Предстартовое состояние спортсмена: влияние на успех

Под предстартовым эмоциональным состоянием понимается психоэмоциональная реакция спортсмена, сопровождающаяся ослаблением или усилением вегетативных функций.

 Предстартовые состояния спортсменов иногда возникают задолго до самого соревнования, некоторые спортсмены начинают задумываться, настраиваться и прогнозировать итог соревнований за несколько дней, а бывает и недель.

Иногда эмоциональные переживания бывают настолько сильными, что нервных ресурсов затрачивается больше, чем на сам соревновательный процесс.

  На возникновение тех или иных состояний влияют множество факторов, которые сказываются на выраженности предстартового состояния: 
мотивация спортсмена;  личностная значимость соревнования; наличие сильных соперников; условия, в которых проходят соревнования (отмена матчей из-за непогоды, вид покрытия, качество зала и т.д.); поведение окружающих спортсмена людей, присутствие значимых для спортсмена лиц; индивидуальные психологические особенности спортсмена; психологический климат в коллективе; владение методами саморегуляции. Существует три вида предстартовых эмоциональных состояний спортсменов: боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия. 

Состояние боевой готовности, еще его называют оптимальным боевым состоянием, характеризуется оптимальным уровнем эмоционального и нервного возбуждения.

  В состоянии боевой готовности спортсмен уверен в своих силах, готов рисковать, чувствует эмоциональный подъем, его движения раскрепощены и свободны, ум свободен от лишних мыслей, повышается помехоустойчивость к различным неблагоприятным факторам.

В этом состоянии у спортсмена обостряется восприятие, связанное с видом спорта – чувство клюшки, меча, ног, воды, льда.

  Однако, в этом состоянии есть тоже свои минусы для спортсменов некоторых видев спорта, например, таких как стрельба – при усилении процессов возбуждения может снижаться произвольный контроль над действиями и увеличиваться пассивность возбудительного процесса.

Предстартовая лихорадка выражается в сильном волнении, происходит усиление всех вегетативных процессов – учащается сердцебиение, повышается давление, потливость и тремор рук.

Как правило, состояние предстартовой лихорадки возникает, когда у спортсмена желание выиграть запредельное, что сопровождается сильным эмоциональным возбуждением и потерей навыков самоконтроля.

Спортсмен становится торопливым, нарушается координация движений, появляется неадекватная реакция на различные раздражители, снижается концентрация внимания. Иногда предстартовая лихорадка проявляется в слишком сильной уверенности в себе и переоценке своих возможностей, а силы и возможности противника не учитываются. Одним из методов устранения предстартовой лихорадки является активная и долгая разминка, а также спортсмен должен знать свои различные состояния и уметь с ними работать. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена, например, если у спортсмена преобладает возбуждение над торможением, то порог перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше. А если, у спортсмена преобладают процессы торможения над возбуждением нервной системы, то такой уровень возбуждения может являться предстартовым состоянием.

Предстартовое состояние спортсмена: влияние на успех

Предстартовая апатия представляет обратную сторону лихорадки и характеризуется проявлением безразличия, заторможенности, вялости, снижением всех вегетативных процессов. Часто состояние предстартовой апатии возникает из-за длительного и сильного эмоционального возбуждения, в таких случаях часто говорят, что спортсмен перегорел.

Состояние предстартовой апатии также может появиться и в случае перетренированности, и отсутствия интереса к деятельности. Как говорилось выше, предстартовые эмоциональные состояния возникают иногда задолго до соревнований и негативно влияют как на будущий результат, так и на тренировочный процесс спортсмена.

 В связи с этим, особое место занимает психологическая подготовка спортсмена на протяжении всей спортивной жизни, включающая проведение мероприятий, направленных на уменьшение эмоционального напряжения с учетом индивидуальных особенностей.

Таким универсальным методом является обучение навыкам саморегуляции с помощью дыхательных упражнений, изменения направленности мышления и снижения уровня притязаний.

  Освоение приемов саморегуляции является одной из главных задач психологической подготовки спортсмена и проявляется в умении человека воздействовать на самого себя с помощью слов и мысленных образов, а также является необходимым условием повышения спортивного мастерства. 

Саморегуляция позволяет контролировать свое состояние, восстанавливать и повышать работоспособность, отдыхать и регулировать уровень воздействия на нервную систему. В настоящее время разработано много различных вариантов саморегуляции: аутогенная тренировка, психомышечная релаксация, медитация, дыхательные упражнения.

С помощью волевого усилия можно изменить направленность мышления, отвлечься на какое-то интересное дело, книгу или фильм.

В некоторых случаях более эффективным может оказаться не отвлечение и переключение на другую деятельность, а концентрация внимания на анализе своей деятельности, тактических и технических характеристик, проверке оборудования и т.д.   Изменяя сознательно ритм дыхания, человек изменяет и режим своей психической деятельности.

Нервное напряжение отражается на ритме дыхания, оно становится неглубоким, редким или наоборот более частым.

Можно использовать следующие дыхательные упражнения: полностью дыхание животом; вдох и выдох (для лучшего контроля процесса на первых порах можно положить руку на живот); дыхание в определенном ритме (например, на 4 счета вдох, небольшая задержка дыхания на 6 счетов, выдох); глубокий и резкий выдох через плотно сжатые губы.

  Причинами психического напряжения и появления негативного эмоционального состояния спортсмена может быть высокая сложность стоящей перед ним задачи и неуверенность в ее выполнении. В этом случае возможно снизить значимость предстоящего события, а также изменить ход направления мыслей спортсмена с результата соревнований на качественные характеристики деятельности (технически правильное выполнение, тактически правильное ведение поединка).

Стоит отметить, что психологическая подготовка, как и обучение навыкам саморегуляции, должны проводиться с раннего возраста спортсмена и корректироваться по мере взросления. Также обучение навыкам саморегуляции — процесс индивидуальный, и задача психолога, тренера, а также самого спортсмена состоит в том, чтобы подобрать оптимальный вариант, подходящий именно данному спортсмену.

Пост написан пользователем Sports.ru Создайте свой блог на Трибуне, выскажитесь и станьте суперзвездой Sports.ru

Конный спорт: Предстартовый синдром. Психологическая подготовка спортсмена

Предстартовое состояние спортсмена: влияние на успех

Кому из спортсменов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, онемение в ногах, беспокойно лезут в голову навязчивые мысли о неповиновении лошади, падениях, вкрадываются сомнения в исходе своего выступления. Это так называемое «предстартовое состояние»…
    Влияние предстартового состояния на организм неоднозначно. Оно или значительно возбуждает нервную систему, и под действием его спортсмен теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий. Оптимальное состояние находится как раз где-то посередине, когда человек держит под контролем свое психологическое состояние.

  •    Сегодня мы рассмотрим три разновидности предстартовых состояний и постараемся научиться справляться со стрессом.
  • Предстартовые состояния

     При возбужденной нервной системе спортсмена буквально бьет ПРЕДСТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА (чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения).

Это состояние проявляется в сильном волнении, тревоге, повышенной нервозности (раздражительности), неустойчивости настроения (резком переходе от бурного веселья к слезам), беспричинной суетливости, рассеянности, ослаблении памяти, снижении остроты восприятия, повышенной отвлекаемости внимания, понижении гибкости и логичности мышления, неадекватных реакциях на обычные раздражители, капризности, переоценке своих сил (излишней самоуверенности), неспособности полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение, неоправданной торопливости. Высокое нервно-психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения. 
    Прямая противоположность описанному выше состоянию – СТАРТОВАЯ АПАТИЯ (относительно низкий уровень эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения). Ей соответствуют вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, отсутствие интереса к соревнованиям, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособность собраться к моменту старта, резкое снижение волевой активности. 

   Лучшее состояние спортсмена перед стартом  называется БОЕВОЙ ГОТОВНОСТЬЮ и характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Этому состоянию соответствуют выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги.

Психологический синдром: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение, легкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах (реальная оценка своих сил), высокая мотивация деятельности,  способность сознательно регулировать свои мысли, чувства, поведение и управлять ими, личная заинтересованность спортсмена в участии в данных соревнованиях, хорошая концентрация внимания на предстоящую деятельность, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам.

От тренировок – к стартам

   Переход от тренировочной деятельности к соревновательной ставит перед спортсменом своеобразный психофизиологический блок – не допустить выхода на запредельный режим. Это обусловлено тем, что на тренировке спортсмен постоянно закрепляет стереотип действий на заведомо заниженном уровне психической нагрузки.

 
   Если не проводить тренировки в соревновательном режиме – откуда же тогда взяться умению мобилизоваться? Существует элементарный физиологический закон: 5-7 повторений – и в тренировке выработан динамический стереотип – выполнять двигательную деятельность без существенной психической нагрузки.

 
    Но тогда получается, что психологическая подготовка к соревнованиям должна осуществляться на самих соревнованиях. Действительно, в основе успеха наших выдающихся спортсменов, особенно середины ХХ века, –  бесконечные старты, среди которых так называемые «междусобойчики» занимали не последнее место.

Понятно, что в современном спорте иные физические нагрузки. Но, не изобретая нового, мы можем использовать хорошо забытое старое.
    Расскажу один случай, который показывает, насколько важно правильное подведение спортсмена к соревновательной деятельности.

Однажды отлично технически подготовленную молодую спортсменку выставили сразу на довольно крупный старт. Все было великолепно: и  лошадь опытная, и схема езды откатана почти до совершенства. Однако, проведя бессонную ночь перед первым в жизни стартом, всадница выехала на приветствие, и… упала с лошади от чрезмерного волнения.

После этого многие говорили, что в спорте ей делать нечего. Однако тренер поступила в высшей степени грамотно, организовав дома соревнования, где антураж полностью соответствовал настоящему. Впоследствии эта спортсменка стала мастером спорта, за что благодарит прежде всего своего мудрого тренера.

  1.    К слову, психологическая подготовка спортсмена во многом завит от тренера, поэтому тренерской работы стоит коснуться отдельно.
  2. Голос тренера

    Одним из средств регуляции предстартовых состояний является беседа тренера со спортсменом. Пред соревнованиями тренер должен в спокойном тоне напомнить спортсмену о деталях тактического плана выступления, привести факты, доказывающие, что спортсмен в состоянии завершить соревнования с положительным результатом.

Однако нельзя ограничиваться только беседой. Необходимо, чтобы спортсмен научился сам снижать или даже полностью снимать отрицательную предстартовую напряженность.

Читайте также:  Схема тренировки пресса 3 недели

 
    Видели однажды на старте, как взволнованный тренер трясущимся голосом призывал спортсмена: «Ты только не волнуйся!» , а спортсмен с олимпийским спокойствием отвечал: «Да я-то как раз не волнуюсь»…

Гиперкомпенсация

    Гиперкомпенсация – особая форма стремления человека устранить из  сознания комплекс неполноценности.

Причем в этот момент происходит не просто избавление от чувства неполноценности, а достигается какой-то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим. В случае гиперкомпенсации организм словно задействует некие скрытые резервы.

   Иногда у тренеров можно увидеть этот прием, когда применяется прямое унижение спортсмена вплоть до грязной ругани, для внушения спортсмену его никчемности и бестолковости. Есть немало людей, у которых подобное вызывает мощнейшую реакцию гиперкомпенсации.

В таком состоянии человек способен на все, чтобы доказать, что это не так. Однако во многих случаях применение этого метода вызывает сильнейший стресс, более того, человек выступает словно в состоянии аффекта.

Тренер по душе

    Кроме крайне кардинального воздействия, существует два основных способа воздействия на психику спортсмена: «избегать неудач» и «стремиться к достижениям». Чтобы понять, каким способом лучше воздействовать, придется экспериментировать.

В большинстве случаев метод положительного подкрепления более эффективен. Опыт показывает, что спортсмен, который ждет, что тренер будет отчитывать и критиковать за каждое неправильное действие, более скован и зажат.

    Обычно тренер выбирает такую стратегию, которая ему ближе, не ориентируясь на определенного спортсмена, а уже спортсмены выбирают себе тренера по душе. Совершенно нормально, что человек, который любит держать себя в ежовых рукавицах, пойдет к тренеру с явными диктаторскими наклонностями.

Чаще всего такие люди не любят заниматься самодисциплиной и чувствуют себя комфортно, когда кто-то делает это за них. Более самостоятельным людям подойдет тренер-партнер.

Советы тренеру

    В любом случае, какую бы методику воздействия на психологическое состояние ни использовал тренер, существует несколько проверенных способов:
1. Обсуждая плохое выступление или ошибки на тренировке, следует говорить о действиях всадника, а не о личности.

То есть не «ты – безрукий», а «здесь у тебя произошел сбой…», и далее обязательно должна следовать рекомендация правильных действий.
2. Всегда лучше сначала говорить о том, что было сделано хорошо (создается общий положительный фон), пусть даже самое элементарное: «Молодец, что вообще выехал на старт (прыгнул первый барьер, сел на лошадь)!..»
3.

Говорить надо о том, что надо изменить и как надо изменить, не заостряя внимание на том, что плохо. То есть не «это плохо», а «это можно сделать лучше». 

4. Помните о том, что частица «не» часто пропускается нашим сознанием, когда мы воспринимаем команды. Поэтому фразы «не дергай», «не бросай» лучше заменять на «бери плавней», «чуть медленнее» и т.п. Иначе человеку потребуется «переводить» и логически дополнять команды.

Практикум для спортсмена

   Но нельзя забывать, что психологическое состояние спортсмена зависит не только от тренера. Прежде всего спортсмен должен знать, что нервное напряжение в спорте  – это норма и надо быть к этому готовым. Но чтобы избежать дополнительных ненужных стрессов, необходимо обладать элементарной самодисциплиной.

   Нельзя опаздывать на старт, поэтому собираться на соревнования надо заранее. Причем подойти к сбору амуниции нужно весьма серьезно, чтобы в итоге не приехать на соревнования без седла…
Перед стартом следует проанализировать опыт успешно решенных задач. Мысленное повторение деталей приводит к выводу: «Я решал сложные проблемы, решу и эту».

Однако этот прием может подвести излишне самоуверенных, помешав как следует подготовиться к работе.

   Затем стоит проанализировать не проигрышные ситуации, а собственные ошибки, их породившие, и, учтя происшедшие с тех пор перемены, попробовать оценить шансы на успех. Также не лишне мысленно пережить самые волнительные моменты и дойти до окончания соревнований.

Приметы

    Отдельный вопрос психологической подготовки – вера в приметы. Большинство конников весьма суеверны. Это вполне объяснимо, ведь многое не зависит от самого спортсмена. Например, настроение лошади. Подсознательно любой конник боится, что в день старта его лошадь встанет не с той ноги.

Поэтому готов соблюдать не только все меры предосторожности, но и бояться всевозможных плохих примет. Более всего распространена примета, что использование на старте новых вещей ведет к неудаче в выступлении. Она распространяется на все: и на амуницию лошади, и на экипировку всадника.

   Поэтому стоит ли гнаться за модой? Если старый редингот Вам не только ближе к телу, но и добавляет уверенности, так и выступайте в нем.

ЧТО такое НЛП?

   Практическое направление психологической подготовки спортсмена – использование нейролингвистического программирования (НЛП). Его преимущество над другими методами – однократность работы со спортсменом и спортсмена со своей психикой по какой-либо проблеме.
Человек – это биопрограмма.

И нет ничего удивительного, что наш мозг можно «программировать» на определенном уровне. И то, что, в отличие от животных, мы мыслим словами, дает возможность с помощью лингвистики целенаправленно воздействовать на нейроны мозга. 
   НЛП в своих программах имеет много приемов, но мы рассмотрим более подробно лишь некоторые.

   Один из приемов – ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, когда спортсмена необходимо «накачивать» перед стартом осознанием важности и нужности предстоящих соревнований. В результате мозг определит информацию как значимую и даст команду мобилизовать силы организма, как на выживание.
   Еще один из наиболее действенных – Метод «Якорей».

Якорь в прямом смысле имеет некоторую функцию стабилизатора. Он способен удержать судно на месте там, где это просто необходимо. В психологии «якорь» – это стимул, вызывающий определенные ассоциации, положительные или отрицательные. Это может быть музыка, фотография, запах, одежда – все что угодно.

    Марш Мендельсона у подавляющего большинства вызывает ассоциации со свадьбой, не так ли? А с точки зрения НЛП произошло простое связывание музыки и состояния. Произошла установка «якоря»: слышу ту музыку – погружаюсь в воспоминание о свадьбе. Запах мандаринов – Новый год. И так далее…

Любой человек может сам себе создать позитивный «якорь», накладывая позитивные события на определенную музыку или даже запах.

    Кстати, если попробовать в обычный будний день вытащить из шкафа соревновательный комплект экипировки, то почти наверняка возникнет непреодолимое желание соревноваться. А уж какие эмоции вызывает созерцание заслуженных медалей!

Предстартовое состояние спортсмена



Любой человек, который имеет отношение к спорту и который хоть раз принимал участие в соревнованиях, знает, что самое трудное — это не тренировки, не сами выступления, а способность «взять себя в руки» непосредственно перед стартом.

Спортсмен отлично подготовлен к выступлению, плодотворные тренировки, но на соревнованиях происходит не что иное, как полная несобранность: глупые ошибки, отсутствие техники и как итог — поражение. Любые соревнования являются стрессом для спортсмена.

Боязнь сильного соперника вызывает неуверенность в себе, а это, в свою очередь, ведет к закрепощению мышц, к ограничению деятельности, а порой и к полной бездеятельности. На сегодняшний день, спорт стал борьбой нервов. И победил тот, у кого они крепче. Не все спортсмены пребывают в одинаковом физическом и психологическом состоянии перед стартом.

Этот период называется предстартовым или стартовым состоянием — реакция спортсмена, которая сопровождается усилением и мобилизацией всех вегетативных функций, наступающая перед началом соревнований. Оно связано с особенностями переживания своего будущего участия в соревнованиях и проявляется по-разному.

У спортсменов из-за индивидуально-психологических особенностей, опыта выступлений, состояния перед стартом имеют различную интенсивность.

Важной особенностью этих состояний является уровень эмоционального возбуждения, который может способствовать повышению или же снижению результативности.

Предстартовое состояние может наступать задолго до самих соревнований, но наступает неизбежно. У кого-то это возникает за несколько недель, дней или же в последние минуты перед выходом. На деле же это проявляется в настройке спортсмена на состязание.

Мысли и разговоры о предстоящем мероприятии вызывают изменения физиологических функций, которые сопровождают действия во время соревнований и отсутствуют, когда организм находится в полном покое.

Всем уже известны разновидности эмоций, характеризующих это состояние: полная или боевая готовность, стартовая лихорадка и стартовая апатия.

Стартовая лихорадка проявляется в слишком сильном возбуждении нервной системы. Физиологические изменения в этом случае очень велики по сравнению с предстоящей работой. Начинают дрожать руки; случается, что дрожь охватывает все тело.

Стартовая лихорадка из-за сильного возбуждения становится причиной плохой координации движений, фальстартов, неудачного выступления.

Боевая готовность — идеальная форма стартового состояния. Физиологические сдвиги положительно влияют на интенсивность работы, психологически это проявляется в уверенном ожидании старта, в стремлении одержать победу.

Стартовая апатия — торможение, которое наступает после чрезмерного возбуждения.

Это обратная сторона лихорадки, которая характеризуется неуверенностью спортсмена в своих силах и победе, появлением желания не выходить на старт.

Все эти состояния способны вносить изменения в функциональных системах спортсмена, например, дыхательной, сердечно-сосудистой или же желез внутренней секреции.

Рассмотрим подробнее эти состояния.

Очень сильное переживание и волнение, то есть излишнее возбуждение на фоне эмоционально-волевой сферы характеризуют предстартовую лихорадку спортсмена.

Ее можно определить по следующим признакам: чрезмерное волнение, возбуждение, паника, которые в значительной степени дезорганизуют спортсмена; неустойчивость эмоций, резко сменяющих одна другую и противоположных по содержанию; расстройства внимания; невозможность сосредоточиться. Причиной этого становится полное отсутствие контроля над нервной системой.

У спортсмена появляется чувство страха, он сам начинает прогнозировать себе плохой итог соревнования. Многие это так же называют неуравновешенной психической активностью.

Обычно такое состояние замечает тренер или же другие спортсмены, но бывает так, что люди, не имеющие отношение к спорту, могут понять, что спортсмен чрезмерно взволнован, если результат на лицо: глаза постоянно бегают, горят, частое моргание, брови сдвинуты, сжаты губы, напряжение челюстных мышц, потирание ладоней, озабоченное выражение лица, подавленный вид.

Но внутри самого спортсмена происходит следующее: значительное учащение пульса, учащение дыхания, повышается не только давление, но и потливость, может охватить озноб и дрожь все тело. Так же притупляется восприятие всего вокруг, так как мысли сконцентрированы на одном, повышенная нервозность и раздражение влияет на настроение спортсмена, неустойчивость внимания.

Читайте также:  Упражнения с гирями пресс

Все эти признаки предстартовой лихорадки можно назвать общим случаем, но в зависимости от самого спортсмена, какие-то признаки могут проявляться в большей степени. Например, если человек изначально сам по себе тревожный, то с наступлением ответственного соревнования чувство страха, волнения и т. п.

будут выражены наиболее ярко, чем у других людей, которые в обычной жизни более спокойны и сдержанны. С другой стороны, проявлению этих признаков могут служить и сами соревнования, точнее их уровень. То есть степень предстартовой лихорадки может зависеть и от важности выступления.

В совокупности признаков предстартовой лихорадки у спортсмена может начаться бессонница, отсутствовать аппетит и раздражимость будет проявляться значительно ярче. Вообще, состояние предстартовой лихорадки ведет к интенсивному преждевременному расходу энергетических возможностей спортсмена и, в случае если оно затягивается, переходит в свою противоположность — стартовую апатию.

Стартовая апатия, как уже говорилось выше, это состояние полностью противоположно предстартовой лихорадке. Но грань между этими двумя состояниями очень мала, поэтому, когда спортсмен очень возбужден, внезапно он может почувствовать вялость всего своего организма.

Апатия — это негативное состояние, приводящее к снижению физической активности, при котором наблюдается снижение эмоционального возбуждения, нежелание принимать участие в состязании. Апатия характеризуется преобладанием тормозных процессов в центральной нервной системе. Так же снижается и психическая активность человека, то есть происходит излишнее торможение.

Предстартовая апатия может возникать в случае ожидания встречи с более сильным соперником, перенесения старта на более позднее время. Мысли спортсмена уже не сосредоточены на одних соревнованиях, наоборот, он начинает прогнозировать себе поражение. Для себя он уже проиграл. Но тело человека отказывается примириться с разумом, трудно заставить себя двигаться.

Виной всему становится опять же нервная система, не способная справиться с напряжением. Можно сказать, что апатия — это поражение с самого начала. С другой стороны, если она наступает после стартовой лихорадки и продолжается в течение некоторого времени, настроиться на работу становится крайне сложной задачей. В таком случае говорят, что спортсмен «перегорел».

Апатия так же может возникнуть и в тренировочном процессе. Например, когда спортсмен выполняет что-то с частой повторяемостью. Тогда «перегорание» происходит из-за того, что эта деятельность уже «приелась», то есть возникает абсолютное нежелание работать, тем самым пропадает интерес. Все это приводит к снижению спортивных результатов.

Такое предстартовое состояние тоже характеризуется рядом признаков: спортсмен чувствует вялость, сонливость, слабость, пульс становится неравномерным, эмоциональное возбуждение значительно снижается, падает настроение или же оно становится астенического характера. Преобладание тормозных функций явно выражено. Выйти из такого состояния не каждому под силу.

Но, если спортсмен, находясь в состоянии лихорадки, еще способен одержать победу, то при апатии такого точно не произойдет.

Бороться с такими состояниями помогает разминка. Суть в том, что при апатии она способствует снятию угнетенного состояния спортсмена, а в случае с лихорадкой наоборот, уменьшает возбуждение. Так же у спортсмена может наступить совершенно внезапное состояние, которое принято называть «мертвой точкой».

Оно возникает во время интенсивной физической нагрузки. Спортсмен ощущает полное изнеможение, понижение работоспособности, возрастание потребления кислорода и скопление молочной кислоты, которая способствует невозможности продолжать работу.

Такое состояние присуще начинающим спортсменам или тем, кто по каким-то причинам не мог тренироваться некоторое время, а еще спортсменам, которые попросту плохо размялись или разогрелись. Скованность мышц, одышка, удушье, стеснение в груди — признаки мертвой точки.

Чтобы избежать появления такого состояния, нужно увеличивать интенсивность тренировок. Но если «мертвая точка» все же наступила, то ее можно преодолеть с помощью волевых качеств спортсмена. Продолжая тренировку, вскоре можно ощутить внезапное облегчение, дыхание становится более или менее комфортным.

Это облегчение называется «вторым дыханием», которое означает, что организм человека адаптировался к такой физической нагрузке.

Золотой серединой между предстартовой апатией и лихорадкой является состояние боевой готовности. В таком состоянии спортсмен должен выступить особенно хорошо. Его предпосылкой служит пик спортивной формы. Поэтому, если спортсмен недостаточно подготовлен, то боевая готовность вряд ли наступит.

Помимо этого, такое состояние возникает при полном осознании важности предстоящей задачи, в понимании ответственности и стремлении одержать победу. Спортсмен с нетерпением ждет начала состязания, которое дает ему только положительные эмоции.

Он полностью собран, внимание сконцентрировано только на одной задаче, способен быстро анализировать, оценивать, делать некоторые выводы и принимать решения. Такое предстартовое состояние помогает участнику соревнований одержать победу.

Одним из средств регуляции таких состояний является наставление тренера. Контакт наставника и подопечного имеет большое значение. Спортсмен не всегда сам способен оценить обстановку вокруг. У него обычно возникает чувство страха, тревоги, неуверенности и т. д. Он всегда ждет от тренера поддержки и совета.

В таких случаях словесная мотивация не так важна, как само присутствие тренера на соревнованиях, что уменьшает чувство тревоги и страха участника состязания. Отношения между тренером и спортсменом во время соревнований значительно отличаются от отношений во время тренировок.

Поэтому во время ответственного мероприятия наставник должен быть максимально корректен и внимателен. Спортсмены могут очень резко реагировать на замечания тренера вследствие своего эмоционального напряжения.

Если тренер хочет действительно помочь своему подопечному, он должен давать конкретные советы, учитывая всю индивидуальность спортсмена.

Характер предстартового состояния зависит от многого. Но, так или иначе, все они влияют на исход соревновательной деятельности.

Литература:

  1. Акимова Л. Н. Психология спорта. — Одесса, 2004. — 128с.
  2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288с.
  3. Журавлёв Д. В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. — М., 2009. — 120 с.
  4. И. И. Земцова «Спортивная физиология»: Учебное пособие для ВУЗов. Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Основные термины (генерируются автоматически): спортсмен, предстартовая лихорадка, боевая готовность, предстартовое состояние, стартовая апатия, стартовая лихорадка, нервная система, соревнование, чувство страха, эмоциональное возбуждение.

Исследовательская работа "Предстартовое состояние и результат в соревнованиях"

  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра  (Тюменская область)
  • город Нижневартовск
  • «ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТ В СОРЕВНОВАНИЯХ»
  • Секция: Физкультура и спорт
  •                                           Чубаров Евгений Артурович,
  •                   9 Г класс
  •                   Муниципальное бюджетное образовательное
  •                  учреждение «Средняя  общеобразовательная школа № 14»
  • Руководитель:                          Ибрагимова Светлана Владимировна,                 учитель физической культуры
  •                                                     Муниципальное бюджетное образовательное
  •                                                     учреждение «Средняя  общеобразовательная школа № 14»
  • 2013 год
  • ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………..…3

     Основная часть 

     Теоретическая часть

1.1.Стартовые состояния …………………………………………………………………………5

1.2. Индивидуальные особенности протекания предстартовых состояний……………..6

Практическая часть

2.1.Результаты исследования…………………………………….……………………..…..8

Заключение ……………………………………………………………………………..….10

Список литературы………………………………………………………………………….11

Введение

  В период соревнований различают следующие предстартовые состояния: боевая готовность, предстартовая лихорадка и стартовая апатия. Боевая готовность характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения.

Предстартовая лихорадка характеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения.

Стартовая апатия характеризуется относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения защитного торможения и ослабления возбуждения.

Проблема, затронутая  нами в данной работе, актуальна, ведь часто бывает, что на тренировках  спортсмен  уверенно выполняет любые технические и тактические действия, но стоит ему оказаться участником соревнований,  как его умение и мастерство  куда-то исчезают. А происходит это от того, что спортсмен плохо владеет своим психологическим состоянием.

  1. Гипотеза работы: влияет ли предстартовое состояние спортсмена на результат в соревнованиях?
  2. Данная работа предполагает цель: установить влияние предстартового состояния на результат в соревнованиях?
  3.       Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
  4. — изучить литературу и другие источники о данной проблеме;

— провести анкетирование (для диагностики уровня стресса перед стартом широко используется опросник «Шкала самооценки» по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)  среди спортсменов 14-15 лет секции волейбола клуба «Самотлор» и волейболисток  МБОУ «СОШ» №14;

  • — разработать вопросы  анкеты и провести социологический опрос у данной группы спортсменов  « Об успешности выступлений на соревнованиях»;
  • — разработать практические рекомендации «Как настроиться перед соревнованиями».
  • Подтверждение выдвинутой гипотезы предполагается провести теоретическим и практическим путем.
  • Теоретическая часть основывается на следующих информационных источниках и интернет- ресурсах:
  1. Е. М. Хекалов, «Неблагоприятные психические состояния спортсменов. Их диагностика и регуляция», «Советский спорт», М, 2003. В учебном пособии рассматриваются вопросы о психических состояниях, дается их характеристика, приводится классификация неблагоприятных психических состояний спортсменов, описываются экспресс-методики психодиагностики с учетом специфических особенностей спортивной деятельности.
  2. А. И. Савостьянов, «Психическое здоровье школьника», «Педагогическое общество России», М, 2006. В пособии даны практические рекомендации, которые помогут повысить работоспособность школьников, избежать негативные явления, к которым подчас приводит  чрезмерная учебная нагрузка.Учебно-практическое пособие рассчитано на преподавателей, школьных врачей и родителей.
  3. «Детский тренер», № 2 – 2006 г. В статье описываются виды предстартовых состояний и раскрываются основные методы регуляции состояния спортсмены как со стороны тренера, так и самого спортсмена.
Читайте также:  Как подсушить мышцы пресса

Практическая часть работы проводилась согласно поставленным задачам на базе клуба «Самотлор» среди спортсменов 14-15 лет, а также в школе № 14 среди спортсменок-волейболисток 14-15 лет и обобщалась с учетом проведенного в теоретической части исследования.

Основная часть

  1. Стартовые состояния спортсменов

Соревнования любого ранга являются своеобразным стрессом для спортсмена, любые проявления стресса на психическом либо физическом уровне являются нормальными, так как они выступают в качестве защитной реакции нашего организма.

        Боязнь сильного соперника вызывает неуверенность в себе, в свои возможности, а это, в свою очередь, ведет к закрепощению мышц, к ограничению деятельности, а порой и к полной бездеятельности.

Почему такое происходит? Обычно из-за недостаточной технической и физической подготовленности. А вот другой пример. Известный австралийский бегун-стайер Рон Кларк неоднократно вносил поправки в таблицу рекордов мира в беге на 5 и 10 тысяч метров.

Его не упрекнешь ни в слабой физической подготовке, ни в технике бега. Однако Кларк не стал олимпийским чемпионом. Он не мог управлять своей волей в столь ответственных соревнованиях и терпел поражения.

Значит, для достижения высоких спортивных результатов мало физической и технико-тактической подготовленности. Она должна сочетаться с высокой психологической подготовкой.[1]

 В период соревнований различают следующие предстартовые состояния:

          Боевая готовность характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Психологические проявления: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение (желание скорее начать), лёгкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах.

Достаточно высокая мотивация деятельности (стремление активно, с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели), способность сознательно регулировать свои мысли и эмоции, личная заинтересованность в участии в данных соревнованиях. Хорошая концентрация внимания, обострённое восприятие, высокая помехоустойчивость по отношению к отрицательным факторам.

Боевая готовность положительно сказывается на деятельности спортсменов в соревнованиях.

              Предстартовая лихорадка характеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения.

Проявления: учащение пульса и дыхания, повышенная потливость подмышечных впадин и ладоней, повышение давления, тремор конечностей, повышенный диурез (частые позывы к мочеиспусканию, дискомфортные ощущения в области живота). Чрезмерное волнение, тревога, нервозность, раздражительность, неустойчивость настроения, беспричинная суетливость, рассеянность внимания, неадекватные реакции на обычные раздражители, переоценка своих сил, недооценка противника.

Высокое нервно – психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство,  ухудшает способность к релаксации, нарушает координацию движений. Отрицательное влияние проявляется и в том, что спортсмен долго не может уснуть накануне соревнований, спит с мучительными сновидениями, утром встаёт не отдохнувшим.

Предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать свои возможности в условиях соревнований.

             Стартовая апатия характеризуется относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения защитного торможения и ослабления возбуждения.

Проявления: вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, страх перед соперником, отсутствие интереса к соревнованиям.

А также малая помехоустойчивость к отрицательным факторам, ухудшение координации движений, нежелание двигаться, замкнутость, неразговорчивость, мнительность, упадок сил, безразличие к исходу «поединка», представление его в плохом свете. Стартовая апатия не позволяет спортсмену мобилизоваться, он не в состоянии «выложиться». [2]

1.4. Индивидуальные особенности протекания предстартовых состояний

В ряде видов спортивной деятельности (например, в спринтерском беге) состояние стартовой лихорадки может способствовать успешным выступлениям в соревнованиях. Вот что, например, говорит по этому поводу известная польская бегунья, экс-рекордсменка мира в беге на 100 и 200 м И.

Киршенштейн (Шевильнская): «Предстартовая лихорадка непрерывно усиливается вплоть до того момента, когда я встаю на стартовые колодки, и исчезает лишь с выстрелом стартера». Стартовая лихорадка не мешала спортсменке показывать выдающиеся результаты, так как была для нее не случайным, а характерным состоянием.

Вероятно, многое зависит от того, как долго длится это состояние. Вот еще отрывок из интервью с другой выдающейся спортсменкой, пловчихой Г. Степановой: «Я в Мюнхене за неделю до старта места себе не находила. Было огромное желание победить – не могу передать, как я этого хотела.

А вылилось это в психологический сбой, 150 метров плыла прекрасно, а потом не удержала, зачастила. Я на этом и раньше «горела» и вот опять».

На одну и ту же ситуацию спортсмены реагируют перед соревнованиями различно. Одни уединяются, уходят в себя, другие становятся повышенно общительными, разговорчивыми. Известная американская бегунья Кэтти Хэдмонт за сутки перед стартом на Мюнхенской олимпиаде говорила следующее: «Ищу грохота.

Без шума не могу настроиться. В тишине руки опускаются и ноги не бегут». Другие отвлекаются от предстоящих соревнований: будущий чемпион олимпиады В. Борзов бродил по залам выставок картин.

Третьи стараются не нарушать привычный ритм жизни – тренируются по два часа и проходят обычные для себя дистанции.

Индивидуальные различия предстартовых сдвигов выявлены и у представителей других видов спорта.

У одних гимнасток более выраженными были изменения со стороны сердечно сосудистой системы (эти спортсменки имели сильную нервную систему) и в меньшей степени – со стороны двигательной системы, у других сдвиги больше касались двигательной системы и в меньшей степени – вегетативных систем (эти реакции характерны для спортсменок со слабой нервной системой). Очевидно, эти различия связаны с тем, что ограничение мышечных проявлений эмоций делает более выраженным их вегетативный компонент. С такими особенностями реакций организма могут быть связаны неблагоприятные последствия отсутствия «мышечной разрядки». В этом случае эмоции скорее приобретают высокую интенсивность, оказываются труднопереносимыми для человека.

Время возникновения предстартового возбуждения зависит от многих факторов: специфики деятельности, мотивации, стажа в спорте, пола, развития интеллекта. Очевидно, что слишком рано возникающее предстартовое возбуждение приводит к быстрой истощаемости нервного потенциала, снижает психическую готовность к предстоящей деятельности. [5]

Результаты исследования:

по анкете «Об успешности занятиями спортом»

Из 9 членов команды  «Самотлор» все игроки занимаются волейболом  в системе от 3 до 5 лет.  В основном волейболисты имеют рост от 170 и до 189 см. Это хорошие данные для подростковой команды. 6 человек из 9 играют в основном составе, остальные запасные. Спортсмены участвуют в соревнованиях от 3 до 6 раз в год, т.е. имеют большой игровой опыт. Все игроки имеют определенное амплуа в команде.

Накануне соревнований 6 (67%) спортсменов засыпают сразу и только 3 (33%) долго не могут уснуть (Приложение I, диаграмма № 1). Непосредственно перед началом соревнований 8 (89%) игроков чувствуют уверенность в своих силах и испытывают желание скорее начать соревнование и бороться за победу и только 1(11%) испытывает чрезмерное волнение (Приложение I, диаграмма № 2).

На всех соревнованиях за последний год команда является призером игр (2 и 3 места).

Обработав анкету можно сделать вывод, что команда клуба «Самотлор» имеет неплохую психологическую подготовку и поэтому успешно выступает на соревнованиях, но возможно не высыпание нескольких участников и чрезмерное волнение одного из них перед стартом влияют на то, что команда занимает только призовые места, а могла бы быть победителем.

Команда девчонок МБОУ «СОШ»  № 14 занимается волейболом  всего третий год. В соревнованиях принимают участие второй раз. Отсюда, наверное, наблюдается их огромное волнение перед соревнованиями.

 40% накануне соревнований долго не могли уснуть, 30% спали с мучительными сновидениями. И только 30% заснули сразу (Приложение I, диаграмма № 1).

30% непосредственно перед соревнованиями ощущали вялость и упадок сил, неуверенность, 50% чувствовали учащение пульса и дыхания, чрезмерное волнение и только 20% были уверенны в своих силах и желание бороться за победу (Приложение I, диаграмма № 2).

 Пока команда девчонок не имела ни одной победы в соревнованиях. По этим данным можно судить о том, что команда новичков, имеет небольшой игровой опыт в соревнованиях и слабую психологическую подготовленность.

По итогам обработки тестирования «Шкала самооценки» мы видим, что 67% спортсменов команды «Самотлор» имеют среднюю  и 11% низкую степень стресса перед соревнованиями  и только 22% (2) испытывают высокую степень стресса (Приложение I, диаграмма № 3). По этим данным, мы также можем сделать вывод, что в основном команда  имеет хорошую психологическую подготовку, но с двумя игроками  необходима дополнительная работа психолога.

У команды девчонок МБОУ «СОШ»  № 14 из 10 опрошенных, только 10% (1 участница) имеет среднюю степень стресса, а 90% (9 человек) испытывают высокую степень стресса (Приложение I, диаграмма № 3).  Это говорит о том, что команда юных спортсменок, имея небольшой игровой опыт, также испытывает и проблемы с психологической подготовкой.

Заключение

Сравнивая психологическое состояние  двух команд можно сделать вывод, что предстартовое состояние зависит  не только от технико-тактической подготовки игроков, но также и от стажа занятий, игрового опыта на соревнованиях. Мы наглядно видим на примере двух команд, что предстартовое состояние влияет на результат в соревнованиях.

Отсюда следует, что поставленная в начале работы гипотеза, подтверждается результатами исследования.

Каждый спортсмен мечтает добиться высоких результатов в спорте, но предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать свои возможности в условиях соревнований, а стартовая апатия не позволяет спортсмену мобилизоваться, он не в состоянии «выложиться». Чтобы научиться владеть своим предстартовым состоянием нами были разработаны рекомендации «Как настроиться перед соревнованиями».

Выполненная работа будет полезна всем, кто серьезно увлекается спортом.

Список литературы:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *