Адаптивная физическая культура: функции, задачи, направление

Главная › ЛФК плюс

Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду.

 Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения.

Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.

Адаптивная физическая культура: функции, задачи, направление

Адаптивная физическая культура как интегративная наука

АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.

Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:

  • Теорию, методику физкультуры;
  • Спортивную медицину;
  • Двигательную рекреацию;
  • Педиатрию;
  • Спецпедагогику;
  • Реабилитологию;
  • Биомеханику;
  • Психологию и психиатрию;
  • Терапию;
  • Анатомию;
  • Физиологию;
  • Тератологию.

Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.

Теория адаптивной физической культуры

Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.

Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.

Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.

Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры

Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:

  1. Человеческая жизнь – главная ценность, независимо от уровня здоровья.
  2. Человек олицетворяет неделимое единство природного и духовного.
  3. Каждый человек – неповторимая личность, сформированная генетическими факторами и социокультурной средой.
  4. Человек – свободная личность, сущностью которой являются одухотворенность, сострадание, милосердие.
  5. Независимая личность способна творчески развиваться, познавать, реализовывать себя во всевозможных направлениях.

Адаптивная физическая культура: функции, задачи, направление

Цели и задачи адаптивной физической культуры

  • Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.
  • Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.
  • Коррекционные:
  • Активация процессов выздоровления;
  • Предупреждение развития осложнений;
  • Улучшение исходов болезни или травмы;
  • Снижение риска инвалидизации;
  • Возвращение пациенту трудоспособности.

Оздоровительные:

  • Укрепление здоровья;
  • Закаливание;
  • Формирование условий для нормального развития;
  • Коррекция утраченных функций или дефектов развития организма;
  • Расширение компенсаторных способностей.

Образовательные:

  • Предоставление информации о строении собственного тела, функционировании органов, их систем;
  • Обозначение понятия физкультуры как аспекта общей человеческой культуры;
  • Создание представлений о здоровом образе жизни и конкретных навыках его реализации;
  • Формирование двигательной базы, соответствующей возрастным и индивидуальным характеристикам человека.

Воспитательные:

  • Приобретение таких личностных свойств, как целеустремленность, решимость, ответственность;
    Нормализация психического развития;
  • Активация высших мозговых функций (памяти, интеллекта, аналитических способностей, внимания);
  • Формирование целостной личности больного.

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

АФК включает 4 базовых компонента:

  1. Адаптивное физвоспитание состоит в обучении пациента основам физподготовки, анатомии, физиологии. Помогает понять механизмы развития болезни и способы преодоления нарушений, а также адекватно оценить способности своего организма.
  2. Адаптивная физическая реабилитация предполагает разработку специальных тренировочных комплексов, помогающих восстановится после болезни, травмы либо расстройств психики.
  3. Адаптивная двигательная рекреация включает активный отдых, динамичные игры, спортивные развлечения. Позволяет совместить приятное с полезным: удовольствие от увлекательного досуга с двигательной тренировкой.
  4. Адаптивный спорт подразумевает соревновательную деятельность, направленную на высокую результативность. Имеет первостепенное значение для самореализации инвалидов или лиц с ограниченными способностями.

Адаптивная физическая культура: функции, задачи, направление

Функции адаптивной физической культуры

Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:

  • Профилактическая – предотвращение осложнений, нежелательных исходов болезни;
  • Коррекционно-компенсаторная – максимально доступная компенсация анатомо-физиологических расстройств;
  • Образовательная – предоставление информации о собственном организме, о состоянии здоровья;
  • Воспитательная – обеспечение личностного роста;
  • Лечебно-восстановительная – восстановление здоровья;
  • Рекреационно-оздоровительная – обеспечение полезного отдыха;
  • Гедонистическая – получение удовольствия от жизни;
  • Спортивная – участие в спортивных состязаниях;
  • Профессионально-подготовительная – приспособление больного к работе в определенной профессии;
  • Социально-интегративная – внедрение в социокультурную среду;
  • Коммуникативная – налаживание полноценного общения с окружающими.

Принципы адаптивной физической культуры

Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.

Социальные принципы:

  • Гуманистическая ориентированность – создание равноправных, но в то же время индивидуальных условий для каждого пациента;
  • Социальная интеграция – включение индивида в культурную, трудовую, повседневную общественную жизнь;
  • Непрерывность деятельности в рамках физкультуры – она должна продолжаться в течение всей жизни;
  • Приоритет микросоциума – первостепенное влияние семьи на формирование личности человека.

Общие методические принципы:

  • Научность – обучение основам научных знаний в рамках АФК;
  • Наглядность – вовлечение в обучающий и тренировочный процесс всех органов чувств;
  • Доступность – соблюдение меры, предотвращение перегрузок;
  • Прочность – длительное хранение полученной информации;
  • Сознательность – осознанное стремление к физическому развитию и получению необходимых знаний;
  • Последовательность и систематичность – поэтапное обучение и внедрение теории в практическую сферу.

Специальные методические принципы:

  • Диагностирование – всесторонняя оценка имеющегося дефекта;
  • Индивидуальность подхода – учет особенностей течения болезни у конкретного лица;
  • Коррекционно-развивающая ориентация – предполагает стремление к умственному и физическому развитию пациента;
  • Компенсаторная направленность – максимально возможное возмещение утраченной человеком способности;
  • Возрастная специфика – особенности подходов АФК в зависимости от возрастной группы;
  • Адекватность, оптимизация, изменчивость воздействия – соответствие выбранных методик состоянию больного, их коррекция при изменяющихся условиях.

Адаптивная физическая культура: функции, задачи, направление

Дети с ограниченными возможностями относятся к самой незащищенной социальной группе граждан страны. Ребенок понимает, что не похож на остальных детей и тяжело воспринимает это, становится чувствительным, неуверенным, изолируется от сверстников. У него нет желания заниматься спортом.

Как показывает практика, активные занятия адаптивной физкультурой приводят к более эффективной не только к физической, но и психологической и социальной реабилитации у детей-инвалидов.

Функции и задачи

  • Адаптивная физическая культура: функции, задачи, направление
  • Адаптивная физическая культура — это система мер направленная на реабилитацию и приспособление к обычной среде людей с ограниченными возможностями.
  • Главная цель, стоящая перед государством, побороть путем спортивно-оздоровительных мер барьеры психики инвалидов, которые не дают полноценно воспринимать жизнь и осознавать необходимость личного вклада в развитие социума.
  • Основные задачи адаптивной физической культуры:
  • Подстроить организм к нагрузкам.
  • Улучшить физические показатели у детей-инвалидов.
  • Предоставить ребенку свободу выбора вида спорта и формы физической активности.
  • Найти индивидуальный подход к каждому ребенку с ограниченными возможностями.
  • Создавать спортивные команды с учетом нозологических групп.
  • Пропагандировать среди детей с ограниченными возможностями здоровый образ жизни: занятия адаптивным спортом, правильное питание, режим отдыха и труда, гигиенические процедуры.

Направления развития

Рекреационно-оздоровительное

В учебных заведениях для детей с ограниченными возможностями проводятся внеурочные занятия в спортивных секциях. Тренировки и соревнования проходят по желанию ребенка и не являются обязательными. Главная задача данных мероприятий, чтобы дети получали удовольствие от физической активности и приобщались к спорту.

Дополнительные занятия проходят не только в образовательных учреждениях, но также в организациях здравоохранения, социальной защиты, домах отдыха. Родителям или родственникам детей-инвалидов рекомендуется принимать участие или самостоятельно проводить с ними зарядку, спортивные состязания в игровой форме.

Спорт высших достижений

Второе направление адаптивного спорта реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, школах, общественных объединениях инвалидов.

Адаптивный спорт как спорт высших достижений активно развивается в трех направлениях: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.

  Гибкость: понятие и ее основные характеристики

Паралимпийское движение

История

Инициатором создания этого движения стал нейрохирург профессор Л.Гутман.

Для лечения больных, получивших травмы спинного мозга во время войны, была разработана спортивно-оздоровительная программа, применяющая во время лечения.

Спустя четыре года профессор предложил организовать ряд соревнований для бывших военнослужащих, травмированных на войне и находившиеся на лечении в Сток-Мандевильском госпитале.

Название

Для названия игр использовали термин, обозначающий паралич нижних конечностей (parapledgia). После допуска к Сток-Мандевилльским играм спортсменов-инвалидов не только с парезами нижних конечностей, трактовку «паралимпийский» пришлось переосмыслить. Смысл слова «Паралимпийское движение» — это движение идущее параллельно с олимпийским, с одинаковыми условиями.

Мировое признание

В 1952 году с приездом спортсменов-колясочников из Голландии для участия в Сток-Мандевилльских играх движение получило международный статус.

Летом 1960 года в Риме уже проводились игры при участии спортсменов из 23 стран. Летняя программа включала 8 видов спорта. Было разыграно 57 дисциплин.

Однако понадобилось более 20 лет для признания игр для инвалидов Международным Олимпийским Комитетом.

Зимние игры

Первые зимние Паралимпийские игры проходили в 1976 году в городе Эрншёльдсвике (Швеция). В состязаниях участвовали не только инвалиды на колясках, но и спортсмены с различными ограниченными возможностями. С 1976 года игры стали проводить один раз в четыре года.

Сотрудничество с МОК

С 2000 года было достигнуто соглашение с Международным олимпийским комитетом о сотрудничестве. С этого момента Паралимпийские игры начинаются через четырнадцать дней после завершения Олимпийских игр на тех же спортивных объектах. Руководит подготовкой и проведением зимних Паралимпийских игр Международный паралимпийский комитет (МПК).

Орган управления

Генеральная ассамблея — созывается раз в два года, решает вопросы проведения игр на должном уровне и создание для этого необходимых условий. В 2002 году создан пакет предложений пересмотра структуры, целей и управления движения, тем самым приведший к принятию Конституции МПК.

Символика и девиз МПК

Логотип эмблемы движения приурочен к играм в Турине в 2006 году. Трехцветные полусферы вокруг центра, зеленого, синего и красного цветов символизируют Дух, Тело и Разум.

  Зарядка для детей: правила проведения и советы

Флаг белого цвета с эмблемой МПК в центре используется только с официального разрешения МПК. Гимн движения написан композитором из Франции в 1966 году, утвержден в этом же году в марте и олицетворяет собой «гимн будущего».

«Дух в движении» — этот девиз-призыв спортсменам с ограниченными возможностями, вдохновляющий их на достижение победы несмотря ни на что.

Сурдлимпийское движение

Инвалиды всего мира уже на протяжении одного столетия доказывают свою уникальность и активность, постоянно находятся в движении. Люди страдающие отсутствием слуха принимают участие в спортивных играх для глухих наравне с обычными спортсменами. Отличие этого вида Олимпийских игр заключается в том, что здесь применяются зрительные или световые сигналы.

Читайте также:  Скалолазание для детей: с какого возраста и какая польза

История развития

Это движение возникло в 1888 г. в Германии, как спортивный клуб для глухих. Через три с половиной десятка лет Всемирные игры для глухих прошли в Париже. Соревнования проводились по велоспорту, стрельбе, плаванию, футболу и легкой атлетике. В это же время был образован Международный спортивный комитет глухих (МСКГ).

Мировое признание

МОК официально признал МСКГ в 1955 году на основе олимпийских принципов и устава. Потребовалось два года на то, чтобы привести устав МСКГ в соответствие с олимпийским. Членами МСКГ являются федерации 90 государств.

Всемирные игры для глухих в 2001 году получили новое название — Сурдлимпийские игры (Сурдлимпиада или Дефлимпиада).

Специальное олимпийское движение

Молодое движение олимпийских игр, для спортсменов, у которых наблюдаются проблемы с отклонениями в развитии интеллекта. Основное направление этого спорта — организация постоянных тренировок.

Цели — улучшение физического состояния, развитие дружеских отношений с окружающими, осознание своей необходимости в обществе.

История развития

Основательница движения, Юнис Кеннеди-Шрайвер, посвятила всю жизнь изучению способностей к спорту и физической культуре у людей различных возрастов с отклонениями в умственном развитии. Первоначально движение было создано как благотворительная организация в 1968 году. Тогда же были проведены первые специальные игры.

Цели

Достичь физического, умственного, социального и духовного совершенства, а также укрепить взаимоотношений в семье и обществе.

«Позволь мне победить, но если я победить не смогу, позволь мне проявить смелость в этой попытке» — с этих слов начинаются выступления спортсменов принимающих участие в специальных олимпиадах.

Признание МОК

Спустя 20 лет, в 1988 году, было подписано соглашение о признании МОСО (Международной организации Специальной олимпиады). В ее состав входит около 170 стран мира.

  Правильная осанка у детей: залог хорошего здоровья

Адаптивный спорт в России

Организации, способствующие развитию адаптивного спорта в России:

  • Общероссийская спортивная Федерация спорта глухих. Действует с 1999 года и объединяет 55 региональных отделений. Проводит спортивные соревнования в соответствии с правилами этого вида спорта по 22 дисциплинам.
  • Сурдлимпийский комитет России. Специальное Олимпийское движение в России существует с 1990 года. После регистрации в 1999 году МинЮстом РФ получает официальное название — Общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью. Более 60 региональных отделений входят в состав этой организации.
  • Общероссийская спортивная федерация спорта слепых. Образовалась в 1989 году. Как самостоятельная организация зарегистрирована с 2002 года.
  • Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями. Федерация спорта ЛИН создана в 2012 году, действует в 40 регионах.

В целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы разработаны рекомендации «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 N СК-02-10/3685)», согласовано письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N ИК-343/06. Письмо Росспорта от 21 03 2008 N ЮА 02 07 912

Вывод

Развитие адаптивной физической культуры как средство физической, психической и социальной адаптации инвалидов, слияния с социумом — необходимость и требование современного мира. И нужно как можно больше вовлекать детей с ограниченными возможностями в интенсивные занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом. Создавать условия для их успешного вхождения в общество.

Адаптивная физическая культура: функции, задача, направление

Функции и задачи

Основная цель, которая на сегодня стоит перед государством – борьба при помощи специализированных спортивно-оздоровительных мер барьеры психики инвалидов. Адаптивная физическая нагрузка включает в себя следующие задачи:

  • Помощь организму привыкнуть к предстоящим нагрузкам.
  • Улучшение физических показателей у детей с ограниченными возможностями.
  • Создание спортивных команд с учетом, так называемых нозологических групп.
  • Нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.
  • Пропаганда здорового образа жизни среди детей с ограниченными физическими нагрузками: прохождение специальных занятий адаптивным спортом, придерживаться правильного питания, придерживаться также правильного режима дня и отдыха, правильно осуществлять гигиенические процедуры.

Направление развития

Рекреационно – оздоровительное. В учебных заведениях для детей с ограниченными возможностями сегодня проводятся внеурочные занятия в спортивных секциях.

Тренировки и соревнования это не обязательное условие. Если ребенок хочет он может их посещать, но если нет, это его право.

Основная задача таких мероприятий, чтобы дети получали удовольствие от физической нагрузки и приобщались к современному спорту.

Спорт высших достижений

Реализуется в спортивно и физкультурно-оздоровительных клубах, школах, а также общественных объединениях инвалидов.

Адаптивный спорт – это спорт высших достижений. Он сегодня стремительными темпами как показывают статистические данные, развивается в нескольких направлениях: сурдлимпийское, паралимпийское, специальное олимпийское.

Адаптивный спорт в России

Следует отметить, что адаптивный спорт в России сегодня развивается стремительными темпами. К сожалению детей, с ограниченными возможностями достаточное количество.

Некоторые уже родились такими, а некоторые получили серьезную травму после чего не смогли больше статьи на ноги.

Но также адаптивный спорт развивается в России и для взрослых колясочников, которые выдают даже большие результаты в спорте и участвуют в различных соревнованиях в России завоевывая медали высшей пробы.

Адаптивная физкультура как наука

В настоящее время человек рассматривается не только как инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но  как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества.

Это обусловлено появлением новой концептуальной системы взглядов, в соответствии с которой именно человек со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений.

Такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличения гласности.

Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности – проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.

В России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образовании).

Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии.

Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, не стоит сужать функции такого емкого и широкого социального феномена, как АФК.

Адаптивная физическая культура как интегративная наука

АФК интегрирует в себе как минимум три крупных области знания – физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику – и большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику физкультуры, анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию,  психологию болезни и инвалидности, специальную психологию и педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д.

В среде специалистов и научных работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление о тождественности АФК и ЛФК или физической реабилитации.

На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, АФК представляет собой значительно более емкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, наполнение их жизни новым содержанием, эмоциями, чувствами, а не только их лечением с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ АФК, фундаментализация образования в этой области.

Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по ФК, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; преодолевать такой подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции конкретных наук.

Теория адаптивной физической культуры

Теория АФК как наука исследует содержание, структуру, функции АФК, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (видов) АФК, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Одной из главных проблем теории АФК является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни данной категории населения, преодоление психологических комплексов с помощью средств и методов АФК.

Теория АФК должна раскрыть ее сложные взаимосвязи с другими областями науки и практики общества – здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, ФК и др., а также разработать технологии формирования готовности общества к принятию инвалидов как равноправных его членов, обладающих самоценностью и огромным творческим потенциалом в самых различных видах человеческой деятельности.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры

  • В связи с многообразием наук, изучающих человека в разных аспектах, необходимо выделить те опорные концепции, которые являются существенными для формирования личности человека с ограниченными возможностями, его духовного и физического развития, социализации и интеграции в обществе.
  • Цель такого подхода – определение соотносимости теорий, установление базисных, междисциплинарных взаимосвязей в интересах создания теории и методологии дисциплины, носящей полифункциональный характер.
  • Важнейшими являются следующие опорные концепции:
  • во-первых, утверждение человека как высшей ценности на земле независимо от здоровья (нет ничего дороже, чем жизнь человека); утверждение приоритета человека как высшей ценности образования и культуры;
  • во-вторых, понимание человека как целостной неделимой сущности, в которой интегрируется биологическое и духовное, психосоматическое и социокультурное единство;
  • в-третьих, признание человека как личности, уникальность которой определяется сплавом врожденных особенностей, влиянием среды обитания, в которой она формируется, своеобразием телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, потребностей, задатков, способностей и т.п.;
  • в-четвертых, признание личности как существа свободного, одухотворенного, нравственного, природной основой которого является добро, чувства справедливости, сострадания, милосердия;
  • в-пятых, способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству во всех сферах жизни деятельности, в том числе ФК.
Читайте также:  Как гимнасты качают пресс мужчины

Цели и задачи адаптивной физической культуры

Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п.

Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…

  1. Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, для обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
  2. Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.
  3. В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

 Говоря о коррекционных задачах, имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.

), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

  • Исходя из потребностей лиц с отклонением в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующие компоненты (виды) АФК:
  • Адаптивное физическое воспитание (образование) – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК.
  • Адаптивный спорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации.
  • Адаптивная двигательная реакция – компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.
  • Адаптивная физическая реабилитация – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность индивида с отклонении в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).
  • Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.
  • Экстремальные виды двигательной активности – компонент (вид) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с отклонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Функции адаптивной физической культуры

Все функции АФК реализуются через деятельность: движение – двигательные действия (физические упражнения) – двигательная активность – двигательная (физкультурная) деятельность, в основе которой лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы, но ограниченные влиянием той или иной патологии. Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий ФУ, где осуществляются педагогические функции, и вступает в различные социальные отношения с другими институтами, общественными явлениями и процессами, формирующие социальные функции.

Во избежание разномасштабности рассмотрения функций в АФК выделены группы функций: педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий ФУ, и социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениями соцзащиты, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.). При этом выбраны не все известные функции, а лишь те, которые имеют приоритетное значение данной категории лиц.

Педагогические функции:

  • коррекционно-компенсаторная;
  • профилактическая;
  • образовательная;
  • развивающая;
  • воспитательная;
  • ценностно-ориентационная;
  • лечебно-восстановительная;
  • профессионально-подготовительная;
  • рекреативно-оздоровительная;
  • гедонистическая;
  • спортивная и соревновательная.

Социальные функции:

  • гуманистическая;
  • социализирующая;
  • интегративная;
  • коммуникативная;
  • зрелищная и эстетическая.

Принципы адаптивной физической культуры

Принципы являются составной частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношение общества к процессу, меру взаимодействия педагога и занимающихся. Принципы служат ориентиром для конструирования практики, профессионального выстраивания технологий в соответствии с целями АФК.

Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.

  • Принцип гуманистической направленности;
  • Принцип непрерывности физкультурного образования;
  • Принцип социализации;
  • Принцип интеграции;
  • Принцип приоритетной роли социума.

Общеметодические принципы.

Процесс неспециального физкультурного образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидов подчинен общим дидактическим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач, воспитания, обучения, развития личности.

Успех педагогической деятельности определяется ни только нравственными, правовыми, этическими категориями, но главное – профессиональной компетентностью, научной обоснованностью учебных программ, особенно авторских, которые часто используются в практике АФК.

  • Принцип научности;
  • Принцип сознательности и активности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип прочности.

Специально-методические принципы – это принципы АФК на основе интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития. Доминирующими являются теоретические концепции специалистов и ученых в области специальной психологии, специальной педагогики и ее разделов: тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии.

  • Принцип диагностирования;
  • Принцип дифференциации и индивидуализации;
  • Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса;
  • Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий;
  • Принцип учета возрастных особенностей;
  • Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий.

Заключение

АФК как новая для России интегративная область образования, науки, культуры, социальной практики имеет большие перспективы.

Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью кардинально изменения ситуации без пересмотра всей политики государства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к ФК, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.

Огромными перспективами научно-исследовательской работы в области АФК, объединяющей в себе такие области знаний, как ФК, медицина, коррекционная педагогика и большое количество других научных дисциплин.

Последние два компонента (вида) АФК самым тесным образом связаны с творчеством человека, нетрадиционными способами ее самоактуализации, с искусством.

Особенно важным направлением развития АФК в России является внедрение аксиологической личностно-ориентированной концепции отношения общества к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. А это не возможно без активного участия средств массовой информации и коммуникации, формирования информационного пространства АФК.

Повсеместное внедрение в жизнь россиян АФК как важнейшей области социальной практики позволит поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в обществе. А это, в свою очередь, обеспечит новый уровень качества жизни каждого человека нашей страны.

Цели, задачи, принципы и формы организации адаптивной физической культуры

У лиц с ограниченными возможностями здоровья

1.

Цели и определение адаптивной физической культуры.

2. Задачи, принципы и формы организации адаптивной физической культуры у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1.

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Можно сказать, что адаптивная физическая культура, как новая многопрофильная дисциплина, представляет собой творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, «окультуриванию» тела, его оздоровлению, формированию интересов, мотивов, потребностей, привычек, развитию, высших психических функций, воспитанию и самовоспитанию личности, самореализации индивидуальных способностей.

2. Коррекционно-развивающее направление адаптивной физической культуры имеет широкий диапазон решения педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:

1) коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.;

  • 2) коррекция и развитие координационных способностей;
  • 3) коррекция и развитие физической подготовленности;
  • 4) коррекция и профилактика соматических нарушений,
  • 5) профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорноперцептивных способностей;
  • 6) развитие познавательной деятельности;
  • 7) формирование личности ребенка.
  • Основные педагогические принципы:

Единство диагностики и коррекции.

Практическая деятельность педагога требует знания основного дефекта, его проявлений, качественного своеобразия и структуры, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений, необходимо знать состояние сохранных функций, особенности психомоторики с учетом возраста, основного вида деятельности, характерного для каждого возрастного периода. Эти сведения необходимы педагогу, чтобы, во-первых, не навредить, во-вторых, выявить потенциальные личностные и функциональные возможности ребенка, в-третьих, определить и контролировать оптимальный путь коррекции и развития.

Специалист адаптивной физической культуры самостоятельно проводит педагогическую диагностику, выявляя состояние отдельных двигательных функций, физических и координационных способностей.

Его задача состоит в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской и психологической диагностики и на основе сопоставления и анализа этих данных планировать стратегический путь и оперативные способы, методы и приемы коррекции и развития.

Читайте также:  За сколько до еды нужно качать пресс

Принцип дифференциации и индивидуализации. Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании означает объединение детей в относительно однородные группы.

Первичную дифференциацию осуществляет медико-психолого-педагогическая комиссия, формирующая типологические группы детей, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития.

Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные характеристики двигательной деятельности в этих группах (классах) чрезвычайно вариативны, поэтому для проведения уроков физического воспитания нужна более тонкая дифференциация учащихся, которую осуществляет учитель физического воспитания.

Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций — двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных.

Сущность индивидуализации педагогического процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого ребенка, создать максимальные условия для его роста. При индивидуальной форме занятий принцип реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя.

Принцип компенсаторной направленности     педагогических воздействий – смысл принципа состоит в том, чтобы с помощью специально подобранных физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах за счет активизации сохранных функций, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию. Так, при нарушении зрения компенсация формируется под влиянием комплекса сохранных ощущений: слуховых, кожных, мышечно-суставных, обонятельных, вибрационных, температурных, которые достаточно  подробно  информируют человека  об окружающем пространстве, что и позволяет ему решать сложные двигательные задачи.

 Принцип  учета  возрастных  особенностей. Ребенок с отклонениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый, но только у первых этот процесс протекает медленнее и с другим конечным результатом.

Биологический возраст ребенка аномального развития в большинстве случаев отстает от паспортного.

Периоды ускорения (сенситивные периоды) наступают в среднем на 2—3 года позднее, динамика психических и физических способностей сугубо индивидуальна, как индивидуальны и сенситивные периоды, их важно не пропустить и максимально использовать для развития и личностного роста, особенно при планировании программ, рассчитанных на несколько лет.

Для выявления потенциальных возможностей ребенка и оперативной коррекции необходимо учитывать «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития». Первая отражает реальные возможности ребенка в настоящий момент, вторая характеризуется тем, что самостоятельное выполнение данного ему задания пока недоступно, но он может его выполнить с помощью педагога.

Принцип адекватности педагогических воздействий означает  решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов, которые должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям ребенка.

Принцип оптимальности педагогических воздействия означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также физическая нагрузка, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.

Принцип вариативности педагогических воздействий означает использование  многообразия физических упражнений и изменения условий их выполнения, способов регулирования, эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения (зрительные, тактильное, слуховые), речь (подвижные игры с речитативами), мелкую моторику («пальчиковые» игры), интеллект (игры со счетом, выстраиванием слов и т.п.) в соответствии с поставленными педагогическими задачами и реальными возможностями детей. 

Дети с отклонениями в развитии вследствие вынужденной малой подвижности испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления.

Игра для детей с нарушениями в развитии — это не только забава, развлечение, но и эффективное средство и метод решения коррекционно-развивающих задач.

Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи в становлении личности ребенка, необходима такая организация микросоциума, которая могла бы максимально стимулировать его развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на физическое и психическое состояние ребенка.

Ребенок сознательно или бессознательно усваивает манеры поведения, общения, установки, привычки в соответствии с представлениями и ценностными ориентациями родителей и близких. Особенно велика их роль для детей, обучающихся в домашних условиях.

К сожалению, родители чаще всего недостаточно информированы о положительном влиянии физических упражнений на здоровье ребенка, коррекцию физических и психических нарушений, поэтому необходима просветительская работа, консультативная и методическая помощь, создание специальных программ обучения родителей.

Формы организации адаптивной физической культуры детей

В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация.

Каждый вид адаптивной физической культуры имеет свое назначение: адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физкультурного образования; адаптивная двигательная рекреация — для здорового досуга, активного отдыха, игр, общения; адаптивный спорт — для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых способностей; физическая реабилитация — для лечения, восстановления и компенсации утраченных способностей. Каждому из них свойственны собственные функции, задачи, содержание, степень эмоционального и психического напряжения, методы и формы организации. И вместе с тем они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Адаптивное физическое воспитание — наиболее организованный вид адаптивной физической культуры, охватывающий продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодежный возраст). Адаптивное физическое воспитание (физическая культура) является обязательной дисциплиной во всех видах образовательных (коррекционных) учреждений.

Это единственный школьный предмет, сфокусированный на уважении ребенка к собственному телу, развитии двигательных способностей, приобретении необходимых знаний, понимании необходимости систематических занятий физическими упражнениями, что служит основой для повышения уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны: систематические (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодические (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальные (в условиях стационара или дома), массовые (фестивали, праздники), соревновательные (от групповых до международных), игровые (в семье, оздоровительном лагере). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами адаптивной физической культуры, другие — общественными и государственными организациями, третьи — родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые — самостоятельно  Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

  1.  Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма.
  2.  В зависимости от целей, задач, программного содержания выделяют уроки:
  3. • образовательной направленности — для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
  4. • коррекционно-развивающей направленности — для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;
  5. • оздоровительной направленности — для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

• лечебной направленности — для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);

• спортивной направленности — для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

• рекреационной направленности — для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

 Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики. Таким образом, наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными возможностями являются комплексныеуроки.

 Неурочныеформы не регламентированы временем, местом проведения занятий, количеством участников, их возрастом.

Занятия могут включать детей с разными двигательными нарушениями, проводиться отдельно или совместно со здоровыми детьми, родителями, добровольными помощниками.

Их главная цель — удовлетворение потребности детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации.

  • В разных видах адаптивной физической культуры урочные и неурочные формы занятий распределяются следующим образом.
  • Адаптивноефизическоевоспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в таких формах:
  • — уроки физической культуры;
  • — уроки ритмики (в младших классах);
  • — физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления).

Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.

  1. В режиме дня они представлены в виде:
  2. — утренней гимнастики (до уроков);
  3. — организованных игр на переменах;
  4. — спортивного» часа (после уроков).
  5. Внеклассные занятия могут быть следующих видов:
  6. — рекреативно-оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и других формах, организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения и интересами учащихся);
  7. — физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Веселые старты»;
  8. — интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми;
  9. — прогулки и экскурсии;
  10. — дни здоровья.
  11. Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы:
  12. — занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;
  13. — занятия и игры в семье;
  14. — занятия в реабилитационных центрах;
  15. — занятия в семейно-оздоровительных клубах;
  16. — самостоятельные занятия.

Адаптивныйспорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений.

Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и в колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание, легкая атлетика и др.) в двух формах — тренировочные занятия исоревнования.

  • Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Специального Олимпийского, Паралимпийского движения, Всероссийского движения глухих.
  •  Физическая реабилитация в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений реализуется в двух формах:
  • — уроки ЛФК в школе;
  • — занятия ЛФК в лечебных учреждениях.

Несмотря на достаточно разнообразные формы адаптивной физической культуры, практика показывает, что объем и содержание действующих программ по физическому воспитанию в коррекционных учреждениях всех видов не удовлетворяют современным требованиям к двигательной активности детей-инвалидов, чтобы обеспечить физическую и социально-трудовую адаптацию к самостоятельной независимой жизни выпускников. Перспективным направлением в решении этой проблемы является внедрение дополнительных форм физкультурного образования в практику коррекционного образования.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *