Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

Выбор ребенка или родителя?

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

Физическое развитие ребенка — это составляющая часть его здоровья. Физической подготовке отводится время и в детском саду, и в школе. Но такой нагрузки хватит только для общего развития, поэтому часто родители хотят отдать своих детей в спортивные секции.

Когда ребенок не знает, каким спортом хочет заниматься, а родители очень хотят отдать его куда-нибудь, стоит сначала оценить темперамент юного спортсмена. Так как командные виды спорта подразумевают социальную активность, то такие виды спорта подойдут детям-экстравертам. Не только им, конечно, но об этом не стоит забывать.

Часто выбор секции для ребенка принимается родителями, а не детьми. Это не так плохо, как может показаться. Спорт развивает физическую и психологическую стороны организма.

Родители по-разному выбирают спортивную секцию для своего ребенка. Те, кто выбирают по престижности спортивной школы, рискуют постоянно тратить кучу времени на дорогу.

Занятия в таком случае могут быть брошены, потому что даже родители устали постоянно мотаться с ребенком на тренировки.

Экстраверт или интроверт? Ходим на тренировки, чтобы провести время с друзьями

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

Родители не должны забывать поддерживать интерес к тренировкам их детей. Часто случается так, что ребенок не желает продолжать дальнейшие тренировки из-за того, что у него не сложились отношения в коллективе.

Приводить ребенка на тренировки лучше немного заранее начала тренировки, чтобы он смог настроиться и, возможно, провести время с другими ребятами.

Важно, чтобы у ребенка появились друзья в команде – тогда у него будет дополнительный стимул приходить на тренировки.

Бывают такие ситуации, когда родители в надежде на то, что их ребенок станет более социально активным, если они отдадут его заниматься командным видом спорта. Часто родители получают обратный результат ожидаемому. Если у ребенка возникнут проблемы при общении в коллективе, то он замкнется в себе.

Очень часто дети, которые росли в мягких условиях, начинают отказываться ходить на тренировки, потому что им тяжело принять, что кто-то, в данном случае тренер, постоянно заставляет их что-то делать. В этом случае, опять же, только родители могут объяснить, что тренер — это человек, который помогает добиться успеха ребенку, а не наоборот.

По результатам недавнего исследования в Канаде выяснили, что подростки проводят в среднем 26 часов в неделю за просмотром телевизора, не считая времени перед компьютером или за видеоиграми. Оказалось, если  ребенок завершает занятия каким-либо спортом, он не начинает заниматься чем-то другим, он просто проводит больше времени дома или на улице.

Роль родителей

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

В процессе занятия детьми спортом присутствует три участника: родитель, тренер, ребенок.

Главная роль отводится все-таки родителям, которых можно поделить на две группы: тех, кто не следит за активностью ребенка, и тех, кто готов заниматься увлечением ребенка с тем же энтузиазмом как — своим.

Со вторыми при поддержке тренера намного больше шансов увлечь ребенка занятиями спортом на всю жизнь вперед.

Попадание в новый коллектив — это всегда стресс, особенно для ребенка. Новая обстановка, новые требования, предъявляемые к детям, могут вызвать у ребенка страх или неуверенность в себе. В период первых тренировок только родители могут помочь ребенку не замкнуться и остаться в спортивной секции.

Немаловажную роль играет экипировка ребенка. Вне зависимости от спорта, которым он занимается, родителям стоит позаботиться о красивой форме или сопутствующей экипировке. Ребенок будет с большей охотой заниматься спортом, если будет гордиться тем, что он им занимается.

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

Родители не должны забывать, что занимаясь спортом ребенок тратит больше энергии, чем обычно. Восполнять ее следует правильно: отказаться от всего вредного и сделать приоритет на полезных продуктах.

В еде должно быть много калорий, белков и углеводов. В рационе ребенка не должно быть жареного, жирного и сильно соленого. Следует не забывать про фрукты и овощи.

Если родители не уверены в правильности питания ребенка, стоит проконсультироваться с тренером, чтобы питание ребенка было полноценным.

Многие родители опасаются, что при занятиях спортом их дети получат травмы. Стоит запомнить, что абсолютной безопасности не получиться добиться, а получить травму можно и в повседневной деятельности.

Но, если игрок получит серьезную травму, он, скорее всего, останется наедине со своей проблемой.

Клуб вряд ли захочет оплачивать дорогую операцию или ждать окончания восстановления, а если еще и у родителей не найдется нужной суммы, то игроку в большой спорт путь заказан.

У детей могут быть медицинские ограничения на занятия спортом. Не стоит забывать, что противопоказания к какому либо виду спорта не должны останавливать от занятий другим видом спорта. Отсутствие физических нагрузок может привести к гиподинамии. Найти подходящий вид спорта для ребенка можно всегда.

Футбольные тренировки развивают мускулатуру ребенка, а также костную систему. От регулярных занятий спортом укрепляется организм и иммунитет. Командная игра способствует процессу социализации, а также из-за постоянного соперничества проявляются лидерские и бойцовские качества.

Тренер и клуб

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

Очень много родителей не имеют влияния на своих детей – они не настаивают на занятиях в спортивных секциях. «Если ребенок не хочет, зачем я буду заставлять?», — думают они.

Если ребенку начнут нравиться тренировки, то он сам будет проявлять интерес к ним и охотно ходить на занятия. Если же интереса не будет, то, скорее всего, ребенок закончит заниматься данным видом спорта.

Здесь, конечно же, многое зависит от тренера. Он ведь не может только развлекать детей, он еще должен научить их многому. Умение работать в команде, нагружать организм физически, техника – все это будет делать первый тренер ребенка.

Очень часто получается так, что детям тяжело совмещать тренировки с учебой в школе. Если у клуба есть интернат, то обычно время тренировок подстраивают под игроков, проживающих в интернате. Остальным же придется метаться между школой и спортивной секцией.

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

Если у команды с финансированием существуют проблемы, то поездки на различные турниры  или сборы будут за счет родителей. Бывает, что тренер не умеет работать с детьми или подростками, тогда игроки неосновного состава могут быть подвергнуты унижению, что может их надломить и они уйдут из спорта.

Следующая проблема комплексна: в клубах обычно нет денег на покупку дополнительного тренировочного инвентаря.

Следовательно, тренировки у детей достаточно однообразны, которые могут быстро надоесть игрокам. Плюс к этому часто тренер сам не имеет большого желания разнообразить тренировочный процесс.

И вот такое скучное однообразие заставляет юных футболистов задумываться об уходе из команды, как минимум.

Нельзя не вспомнить про самую банальную проблему. От тренеров в ДЮСШ требуют результата в соревнованиях. Это приводит к нежеланию тренера работать на перспективу и развивать игроков, а к попыткам добиваться результата «здесь и сейчас».

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

Идеальный продукт трудов детского тренера – игрок, который отлично подготовлен технически, обучен, физически развит и который готов вписаться в любую тренерскую схему.

Работа тренера на результат ведет к еще одной проблеме, может не такой очевидной. Из-за желания побеждать в каждой игре тренер хочет видеть безошибочные действия юных футболистов, а это приводит к убийству желания сымпровизировать игроком на поле. Дети хотят проявлять инициативу на поле, играть нестандартно, а не избавляться от мяча выносом в аут или пасом ближнему игроку.

Командные виды спорта развивают навыки общения, социального взаимодействия, учат принимать решения, а также развивают лидерские качества.

Как поддержать здоровье детей при спортивных нагрузках? – Medaboutme.ru

И «большой» спорт, и любительские тренировки требуют значительных энергозатрат малыша.

Как сохранить его здоровье, отличную физическую форму и облегчить путь к спортивным успехам? Спортивные врачи при работе с детьми и подростками, занимающимися в условиях экстремально высоких физических нагрузок, используют последние данные современных научных исследований.

Их рекомендации стоит применять и для успешного выполнения обычной школьной программы по физкультуре. Кроме того, MedAboutMe поговорил со спортивным директором Ильей Штебловым о правильных условиях для осуществления здорового тренировочного процесса.

Сохраняем здоровье детей, занимающихся в спортивных секциях

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

Выдающиеся спортивные результаты требуют достаточного и своевременного пополнения резервов витаминов, микроэлементов, аминокислот и омега-3 полиненасыщенных жирных кислот. Анализ результатов современных клинических исследований показывает важнейшее многогранное влияние витамина D на мышечную силу, выносливость, иммунитет маленького спортсмена, особенно в сочетании с витаминами К1 и К2.

Применение доппингов является незаконным способом стимуляции резервных сил организма.

К тому же, эта мера с течением времени приводит к значительным нарушениям работы многих органов и систем и, в конечном итоге, к досрочному уходу из большого спорта вследствие проблем со здоровьем.

В то время как обогащение рациона маленького спортсмена и дополнительный прием витаминов защищает ребенка: тренировки на фоне дефицита энергии затруднены и могут привести не только к низким результатам, но и травмам.

Рацион спортивного питания

Для адекватного прироста мышечной массы и восстановления мышечных клеток в меню каждого ребенка или подростка-спортсмена должны присутствовать белки, а именно, мясо — это азы диетологии.

Современные данные свидетельствуют о вреде высокоатерогенной диеты — высокое содержание насыщенных жиров повреждает строение структур мышечной клетки (митохондрий, саркоплазматического ретикулума), в результате чего снижается численность мышечных клеток, и, соответственно, объем мышцы в целом.

Читайте также:  Прокачка косых мышц пресса дома

Поэтому диета спортсмена подразумевает высокое содержание антиатерогенных жирных кислот (омега-3) и минимальное количество «вредных» насыщенных жиров. Восстановлению нормального строения мышечной клетки может способствовать прием витамина D.

Воздействие витамина D на организм спортсмена

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

В настоящее время накоплено большое количество данных о значимости витамина D и о последствиях его дефицита. Хорошо изучено, что недостаток витамина ведет не только к выраженным клиническим проявлениям в виде рахита, но и менее ярким, но не менее серьезным последствиям. Холекальциферол (витамин D) является немаловажным фактором регуляции общего противоинфекционного иммунитета. Дети, дополнительно принимающие холекальциферол, достоверно реже болеют такими заболеваниями, как острые респираторные вирусные инфекции, туберкулез и гепатит. Снижение заболеваемости позволяет спортсменам меньше пропускать важные для них тренировки.

В 2013 году опубликованы результаты клинического исследования под руководством Гримальди А. С., в котором приняли участие 419 человек.

Более высокие уровни холекальциферола в сыворотке крови были связаны с большей мышечной силой в верхних и нижних конечностях.

Поддержание достаточного уровня холекальциферола (выше 30-40 нанограмм/мл) способствует не только улучшению функции скелетной мускулатуры, но и снижению времени восстановления мышц после тренировок высокой интенсивности.

Вопросы назначения витамина D у ребенка-спортсмена

Разумеется, необходимость назначения дополнительного приема холекальциферола, дозировку и режим приема определяет врач в каждом конкретном случае.

Однако, с высокой долей вероятности, прием препаратов будет назначен спортсменам с аномально низкими уровнями витамина D в крови, для чего проводится анализ крови.

Выраженность недостаточности холекальциферола находится в корреляции с антропометрическими параметрами спортсменов: чем больше объем жировой ткани ребенка и выше индекс массы тела, тем больше риск.

Является ли пребывание на солнце достаточным способом компенсации недостаточности витамина D? Этим вопросом озадачились исследователи во главе с Б. Петерсеном и понаблюдали за 71 лыжниками, в течение 6 суток тренировавшихся в условиях высокой инсоляции.

Инструментально-лабораторные данные показали, что вместе с повышением уровня холекальциферола, в клетках кожи обнаружены многочисленные повреждения структур ДНК.

Прием водорастворимого препарата витамина Д и применение солнцезащитных средств являются наиболее эффективными и безопасными средствами восполнения дефицита витамина, крайне необходимого для правильного функционирования скелетно-мышечной системы.

Комментарий эксперта

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенкаИлья Штеблов, спортивный директор международной сети детских футбольных школ «Юниор»

— Как обеспечить безопасность ребенка во время тренировок?

— Безопасность ребенка во время занятий носит комплексный характер и включает в себя множество аспектов. Безопасность во время тренировок не начинается со стартовым свистком тренера и не заканчивается с ее окончанием.

Важно и то, где дети переодеваются, какие условия в помещении, какая там температура, вентиляция, освещение и многое другое. Что же касается непосредственно тренировочного занятия, важна тщательная предварительная подготовка.

Нужно убедиться в целостности спортивного инвентаря, осмотреть поля для тренировки, прочность закрепления ворот и многое другое.

Важно понимать, что систематические ошибки в тренировочном процессе могут привести к травмам не мгновенно, но скажутся на здоровье ребенка потом. Например, на занятиях в нашей школе для детей 3-7 лет мы используем облегченные мячи уменьшенных размеров, хотя нередко приходилось видеть, что во многих других школах используют взрослые мячи пятого размера.

Непосредственно во время занятий, тренер обязан применять только те упражнения, которые подходят ребенку в соответствии с его возрастом. Например, на наших тренировках мы запрещаем тренерам давать детям упражнение на игру головой до достижения ими десятилетнего возраста. Чуть позже подобный запрет был принят, например, во всех американских футбольных школах и академиях.

— Насколько часто необходимо проходить плановый профилактический осмотр?

— Все учащиеся любых образовательных учреждений, будь то школа либо дошкольное учреждение, проходят плановый осмотр ежегодно. Но нужно учитывать, что регулярные занятия физической активностью серьезно влияют на развитие ребенка, в первую очередь физическое, поэтому рекомендуется проводить осмотры как минимум раз в полгода.

— Если ребенок готовился в течение длительного времени к важному соревнованию, а накануне заболел, какая тактика будет предпринята: оставить ребенка на больничном и найти замену или все же выпустить игрока, «накормив» его таблетками?

— Говоря «заболел», важно понимать, что даже легкие симптомы, готовы можно принять за обычную простуду, могут быть предвестниками куда более серьезных заболеваний и последующих осложнений.

В такой ситуации пичкать ребенка таблетками было бы большим риском.

Тем более, что даже сбив на время симптомы, мы не сможем вернуть ребенка в оптимальное функциональное соревнование за короткий срок, и выступление ниже своего уровня может быть воспринято ребенком болезненно.

Безусловно, нужно учитывать и статус того или иного соревнования. Да, во взрослом спорте неоднократно встречаются случаи выхода спортсмена на соревнования и с болезнями, и с травмами, причем с весьма серьезными.

Такое поведение атлета — спортивный подвиг, достойный похвалы, однако там и цена вопроса иная — мировые первенства или олимпийские старты, от которых у спортсменов, в том числе, зависят спонсорские контракты и многое другое. Пожалуй, в таком случае, с известными оговорками, «игра стоит свеч».

Если же речь идет о детских турнирах, то нужно понимать, что они являются лишь одной из частей подготовки юного спортсмена.

Пройдите тестВынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенкаВаша фитнес-мотивацияНе знаете, как мотивировать себя заняться фитнесом? Пройдите этот тест и выясните, что нужно для того чтобы полюбить его.

Как быть хорошим родителем для ребенка спортсмена

Во время детских матчей, спортивные психологи часто обращаю внимание на поведение родителей. Родители — самые близкие поклонники, которые готовы на все, чтобы поддержать и помочь своему ребенку спортсмену. Однако зачастую фактический результат такого поведения, совершенно противоположен ожидаемому.

Вместо поддержки ребенок чувствует только давление.

Так как быть родителям, которые хотят поддержать своих детей в спорте? Как общаться с ребенком не оказывая негативного давления, чтобы дать ему понять, что родители всегда на его стороне и сними можно поговорить и вместе решить важные детские проблемы? Как вырастить маленьких чемпионов, не лишая их времени, чтобы поесть мороженое или поиграть в мячик?

Психологи, в том числе спортивные, часто встречают взрослых, которые в современном мире быстро развивающихся технологий хорошо обучены общению с клиентами, представлению новых бизнес-стратегий или ведению переговоров.

 Однако они часто чувствуют себя потерянными в роли родителя. Они не знают, как быть тем, кто учит принимать решения и социализироваться.

А ведь общение — это умение, которое должно быть одной из самых приоритетных вещей в семье.

У всех есть чувства

Открытые разговоры о чувствах необходимы для формирования основы позитивного общения в семье. Напоминайте своему ребенку спортсмену, что у всех есть чувства, эмоции и все они естественны. Давайте не будем забывать, что, как и мы, дети имеют право чувствовать гнев или грусть. Ключевой вопрос — способность правильно называть и описывать эмоции. 

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

Допустим, вы – ребенок, разозлились, потому что ваш друг по команде не передал вам мяч. Он пытался забить гол сам. Вы можете сказать ему, что вы были открыты и тоже хотели забить гол. Но вы не должны критиковать принятое другом решение, обижаться или ругаться. Такую схему поведения стоит объяснить своему ребенку.

Необходимо обучать детей правильно выражать свои чувства по отношению к чему-либо. Это поможет не только в спорте, но и в целом в жизни. 

Слушать = Подтвердить

Давайте помнить, что наша цель — это позитивное общение. И оно является улицей с двусторонним движением. Поэтому мы должны не только говорить, но и слушать.

Активное слушание — это искусство уделять внимание и выражать его невербальным сигналам — жестами, выражением лица и тоном голоса. Это даст уверенность ребенку спортсмену, когда он говорит. А вам поможет получить важную информацию. 

Необходимо подтвердить, что мы услышали и поняли полученную нами информацию. Многие родители борются с бурными эмоциями и нехваткой терпения у юных спортсменов. Это больше касается подростков. В таких ситуациях не стоит кричать и что-то доказывать, заставляя их слушать.

 Иногда лучший способ продолжить разговор и направить его в конструктивное русло — подтвердить чувства нашего юного спортсмена.

 Для этого скажите что-то вроде «Я понимаю тебя, ты (пересказ сказанного ребенком своими словами в одно предложение) …» и затем высказываете свою мысль.

Инвестируйте в терпение

Мы занятые родители, у нас так много дел. Делая попытку найти время для разговора вместо того, чтобы всегда куда-то спешить, мы получим возможность не только услышать, но и понять, что именно дети говорят нам. 

Когда мы по какой-то причине в стрессе или торопимся, мы пропускаем мимо ушей почти половину слов, которые были сказаны.

 Давайте помнить это, чтобы вовремя остановиться и не переносить рабочую суету на время проводимое с ребенком. Давайте сделаем глубокий вдох и посмотрим в глаза ребенка. Мы увидим там невероятно пытливый и молодой ум.

 Даже если по дороге в школу мы провели вместе всего несколько минут в машине, лучше их использовать, общаясь.

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

«Дай маме минутку»

Знакома ли вам это фраза? Конечно знакома.

 Когда нам необходимо время, чтобы закончить работу, и мы не можете уделить непосредственное внимание ребенку, стоит сказать ему, сколько вам нужно времени чтобы закончить работу, чтобы после уделить ему внимание.

  Детей не нужно наказывать и отвергать за попытку прервать вас только потому, что их проблема, по-видимому, имеет первостепенное значение. Дети должны знать, что по истечении обозначенного времени вы вернетесь к ним и внимательно выслушаете. 

Используйте эту ситуацию не только для того, чтобы научиться общаться и понимать ребенка, но и научиться проявлять терпение. Это также хороший способ улучшить свой тайм-менеджмент, так как такое обозначение (ограничение) времени для работы, делает его использование эффективней.

Худшее же, что мы можем сделать, это сказать: «Разве ты не видишь, что я занят ?!» «Реши свои проблемы сам» или «Не мешай мне, я должен работать».

Читайте также:  Можно ли качать пресс если есть загиб матки

Согласие в несогласии

Внимание, родители, тренера, тети и дяди, даже если вы не согласны с тем, что говорит ребенок, не перебивайте его, чтобы высказать свое мнение! Будьте терпеливы (покажите ему на своем примере, как это), слушайте, обращайте внимание на то, что пытается сказать ребенок. Подождите, пока он закончи свою речь, а затем объясните причины, по которым вы не согласны с его мнением. Помните, что это тоже часть практики общения, которой вы не только поддерживаете ребенка, но и показываете уважение.

Дом 

Теперь вы учите молодого спортсмена основам общения, и эта цель является благой.

Вы создаете основы для дальнейшего развития общения не только дома, не только на поле, но и в профессиональной и личной жизни.

 Когда ребенок растет, дом должен стать своего рода тренировочной площадкой для приобретения таких навыков, как: выражение чувств, просьб о помощи и ее выполнение, а также работа с конфликтами. 

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

Помогите своему ребенку спортсмену понять, что все люди разные. А наша индивидуальность и темперамент влияют на стиль общения, цель которого — достичь взаимовыгодных решений для каждой из сторон.

Когда дети не знают, как говорить о чувствах, эмоциональных состояниях и, прежде всего, как выражать себя, они теряют уверенность в себе. И тогда они перестают верить в свои способности, сомневаются, перестают рисковать и учатся общению экспериментально. Они становятся очень строгими для себя.

В результате часто исчезает желания улучшить то, что не работает. Это касается и тренировок. Исчезает радость от занятия спортом, нет того беззаботного веселья и здоровой конкуренции. 

Вот почему важно учить ребенка выражать свои эмоции и мысли. В ходе общения с ним вы сможете предотвратить его поступки и решения, основанные на неправильном восприятии ситуации, поможете ему разобраться. Ребенок, чьи чувства не отвергаются, вырастает психически устойчивым и с уверенностью в своих силах. Это в свою очередь поможет ему добиваться своих целей, в том числе в спорте. 

Мы должны показывать ребенку, что готовы разговаривать с ним. Мы должны объяснить, что каждый из нас испытывает грусть, гнев, радость и это нормально. Каждый из нас иногда разочарован или раздражен, и мы имеем на это полное право. Вопрос в том, что мы будем делать с этими эмоциями? Задача родителя как раз-таки научить правильно реагировать и переводить эту энергию во что-то конструктивное.

Диагноз — не приговор! 20 правил жизни для родителей болеющих детей

«Больной ребенок» — для кого-то всего лишь два слова, выражающие «то, что бывает с другими». А чьи-то жизни это словосочетание разделит на «до» и «после».

Когда мы смотрим сюжеты о детях с редкими заболеваниями или пролистываем аккаунты благотворительных организаций, нам кажется, что нас это уж точно не коснется.

Когда же в семье рождается «особенный ребенок», неподготовленные родители проходят все стадии реагирования на изменившуюся реальность — «отрицание — гнев — торг — депрессия — принятие», прежде чем вернуться к привычному эмоциональному состоянию.

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

Жизнь с болеющими детьми может и должна быть, полноценной и радостной! Главное — помнить, что, чтобы выжить в катастрофе, кислородную маску сначала нужно надеть на себя, а потом на ребенка…

Лада Лапина — психолог, гештальт-терапевт, известный блогер. В своей книге «Счастье сильнее страха» рассказывает личную историю борьбы за жизнь сына больного гемофилией.

Каждый фрагмент, написанный ей как мамой, она комментирует как специалист-психолог.

Автор, прошедшая через многие испытания, выработала свои 20 правил, которые помогут не только выжить в изменившейся реальности, но и не выгореть эмоционально в борьбе за здоровье ребенка.

1. Постарайтесь увидеть в кризисе новые возможности 

Серьезная или хроническая болезнь ребенка обязательно принесет значительные изменения в вашу жизнь, это суровое испытание, кризис. Кризисы — это переломные моменты личной истории, когда приходит понимание: как прежде, уже не будет.

В момент переживания полного краха кажется: боль и потери — единственное, что осталось, и теперь так будет всегда. И трудно поверить во что-то иное.

Вынужденный уход из спорта. Как поддержать ребенка

В китайском языке слово «кризис» состоит из иероглифов «опасность» и «возможность». Люди давно заметили, что в трудных ситуациях есть не только потери, но и приобретения. Кризисы вынуждают менять поведение, больше видеть и понимать, становиться сильнее и мудрее, обретать возможность изменить жизнь в нужном направлении. Кризисы стимулируют развитие, личностный рост.

2. После получения шокирующего известия как можно быстрее обратитесь за психологической помощью 

Специалист умеет поддержать человека в состоянии острой травмы. Он поможет перейти из одной стадии проживания горя в другую без застревания.

Как правило, это особо включенное присутствие специалиста, которое не дает человеку ощущать себя в одиночестве и блокировать тяжелые переживания.

Желательно использовать все доступные варианты, начиная от бесплатного телефона доверия или муниципальных служб психологической поддержки и заканчивая услугами частных клиник.

Если возможности получить такую помощь все же нет, важно найти сочувствующего среди близких и друзей. Принципиально важно, чтобы он не утешал, не успокаивал и не отвлекал. Это худшее, что можно сделать.

Можно прямо попросить друга просто побыть рядом. Если он достаточно устойчив, пусть даст вам возможность выговориться и выплакаться столько, сколько нужно, без попыток остановить, ободрить или переубедить.

3. Не погружайтесь в чувство вины, это тоже повод срочно получить помощь психолога

Когда возникает тяжелая жизненная ситуация, первое побуждение — найти причину происшедшего. Но большинство таких испытаний невозможно объяснить. Их можно только прожить и постепенно забыть.

Поиск причин приводит к смятению, страху, отчаянию, тоске, жалости к себе, самообвинению, озлоблению, ощущению бессмысленности, несправедливости.

Для очень многих людей столкновение с кризисами окажется тяжелым испытанием. До этого они могли успешно преодолевать трудности благодаря смелости, настойчивости и воле.

И они еще не знают, что есть задачи, которые не решаются привычным способом. Их можно только принять как данность, часть жизни.

Парадоксально, что когда человек перестает искать причины, его смирение помогает найти решение, выход.

Если вы замечаете, что во всем случившемся вините себя, знайте, что такая позиция очень вредна. Чувство вины мешает принять собственное бессилие. Но именно принятие своего бессилия поможет перейти к гореванию и постепенному смирению с ситуацией.

4. Соберите максимум информации о болезни ребенка 

В случае с редким заболеванием, информация о котором неоднозначна или недостаточна, лучше задействовать все возможные источники сведений: лечащих врачей (как минимум трех), пациентов с подобным недугом и членов их семей, интернет (в том числе иностранные ресурсы), печатные публикации, специализированные издания, современные справочники и т. п.

Нужно как можно быстрее составить объективную картину течения болезни, включая нюансы, чтобы нехватка информации не рождала дополнительную тревогу. Это непростая задача, особенно для одного человека, поэтому лучше всего разделить ее между членами группы заинтересованных лиц.

5. Оформите инвалидность и сопутствующие льготы, если для этого есть основания

Люди с серьезными заболеваниями в России попадают в категорию незащищенных слоев населения, даже имея некоторые льготы, но хотя бы небольшую компенсацию получить вполне реально. Например, бесплатный проезд к месту лечения, пенсию, возможность получать лекарства. Если слово «инвалид» режет слух, можно говорить иначе: «ребенок с инвалидностью».

6. Определите области смирения и активности 

Понять, где надо смиряться, а где надо продолжать активно действовать, можно только на практике, иногда на это уходят годы. Понимание важности обоих процессов может очень поддерживать, так как не лишает окончательно надежды, дает силы двигаться дальше, менять жизнь к лучшему.

Область полного смирения — то место, где вы бессильны полностью, — можно определить для себя практически всегда. В случае с неизлечимой болезнью — это попытки ее вылечить (это реально, только если диагноз поставлен неправильно).

В случаях менее тяжелых заболеваний смиряться надо начинать тогда, когда достаточно долго при упорных стараниях нет результата.

Если что-то вдруг изменится, изменится и область смирения, но до тех пор вы будете существенно экономить себе силы, не стараясь преодолеть ситуацию там, где это невозможно.

7. Не оставайтесь в одиночестве. Принимайте помощь

Помощь может быть оказана не только в сборе информации или сопровождении переживаний. Она может существовать практически на любом этапе принятия изменившихся условий жизни. Распределение нагрузки имеет принципиальное значение, так как намного уменьшает личную ответственность и облегчает существование.

8. Сохраняйте и накапливайте силы

Воспитание особых детей — это огромный труд и своего рода подвиг.

От состояния опекающего родителя, от его выносливости и способности быстро соображать и действовать зависит очень многое. Поэтому, следуя принципу «сначала надеть кислородную маску на себя, а потом на ребенка», своему физическому и ментальному самочувствию нужно уделять много времени и внимания.

Читайте также:  Как надо правильно дышать когда качаешь пресс

9. Разделяйте свою жизнь и жизнь ребенка

Осмысленное внимание к своим ощущениям и чувствам, которое возможно в минуты сосредоточения и пауз, способно вернуть переживание своей отдельной жизни, понимание собственных желаний и потребностей, а не только желаний и потребностей детей и семьи. Такое разделение позволит вспомнить, что болезнь — не ваша, и даже если жизнь представляется навсегда ужасной, это не так.

Мысль о болезни как о том, что существует вне ваших личных границ, хотя и соприкасается с ними, поможет постепенному делегированию ответственности за ребенка другим взрослым и ему самому, тем самым освобождая вас для реализации личных потребностей.

10 Выработайте правила поведения в аффективных состояниях

Если уход за ребенком включает в себя большое количество сложныхдействий и связан с тревогой и напряжением, срывы матери (гнев, разрушительное поведение) будут неизбежны, даже если она регулярно посещает психотерапевта и старается вовремя отдыхать и восстанавливатьсилы. Примите это как данность и объявите свои срывы легальными, не забывая все же вовремя заботиться о себе. Расскажите ребенку, почему так происходит. Заранее попросите его не пугаться, не считать себя виноватым за произошедшее.

11. Изучите симптомы хронической усталости и депрессии, чтобы вовремя принять меры, обратившись к врачу

На проблемы истощения нервной системы указывают длительное и не исчезающее после достаточного отдыха снижение настроения, моторной и умственной активности.

Это могут быть: тоска, отчаяние, тревога, ожидание беды, раздражительность, чувство вины, недовольство собой, неспособность переживать удовольствие от любимых занятий, снижение интереса к жизни, нарушение сна, изменение аппетита, снижение сексуальных потребностей, повышенная утомляемость, избегание контактов, трудности с целенаправленной деятельностью, концентрацией внимания, мысли о собственной незначительности и т. д.

12. Исключите амбициозные проекты и жесткие планы, используйте гибкое планирование

Непредсказуемость болезни ребенка может резко нарушать все задумки или заставит тратить на их реализацию гораздо больше сил. Это тоже может вызвать усталость, разочарование, отчаяние и депрессию.

Тут поможет система поливариантности планов, то есть одновременное существование нескольких планов, учитывающих разные варианты событий и желаний.

Если ребенок внезапно заболеет или произойдет что-то внеплановое, у вас всегда будет понимание, как поступить иначе.

13. Создавайте свои ритуалы для большего упорядочивания жизни

Когда объективно невозможно рассчитывать, что завтра будет похоже на сегодня, а вы обладаете особо тревожным характером, можно создавать личные ритуалы, придающие жизни упорядоченность. Только это должны быть ритуалы радости, а не преодоления.

  • Ритуалы — это те же «единицы отдыха», но имеющие дополнительный смысл и назначенную регулярность. Они могут быть самыми простыми: чашка свежесваренного кофе, выпитого сидя на подоконнике 
  • 14. Научитесь просить помощи максимально понятно для другого человека
  • Чтобы получить в помощь то, что вы хотите получить — нужное слово, моральную поддержку и сочувствие, помощь по дому или с ребенком, совет, консультацию, отдых, — нужно хорошо понимать свои потребности.

Чем четче вы будете понимать свои потребности, тем легче о них будет попросить и тем больше шансов получить желаемое. Тем меньше шанс разочароваться, тем больше надежды найти другого исполнителя.

15. Отдавайте ответственность ребенку

Чем раньше и шире вы будете учить его самостоятельности, тем лучше. Когда основные функции организма не нарушены, ребенок довольно быстро может осваивать новые навыки, если родители не будут этому препятствовать.

Если есть определенные ограничения в движениях или недостаток сил, пробы будут более длительными, с необходимостью постоянного терпеливого присутствия родителей рядом. Если ребенок пока совсем не справляется, надо разделить задачу на части или на время отложить.

Для ориентира можно опираться на информацию о том, что должен уметь среднестатистический ребенок к определенному возрасту.

16. Принимайте чувства и состояния ребенка

Очень важно уметь понимать и поддерживать ребенка, особенно маленького, в его переживаниях. Называть ему состояния, с которыми он встречается, рассказывать, почему они наступили и что следует предпринять.

Сочувствовать, жалеть, выдерживать накал эмоций, быть доступным для объятий.

Один из самых трудных моментов детства — это не сами чувства от столкновения с жизнью (неудачным опытом, контактом), а необходимость переживать это в отвержении, одиночестве.

17. Чувствуйте все свои чувства

Психотерапия возвращает человеку целостность, умение быть живым и чувствовать все свои чувства. Это значит не объявлять некоторые из них неправильными и останавливать, а допускать равное право на существование всего, что приходит.

Чем свободнее вы в своих проявлениях, тем выше уровень энергии и удовлетворенность жизнью. Даже если вам приходится оплакивать большие потери.

Конечно, никто не может постоянно находиться в состоянии глубокого горя, это слишком болезненные переживания, которые временно могут лишать работоспособности.

Но, помня о целебной силе и смысле проживания горя, можно время от времени сознательно погружаться в сожаления и разочарования, даже если это будет всего час в неделю. Любые чувства, как бы их ни было много и какими бы сильными они ни были, однажды заканчиваются, наступает освобождение и облегчение.

18. Тренируйтесь видеть хорошее. В сложные времена важно сохранять и способность радоваться

Оптимизм — это привычка, результат практики. Душевное самочувствие можно программировать, если сознательно искать и фиксировать то, что радует. В таком случае в мозге активируются нейронные пути, отвечающие за хорошие новости, и чем больше опыт поиска хорошего, тем легче мозгу производить его самому. Практически в любом опыте есть 

19. Ищите золотую середину в оценке ситуации 

Во время жизненных невзгод очень легко впадать в крайности: или чувствовать себя жертвой, которая ничего не может изменить, или героем, который мужественно борется с проблемами.

Правда состоит в том, что некоторые вещи вы не можете изменить, а некоторые — можете, и поэтому не герой и не жертва, а человек, несущий тяжелую ношу. С поражениями и победами, как у всех остальных людей.

Нет повода обвинять себя во всех грехах или, наоборот, клясть судьбу. Уравновешенная позиция примиряет с действительностью, позволяет видеть ее реалистично, способствует адекватному расходованию ресурсов.

20. Разработайте личные правила взаимодействия с поликлиниками и больницами 

Особенности системы здравоохранения в нашей стране, к сожалению, таковы, что ее невозможно рассматривать как поддерживающий фактор.

Родители сталкиваются с болезнями детей, что само по себе не увеселительная прогулка, но дополнительно им приходится в буквальном смысле защищаться от действий врачей и администраций (негибкая система записи и приема, бесконечно меняющиеся требования оформления чего-либо, плохие бытовые условия стационаров, невнимание, непрофессиональное или хамское отношение персонала и т. п.).

Ожидать от этой системы руки помощи даже при тщательном соблюдении всех требований — большое заблуждение. Здесь могут помочь только специально разработанные индивидуальные правила поведения, которые будут ускорять или облегчать процесс получения консультации или лечения.

Памятка как правильно поддержать своего ребенка на соревнованиях?

Любому даже взрослому спортсмену чрезвычайно важна поддержка и забота близких людей. Того, с кем всегда можно поговорить, поделиться своими переживаниями и сбросить груз эмоций.

Что уж говорить о детях! Соревнования очень важны для ребенка с психологической стороны: это и испытание, и стрессовая ситуация, и новые достижения, и познание побед и поражений.

Важно ли ребенку ваше присутствие на трибунах? И если да, как правильно поддержать своего ребенка на соревнованиях?

Ребенок, несомненно, не должен выступать на соревнованиях в одиночку, без поддержки со стороны родных. Вы обязаны присутствовать на соревнованиях. Тренер и друзья, никогда не заменят родителя, сидящего на трибуне. Ребенку крайне важно ваше отношение к его выступлению, ваша оценка, ваша реакция.

Он не сможет справиться с тем нервным напряжением и давящей атмосферой, свойственным для соревнований, поскольку детская психика нуждается в вашем присутствии, так как вы являетесь со своим ребенком единым целым.

Во время соревнований он множество раз бросит взгляд на вас, и все эти разы вы должны встречаться с ним глазами, улыбаться, махать ему. Ваша поддержка должна быть абсолютной и полной, но не навязчивой. Взгляда, легкого движения головой достаточно, чтобы выразить издалека свою поддержку.

Нет необходимости вмешиваться в соревновательный процесс. То, что и как нужно делать, решат двое: тренер и ваш ребенок.

Нельзя так же забывать, что вы должны одобрять не факт победы, а стремление к ней. Иными словами, вы должны ставить характер, эмоции, человеческие качества, выше внешних категорий — медалей, кубков, грамот, побед.  Главное — как ребёнок стремился к этой победе, с каким рвением хотел победить.

Особенно важно отмечать волю к победе в любом случае: и когда ребенок победил, и когда  проиграл, проявлял ли он свой характер, хотел ли он победить. Если же вам кажется, что ваш ребенок проявляет слабохарактерность и уступчивость, попытайтесь вспомнить себя в его возрасте.

Постарайтесь отодвинуть все те защитные механизмы собственной психики, которые создавались вами в течение многих лет, и вспомнить про себя правду. Ту правду, которая оказалась давно забыта. Может, и вы когда-либо проявляли слабость? Может, и вы когда-то ошибались? Если да, позвольте делать это и ребенку.

Это тот необходимый опыт, который некогда получили и вы.

Соревнования детей и взрослых очень сильно отличаются, и самое главное отличие — в цели этих мероприятий. Взрослые в большинстве своем являются цельными, сформировавшимися личностями, и поэтому имеют возможность выступать на соревнованиях ради получения наград, призов, подарков.

Детские же соревнования проводятся вовсе не ради того, чтобы вручить ребенку что-либо.

В первую очередь это мероприятия, позволяющие ребенку раскрыть свой внутренний мир, продемонстрировать свои качества и умения, показать то лучшее, чего он успел достигнуть на текущем этапе своей жизни.

Педагог-психолог МБУ ДО ДЮСШ Песчанокопского района

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *