. Оперативную коррекцию рекомендуется проводить в возрасте 3-5 лет, когда есть возможность восстановить бинокулярное зрение. В рамках операции применяются различные виды хирургического вмешательства, выбор которых определяется медицинскими показаниями.

Перечислим самые распространенные способы оперативного исправления косоглазия у детей:

  • Рецессия глазодвигательной мышцы, в ходе которой она ослабляется путем перемещения назад.
  • Миэктомия — отрезание мышцы без накладывания швов.
  • Резекция части мышцы — удаление ее или укорочение для усиления.
  • Образование складки внутри мышцы.

Допуск к занятиям в спортивных секциях детей с нарушениями зрения

Применяются и другие методики. Они постоянно совершенствуются. В течение одной процедуры удается придать глазу правильное положение, а в случае гиперкоррекции — скорректировать дефект уже на следующий день даже без использования местной анестезии. После хирургического лечения требуется провести курс консервативной терапии для восстановления бинокулярного зрения.

Когда можно заниматься спортом после операции?

Это зависит от того, какое у Вас зрение. Если оно полностью восстановилось после процедуры, то Вы можете приступить к тренировкам уже через 1-2 месяца. Речь идет о видах спорта, которые не относятся к травмоопасным. Борьбой, боксом, гимнастикой, фигурным катанием можно будет заниматься не ранее чем через 4-5 месяцев.

Необходимо убедиться, что глаз не будет снова косить. Нередко косоглазие развивается снова и после хирургического лечения. Связано это, как правило, с несоблюдением правил реабилитации. Чтобы избежать этого, следуйте предписаниям офтальмолога. В период восстановления занимайтесь танцами, бегом, делайте зарядку, гуляйте на свежем воздухе.

Впоследствии можно будет выбрать любой вид спорта и жить полноценной жизнью.

Допуск к занятиям в спортивных секциях детей с нарушениями зрения

Можно ли детям с нарушением зрения заниматься спортом?

Допуск к занятиям в спортивных секциях детей с нарушениями зрения

Вести активный образ жизни сегодня не только полезно для здоровья, но и модно. А для подрастающего поколения спорт – это еще и возможность дать выход неуемной детской энергии мирным путем. Однако проблемы со зрением, как кажется многим родителям, являются непреодолимым препятствием к спортивной жизни. Между тем умеренные физические нагрузки улучшают кровообращение глазных мышц и мышц воротниковой зоны, нормализуют циркуляцию внутриглазной жидкости. Быть может, в это трудно поверить, но занятия некоторыми видами спорта, например, теннисом и плаванием, могут даже приостановить потерю зрения при незначительных степенях близорукости и дальнозоркости и расширить поле зрения.

Для того чтобы понять, какими видами спорта может заниматься ваш ребенок, необходимо обратиться в детскую офтальмологию.

Врач-офтальмолог проведет тщательную диагностику зрения вашего сына или дочери, чтобы исключить серьезные патологии, такие как риск отслойки сетчатки, при которых к любым физическим нагрузкам надо подходить чрезвычайно осторожно.

В случае неосложненных близорукости (миопии) и дальнозоркости различных степеней занятия спортом не только не противопоказаны, но и полезны.

Читайте также:  Фигурное катание: присвоение спортивных разрядов и званий

Как правило, специалисты  детской офтальмологии (Омск) в «ИнтерВзгляде» рекомендуют при плохом зрении занятия следующими видами спорта:

  • бег трусцой;
  • спортивная ходьба;
  • йога;
  • пилатес;
  • плавание;
  • настольный теннис;
  • бадминтон;
  • футбол;
  • гребля;
  • фехтование;
  • занятия на кардиотренажерах (велотренажер, беговая дорожка, эллипс).

Какие виды спорта противопоказаны при проблемах со зрением:

  • бокс;
  • восточные единоборства (либо с осторожностью, исключая спарринги и удары в голову);
  • тяжелая атлетика;
  • горные лыжи;
  • акробатика;
  • прыжки.

Обратите внимание: все рекомендации носят индивидуальный характер! То, что показано одному ребенку, может категорически не подходить вашему сыну или дочке.

При этом только опытный врач может учесть все факторы, такие как степень миопии или дальнозоркости, состояние глазного дна и другие проблемы с глазами.

Поэтому так важно посетить детского офтальмолога, прежде чем отдать ребенка в ту или иную спортивную секцию.

Спортивные секции для детей с нарушенным зрением: как решается вопрос с допуском к тренировкам?

Подобрать и рассчитать правильные нагрузки может и должен врач, полностью оценив состояние и способности организма, учитывая хронические заболевания.

Нарушение зрения

По последним данным, близорукость встречается у 1/3 школьников.

И как правило эти заболевания протекают внешне незаметно, не сопровождаются какими-то общими отклонениями в состоянии здоровья.

Часто это миопии, которые требуют только коррекции очками, и в некоторых, более серьезных случаях вмешательства рефракционной хирургии. Но это не означает, что на проблему можно “закрыть глаза”, т.к.

последствия неграмотного подхода могут быть гораздо серьезнее, чем проблема, которую не учли изначально.

Поэтому, такие специалисты, как педиатры и врачи-офтальмологи, обязаны знать и сообщать о существующих противопоказаниях, чтобы предупредить травмы и развитие более серьезных патологий.

В определении вида физической активности ребенка должен принимать участие офтальмолог, и своевременно обращать внимание на возможные заболевания или их профилактику.

Раньше близорукость была препятствием для получения допуска в спорт, т.к. специалисты были вынуждены отказывать им из-за недостатка информации о рисках. Но современные исследования показали, что это в ряде ситуаций лишь ухудшало состояние здоровья, приводя к гиподинамии и прогрессированию заболевания.

Сейчас мнение выдающихся офтальмологов сошлось на том, что ограничение физической активности для людей с близорукостью признанно немотивированным. И то, что раньше людей с таким заболеванием исключали из большого спорта, да и просто лишали возможности заниматься им на любительском уровне — недопустимо.

Кроме того, отмечают, что рациональное включение физкультуры в повседневную жизнь — один из лучших способов профилактики близорукости и предотвращения возможных последствий развития заболевания.

Физические упражнения — это возможность не только укрепить организм, но и активировать его функции. Например, повысить работоспособность цилиарной мышцы и укрепить склеральную оболочку глаза.

Но нельзя упускать из внимания, что некоторые виды спорта требуют больших нагрузок также и на зрительную систему. Именно поэтому без тандема спорт-медицинское обеспечение высокие достижения просто немыслимы.

Диспансеризация

  • Сейчас все желающие могут проходить диспансерное наблюдение и рассчитывать на помощи специалистов: врачи проанализируют состояние, учтут все возможные факторы, сделают необходимые анализы, чтобы иметь полное представление о том, что можно рекомендовать пациенту.
  • Главная задача специалистов в этом случае — помочь правильно подобрать вариант физической активности,подходящий ребенку по его состоянию здоровья, учитывая все факторы и перспективы.
  • Врач-офтальмолог будет искать ответ на несколько важных вопросов:
  • К какой группе здоровья относится его пациент — от этого зависит количество и уровень нагрузок;
  • Какие виды спорта стоит рассматривать, а какие могут повлечь за собой травмы и ухудшения здоровья, в том числе зрения;
  • Может ли ребенок обучаться в школах и заведениях, где готовят профессиональных спортсменов.

Если обнаруживаются патологии, то врач определяет:

  • Повлияло ли на зрение то, что ребенок занимался спортом или были другие причины;
  • Мешает ли патология заниматься желаемым видом спорта;
  • Может ли ухудшенное зрение стать причиной травм.

Согласно рекомендациям Минздрава, ограничениями к занятию спортом являются:

  • Миопия (близорукость) . Здесь все зависит от степени заболевания, но в любом случае противопоказаны бокс и тяжелая атлетика. При средней и высокой степени миопии под запретом также разные виды борьбы, спортивная гимнастика, гандбол и снежные виды спорта, такие как, например, сноуборд и лыжи.
  • Изменения глазного дна. К сожалению, такие патологии как решетчатая дистрофия, ретиношизис, разрывы сетчатки полностью исключают возможность заниматься серьезным спортом.
  • Гиперметропия (дальнозоркость). При любой степени под запретом бокс. А в совокупности с изменениями глазного дна, стоит отказаться от любых сотрясающих и напрягающих тело видов спорта.
  • Воспаления. В этом случае специалист должен отследить, связано ли как-то ухудшение состояния здоровья с занятиями спортом. Ив случае, если отмечается такая зависимость, рекомендует беречься от ветра, переохлаждений,
  • Чрезмерно яркого света. Соответственно, стоит отказаться от сопряженных с этими факторами видов спорта, т.к. это может провоцировать многие хронические заболевания.

Коррекция близорукости

Хорошо видеть важно независимо от того, какой вид спорта по душе, т.к. во многом от остроты зрения зависит результат (например, в любом игровом виде спорта, чем лучше видишь, тем лучше итог).

Также, патологии зрения могут создавать опасность не только для самого спортсмена, но и для команды, а также тех, с кем он соревнуется.

Но, к счастью, в большинстве случаев, есть возможность откорректировать зрение, например, используя очки или контактные линзы. А также ортокератология или ЛАСИК. Способ подбирается врачом, исходя из данных здоровья и учитывая особенности конкретных видов спорта (необходимую степень остроты и поля зрения).

Очки — одно из самых простых, но не самых удобных решений, потому что они с трудом могут сочетаться со средствами защиты — каской или, например, шлемом. К тому же они значительно сокращают периферию поля зрения, что негативно влияет на способность ориентироваться. Не говоря уж о том, что очки могут запылиться или запотеть, совершенно лишив владельца обзора.

Контактная коррекция зрения

В сравнении с очками, контактные линзы лидируют и по безопасности, и по комфорту:

  • Не влияют периферию и поле зрения;
  • Не запотевают, а также их можно использовать пловцам, и тем, у кого есть необходимость носить маски или шлемы;
  • Не слетят при неловком движении и не повредятся.

Особенно хороши линзы для таких видов спорта, как баскетбол, волейбол и хоккей, требующих постоянного и полного обзора.

Сейчас применение ортокератологии позволяет иметь больше вариантов в выборе варианта спортивной активности, а также снимает многие ограничения, которые существуют при ношении очков.

Рефракционная хирургия

Этот вид вмешательства показан спортсменам только после консультации врача-офтальмолога. Прибегая к этому способу, нужно понимать, что этот способ коррекции не избавляет от проблемы, не вылечивает полностью, а лишь дает возможность не использовать контактные способы коррекции зрения.

Кроме того, после подобных операций никуда не пропадают противопоказания к занятиям теми видами спорта, которые были до хирургического вмешательства.

Таким образом, занятия спортом нужны и важны, но только под бдительным вниманием специалиста и полным соблюдением всех рекомендаций.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 Невского района Санкт-Петербурга

  • ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
  • Общая характеристика
  • В режиме дня детей с нарушениями зрения можно использовать некоторые формы занятий физическими упражнениями, которых применяются в практике общеобразовательных дошкольных учреждений, однако все формы организации и методика физическом культуры в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов имеют свою специфику.

Организационные формы физической культуры (занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, физкульт минутки, физкультурные праздники, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность и др.) имеют коррекционную направленность, предполагающую создание условий для исправления или ослабления недостатков психофизического развития детей, стимулирование компенсаторных процессов их развития средствами физической культуры, охрану зрения и формирование положительных двигательных качеств.

Совокупность форм занятий физической культурой определяет организацию двигательного режима, который строится на основе офтальмо-гигиенического режима, показаний и противопоказаний к выполнению детьми отдельных движений, а также зрительных возможностей детей. Это в целом обусловливает специфику организации физической культуры в детском саду для детей с нарушениями зрения.

С целью предупреждения и преодоления у детей отклонений в физическом развитии и двигательной сфере целесообразно введение комплексного подхода к развитию физических и зрительных возможностей, а также установление взаимосвязи с лечебно-восстановительным процессом.

Комплексный подход в физическом воспитании мы рассматриваем как систематическое сочетание педагогических и медицинских средств, направленных на всестороннее развитие личности.

Комплексное физическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития личности ребенка: двигательно-ритмической деятельностью, зрительным восприятием, пространственной ориентировкой, развитием мелкой моторики и крупной мускулатуры.

Читайте также:  Атака титанов микаса качает пресс

В связи с этим задачи комплексного содержания физического воспитания реализуются с учетом развития зрения, формирования зрительно-двигательных взаимосвязей на основе полисенсорного характера воспитания и обучения дошкольников движениям.

Такой подход к решению задач физического воспитания имеет важное комплексное значение.

При этом коррекционно-воспитательная направленность комплексного содержания в физическом воспитании заключается в том, чтобы максимально создать ребенку условия для овладения разными видами движений, зрительно-двигательными образами и ориентировочной деятельностью в пространстве. Весьма необходимым в процессе физического воспитания является создание комфортных условий с помощью оптических средств, которые способствуют прочному усвоению навыков, упорядочиванию характера изучаемых движений.

Особенно важно для коррекции и компенсации нарушенных движений у детей комплексное использование форм физического воспитания (гимнастика, занятия, игры, развлечения и др.) в сочетании с пропедевтическими курсами.

Введение пропедевтики создает у детей надежную опору для практического овладения движениями.

К тому же использование специальных тренажеров для отработки элементарных движений направлено на оптимизацию обучения детей сложным видам движений.

  1. Таким образом, комплексное воздействие на ребенка через систему лечебных мероприятий, физические упражнения, массаж, различные виды деятельности, компонентом которых являются движения, позволяет улучшить состояние мышц, зрения, формировать двигательную активность детей, приводить физическое состояние организма в соответствие с нормой.
  2. Коррекционно-развивающие занятия
  3. Особенности проведения физкультурных занятий

Занятия физической культурой — основная форма организации физического воспитания детей с нарушениями зрения, которые проводятся в соответствии с требованиями программы детского сада по показаниям врача-офтальмолога.

Длительность занятий для каждой возрастной группы или года обучения, где могут быть дети 2—3 возрастов, определяется на основе требований программы и показаний врача-офтальмолога и является дифференцированно для отдельных детей.

Структура занятий, их содержание, методы проведения зависят от характера зрительных нарушений, вторичных отклонений, уровня развития двигательных умений, навыков и особенностей лечебно-восстановительного процесса.

На занятиях физической культурой ребенку приходится работать с опорой на зрение. Постоянный зрительный контроль приводит к быстрой утомляемости детей, что особенно следует учитывать при организации занятий и строить их с учетом зрительной нагрузки.

Это необходимо в связи с тем, что основным методом плеоптического лечения детей является окклюзия со стороны видящего глаза. Ребенок в этих условиях вынужденно оказывается в состоянии искусственного слабовидения и слепоты.

Как показали наблюдения, дети в этот период, как правило, находятся в состоянии психического стресса: плачут, пытаются снять окклюдор, не вступают в контакт со сверстниками и воспитателями, неадекватно реагируют на требования старших.

В этот период дети, плохо видя амблиопичным глазом, с трудом ориентируются в пространстве, среди окружающих предметов. Они предпочитают больше сидеть, меньше ходить и бегать. Движения их скованны, неуверенные.

Они не всегда видят, как правильно выполнить движение, а это приводит к неправильному формированию двигательного навыка, исправление которого потребует от воспитателя дополнительной работы.

Ребенок с трудом овладевает двигательными навыками, ориентируется только с помощью зрения. В связи с этим нервная система испытывает большую нагрузку, требует постоянного напряжения. Все это утомляет ребенка физически.

Воспитателю необходимо использовать на занятии сохранные анализаторы (осязание и слух). Как правило, у таких детей не тренированы в необходимой степени осязание и слух, и часто они владеют ими хуже, чем слепые дети.

Например, при выполнении прыжка в высоту с разбега дети не могут сделать большого разбега, отходят не больше чем на 2—3 шага, так как с большего расстояния они не видят препятствия, теряют ориентировку, и прыжок не получается.

С такими детьми всю работу надо проводить, ориентируя их не на зрение, а на то, что может заменить его хотя бы в некоторой степени.

Развивая осязание и слух, мышечное чувство, можно добиться того, чтобы дети справлялись с заданиями.

Например, в прыжках в длину с разбега, с места можно использовать такие ориентиры, которые ребенок может ощущать ногами, — это резиновая полоска (мягкая поверхность при прыжках «подсказывает» ребенку о месте отталкивания).

В период лечения методом прямой окклюзии дети при передвижении (ходьбе, беге) заметно наклоняют голову вниз, так как их зрение в этот период позволяет рассматривать все только на близком расстоянии. Вследствие такого положения головы у ребенка могут появиться сутулость и искривление позвоночника.

На физкультурных занятиях во время ходьбы и бега необходимо использовать такие ориентиры, которые бы способствовали использованию слуха и осязания. Например, в ходьбе по ограниченной плоскости можно использовать мягкие дорожки, сделанные из поролона, чтобы ребенок ногами ощущал пространство плоскости.

Хорошо ориентируются дети на различные звуковые сигналы. Использование звука может быть разнообразным (хлопки, удары в бубен, звон колокольчика, разные музыкальные звуки).

С их помощью можно ориентировать детей, указывая направление ходьбы или бега, место сбора команд, определить нахождение водящего в игре и т.д.

В период лечения детей прямой окклюзией на занятиях в действиях с мячом можно использовать озвученные мячи.

Для озвучивания мяча следует положить в камеру горох или пластмассовые шарики, создающие при движении мяча легкие звуки, которые дают возможность ребенку определять направление мяча при движении, а также играть с мячом без напряжения и способствуют более легкому овладению действиями с мячом.

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения зрения, вызывают необходимость строго индивидуального подхода к обучению каждого ребенка.

Это не означает, что на занятии каждому ребенку или группе детей должны даваться разные упражнения. Со всеми детьми группы осваивается один и тот же программный материал, перед всеми детьми ставится одна и та же задача.

В большинстве случаев дается одно и то же упражнение, но результата добиваются разными путями.

Ослабленным детям уменьшается нагрузка путем сокращения количества повторений, дистанций, снижения темпа выполнения упражнений.

Например, в упражнениях на равновесие ходьба по гимнастической скамейке может быть организована следующим образом: одним детям дается задание пройти по скамейке, сохраняя равновесие, другим, более подготовленным, — пройти по скамейке с мешочком на голове или по скамейке, приставляя пятку к носку сзади стоящей ноги, по скамейке с перешагиванием через предметы. Эти задания должны учитывать состояние зрения ребенка, здоровья и физическую подготовленность в каждом виде движений.

Больше внимания уделяется детям, имеющим противопоказания к занятиям. При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая осложненная близорукость, афазия, заболевание сетчатки и др.) противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками и др.

Под особым наблюдением во время физкультурных занятий находятся дети, оперированные по поводу сходящегося или расходящегося косоглазия.

Такие дети нуждаются в «охранительном» режиме, который должен соблюдаться и при проведении физкультурных занятий. Им противопоказаны упражнения с внезапными и значительными усилиями(сопротивления, прыжки).

Следует избегать упражнений, игр, где ставится задача попадания мяча в цель. Таким детям рекомендуется чаще устраивать зрительный отдых.

Как правило, возрастные группы детей бывают укомплектованы неоднородно по остроте зрения и формам заболевания. В них могут входить дети с амблиопией и косоглазием (острота зрения которых близка к норме) и дети слабовидящие (с разными формами слабовидения, атрофией зрительного нерва, катарактой и др.).

Такой состав группы затрудняет проведение физкультурного занятия. Можно облегчить задание слабовидящему ребенку, незначительно помогая ему, но добиться, чтобы он выполнил его, как все дети. Таким детям необходима дифференцированная нагрузка на занятии.

Например, в упражнениях скоростно-силового характера целесообразно уменьшить для них нормативы, видоизменить упражнения с целью снижения нагрузки.

Врачебно-педагогический контроль на занятиях физической культурой

Правильная организация занятий улучшает психическое и физическое развитие детей, их двигательную активность. При этом необходим обязательный врачебно-педагогический контроль.

  • Основными формами врачебно-педагогического контроля являются:
  • — контроль за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  • — контроль за динамикой развития движений у детей и организацией двигательного режима.

Врачебный и педагогический контроль, как правило, тесно связаны между собой. Во время глубокого медицинского осмотра присутствуют воспитатель группы, тифлопедагог. В начале учебного года выявляется исходный уровень физической подготовленности детей.

Воспитатель группы, инструктор по физической культуре, врач, тифлопедагог изучают, с каким исходным уровнем физического и функционального развития приходит ребенок в группу. Знание исходного уровня физической подготовленности детей с нарушениями зрения позволяет выявить недостатки в их физическом развитии и наметить план коррекционной работы на занятиях по физической культуре.

Читайте также:  Качаем пресс во время ходьбы

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,931

1

Лабутина Н.О. 1
1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
В статье рассматриваются вопросы физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста 7–12 лет, обучающихся в классах, специализирующихся на обучении детей с нарушением зрения.

Физическое развитие школьников изучали по антропометрическим показателям, физическую подготовленность оценивали по результатам контрольно-педагогических тестов. Обработка полученных данных проводилась методом математической статистики.

Выявлено, что физическое развитие детей ниже среднего, дисгармоничное с дефицитом массы тела 1 степени, хотя весоростовой показатель соответствует нижней границе нормы.

Силовые способности как мальчиков, так и девочек находятся на среднем уровне, скоростно-силовые способности и гибкость – на низком уровне, на высоком уровне находятся координационные способности при удержании равновесия.

Как показала практика, школьники не могут добиться хороших результатов в беге, прыжках, метании не потому, что у них плохая техника движения, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств.

контрольно-педагогическое тестирование.школьники младшего школьного возрастафизическая подготовленность

1. Григорьева Л.П.

Роль перцептивного обучения в преодолении последствий длительной депривации у детей с низким зрением / Л. П. Григорьева // Физиология человека. – 1996. – Т. 22. – № 5. – С. 85.
2. Лях В.И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1–4 кл. нач. шк. / В. И. Лях. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 192 с. : ил.
3. Матвеев А.П.

Методика физического воспитания в начальной школе / А. П. Матвеев. – ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 248.
4. Пути реабилитации слепых школьников средствами физической культуры: учеб. пособие / под ред. И.И. Шмелькова. – М.: ВОС, 1981. – С. 64.
5. Сапов И.А. Неспецифические механизмы адаптации человека / И.А. Сапов, В.С. Новиков. – Л.: Наука, 1984. – С. 9-49.
6. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990.
7. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.: ил.

Введение

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности.

У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий.

Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц [6].

Ограничение физической активности лиц, имеющих патологию зрения, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным.

Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике глазных болезней и их прогрессирования.

При систематических занятиях циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности, в сочетании с гимнастикой для глаз, не только повышается общая выносливость, но и улучшается зрение [4].

Цель исследования: оценить физическое развитие и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением зрения по антропометрическим показателям.
  2. Изучить физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования: учащиеся младшего школьного возраста с нарушением зрения МОУ СОШ № 5 города Архангельска.

Объект исследования: физическое развитие и физическая подготовленность учащихся младших классов МОУ СОШ № 5, имеющих нарушение зрения.

Дети 7-12 лет относятся к группе младшего школьного возраста. Слабовидящий школьник, как и всякий ребенок, накапливает жизненный опыт в соответствии со своими возможностями, он приспосабливается к жизни, готовится к ней.

От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное — меньшей активностью при познании окружающего мира [4].

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений).

Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е.

не целенаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты [7].

Следует отметить, что поздно ослепшие дети имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им, они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют.

Большинство детей со слабо, средне и сильно выраженными нарушениями зрения, которые корригируются оптическими средствами, обучаются в массовых школах.

В связи с этим возникает необходимость в овладении учителями физической культуры технологией обучения таких детей, в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Такие специалисты в данной области, как Л.И.

Солнцева, А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева, В.В. Лебединский, И.И. Шмелькова, Л.В. Шапкова предлагают использовать следующие методы проведения занятий: практические упражнения, дистанционное управление, упражнения по применению знаний, наглядность, стимулирование двигательной активности [4, 6, 7].

При определении возможности допуска школьников с нарушением зрения к физкультурным занятиям, спортивным тренировкам в первую очередь необходимо учитывать их специфические особенности, психологический и офтальмологический статус. Основными факторами, определяющими возможность участия в физкультурной деятельности, являются: состояние здоровья, характер глазной патологии, общая физическая подготовленность и уровень психологической подготовленности [5].

С целью развития физических качеств применяются традиционные методы с индвидуальным дозированием нагрузки в соответствии с уровнем физической подготовленности, состоянием сохраненных функций, оперативным состоянием здоровья.

Противопоказаны: силовые упражнения, характеризующиеся натуживанием (для слабовидящих); упражнения, связанные с сотрясением тела, — прыжки на скакалке, соскоки, кувырки, стойки на голове, прыжки в воду вниз головой, висы вниз головой.

Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, второго и третьего класса МОУ СОШ № 5, специализирующейся на обучении детей с нарушением зрения в г. Архангельске. Контрольные упражнения проводились на уроках физической культуры в спортивном зале.

Для оценки физического развития школьников применяли метод антропометрических показателей, которые были указаны в медицинских картах. Допуск к медицинским картам был разрешен директором школы и медицинским работником. Было получено согласие родителей детей на участие в исследовании.

Анализ медицинских карт проводился в присутствии медицинского работника. Все антропометрические данные измерялись медицинской комиссией.

Методы исследования: измерение антропометрических показателей, оценка физической подготовленности с помощью контрольно-педагогических тестов, обработка полученных данных проводилась методом математической статистики.

Результаты исследования

Антропометрические показатели представлены в таблице 1, в начале исследования возраст у мальчиков 9,09 лет, что соответствует 3 классу начальной школы.

Вес — 24,25 ±0,65 кг указывает на дефицит массы тела 1 степени, рост — 124,82 ± 0,92 см — ниже средней нормы, ЖЕЛ соответствует возрасту, экскурсия грудной клетки — 2,85 ± 0,22 см.

Через полтора года наблюдения достоверно увеличились все показатели, кроме экскурсии грудной клетки. Вес увеличился на 3 кг, рост увеличился на 6 см, значительно увеличилось ЖЕЛ — почти на 300 мл.

Таблица 1

Физическое развитие мальчиков с нарушением зрения

Показатели 1-е измерение измерение через год измерение через 1,5 года t 1-3
Возраст 9,09 ± 0,16 10,07 ± 0,16 10,50 ± 0,16 6,36***
Вес (кг) 25,24 ± 0,65 27,88 ± 0,55 28,95 ± 0,50 4,15***
Рост (см) 124,82 ± 0,92 129,32 ± 0,87 130,60 ± 0,81 4,71***
ЖЕЛ (мл) 1315,38± 24,93 1553,85 ± 31,25 1607,69± 23,92 8,46***
ЭГК Вдох 59,77 ± 0,92 63 ± 0,63 63,38 ± 0,56 3,35**
Выдох 56,62 ± 0,89 59,08 ± 0,71 60 ± 0,60 3,15**
Пауза 57,85 ± 0,92 60,62 ± 0,75 61,54 ± 0,70 3,19**
Экскурсия грудной клетки 2,85 ± 0,22 3,92 ± 0,26 3,38 ± 0,29 1,46

Примечание: *- P

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *