Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Отдавая свое чадо в спортивную секцию, каждый родитель задумывается о качествах будущего тренера. Спортивный наставник, с которым ребенок будет заниматься 2-3 раза в неделю, играет немаловажную роль в его формировании как профессионального спортсмена. От этого человека нередко зависит и стремление воспитанника не прогуливать тренировки.

Если речь идет о любительском уровне, тогда желание заниматься просто для физического развития и самосовершенствования важнее рекордов, медалей и наградных кубков. Как же выбрать тренера ребенку, чтобы посещение секции было в удовольствие и шло на пользу?

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Чего ждут родители от детского тренера?

У каждого родителя могут быть свои ожидания, ведь все мы разные, как и наши дети. Но, несомненно, есть некие общие критерии, которыми стоит руководствоваться, когда необходимо выбрать тренера.

Тренер заинтересован в каждом своем воспитаннике

Раньше тренеры обращали внимание только на одаренных ребят – на тех, кто подает большие надежды в спорте. При этом среднестатистические дети оставались без должного руководства и, зачастую, тренировали одно и то же действие на протяжении долгого времени, чтобы был хоть какой-то результат.

Такой подход не только не приносит плодов, но еще и лишает ребенка мотивации посещать секцию, ему там просто нечего делать, из-за чего становится скучно и обидно. Спортивный наставник – это у детворы пример для подражания.

Если же он заставляет месяцами делать одни и те же упражнения, это отбивает охоту не только ходить на определенные тренировки, но и в целом заниматься спортом.

5 секретов воспитания мужественности в мальчике. 

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Тренер умеет правильно общаться с детьми

Достойный тренер должен не только учить разным эффектным «финтам» и способствовать карьерному росту в спорте, но и уметь разговаривать с ребенком. Это значит – отвечать на любые детские вопросы, обращаться к своим подопечным по именам, мотивировать их становится лучше и достигать новых вершин.

Он обязан четко формулировать мысли и добавлять визуальные описания – короткие и информативные высказывания легче воспринимаются детьми.

Хорошему тренеру нужно уметь постоянно поддерживать зрительный контакт, пока ребята рассказывают ему что-то, а при общении с большим коллективом выбирать положение, при котором каждый ребенок может смотреть на него.

Как помочь ребенку преодолеть свою застенчивость?

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Тренер учит исправлять свои ошибки и промахи

От ошибок не застрахован никто, они случаются как в профессиональном спорте, так и на любительском уровне. Хороший тренер обязан обращать внимание на детские осечки, разъяснять и показывать, как правильно.

Замечания должны быть  тактичными, чтобы не разрушить ребячью самооценку, к тому же, исправлять нужно не саму ошибку, а первопричину.

Говорить об этом стоит в индивидуальном порядке и разбирать только главную на текущий момент оплошность, а не всё сразу.

Какие фразы блокируют успех ребенка в будущем?

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Цена услуг тренера – не гарантия стопроцентного успеха в спорте

Родители часто воспринимают высокую стоимость тренерских услуг, как гарантию будущего успеха их чада. Однако, это не так. Дорогой тренер не обладает волшебными секретами, чтобы за несколько месяцев сделать из рядового школьника мировую легенду.

Большие достижения – это, помимо всего прочего, результат долгого совместного труда.

Предварительно знакомиться с тренером нужно вместе с ребенком, ведь кому-то наставник может показаться нудным и скучным, а кто-то останется в восторге, и тогда занятия будут пролетать незаметно.

Как научить ребенка постоять за себя?

Чтобы выбрать хорошего детского тренера, необходимо посмотреть, как он проводит тренировку и общается с ребятами, обсудить с ним разные аспекты посещения секции. И важно помнить: какой бы вид спорта не был выбран для ребенка, самое главное, чтобы регулярные занятия приносили ему удовольствие.

 почему гиперопека родителей мешает ребенку развиваться, и как научить ребенка самому решать свои проблемы?

Первый тренер — это важный человек в жизни ребёнка

Отдавая ребёнка в спортивную секцию, не все родители относятся к этому достаточно серьёзно. Многим кажется, что, договорившись с ребёнком, чем он хочет заниматься и выбрав подобную секцию, поближе к дому, вопрос решён.

Но нельзя забывать о том, кто станет его первым тренером, человеком, который приведёт вашего ребёнка в мир спорта.

Спросите любого состоявшегося спортсмена, что значит для него первый тренер, почему получая заветную награду, он вспоминает и благодарит именно этого человека.

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Трудно описать эти чувства. Человеку свойственно помнить самые значимые моменты своей жизни, а особенно если это были впечатления детства. Мы помним важные события, яркие впечатления и людей, которые помогали нам расти, преодолевать трудности, учили и заботились о нас.

Невозможно забыть первого учителя, потому что он вёл нас за руку по дороге знаний, так и первый тренер, покажет ребёнку, как делать первые шаги в спортивной карьере, с нуля научит всему, чем владеет сам.

Именно работа первого тренера во многом определяет способности и профессиональный путь юного спортсмена.

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Своей основной задачей опытные наставники считают:

  • привить интерес к обучению
  • помочь освоить необходимые спортивные навыки
  • научить основам спортивных выступлений

Для ребёнка важно, чтобы рядом всегда был взрослый человек, который подскажет, объяснит, поможет. Поэтому мы так нуждаемся в родительской заботе и привыкая к ней ждём и от других людей такого же понимания.

Вот почему первый тренер должен обладать многими знаниями не только спортивного характера, но и быть немного психологом, умеющим наладить хороший контакт с маленьким спортсменом, вызвать его доверие.

Когда тренер сумел стать “важным взрослым” после родителей, бабушек и дедушек тогда и появляется и интерес к занятиям и стремление к результату, ведь так хочется оправдать надежды любимого наставника.

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Разве можно забыть своего первого тренера, который учил тебя не только спорту, но и думать, принимать решения, анализировать, не отчаиваться, когда проиграл, не сдаваться и двигаться к новым победам. Для ребёнка тренер — это тот человек, который искренне, всей душой заинтересован в его жизни.

Своих первых наставников помнят не только именитые спортсмены, но и люди, которые в детстве посещали спортивные секции. Именно там они получили те навыки, которые в будущем помогли стать успешными людьми в различных сферах. Спорт учит: конкурировать, дружить, выручать, преодолевать, побеждать.

А такие качества, как дисциплинированность, честность, уверенность в себе, воля, умение контролировать свои эмоции, становятся верными помощниками на всю жизнь. Все это ребёнок впитывает, как губка, в первые месяцы тренировок. Вот почему важен серьёзный подход в выборе тренера.

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Как выбрать первого тренера

  • Прежде, чем вести ребёнка в спортивную секцию, вы должны точно знать к какому тренеру вы хотели бы его отдать.Если сомневаетесь, воспользуйтесь отзывами. Это могут быть друзья, знакомые или отзывы на сайте спортивного клуба. Очень важно слушать людей, у которых уже есть опыт занятий у конкретного профессионала.
  • Личные заслуги тренера имеют большое значение. Хорошо, если кроме теории, полученной в институте физкультуры, человек имел и спортивную карьеру. На своём опыте знает, что чувствуют его подопечные в определённый период.
  • Заслуги учеников тоже большой показатель успешности тренера. Воспитав не одного чемпиона, такой наставник уже подтвердил свой профессионализм.

Теперь, понимая, насколько важно правильно выбрать первого тренера для маленького спортсмена, любой родитель взвесит все “за” и “против”, заочно познакомившись с будущим тренером, прочитает отзывы и прислушается к советам знающих людей.

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Помните о том, что вы отдаёте малыша не просто в спортивную секцию, а туда, где ему придётся проходить школу жизни, познавать себя, учиться работать в коллективе, преодолевать трудности. Чтобы справиться с такими серьёзными задачами, рядом должен находиться опытный наставник.

7 советов, как выбрать спортивного тренера для своего ребёнка

Если вы с ребёнком уже выбрали, каким видом спортом он хочет заниматься, настало время найти хорошего тренера. Рассказываем, как не совершить ошибку.

Выбирайте тренера с необходимой квалификацией

Узнайте, окончил ли он педагогический или физкультурный факультет, и есть ли у него квалификационный диплом. Даже если это мастер спорта или чемпион мира, нет гарантий, что у него есть необходимые тренерские навыки.

Идите в лицензированные спортивные секции и специализированные школы с хорошей репутацией.

Обратите внимание на тренеров со спортивным прошлым

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Если у тренера есть квалификация, то спортивное прошлое будет преимуществом. Наставник, одерживавший победы и терпевший поражения, станет примером для ребёнка. Он знает, какие усилия необходимо прилагать, чтобы добиться высоких результатов, умеет вдохновлять ребёнка и прививать любовь к этому виду спорта.

Читайте также:  Как просушить кубики пресса

Но не всегда бывшие чемпионы способны стать хорошими тренерами. Важно, чтобы наставник умел взаимодействовать с ребёнком и вдохновлять ученика превзойти учителя.

С другой стороны, не все тренеры, подготовившие чемпионов, могут быть полезны вашему ребёнку. Всегда слушайте его и учитывайте личную совместимость.

Не идите слепо к популярному или дорогому тренеру

Хорошего тренера знают многие. Родители советуют друг другу идти к нему, дети побуждают своих друзей посещать спортивную секцию, которой он руководит. Однако популярные тренеры могут набрать в группу слишком много детей, и тогда они не смогут уделять достаточно внимания каждому. В таком случае ищите чуть менее популярных тренеров.

Высокая цена занятий — тоже не гарант профессионализма. Знаменитый тренер, занятия которого дороже, не гарантирует больших достижений. С другой стороны, в обычных и спортивных школах работает много тренеров, воспитавших чемпионов.

Рекламным трюкам тоже не верьте. Если прочитали про тренера в Интернете, не ленитесь и понаблюдайте за тренировкой. Если вам запрещают присутствовать на занятии — это плохой сигнал, и вам лучше отказаться от этой школы. Настоящему мастеру нечего скрывать.

Дайте шанс молодым специалистам

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Давно работающий тренер — хранитель ценных знаний и опыта, обладатель собственной системы, отработанной годами.

Но в большинстве случаев детям легче подружиться с молодым, более современным тренером, которому знакомы новые тенденции в мире спорта. Обычно такой тренер приятен, гибок и готов экспериментировать (опытные тренеры от известных схем отклоняются намного реже).

Отсутствие опыта — существенный недостаток, но вы не ошибётесь, если выберете молодого преподавателя, который сможет подружиться и мотивировать вашего ребёнка. В идеале он должен иметь рекомендацию тренера с хорошими результатами.
Когда вам покажется, что вы выбрали подходящего наставника — приходите знакомиться.

Убедитесь, что тренер умеет мотивировать ребёнка

Хороший тренер понимает, что не всем детям дано стать чемпионами, однако роль хорошего наставника в том, чтобы вдохновлять каждого подопечного и вызывать интерес к выбранному виду спорта. У такого тренера каждое занятие — это приключение и вызов, мотивация и поощрение.

Родитель и ребёнок должны чувствовать себя комфортно в общении с тренером. Он наставник, советник и, возможно, друг, который поддержит и утешит в случае поражения.

Не рассматривайте только строгих тренеров

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Большинство людей считает, что успешный тренер должен быть жёстким, требовательным и напористым. Но такое отношение к детям не всегда хорошо.

Если наставник хочет завоевать доверие ребёнка, он должен быть позитивным и вдохновлять подопечного на достижения, хвалить даже за малые результаты. Когда тренер кричит на детей, наказывает их за ошибки, запугивает, ребёнок становится не уверен в себе и теряет интерес к спорту.

Ищите тренера, который слушает и понимает

Часто в погоне за результатами тренеры забывают о чувствах маленьких спортсменов и не придают значения малым травмам, а дети вынуждены продолжать тренировки, несмотря на боль или разочарования.

Очевидно, что такое поведение усиливает выносливость и устойчивость маленького спортсмена, его волю к победе, но сегодняшние незначительные травмы могут завтра перерасти в серьёзные проблемы.

Хороший тренер должен предотвращать подобные ситуации. Важно выслушать ребёнка, попытаться понять его, проявить сочувствие, когда это необходимо.

Ребёнку можно помочь преодолеть барьеры с помощью мотивационных бесед, но здоровье ребёнка и его душевное состояние должны быть на первом месте.

Сходите на тренировку и понаблюдайте, как тренер общается с детьми, как дети реагируют на такое общение, какие испытывают эмоции. Познакомьтесь с тренером и узнайте о его методике и ценностях. Спросите мнение родителей и детей, посещающих эту спортивную секцию.

Поучаствуйте в пробном занятии вместе с ребёнком и проследите, как он адаптируется к тренеру. Кстати, на пробном занятии вы также можете понять, подходит ли вашему ребёнку этот вид спорта (по физическим параметрам, возрасту и т. д.). Поговорите с ребёнком после тренировки.

Если ему понравилось — вам удалось найти подходящего тренера.

(1105)

Как выбрать тренера для ребёнка: 8 признаков хорошего и плохого

Спортивный тренер для ребенка: как выбрать и не ошибиться

Вот вы вместе с ребенком выбрали, каким спортом он будет заниматься, нашли подходящую секцию, распланировали, кто и когда будет ребенка туда отводить. Дело за малым: выбрать тренера. Как это сделать и на что обращать внимание, рассказывает наш блогер Сергей Абдульманов.

Каким должен быть тренер

Тренер может быть изначально спортсменом, и тогда есть риск, что обучение будет на уровне фильма «Майор Пейн». Или педагогом, и тогда есть риск, что он будет формулировать упражнения в духе: «Бьём по конусу как я, только надо попадать». Оба случая, конечно, терминальные, но вилку показывают хорошо.

Тренировки — дело сугубо добровольное, то есть детям должно нравиться всё с первого занятия. Для этого нужно увлекать их спортом. Это значит, что нам нужны спортсмены, которые могут выполнить упражнение сами и обыграть детей на тренировке — чтобы дети их уважали.

Чтобы работать в школах, нужна квалификация педагога дополнительного образования.

То есть тренер должен иметь высшее педагогическое образование — или же другое высшее (например, спортивное) и затем переквалифицироваться в педагога допобразования.

Мы в «Метеоре» требуем от каждого тренера лицензию для работы с детьми, как минимум уровня C. Работа без лицензии C с детьми чаще всего означает, что тренер будет развивать не то и не в том возрасте, то есть тренировки пойдут неэффективно.

И ещё тренер должен хорошо разбираться, собственно, последовательно в методах социализации, футболе и общей физической подготовке.

На самом деле требований больше. Например, испанская методика подразумевает, что детей не может учить кто-то старше 35 лет (они в ряде академий пронаблюдали серьёзное ухудшение качества обучения из-за непонимания поколений).

Может ли учитель физкультуры быть тренером

По нашей практике — далеко не всегда. Они, скорее, педагоги, а не спортсмены. Бывает, что физрук не знает даже о допустимых нагрузках в разном возрасте или особенностях психологического взросления, не позволяющих, например, эффективно понимать командную тактику до определённого возраста.

И если тактику можно просто объяснить через пару лет, когда мозг ребенка дозреет, то в случае с физическими нагрузками возможны ошибки из-за несоответствия упражнению возрасту. Не бывает так, что тренировка для 6-летних и тренировка для 12-летних похожи.

Спортсмены без допобразования не подходят точно. Да, человек без образования часто может преподавать интуитивно. Но если мы говорим про школьную секцию, то там может работать тренер только с педагогическим образованием.

В итоге на практике мы ищем людей, которые получили педагогическое образование, и при этом увлекались футболом (например, играли в сборной университета или прошли футбольную академию). Либо же вообще учились в РГУФК (самый частый и самый приятный случай).

Как отличить хорошего тренера от плохого

Предположим, у тренера есть нужное образование и подготовка. Но это ещё не гарантирует, что он будет хорошим. Давайте расскажу про самый сложный в работе тренера случай: появление игрока в уже сложившейся команде.

1. Общается с родителями

Начинается всё с общения с родителями. Тренер должен быть с ними в контакте, постоянно рассказывать, что происходит с их детьми, если надо — давать советы, как изменить питание или распорядок дня.

Тренер должен уметь выявить талант, то есть понять, кто из детей сможет рассчитывать на профессиональную карьеру. В нашем примере в отношениях с группой начинается всё сильно заранее, задолго до тренировки.

Куратор (администратор нескольких школьных групп) связывается с тренером и сообщает про нового участника ему, а информацию про тренировку и тренера передаёт родителям.

Куратор очень подробно рассказывает, что брать на тренировку, как готовиться, что ждать, отвечает на все вопросы.

Тренер напоминает в родительском чате про то, что сегодня тренировка — у каждой группы есть чат в вотсапе, и там можно задавать вопросы. Заранее напоминать про тренировку — это хороший тон.

2. Общается с детьми

До начала тренировки нужно познакомиться с новым ребёнком и его родителями (если это не случилось раньше). Для ребёнка все это — стресс. Он никогда не был в этом помещении, не занимался, да еще входит в уже сложившийся коллектив.

А если это маленький московский ребёнок, то мяч он, скорее всего, издали видел, но в руки не брал. И все эти сложности ложатся ещё на первую тренировку, от которой во многом зависит, останется ребёнок или нет — и вообще, как сложатся его отношения со спортом.

По глубине переживаний это примерно как первый полет в космос.

3. Помнит имена детей

Тренер просто обязан запомнить имя ребенка с первого раза, чтобы было не «парень, иди сюда». Дети классно реагируют на своё имя. Разговор с ребёнком до тренировки обычно длится минут 5-10.

Лучше всего начать с увлечений ребёнка и просто его расслабить, чтобы показать, что тренер — нормальный человек, которому можно доверять. Тренер должен предупредить ребенка, что уже рассказал о нем группе, и его там ждут.

Читайте также:  Как накачать пресс за самые короткие сроки

В начале тренировки он знакомит его с остальными детьми и говорит про него пару слов.

4. У него есть воображение

Если дети маленькие, тренировка — это игра. Тут важно, чтобы тренер обладал живым воображением или разбирался в интересах своих игроков. Например, для детей начальной школы обычная игра в салочки может превратиться в убегание от зомби: тогда один ребёнок будет рычать, а остальные убегать.

Одно и то же упражнение «упаковывается» от тренировки к тренировке в разные сюжеты: то каждый ребёнок делает вид, что гоняет на спортивной машине (и даже называет её цвет и марку), то они должны бегать с растопыренными руками и изображать самолёты, то тренер рассказывает сцену из недавнего мультфильма и ставит музыку из него и так далее. Дети то выбивают дверь логова дракона мячом, то ломают замок главного злодея, то делают ещё что-то, что укладывается в упражнение. Но для них это каждый раз абсолютно новые задания.

Сюжет и развлечение — это первое, за что они полюбят тренера и спорт в целом. Так что тренер — это ещё и аниматор. Только не как в армии, когда «Взвод, на землю летит астероид и мы должны спасти человечество. Принимаем упор лёжа и спасаем планету от столкновения!». Если ребёнок рассказывает, как интересно было на тренировке — значит, все отлично.

5. Он сам занимается спортом и показывает упражнения

Наглядный метод очень важен. Это помогает формировать правильную технику.

Главное тут — не анонсировать свои действия, потому что даже если тренер промахнётся по цели, у него остаётся вариант: «вот так делать не надо, а теперь показываю правильно».

Если ребёнок вдохновлён примером, он обучается в разы эффективнее — и эмоционально понимает, что поддерживать хорошую физическую форму — круто.

6. Он хвалит детей

Если ребёнок будет тупо исполнять все указания тренера, то игрок из него получится так себе. Как и в любом другом спорте, включая киберспорт, начало тренировок — это очень хорошая возможность показать, как именно нужно учиться. То есть дать ребёнку навык самоанализа, поиска и исправления своих ошибок. И поиска и усиления своих сильных сторон. Сделать это можно, подмечая успехи ребенка.

То есть тренировка — это ещё и поток конкретных и адресных комплиментов при каждом удачном моменте. И задачи на мышление, часто возникающие там, где их не ждут.

7. И не фиксирует ошибки

Хороший тренер никогда не демотивирует ребёнка. Если ребёнок ошибается, то тренер никогда не указывает только на отрицательную сторону. Вот, например, ребёнок плохо принял мяч.

Тренер в такой ситуации говорит примерно следующее: «Андрюха, ты прекрасно развернул корпус, поставил ногу очень технично, но следующий раз ставь жёстче». Разница хорошего и плохого тренера в том, что плохой обычно говорит «мяч принял плохо» или «не принял».

Ребёнок, в целом, не идиот, он это тоже уже заметил. Задача — показать, что поменять. То есть найти фазу ошибки: не дошёл, перешёл, сверху ударил, либо под мяч.

Можно спросить у ребёнка, что он сделал не так. Если не отвечает — проиграть эту ситуацию несколько раз в фазе ошибки и показать разные варианты: «А если развернуться, точнее будет? А если ногу вот так в центр?» — «Да» — «Попробуешь следующий раз так?»

Во время разбора игровых моментов тренер не говорит, говорят дети. Тренер предлагает, фактически, мини-задачи на основе только что произошедшего.

8. Решает конфликты и задаёт командный дух

Сами дети, увы, тоже могут друг друга демотивировать. Например, новичок может неверно отдать пас. В коллективе тут же начнется реакция. Но в команде так быть не должно: команда максимально использует возможности каждого и терпима к недостаткам. Тренер делает две вещи: устанавливает правила и следит за ними (нельзя ругать никого) и добивается атмосферы, где такого просто не произойдёт.

Тренер умеет управлять детьми так, чтобы их поведение не мешало процессу. Как минимум это поддержание собственного авторитета, в более сложной ситуации — ещё и формирование социального поведения ребёнка.

Тренер постоянно в контакте с родителями. Поэтому в конце тренировки тренер рассказывает родителям, чем они сегодня занимались, как всё прошло, как ребёнок себя вёл, отмечает все успехи. Ещё тренер постит 2-3 фотографии с тренировки с тем же рассказом о структуре и составе в чат родителей.

Всё это нужно делать тренеру, при этом поддерживать отличный эмоциональный фон на тренировке, охватывать вниманием всех игроков, развивать постоянно ещё и социальные взаимодействия — и при этом ещё правильно исполнял методологию.

Собственно, как видите, требований к тренеру много. Так что тренеры — это одна из причин, почему, с одной стороны, спорт любят дети и родители, а с другой, почему мы не можем взять и завтра вырасти от нескольких десятков школ по Москве до нескольких тысяч по всему миру.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock / Fotokostic

Как выбрать хорошего тренера для ребенка?

Абсолютно не важно, хотите вы, чтобы ваш ребенок в будущем стал олимпийским чемпионом или ваши устремления ограничиваются заботой о его здоровье и физическом развитии – тренер является ключевой фигурой, и правильный выбор наставника — важный момент на пути достижения желаемого результата.

Следует помнить о том, что именно рядом с этим человеком ваш ребенок будет проводить значительную часть своего времени: тренировки, соревнования, спортивные лагеря.

Готовы ли вы доверить этому тренеру воспитание вашего ребенка? Ведь именно он главным образом будет влиять на формирование характера, поведения, мировоззрения юного спортсмена.

Бытует мнение, что тренера не выбирают – выбирает сам тренер. Но времена жесткого спортивного отбора давно прошли. Сегодня, в большинстве случаев, единственное, что необходимо для принятия ребенка в выбранную именно вами спортшколу, к выбранному именно вами тренеру – это медицинская справка, разрешающая вашему ребенку заниматься данным видом спорта.

Поэтому не поленитесь «побродить по базару», изучая разные варианты. Нет никакой необходимости, приобщая ребенка к спорту, приносить его в жертву этому спорту. Отнеситесь к выбору тренера серьезно – эта игра стоит свеч.

1.    Идем в разведку

До того, как отвести своего ребенка на первую тренировку, выделите время – сходите на занятия к наставнику, который занимается с детьми интересующей вас возрастной категории. Идти лучше без ребенка, чтобы не привлекать к себе внимания. Просто понаблюдайте, как проходят занятия.

В зависимости от ситуации, тренер может выступать в различных качествах: лидера, наставника, друга, а иногда и родителя. Он подстёгивает стремление своих подопечных к достижению новых вершин.

Прекрасно, если дети занимаются с охотой, атмосфера в коллективе благожелательная, а юные спортсмены полны энтузиазма. Не должно быть слишком шумно, ведь занятие спортом это, прежде всего,  учебный процесс.

Гвалт – чаще всего показатель  того, что тренер просто не в состоянии справиться с детьми, он не может направить их энергию в нужное русло.

Тренер, как и любой другой педагог, должен уметь найти общий язык с воспитанниками. Хорошо если он не равняет всех под одну гребёнку, не муштрует, но и не даёт слабины, скрывает своё раздражение тогда, когда ученик с завидным упорством не может овладеть даже азбучным минимумом.

Лучшая тренировка – та, где в процессе занятия используется множество разных упражнений – частая смена восприятий поддерживает высокий интерес детей к обучению.

При грамотно спланированных и умело организованных тренировках, не только достигаются все поставленные спортивные цели, но и физическая нагрузка переносится значительно легче, и желание детей обучаться не иссякает.

Хороший наставник знает, как создать нужный социально-психологический климат, который помогал бы формированию стойкой мотивации юных спортсменов, их готовности воспринимать нагрузки и стремиться к высоким результатам.

Важна и манера общения тренера с воспитанниками. Тренер часто кричит? Это не беда. Зычный голос положительно влияет на интенсивность занятия. Но обратите внимание на то, что и как кричится.

Если вольно или невольно педагог пытается унизить своих воспитанников, поливает их бранью – что есть ног, бегите из этой школы. Если так называемые «специалисты» будут вас уверять, что без русского мата спортивных результатов не добиться – не слушайте – все это полный бред.

Квалифицированному специалисту нет необходимости прибегать к мату, чтобы доступно объяснить воспитанникам, что от них требуется.

Не упускайте из вида и внешний вид тренера. Подтянутый и аккуратно одетый наставник – почти 100% гарантия того, что он серьезно и уважительно относиться к своей работе. А значит – продолжаем знакомство.

2.    Наводим справки

Общественное мнение – следующее, что важно узнать после получения первых визуальных впечатлений. Поговорите с теми родителями, чьи дети уже давно занимаются под руководством данного наставника. Пообщайтесь и с мамами, и с папами детей.

Если мамы, как правило, рассматривают тренера с житейской точки зрения и оценивают его человеческие качества и черты характера, то папы – склонны критиковать и оценивать педагога как профессионала, их больше интересуют методики преподавания и планирование соревновательного процесса.

Читайте также:  Толк от качания пресса

В ходе опроса важно составить психологический портрет тренера, а для этого постарайтесь уточнить следующие детали:

  • пунктуальность;
  • умение шутить и воспринимать шутки;
  • умение разумно использовать политику «кнута и пряника»;
  • способность пожалеть и поддержать ученика даже в ситуациях, когда на фоне группы проблема одного воспитанника не столь заметна.

Если результаты опроса наталкивают вас на мысль, что для тренера все юные спортсмены – не более чем рабочий материал, и обращать внимание на ранимость детских душ он не считает необходимым – смело вычеркивайте этого человека из списка претендентов на роль наставника вашего ребенка.

Обязательно попытайтесь разговорить и самих детей. Что они скажут о своем педагоге? Спросите, хорошо ли, на их взгляд, учитель знает своих учеников, часто ли они слышат похвалы в свой адрес, интересуется ли он их самочувствием после тренировки, не занимается ли рукоприкладством и так далее.  Обратите внимание, горят ли глаза учеников, когда они говорят о своем тренере.

Послужной список мастера тоже вещь немаловажная. Поинтересуйтесь успехами, которых добились его воспитанники на соревнованиях.  Но помните, что призовые места, хоть и, безусловно, важный показатель тренерского мастерства, но он может ввести вас в заблуждение.

На этапах начальной подготовки часто бывает так, что победа – заслуга ученика, больше чем учителя. Она достигается за счет высоких природных физических данных ребенка, а не за счет качества его технико-тактической подготовки.

В раннем возрасте такие дети выступают на соревнованиях значительно лучше, чем более способные и тренированные, но физически слабые, в данный момент, ребята.

3.    Разговариваем с тренером

Предварительное личное общение с тренером необходимо, оно позволит наиболее полно составить психологический портрет наставника. Ваш первый разговор – важнейший тест на профпригодность. Задавайте интересующие вас вопросы, при этом внимательно следите за мимикой и жестами тренера, отмечая, насколько он доброжелателен, профессионален, откровенен.

Если тренер отвечает холодно, с раздражением, в своих ответах некорректен и в разговоре не учтив – скорее всего, в общении с детьми он еще менее тактичен, и проблем в процессе обучения не избежать.

Есть смысл намеренно  затянуть беседу, но делайте это не слишком навязчиво. Расспросите об организации, условиях приема детей, расписании тренировок, о режиме, который должен соблюдать воспитанник.

Уточните, каких критериев придерживается педагог при отборе детей. Можете поделиться какой-то, связанной с вашим ребенком, проблемой.

Например, посетуйте на то, что у вашего ребёнка повышенная утомляемость или проблемы со сном.

То, как тренер отреагирует на эту информацию, является показателем его заинтересованности в своих учениках, как настоящих, так и потенциальных. Если он постарается вникнуть в суть дела и даст вам несколько рекомендаций, значит он – человек неравнодушный, его работа важна для него, как и ситуация, связанная с приходом в его группу нового спортсмена.

В общем – уважительное и благожелательное отношение к родителям воспитанников – верный признак того, что вы на верном пути, в поисках хорошего тренера.

4.    Подводим итоги

Собирательный образ хорошего детского тренера будет примерно следующим:

  • пунктуальный, подтянутый, вежливый, но не заискивающий;
  • любит детей и свою работу, дети также любят и уважают наставника, доверяют ему;
  • его тренировки интенсивны, но не утомительны, упражнения – разнообразны;
  • он настоящий хозяин в зале, все ситуации контролируются им;
  • он не забывает ни похвалить, ни пожурить своих подопечных;
  • дети слушают и понимают его;
  • он никогда не позволит себе хамства и грубости в адрес воспитанников;
  • он знает, как создать правильный настрой на тренировку или соревнование;
  • он интересуется личными проблемами детей и всегда готов оказать посильную помощь в их разрешении;
  • он не потерпит неопрятности, явного нарушения правил экипировки и техники безопасности воспитанниками.

Скажете, таких идеальных педагогов не бывает? Поспешу обрадовать вас, к счастью, таких тренеров достаточно много. Необходимо просто уделить некоторое время активным поискам. Помните, решение этой задачи значительно важнее, чем зачисление вашего ребенка в спортивную школу с громким именем и выдающейся историей.

Как выбрать спортивного тренера ребенку и сохранить мотивацию

Как определить спортивное направление для ребенка, сохранить мотивацию заниматься спортом в эфире проекта i-balaqai, объяснила организатор «Алматы марафон» Ironman Салтанат Казыбаева. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Информационный партнер — социальная сеть «ВКонтакте». Спикеры делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Эфир выходит каждый четверг.

Как выбрать спортивную секцию

По словам Салтанат Казыбаевой, первый толчок к занятиям спортом должны дать родители. После ребенок уже может самостоятельно выбирать, опираясь на свой интересы, потребности и способности.

«Он должен сделать свой выбор. Хочет он заниматься командными видами спорта, либо единоборствами, либо циклическими видами спорта», — утверждает она, отмечая, что проявленная инициатива будет служить хорошей мотивацией для ребенка.

Тем не менее взрослые должны взять ответственность за выбор тренера, который обладает не только высокой квалификацией, но навыком индивидуального подхода.

«Тренер должен быть авторитетом для ребенка. Важно не навредить и иметь четкую границу. Тут вопрос работы тренера, чтобы правильно направить и дать верную нагрузку для ребенка.

Важно не только иметь квалифицированного тренера с точки рения знаний, опыта, но и должна совпасть энергетика. Тренер может быть очень высокой квалификации, но если как человек он не подходит, то и результата не будет.

Для подопечного тренер должен быть авторитетом, тем человеком, на которого он будет смотреть и брать с него пример. Тут вопрос личной коммуникации».

Кроме того, стоит обратить внимание на показатели детей, которые тренируются у данного специалиста. 

«В первую очередь важно ребенка направить к тому, к чему есть способность. Каждый родитель знает своего ребенка, к чему есть потребность или склонность.

Я не говорю, что каждого ребенка нужно отправлять в профессиональный спорт, чтобы он строил карьеру, но должна быть база элементарная.

Спортивная, художественная гимнастика, плавание — это те виды спорта, которые в любом случае дают основу для любого вида спорта в будущем», — рекомендует она.

Следующий фактор, который поможет привить любовь к спорту, — это личный пример мамы или папы.

Гость эфира подчеркивает, что спорт приучает к дисциплине, поэтому необходимо следовать расписанию тренировок.

«В здоровом теле — здоровый дух» — есть выражение, поэтому мне кажется, что детям важно прививать любовь к спорту, чтобы у них глаза горели. Потому что те дети, которые занимаются спортом, совсем другими людьми растут».

Казахстанцы могут воспользоваться услугами генетического тестирования для определения склонности к тому или иному виду спорта. Салтанат Казыбаева отмечает, что способности возможно распознать по строению мышечных волокон.

Спортивная мотивация

«Каждый человек может потерять мотивацию, где-то просыпается лень, еще какие-то факторы. Что касается детей, тут важна работа тренера, который должен найти правильный подход, где-то подсказать, где-то похвалить, чтобы у ребенка надолго сохранялось состояние, что он занимается спортом не зря», — советует Казыбаева.

  • Спорт помогает достигать жизненных целей, потому что спорт дисциплинирует. Она подчеркивает:
  • «Достигая каких-то вершин в спорте, это все можно перенести плавно на жизненные цели, которые ставит перед собой человек».
  • Советы родителям, чьи дети занимаются спортом: прислушиваться к детям, их желаниям; в трудный момент оказать поддержку и подбодрить; посещать соревнования; поощрять даже поражения; мотивировать.
  • Советы при выборе детской секции: обратить внимание на потребности, желания, интересы, способности ребенка; посмотреть на результаты тренера и его подопечных; посетить тренировки.

Девушка, которая является двукратным Ironman, также дала рекомендации желающим заниматься триатлоном. Желательно, чтобы тренер был триатлетом, чтобы контролировал нагрузку на плавание, велогонку и бег.

«Если мы будем делить тренеров на каждый вид спорта, то каждый будет максимально грузить. У ребенка пропадет желание посещать тренировки. Должен быть баланс. Тренер должен совмещать, утром плавание, вечером беговая легкая тренировка. Весь принцип тренировочного процесса в триатлоне так построен, что если две тренировки в день, то утром основная, вечером легкая тренировка», — добавляет она.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *