Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенку

Конфликты между учителями и учащимися, к сожалению, происходят довольно часто. Ситуация усугубляется тем, что ребенок склонен преувеличивать масштабы разногласий и не умеет решить их мирным путем. В сознании ученика, особенно младшеклассника, учитель обладает огромным авторитетом, его мнение сильно влияет на детскую самооценку.

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенку

Если педагог недоволен, ребенок искренне считает себя ни на что неспособным, а если хвалит — проявляет повышенный интерес к предмету, лучше учится. Что делать родителям и как себя вести школьнику, если не складываются отношения с учителем? Ищем решение вместе.

Нужно ли вмешиваться?

Этот вопрос чаще всего задают родители психологам, когда речь заходит о межличностных конфликтах между ребенком и учителем. Ответ на него однозначно положительный.

Оставлять без внимания возникающие противоречия – худший вариант, чреватый серьезными последствиями: от снижения успеваемости до психических срывов.

Другое дело, что в зависимости от ситуации способы разрешения проблемы могут различаться.

Причины конфликтов

Мальчики-подростки гораздо активнее «воюют» в школе, чем девочки, хотя в последнее время тенденция меняется. У мальчишек чаще возникают стычки с учителями из-за плохого поведения, пропусков уроков и опозданий, курения. Девочки опережают сверстников только в одном случае: несоответствие внешнего вида, одежды школьным требованиям.

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенку

Помимо традиционных причин существуют более глубокие мотивы конфликтов учитель-ученик:

  • К строгому педагогу попадает творчески одаренный ребенок, растущий в атмосфере свободы и доверия. Таким детям сложно выполнять жесткие дисциплинарные требования, зубрить правила, не понимая, для чего это нужно делать. Педагог видит в таком ученике угрозу своему авторитету в классе, винит его в недостатке уважения.
  • Уроки кажутся ребенку скучными из-за его высокой подготовки по предмету или, наоборот, низкой квалификации преподавателя. Такой ученик может делать замечания учителю, спорить, указывать на ошибки, критиковать его в среде одноклассников. Если педагог не может сдержать негативные эмоции, возникают взаимные претензии.
  • Подросток пытается завоевать расположение класса за счет противоборства с учителем. Такой способ самоутверждения выбирают дети с завышенными амбициями, лидерскими качествами. Конфликты на этой почве подчас имеют чисто эмоциональную природу и разгораются буквально на пустом месте.
  • Ребенку не дается конкретный предмет, например, иностранный язык. Вместо того, чтобы индивидуально поработать с таким учеником, учитель обвиняет его в недостаточном усердии и нежелании учиться.
  • В начальной школе причинами размолвок часто становятся неаккуратность при письме, неопрятный внешний вид, неусидчивость, рассеянность.

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенку

Тревожные симптомы

Затяжной конфликт с учителем — стрессовая ситуация для ребенка. Если он борется с ней в одиночку, то детская психика может не выдержать нагрузки и «выдать» неблагоприятные реакции. Родителей должны насторожить:

  • Утрата интереса к изучению конкретного предмета, падение успеваемости, нежелание посещать уроки, делать домашние задания по этой дисциплине. Неготовность он может оправдывать отсутствием способностей или ненужностью предмета для будущей профессии.
  • Ребенок демонстрирует грубость и агрессию, отказывает объяснять, что происходит, утаивает информацию о школьных собраниях.
  • Резкое изменение характера и поведения. Например, жизнерадостность ребенка без видимой причины сменяется подавленным настроением и замкнутостью.
  • Неадекватные реакции. Ребенок начинает заикаться, пугается телефонных звонков, заслоняется при попытках дотронуться до него, как будто пытаясь защититься от удара и т. д.

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенку

Что делать для разрешения конфликтов

Родители, помогающие уладить напряженную ситуацию в школе, не просто избавляют сына или дочь от проблем, а дают опыт цивилизованного урегулирования отношений. Оттого, насколько правильную тактику вы изберете, зависит их умение адаптироваться к коллективу во взрослой жизни.

Компетентные психологи советуют придерживаться следующих шагов:

Выслушайте ребенка

Разрешение конфликтной ситуации правильно начинать именно с доверительного разговора. Попросите ребенка высказать собственный взгляд на происходящее, задавая наводящие вопросы. Не повышайте на него голос, ведите беседу в спокойном и доброжелательном тоне.

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенку

Пока у вас нет верной картины событий, избегайте категоричных суждений: «Учитель всегда прав!», «Нельзя плохо говорить о взрослом человеке». После таких слов ребенок может замкнуться, и доверие будет потеряно.

Лучше делать вид, что ничего экстраординарного не происходит. Покажите искреннее желание поддержать сына или дочь, и они будут откровенны. Следует избегать и другой крайности – ругать и обвинять во всем учителя.

Тем самым вы покажете, что ребенок сможет спрятаться за родительскую спину, даже если он не прав.

Проанализируйте обстановку 

Попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны. Попросите его вспомнить, с чего все началось, как развивались отношения, что конкретно вызывает неприятие учителя. Постарайтесь вместе найти причину разногласий.

Спокойно спросите: «Как ты думаешь, из-за чего он тебя недолюбливает?» Выдвигайте версии: «Возможно, ему не нравится, что ты не рассеян на уроке?» Воссоздать истинную картину происходящего поможет разговор с родителями одноклассников.

Таким образом вы узнаете, как выглядит конфликт с непредвзятой точки зрения.

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенку

Поговорите с учителем

Личная встреча с педагогом – важнейший шаг в урегулировании конфликта. Отнеситесь к нему серьезно. В самом начале беседы дайте понять, что пришли не нападать и отстаивать права любимого чада, а просто хотите найти оптимальный выход для всех.

Естественная реакция учителя при виде разъяренного родителя, с порога высказывающего претензии – начать защищаться и оправдываться. В таком случае разговор вряд ли получится конструктивным. Ваша задача при первой встрече – спокойно выслушать позицию педагога, сравнить ее с точкой зрения ребенка, и только затем делать окончательные выводы.

Что делать, если виноват учитель

Если после «разбора полетов» стало ясно, что конфликт инициирован по вине преподавателя, не спешите бросаться оскорблениями и жаловаться на него директору школы.

Признать собственную некомпетентность учителю непросто, ведь это означает его профессиональную несостоятельность. Попробуйте поговорить с ним еще раз.

Скажите, что не хотите раздувать конфликтную ситуацию, но просите пересмотреть отношение к ребенку.

Далеко не каждый педагог публично признает свою вину, даже чувствуя, что был неправ, поэтому родители должны прийти ему на помощь. Объясните ребенку, что все люди могут ошибаться, и учитель в том числе. Скажите, что он просто перенервничал, не сдержался, что работать с современными детьми очень непросто. Главное, чтобы у школьника не появилось отвращение к учебе.

Как поступить, если виноват ребенок

Если в конфликте виноват школьник, необходимо убедить его лично принести свои извинения учителю. Желательно это делать конфиденциально. Если ребенок отказывается идти на мировую, попросите педагога дать ему отсрочку. Возможно, когда сильные эмоции улягутся, он осознает свое неподобающее поведение и пойдет на уступки.

Если дело в плохой успеваемости, необходимо уделить повышенное внимание изучению предмета: тщательно делать домашние задания, начать заниматься с репетитором.

Главное, чтобы конфликт не принял затяжной характер и не зашел слишком далеко. Если ситуация выходит из-под контроля или повторяется с другими учителями, рассмотрите возможность обратиться к детскому психологу. Авторитет постороннего человека бывает для подростка сильнее, чем родительские наставления.

Если мнение родителей и педагога расходится

Возможен и третий вариант, когда учитель винит ребенка, но родители не согласны с этим. Как правило, это происходит, когда преподаватель слишком строг и требует беспрекословного выполнения своих требований. Родителям же такая жесткая методика обучения кажется неверной.

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенку

Просить ребенка потерпеть не всегда правильно. Например, если отношения не сложились с учителем младших классов, некоторые решают дождаться перевода в среднее звено.

Для младшеклассника это непозволительно длинный период, который может привести к хроническому нежеланию учиться или серьезным невротическим реакциям.

Если приспособиться к преподавателю не удается, страдает успеваемость, имеет смысл перевести ребенка в другой класс, где предмет ведет более лояльный педагог.

Самый кардинальный вариант – жалоба в администрацию школы или департамент образования применим лишь в экстренных случаях. К нему стоит прибегнуть, если конфликты с этим учителем возникают не только у вашего ребенка, но и у других одноклассников.

Похожие посты

Оставить комментарий

8 советов родителям, если у ребёнка не сложились отношения с учителем

Школьный конфликт — не то, что можно игнорировать. Даже родителям, которые в школе бывают только 1 сентября, а в электронный дневник впервые заглядывают под Новый год. Но скандал может сделать ещё хуже. Вроде и бездействовать нельзя, и навредить не хочется. Вот тут несколько советов, которые подскажут родителям, где надо махнуть рукой, а где — бежать к директору.

1. Поговорите с ребёнком. Но так, чтобы его правда услышать и понять

Конечно, бывают ситуации, когда не до разговоров и надо бежать не то что к директору, а прямо в полицию. Но обычно в конфликте с учителем сразу не ясно, кто тут виноват и что вообще случилось.

Постарайтесь провести этот разговор нейтрально — вам нужны факты, а не эмоции.

То есть если вы, заглядывая ребёнку в глаза, трагическим голосом спрашиваете, что там эта чокнутая химичка опять устроила, то не сомневайтесь, ребёнок постарается дать такие подробности, чтобы мама осталась довольна. Это не нейтральный разговор о проблеме, так и знайте.

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенкуФрагмент картины Фрица Зондерленда

Если школа всерьёз предъявляет что-то вашему ребёнку, не надо удваивать удар. Даже если вы согласны с обвинениями, никогда не выступайте против своего ребёнка публично.

Да и просто поддакивать («Да, да, он такой лентяй, сами стонем») — плохая идея, хотя она и была в ходу у наших родителей. Ребёнок должен знать, что в конфликтах вы на его стороне. Потому что он ваш ребёнок и вы должны его защищать.

Да, воспитывать вы тоже должны, но когда все против одного, это больше похоже на травлю, а не на воспитание.

3. Убедитесь, не мерещатся ли вам злые козни там, где их нет

Да, иногда учитель поступает несправедливо. Но за несправедливостью необязательно стоит скрытая неприязнь к вашему ребёнку.

Признайтесь, вы тоже не всегда разбираетесь, кто из детей устроил погром в квартире за те пару субботних часов, что вы спали, и сгоряча кричите не на того или на всех сразу. Даже на кошку.

В общем, если учитель выгнал вашего ребёнка с урока за то, что тот болтал с соседом, это ещё не значит, что ваш теперь навсегда изгой, а сосед — любимчик.

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенкуФрагмент картины Юлиуса Герца

Разговор с учителем — самый важный пункт. На этом этапе ни в коем случае не надо подключать вообще никого — ни других родителей, ни директора. Вспомните всё, что вы читали о важных переговорах: внимательно слушать, не перебивать, не теребить пуговицу и всё такое.

Читайте также:  Упражнения с роликом для пресса двойным

Разговор этот нужен и вам, и учителю, чтобы услышать друг друга. Очень часто, кстати, после разговора проблема рассасывается.

Когда вместо злобной училки, ненавидящей всех детей на свете (а вашего так вообще), вы видите перед собой неравнодушную женщину, которая задерживается после работы допоздна, чтобы поговорить — тадам — о вашем ребёнке, скандала уже не так хочется.

5. Не спорьте с учителем по мелочам

Бывает, что причиной конфликта оказывается вовсе не то, за что надо биться насмерть. Если для вас спорный вопрос вполне себе проходной, а для учителя, наоборот, очень важный — идите учителю навстречу.

Приводить ребёнка вовремя (да, перестать просыпаться за пять минут до выхода), регулярно смотреть электронный дневник (найти, наконец, пароль!), оборачивать учебники в обложку (хватит откладывать поход в магазин, уже ноябрь) — это всё можно сделать малой кровью. И будет всем счастье.

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенкуФрагмент картины Яна Стена

Бывает, что вы с учителем не сходитесь по принципиальному вопросу. Всем известно, что по-настоящему принципиальных вопросов, по которым компромиссы невозможны, всего два: можно ли кормить грудью в общественных местах и делать или не делать уроки с ребёнком.

Так вот, допустим, учитель требует от вас сидеть за уроками, а вы считаете, что это не нужно и даже вредно. Спорить тут — только нервы портить друг другу. Лучше даже не начинайте. Соглашайтесь, кивайте, обещайте, а у себя дома делайте так, как считаете нужным.

Ребёнок-то ваш, а не школьный.

7. Если с учителем не пошло, идите к директору

Если разговор с учителем не привёл вас к взаимопониманию или компромиссу и вы видите, что зашли в тупик, пора к директору. Иногда директор может повлиять на позицию учителя или вы можете договориться с ним о переводе ребёнка в параллельный класс. В общем, как правило, что-то можно сделать.

Вот тут, если вы принципиальный борец, можно высказать все свои претензии к учителю, школе и к образованию вообще. Между прочим, это не так бесполезно, как кажется. Именно родители по закону — «заказчики образования». Так что если вам есть что сказать — говорите. Скорее всего, вас внимательно выслушают. Если нет — переходите к следующему пункту.

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенкуФрагмент картины Ральфа Хедли

Если ничего не помогает, администрация на контакт не идёт, конфликт не решается и вы видите, что на ребёнке всё это плохо сказывается — меняйте школу. Это не так сложно, как кажется.

Потому что школа — это надолго (11 лет вообще-то) и ребёнок должен ходить туда если не с удовольствием, то точно не каждый день как на казнь.

В конце концов, можно перейти на любую другую доступную и подходящую вам форму обучения — семейную, например. И тогда на месте учителя окажетесь уже вы.

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенку

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенку

В этой статье мы поговорим о конфликтах между учеником и учителем на уроках физкультуры. В чем причины этих конфликтов? Как понять, что конфликт имеет место быть? Кто виноват и что делать? Как выйти из сложившейся ситуации?

Основные причины

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенку

Конфликт с учителем физкультуры — классический пример конфликта ребенка и взрослого, читай: конфликта поколений. Причин данного конфликта может быть великое множество. Дело может быть в ребенке или в учителе, а, скорее всего, в обоих сразу.

Как правило, урок физкультуры — строго регламентированное по времени и распорядку занятие. Ни один учитель не потерпит, чтобы после его команды «Бегом, марш!», дети начали бежать кто куда, с разной скоростью, устраивая полнейший балаган. Или, выполняя упражнение «Прыжок через козла», один ребенок бы прыгал двумя ногами вперед, другой — спиной вниз, а третий и вовсе в прыжке выполнял сальто.

Учителя физкультуры требуют порядка и дисциплины: ровный строй бегущих, четкое выполнение упражнений, спокойствие и сосредоточенность во время урока. И они правы: от этого зависит безопасность и здоровье детей.

Но, как правило, именно данный «авторитаризм» учителя и становится первопричиной конфликтов. Дети, попадая из творческой среды в физкультурный зал, не сразу могут принять правила, действующие внутри этого помещения.

Они хотят вести себя так же, как ведут всегда: свободно, творчески, раскрепощенно. Ребенку скучно вести себя правильно и как все, он хочет свободы.

Учитель же в выражении этой свободы видит не детскую шалость, а невоспитанность, неуважение, нежелание слушаться. Отсюда — конфликт.

Еще одна частая причина конфликтов: желание детей занять как можно более высокое место в окружающем их социуме. Иными словами, мальчики начинают «выпендриваться» перед друг другом и перед девочками, намеренно не слушаться учителя, показывая свою «крутость» и так далее. Все это ведет к отсутствию дисциплины и, как правило, к конфликту.

Ведь где еще, как не в физкультурном зале, можно вести себя неподобающе? В классе проявить свое «Я» намного сложнее — там существуют чуткие правила, которые нельзя нарушать: нужно сидеть за партой, нужно сидеть молча и т.д.

В зале же все классные устои рушатся, а высокий потолок и огромная территория спортзала буквально способствует раскрепощению и свободе.

Тревожные симптомы, как их распознать

Проблема школьных конфликтов в том, что родители часто отделены от детей неким невидимым барьером. Родитель может узнать что-либо о том, что происходит в школе, несколькими путями:

  1. Сходить на родительское собрание (где, скорее всего, речь будет вестись о том, что нужно сдавать деньги на ремонт и охрану, нежели о каких-либо конфликтах между учителями и учащимися).
  2. Поговорить с ребенком (он, конечно, все тут же нам расскажет&#8230,).
  3. Позвонить классному руководителю (который вообще не в курсе каких-либо конфликтов на физкультуре).

Итак, все перечисленные прямые свободы не работают. Значит, мы должны присмотреться к симптомам. Они весьма стандартны.

Родители должны обращать внимание на поведение своего ребенка, на то, не изменилось ли оно резко.

Постараться заметить регулярность в поведении: например, если ребенок по вторникам приходит домой не в духе, уж не по вторникам ли у него последним уроком значится физкультура?

Также великолепным симптомом являются прогулы.

Если ребенок начал регулярно прогуливать физкультуру, это может быть ярчайшим симптомом того, что у ребенка на этом уроке что-то не в порядке (между прочим, многие родители как минимум закрывают глаза на прогулы этого урока, мотивируя это тем, что «там только покалечат» и «что за ерунду придумали, еще и гоняют их туда-сюда по улицам»). Не в порядке может быть многое: не получается заниматься физкультурой (боится стать объектом насмешек из-за неумения залезть по канату / кувыркаться / быстро бегать и т.д.), конфликт с учителем, конфликт с одноклассниками и прочее.

Способы разрешения

  1. Беседа с ребенком. Это первый и основной способ разрешения проблемной ситуации.

    Безусловно, говорить с ребенком нужно уметь и нужно уметь найти подход, но даже если вы не обладаете никакими знаниями в этой области и у вас нет времени или желания их приобретать, вам нельзя отказываться от бесед с ребенком на проблемные темы. А конфликты — одна из главных проблемных тем.

    Постарайтесь выяснить, что беспокоит ребенка, почему, по его мнению, произошел тот или иной конфликт, кто и как себя вел. После того, как вы выслушаете позицию ребенка, вы сможете сформировать первичный план действий.

  2. Беседа с учителем. Именно беседа с педагогом должна стать вторым шагом в вашем плане.

    Вы, конечно, не судья, но в данном случае, фигурально выражаясь, вы должны являть собой беспристрастный судебный орган. Итак, вы заслушали одну сторону конфликта (ребенка), теперь вы должны столь же беспристрастно выслушать другую сторону конфликта (учителя). Цель: найти истину, установить наличие и причину конфликта.

  3. Если показания «истца» и «ответчика» не помогли установить полную картину произошедшего, начинайте вызывать «свидетелей»: других учителей, других учеников и их родителей. Это могут быть «случайные» разговоры в фойе школы, или же беседа по телефону — каждая ситуация индивидуальна.

    Не поддавайтесь эмоциям, не решайте за других. Спокойно и методичнопытайтесь разобраться в возникшей проблеме: почему между вашим ребенком и учителем возник конфликт и каким образом он может быть разрешен.

  4. Как только все стороны конфликта и все свидетели были выслушаны, вы, скорее всего, сможете понять, что явилось причиной конфликта, и разработать план по его разрешению. Об этом плане вы должны уведомить как ребенка, так и учителя. Идеальная ситуация: беседа втроем, которая закончится «мирным договором» (рукопожатием) между учеником и учителем. Были врагами — стали лучшими друзьями: это идеальная формула детства.

Как правильно объяснить ребенку суть проблемы

Конфликт с учителем физкультуры: как помочь ребенку

Главное — говорить ребенку правду, не обманывать его и не пытаться хитрить. Если проблема состоит в том, что ребенок плохо себя ведет на уроках и из-за этого учитель злится, не нужно рассказывать ребенку сказки о том, что «Директор сказала, что тебя исключат, если будешь так себя вести» или «Будешь себя так вести — придется перевести тебя в другую школу, а там ой какие злые все!».

Необходимо спокойно объяснить правила поведения в спортзале, а также то, почему эти правила были введены и почему их нужно соблюдать.

Очень хорошо помогают абстрактные, но правдивые «пугалки» (что-то вроде детского инструктажа по технике безопасности).

Например, как объяснить девочкам, что нужно снимать перед занятием сережки? Очень просто: рассказать абсолютно правдивую историю о том, что однажды девочка в сережках бегала в спортзале, за что-то зацепилась и порвала себе ухо. И это совершенная правда.

Собственно, именно из-за этого случая и появилось правило снимать сережки. Не бойтесь травмировать детскую психику — она не травмируется, а уши останутся целы.

Заключение

Причин конфликтов между учеником и учителем может быть множество. Каждый случай индивидуален. Но вам всегда следует помнить о том, что спокойствие, рассудительность, методичность и здравый смысл как ничто другое помогают быстро и грамотно выйти из любой, даже самой сложной ситуации.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

У нас конфликт с учителем физкультуры, как объяснить это дочери

Всем привет. Снова с вами Папа Андрей.

В школе заканчивается вторая неделя обучения, а у меня уже есть вопросы к учителям. Особенно к учителю физкультуры.

Физкультуру мы любим, но наше горло немного подкачало. С года мучается ларингитом (кто в курсе это не очень лёгкая форма ОРВИ, и как следствие может быть отёк гортани).

По мнению врача мы должны перерасти, но все никак, поэтому к физкультуре на улице мы относимся с опаской. Так после каждого занятия на улице у дочки лающий кашель и ОРВИ. Но суть даже не в этом.

Живём мы в городе, а к нашему доктору ездим в сельскую местность. Когда родилась Марго, мы проживали у тещи, врач к нам приходил местный (их ещё называют врачами общей практики). Нас всё устраивает, врач знает все её болезни с детства, нам он всегда помогал без антибиотиков, плюс ко всему жена ему доверяет.

И вот в конце прошлого учебного года, когда дочь принесла справку «освобождение от физкультуры» после болезни, наш учитель стал доказывать ребенку второго класса, что данная справка недействительна. Аргумент был таким, что живём мы в городе, а справка выдана доктором из района. Марго пришла в слезах, мне пришлось вмешаться.

Для начала обратился за консультацией к нашему врачу, который разъяснил мне, что Министерство здравоохранения в Республике Беларусь едино, и я могу обращаться к врачу в любой точке Белоруссии. И документы выданные всеми этими врачами будут иметь полную законную силу.

Далее позвонил непосредственно классному руководителю, а уже затем побеседовал с учителем физкультуры. Разговора не получилось, признать ошибку он не хотел, по итогу просто бросил трубку. Успел попросить при наличии каких либо проблем с ребёнком, обращаться именно к родителям, а не доводить до истерики детей.

В итоге справку мы не меняли, в новом учебном году он стал придираться к дочери: то спортивная форма яркая, то водолазки на уроки физкультуры носить нельзя.

Я не сторонник конфликтов, но здесь считаю что он не прав, как то по детскому пытается решить вопрос, доставая моего ребёнка.

Как поступить в этой ситуации?Мы за физкультуру: за честную, веселую и для здоровья, а не для того чтобы потом везти ребенка ночью в реанимацию.Маргарита и Вера всегда готовы помочь, физическая форма в нормеМаргарита и Вера всегда готовы помочь, физическая форма в норме

  • Советую почитать:
  • Родители разводятся, а внук просится жить у бабушки
  • Модельная школа для детей, не сделает из вашего ребёнка модель, рассказываю почему
  • Как себя вести, если на день рождение внучки, бабушки дарят разные суммы

Вы меня очень поддержите если поставите “Лайк” и “Подпишитесь”.

Мне будет очень приятно если поделитесь статье с друзьями в социальных сетях. Ваше мнение очень важно для меня, выразите его в х внизу под статьей.

Всех обнимаю. Всегда ваш ПАПА АНДРЕЙ.

#уроки физкультуры #обучение в школе #отношения между учителями и родителями #конфликты в школе #правила поведения

Конфликты с учителем: 5 способов решения

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В сознании ребенка младшего школьного возраста учитель — самый главный и самый важный человек в мире. От него зависит самооценка маленького ученика: если учитель недоволен, ребенок искренне считает себя плохим и неспособным ни на что, а если хвалит — расцветает от ощущения собственной успешности. Что делать, если отношения с учителем не складываются? Ищем решения.

Причины конфликтов

    По большому счету, виноваты только взрослые: с одной стороны, учителя, которые часто не обладают достаточным умением и желанием вникнуть в суть поведения ребенка, а с другой, — родители, которые редко пытаются разобраться в истинных источниках проблем.

  1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом — угрозу своему авторитету.
  2. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторых из детей такой способ завоевать уважение одноклассников — самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, который не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выходит из себя.
  3. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени «переползают» и в среднюю.
  4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тревожные симптомы

Напряженные отношения с учителем — очень травмирующая ситуация, причем не только в начальной школе, но и в средней, и даже в старшей.

Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реальная история

«Лешка вдруг стал худеть. Сначала мы вроде радовались, потому что он у нас пухлый с детства, а потом поняли: что-то не то. Вечерами он сидел у себя в комнате, что-то делал на компьютере, перестал с друзьями общаться. С нами стал меньше разговаривать, не смеялся, как раньше. Мы списали все на подступающий переходный возраст.

А потом, разговорившись с мамой его одноклассника, неожиданно узнали о конфликте, который уже давно, несколько месяцев, существует между Лешкой и учителем физкультуры. Мальчишка прогулял пару занятий, учитель его высмеял при всех — и пошло-поехало… В итоге нам пришлось обращаться к психологам, у сына появилась бессонница, и в школу он ходить отказывался вообще…

И в середине года мы перевели его в другую школу, подальше от стрессовой ситуации».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Признаки серьезных проблем в школе:

  • Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый — начинает ужасно грубить.
  • Неадекватные реакции на привычные слова и действия. Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка или будильника, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.
  • Потеря интереса к учебе, нежелание посещать школу, отказ делать домашние задания, при этом понижается самооценка: «У меня нет способностей к математике» или «Я не собираюсь быть программистом».
  • На вопрос о каком-то предмете или учителе изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.
  • Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

причины конфликтов

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5 шагов к решению проблем

Главная задача родителей — не просто избавление сына или дочки от проблем, а помощь в приобретении опыта цивилизованного решения конфликтов. И оттого, какие шаги вы предпримете вместе с ребенком, зависит его поведение во взрослой жизни: в разговорах с начальством, с беспокойными соседями, с супругом.

Шаг 1: Выслушайте ребенка

Не мешайте ребенку выражать свои эмоции. Сначала скажите, что вы в курсе: «Мне кажется, вы с Марией Ивановной в конфликте», — а затем четко определите задачу: «Я хочу знать, что ты об этом думаешь».

Постарайтесь сдержаться и не одергивать: «Не смей так говорить о взрослом человеке!» или оценивать: «Учитель прав, а ты нет».

Если ребенку трудно выражать свои чувства (что часто бывает с младшеклассниками), попробуйте помочь ему с формулировками: «Тебе кажется это несправедливым», «Тебе обидно», «Ты боишься». Когда ребенок поймет, что разговор этот затеян не для того, чтобы его обвинить, он будет откровенен.

Он поймет, что вы — на его стороне, что вы его поддерживаете. Но не менее вредна и другая крайность — при ребенке ругать учителя: «Да она сама ничего не понимает!» Тем самым вы демонстрируете, что в случае конфликта всегда можно спрятаться за спину взрослого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шаг 2: Начните обсуждение

Не надо навязывать свое мнение и давать оценки. Ваша задача — вместе с ребенком проанализировать ситуацию, увидеть ее с разных сторон. Спокойно спрашивайте: «Когда ты впервые почувствовал, что она тебя недолюбливает?» Выдвигайте версии: «Может быть, ее раздражает то, что тебе трудно подолгу молчать?». Разработайте план дальнейших действий.

Шаг 3: Поговорите с педагогом

Приходите в школу только после того, как обсудите это с ребенком. Если он попросит вас не афишировать свой визит, выполните его просьбу и приходите после уроков.

В беседе с учителем правила те же: вам нужно постараться сохранить нейтралитет. Не обвинять, не оправдывать собственного ребенка, а просто выслушать точку зрения второй стороны.

Пусть учитель расскажет о том, что он чувствует, как он видит причины конфликта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шаг 4: Побеседуйте втроем — вы, учитель и ребенок

Это хорошо уже тем, что конфликт не замалчивается и стороны могут высказать все, о чем думают. Но происходит это уже после того, как самая эмоциональная часть была выплеснута до того, в беседе с вами. В этом разговоре главным опять же должны стать не критика и не взаимные обвинения, а поиск выхода. Работайте посредником — собирайте предложения и вырабатывайте компромиссные решения.

Шаг 5: Примите решение

Если первые три шага не дали результатов и конфликт разгорается с прежней силой, то наступает время действовать. В том случае, когда педагог очевидно неправ, не бойтесь обратиться к администрации школы, в департамент образования. Не забывайте: сейчас вы закладываете в его сознании алгоритм разрешения конфликтов, он должен видеть, что иногда вы поступаете решительно.

Если же конфликт зашел слишком далеко, проконсультируйтесь с детским психологом. Возможно, единственный выход из ситуации — как можно быстрее сменить школу и педагога.

И в этом случае не надо ждать и уговаривать ребенка: «Ну потерпи еще полгодика, пока учебный год закончится».

Для ребенка, особенно младшеклассника, это слишком долгий срок, который может привести к неврозу или отвращению к учебе на долгие годы.

Конфликт между учителем и учеником в школе: что делать, примеры и методы решения конфликта

Поводом для ссоры может быть что угодно, но можно выделить несколько ситуаций, которые чаще других становятся яблоком раздора.

#1‍Низкая успеваемость. Если учителю кажется, что класс недостаточно старается, он может высказывать это, не подбирая слов: «Тупицы, как вы будете экзамены сдавать?!». Неаккуратно поданная критика воспринимается детьми болезненно.

#2‍Одарённость. Когда ребёнку скучно на уроках, он отвлекается сам и отвлекает других, спорит с учителем и критикует его методы. Порой преподаватель в ответ не сдерживает эмоции, и возникнет взаимная неприязнь: «Если ты такой умный, выйди к доске и сам расскажи тему урока». 

#3Отношение к правилам. Учителя, которым важна субординация, часто недолюбливают учеников, пренебрегающих правилами. А свободолюбивые подростки воспринимают требования дисциплины как ущемление своих прав.

#4Несоответствие учебной программы возможностям школьника. Некоторые дети требуют специального подхода в обучении, но несмотря на это, они посещают обычную школу, и учителя вынуждены предъявлять к ним требования, которые те не в состоянии выполнить. Рано или поздно это приводит к конфликту.  

«Ребёнок с СДВГ заперся в туалете и ни с кем не хотел говорить, ругался. Мы писали ему письма на листочках и просовывали под дверь. Рисовали на листках солнышки. Вскоре ребёнок вышел и продолжил нормально общаться с группой и преподавателями».                                                           Алина Чекмарёва, преподаватель английского языка  

#5Субъективные причины. Например, ребёнку не нравится предмет или учитель, и он не видит причин это скрывать. Либо учителя раздражает что-то в ученике — внешний вид, манеры или другие особенности. Квалифицированный преподаватель должен уметь справляться с эмоциями, но не всегда это удаётся.

#6Борьба за авторитет. В отдельных случаях школьники с яркими лидерскими качествами вступают в противостояние с преподавателями, пытаясь завоевать уважение класса. Например, подбивают одноклассников сорвать урок.  

«Были ситуации на грани конфликта: подросток стремится найти любой изъян в работе преподавателя. Не так говорит (неважно при этом, что именно), а вот у того исследователя иначе, с какой стати после этого вам верить?! Из этих ситуаций удавалось выйти, приглашая ученика к сотрудничеству. Он же явно стремится получить внимание, утвердиться в собственной значимости».                                                                              Ольга Евсеева, преподаватель литературы  

#7Проблемы в семье. Если у ребёнка напряжённая ситуация дома, он может транслировать негативные эмоции на учителей. Порой это выражается в агрессии: он может хамить, нарываться на ссору, не зная, как ещё можно справиться со стрессом. Не каждый учитель способен увидеть в таких действиях призыв о помощи. Многие начинают вести себя агрессивно в ответ.  

«Однажды случился мини-конфликт прямо на уроке. Девочка просто подняла руку и спросила меня, за что я её так не люблю. Самое страшное было то, что этот вопрос прозвучал при всём классе и стал для всех полнейшей неожиданностью. На тот момент у меня не было никаких конфликтов с этой девчушкой. Тогда я просто попросила Дашу остаться после урока и всё обсудить. Оказалось, что она так думала из-за плохих отметок, которые я ей ставила. Пришлось объяснить ей, что её отметки и её личность, характер никак не связаны друг с другом. Что она мне симпатична, что она хороший друг, активная и так далее. А когда я познакомилась с её родителями, мне стало ясно, почему у неё возник такой вопрос. Просто папа не стеснялся в выражениях своего отношения к дочери. И у ребёнка просто была низкая самооценка. А отметки это только усугубляли. А потом помогла похвала на уроке, разговоры на перемене при встрече, интерес к её жизни. Важно дать ребёнку понять, что он может попросить о помощи».                                                                  Ирина Кирсанова, преподаватель русского языка 

Как решить конфликт ученика и учителя

Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с преподавателем, нельзя пускать ситуацию на самотёк. Конфликт с учителем в школе может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме. В то время как помогая ребёнку уладить сложную ситуацию, родители учат его цивилизованному решению проблем. 

По какой бы причине ни возник конфликт, необходимо как можно скорее найти решение. Любая межличностная проблема требует взгляда со стороны.

Для разрешения противоречий может потребоваться помощь школьного психолога, другого педагога или родителей. Если, конечно, они сами смогут не вовлекаться в ситуацию эмоционально.

                                       Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»  

Шаг 1. Разговор с ребёнком

Вести беседу лучше дома, в спокойной обстановке. Нужно спросить, с чего всё началось. Как, по мнению школьника, выглядит ситуация глазами учителя, как можно уладить конфликт и готов ребёнок к компромиссу.

Если родители узнали о конфликте от учителя, нужно спокойно рассказать об этом школьнику. Фразы для начала разговора: 

  • «я знаю только одну версию случившегося и думаю, что…»; 
  • «меня это расстраивает, я думаю, что недостаточно разговариваю с тобой…»; 
  • «мне важно выслушать тебя, ведь у тебя тоже есть мнение». 

«Если ребёнок отказывается говорить с вами, попросите выяснить причину конфликта других членов семьи. Возможно, с братом или сестрой, бабушкой или дедушкой у школьника более открытый контакт».                                     Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»   

Необходимо дать ребёнку выговориться. Не критикуйте учителя. Реплика вроде «Да что эта училка себе позволяет!» окончательно уничтожит авторитет педагога. Вместо этого следует узнать, что думают об этом учителе другие дети. Возможно, кто-то из них подстрекает ребёнка, или конфликт был попыткой завоевать уважение одноклассников.  

Не стоит впадать и в другую крайность — обвинять в случившемся школьника: «Сам виноват, старших нужно уважать!». Так вы рискуете потерять доверие ребёнка.

«Хорошо, когда ребёнок легко идёт на контакт и может объяснить или сочинить причины конфликта. Всегда поддерживайте его — ребёнок должен видеть в вас авторитет, опору, безопасность. Даже если он неправ — не спешите его ругать, сейчас ему требуется ваша помощь».                                    Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»   

К какому бы выводу ни пришли родители, до поры свои мысли стоит держать при себе. Главное на этом этапе — убедить ребёнка, что разрешить конфликт необходимо. 

Шаг 2. Разговор с учителем 

По возможности нужно посетить школу и поговорить с преподавателем лично. Ребёнка при этом не должно быть рядом. 

Не стоит сразу привлекать к решению проблемы школьное руководство. Обращение к учителю напрямую — знак того, что родитель пришёл разобраться в ситуации, а не скандалить.

«Важен первоначальный посыл. Вы идёте не на разборки. Вы идёте узнать, что происходит. Заранее уточните удобное время для встречи и подготовьте вопросы. Если необходимо, обратитесь к школьному психологу или соцпедагогу за рекомендациями».                                     Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»   

Сохраняя доброжелательный тон, нужно расспросить учителя о причинах конфликта. Важно, чтобы разговор строился на фактах. Если преподаватель говорит, что ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, нужно поинтересоваться, почему он сделал такие выводы. Если учитель обвиняет ребёнка в хамстве — узнать, что именно он сказал и что этому предшествовало. 

Нужно постараться сохранить спокойствие, даже услышав обвинения в плохом воспитании: «Совсем ребёнком не занимаетесь!». Ведь цель разговора с преподавателем — разрешить конфликт, а не найти виноватого. Если разговор зашёл в тупик, нужно просто спросить, какой выход из ситуации видит учитель.  

Шаг 3. Урегулирование конфликта

  • Если проблема в неуспеваемости, нужно помочь ребёнку устранить пробелы в знаниях. Например, можно обратиться к репетитору или подтянуть знания на онлайн-курсах.
  • Если ребёнку скучно на уроках, можно попросить учителя давать ему дополнительные задания или, к примеру, разрешить читать книгу, пока остальные ребята доделывают упражнение. 
  • Если у ребёнка проблемы с дисциплиной, вероятно, ему потребуется помощь психолога. 
  • Если причина конфликта в борьбе за уважение класса, можно попробовать найти более достойное применение лидерским качествам ребёнка, например, в командных видах спорта. 
  • Если школьник отказывается признать авторитет учителя, можно объяснить, что в жизни будут часто встречаться неприятные в общении люди, но с многими из них придётся выстраивать деловые отношения. Этот навык — признак взрослого цивилизованного человека.

Редко бывают ситуации, когда подросток целенаправленно и умышленно начинает конфликт, когда им руководит осмысленная озлобленность. Чаще он идёт на поводу временных эмоций, необдуманно. И завтра ему будет самому неудобно, он захочет забыть ситуацию, но как выйти из неё, он не знает. Так бывает и со своими детьми, и с учениками.

Мы же не знаем, что произошло у ученика, как начался его день, что там у него стряслось.

Первый выход, который чаще всего работает, и этого бывает достаточно — превратить в шутку, прокомментировать неконфликтно, то есть посмотреть на ситуацию с позиции взрослого (не в том смысле, что «я взрослый, и все меня должны меня уважать за это», а с позиции «я взрослый и понимаю, что творится у тебя внутри, и вижу, как сложно тебе справляться с эмоциями»). Это проходят все, и я, учитель, это наблюдаю каждый год. Главное — не акцентировать внимание. Подбадривать, когда такой ученик включается в работу. Помнить только хорошее, а плохому дать шанс стереться!                                                         Ольга Шинкарёва, преподаватель обществознания     

Шаг 4. Контроль ситуации

Важно, чтобы родители и после разрешения конфликта интересовались успехами школьника, время от времени заглядывали в школу и общались с учителями. Зачастую это помогает избежать конфликтов с педагогами. 

Если уладить конфликт не удалось

Большинство конфликтов между учеником и учителем легко уладить конструктивным диалогом. Но если одна из сторон преступает закон, требуется вмешательство руководства школы.

Права учителя и ученика определяются законом «Об образовании в Российской Федерации» и закрепляются в локальных нормативных актах школы и договоре об образовании. 

Учитель не имеет права:

  • причинять физический вред ученику,
  • портить имущество ученика,
  • оскорблять и унижать ученика,
  • отказывать ученику в получении знаний,
  • необъективно оценивать знания ученика. 

«Если учитель использует методы воспитания, связанные с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, то в соответствии со статьёй 336 ТК РФ трудовой договор с таким педагогом может быть расторгнут. При этом применение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения его к другим видам юридической ответственности. Например, если преподаватель испортил вещи ученика, то вы вправе требовать возмещения ущерба. Если же учитель своими действиями причинил ребёнку физические или нравственные страдания — выплаты компенсации морального вреда. Помимо этого учителя можно привлечь и к административной ответственности за побои (ст. 6.1.1. КоАП РФ) или оскорбление (ст. 5.61. КоАП РФ)».                                                                                                                      Юлия Сидорова, юрист

Ученики также обязаны соблюдать нормы закона. Поэтому запрет на физическое и психическое насилие, а также нанесение вреда имуществу, в том числе школьному, распространяется и на них.    

Если разговор с учителем не привёл к миру, родители могут обратиться к администрации школы. Но важно понимать, что выговор от директора точно не улучшит отношения учителя с учеником. Поэтому данную меру нужно использовать только в критических ситуациях. 

Если ничего не помогло, и учитель с учеником отказываются идти на контакт, возможно, придётся сменить школу или форму обучения. На семейном образовании родители могут выбирать преподавателей для ребёнка исходя из его симпатий, и вероятность конфликта между учителем и учеником существенно снижается.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *