Проблемы взаимоотношений: родитель и тренер юного спортсмена

Межличностные отношения между родителем, тренером и спортсменом часто называют «спортивным треугольником» или «треугольником отношений»

Проблемы взаимоотношений: родитель и тренер юного спортсмена

freestyle-football.business.site

  • Модель является отличным примером всех сторон, которым необходимо позитивно сотрудничать в детском спорте, чтобы улучшить спортивный опыт для всех:
  • Спортивный треугольник — это четкая модель, которая уверенно ставит спортсмена на первое место, во главу треугольника.
  • Тренеры и родители должны выстраивать свои роли, ожидания и требования не с точки зрения своих потребностей, а учитывая намерения юного спортсмена.
  • Идеальный треугольник «: «ВСЕ разделяют и принимают общие цели и прилагают усилия, чтобы достичь их» и обязательно, их стили поведения сходятся иНЕ ПРОТИВОРЕЧАТдруг другу.
  • На пути спортивного становления ребенка общение в коммуникативном «треугольнике» должно происходит на всех уровнях открытым способом, то есть быть двунаправленное и открытое.

ОТНОШЕНИЯ «ТРЕНЕР-РОДИТЕЛИ»

Тренер является лидером команды. Это не подлежит обсуждению.Роль тренера многогранна. Его роль не заключается только в развитии навыков, необходимых для достижения успехов в спорте. Тренер также должен быть хорошим КОММУНИКАТОРОМ.

Тренер будет самой важной частью в «треугольной» коммуникации, которая должна быть сформированным в стадии инициации и формирования игрока. Таким образом, тренер будет осью, через которую вращаются различные отношения, которые могут быть включать: отношения «тренер-игрок» и «тренер- родители».

Тренер должен взять на себя обязательство и дать родителям понять значение и ценность спорта для их ребенка. Чтобы родители понимали, что спорт должен быть направлен не столько на формирование «чемпиона», сколько на развитие ребенка как ЛИЧНОСТИ.

«Треугольник отношений» должен меняться

Но, важно, чтобы эти две фигуры :Тренер и Родитель в разное время и в соответствии со спецификой их роли всегда стояли рядом со спортсменом. Каждый в своей роли. Поэтому так же, как тренер не должен вмешиваться в деятельность семьи в своей конкретной области, так и семья не должна вмешиваться в деятельность тренера в своей конкретной области.

3-6 лет

Проблемы взаимоотношений: родитель и тренер юного спортсмена

freestyle-football.business.site

Жирная черная линия начальных стадий Треугольника, когда Ребенок очень юн, показывает, что должно быть больше общения, понимания, обратной связи и диалога между Родителем и Тренером (рис 2).

Даже дома, когда Тренера нет, Родитель работает с информацией и навыками, которым обучает Тренер. Да, между Ребенком и Родителем существует связь, и у Ребенка не так много самостоятельного мышления.

Большое влияние во время тренировочного занятия оказывают РОДИТЕЛИ ребенка, которые параллельно с тренером пытаются руководить его действиями.

Эмоциональные переживания подталкивают родителей к действиям, которые проявляются в виде указаний, замечаний, оценок. При этом ребенок-дошкольник нуждается в последних. Именно они являются стимулом к действию, вопреки указаниям тренера.

  1. У детей дошкольного возраста ярко выражена потребность в постоянном контакте с родителями , что обеспечивает у них ощущение БЕЗОПАСНОСТИ, УВЕРЕННОСТИ, чувство близости с человеком, от которого они полностью зависят.
  2. Таким образом, негативно оцениваемая высокая активность родителей, проявляющаяся во время тренировочного процесса в группах детей дошкольного возраста, есть ЕСТЕСТВЕННОЕ поведение, которое надо учитывать при организации тренировочного процесса.
  3. 7-10 лет

Проблемы взаимоотношений: родитель и тренер юного спортсмена

freestyle-football.business.site

Обратите внимание, что по мере развития Ребенка и здорового развития Треугольника происходит более равномерное общение. Несмотря на то, что эти возрасты приблизительны, по моему опыту, дети начинают проявлять инициативу и принимать решения о своей игре очень рано. Тем не менее, родитель все еще вовлечен и тренер играет роль центральной и значимой фигуры.

11-12 и старше

Проблемы взаимоотношений: родитель и тренер юного спортсмена

freestyle-football.business.site

По мере того, как Ребенок становится все более независимым, отношения начинают меняться. Ребенок и Тренер со временем становятся основными участниками тренировок (рис.4.). Но родитель на этом этапе не должен быть полностью исключен.

Некоторым родителям на этом этапе тяжело. К сожалению, если этого изменения не произойдет, «молодой человек» не будет чувствовать себя частью процесса. Этот возраст сложен, но так важен.

Если спортсмены хотят продолжать осмысленно продвигаться и развиваться, они должны проявлять все большую инициативу.

Это означает, что Родитель должен воздерживаться от активного вмешательства в процесс отношений » тренер-ребенок».

С другой стороны, существует опасность в подростковом возрасте: создать альянс «спортсмен-тренер», против Родителя.Если у ребенка слабо вовлеченный в спорт родитель, некоторые тренеры, осознавая эту ситуацию, создают с игроком «родительские» отношения , что может создать конфликт с родителями, которые слишком часто обвиняют тренера во вмешательстве.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: если каждый выполняет свою работу и все вместе работают в одном направлении, можно получить очень важные преимущества для обучения детей в настоящем и будущем

  • vk.com/fftomsk
  • instagram.com/romanjuk_evgenii
  • youtube.com/ФУТБОЛЬНЫЙФРИСТАЙЛВТОМСКЕ

go.2gis.com/ovqd1w

В избр. Сохранено

Родители и тренер. Проблемы взаимоотношений

Отдавая, ребёнка в спорт родители не всегда учитывают, как будут складываться отношения маленького спортсмена и его тренера. И уж совсем не предполагают, что научиться правильно выстраивать взаимоотношения с тренером им тоже придётся.

Вопрос “Кто главнее? Тренер или родитель?” встаёт перед многими. И чтобы разобраться в этом вопросе обе стороны должны быть мудрее и понимать, что становится причиной недопонимания.

Родителям не стоит грубо вмешиваться в тренировочный процесс, указывая, что и как нужно делать. Вы же не даёте советы доктору, когда он назначает лечение или другому специалисту, более компетентному в том или ином вопросе. Если вы хотите, чтобы юный спортсмен приобрёл все необходимые навыки, то должны доверять тренеру и методам его работы.

Ведь прежде, чем стать тренером этот человек прошёл соответствующую подготовку, часто имеет немалый опыт в работе с детьми. Это и педагог, и психолог, и старший товарищ. Относитесь с уважением к человеку, который берётся провести вашего ребёнка по нелёгкому спортивному пути.

Тем самым вы станете достойным примером для своего ребёнка и повысите в его глазах авторитет тренера.

Проблемы взаимоотношений: родитель и тренер юного спортсмена

Конечно, на спортивном пути любого спортсменавстречаются разные тренеры: вежливые и грубые, добрые и не очень, профессионалы своего дела и новички, недавно закончившие вуз. Но каким бы не был тренер, ему, пожалуй, сложнее угодить каждому родителю.

И это тоже надо учитывать, не стараясь навязать свой взгляд на то, какой подход нужен вашему ребёнку.

В этом вопросе без доверия тоже не обойтись, у каждого тренера свои методы, тренируя команду, невозможно к одному относиться жёстко и требовательно, а к другому мягко и понимающе.

В любой сфере, а тем более в спорте возникают недопонимания. И если родителям показалось, что тренер в каком-то моменте не прав, не стоит решать вопрос немедленно и кардинально. В любой ситуации нужно разобраться, побеседовать с тренером, не проявлять свою горячность.

Не стоит в таком состоянии тут же настаивать на переводе ребёнка к другому тренеру или вовсе забирать его из секции. Конструктивный диалог всегда поможет найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Проблемы взаимоотношений: родитель и тренер юного спортсмена

На вопрос: “Кто является главным в триаде «Тренер — Ребёнок — Родитель»?” можно ответить однозначно, конечно, тренер. Отдавая ребёнка в спортивную секцию, родители должны понимать, что в

жизни маленького спортсмена появится ещё один главный человек, кроме мамы и папы. И не нужно паниковать или обижаться, если в какой-то момент мнение тренера и его установки станут для ребёнка важнее, чем родительские.

Просто юные спортсмены начинают быстрее взрослеть и свой взгляд на все, умение отстоять свои интересы у этих детей проявляется раньше.

Они воспринимают тренера, как старшего наставника, как пример, а значит его авторитет становится непререкаем.

Юлия Иванова. "Межличностные отношения тренера с родителями"

Проблемы взаимоотношений: родитель и тренер юного спортсмена

Представляем вам работу Юлии Ивановой — спортивного психолога, лыжницы, студентки факультета социальной психологии Московского Государственного Психолого-Педагогического Университета.

           Каждый родитель желает своему ребенку только самого лучшего, чувствует на себе ответственность за его безопасность, всячески старается обеспечить его благополучие. Когда родители приводят ребенка в спортивную секцию, они отдают его не в спортшколу как таковую, а непосредственно тренеру.

Именно тренеру они доверяют самое ценное и дорогое, что у них есть и именно на него возлагают ответственность за своего ребенка. Не удивительно после этого, что личность тренера очень интересует родителей и желание познакомиться поближе, поговорить, дать пару-тройку советов оказывается просто непреодолимым.

На этом этапе действия тренера и его поведение в целом играет решающую роль в формировании родительского доверия и спокойствия. В этом вопросе важно выдержать четкую грань.

Необходимо подпустить родителей достаточно близко к тренировочному и соревновательному процессам, чтобы иметь возможность рассчитывать на некоторую помощь и поддержку как чисто с организационной стороны, так и со стороны моральной, эмоциональной поддержки спортсмена.

Однако при этом нужно держать родителей на приличном расстоянии, которое бы не позволило им вмешиваться в процесс тренировок, притеснять авторитет тренера, излишне лезть в спортивную деятельность их ребенка, тем самым останавливая его развитие в данной области.

         Таким образом, цель тренера – использовать помощь родителей, нейтрализуя при это их возможное негативное влияние.

         Сама ситуация в спорте изменилась по сравнению с той, что была лет 20 назад. Нет той поддержки спортсменов и тренеров от государства, позволяющей при необходимости полностью обеспечивать жизнь перспективных спортсменов. Все больше затрат на покупку инвентаря ложится на плечи родителей.

Поэтому они принципиально отличаются от родителей прошедшей эпохи: они больше верят в свое право участвовать в тренировочном процессе, они хотят видеть и требуют не только процесс тренировок, но и их результат.

Читайте также:  Горизонтальная скамья пресс упражнения

Родители считают своим правом задавать множество вопросов в любое удобное и неудобное для тренера время, а порой даже пытаются давать советы, особенно если они сами имели какое-то отношение к спорту, которым занимается их ребенок.

К тому же многие стремятся рассказать тренеру все о своем ребенке, себе, семье в целом, дабы, так сказать, увеличить производительность его труда.

По всем этим причинам тренерам обычно советуют назначить строго определенное время (желательно в строго определенном месте) для разговоров с родителями – так на это уйдет меньше времени и сил, а пользы будет больше. Нельзя усомниться в том, что куда лучше потратить порядка 40 минут после тренировки раз в неделю, чем вести длительные разговоры по телефону в свои выходные дни.

         Обычное явление, направленное на урегулирование тренерско-родительских отношений, — родительские собрания. Как правило, они проводятся в самом начале общения для знакомства и в дальнейшем – для решения серьезных вопросов.

Родители сейчас воспринимают спортшколу как организацию, оказывающую некие услуги, и ждут от тренера, соответственно, не что иное как хороший сервис, не всегда ощущая отличие и специфику спортивной системы. Тренерам ничто не остается, кроме как дать родителям то, что они хотят, дабы избежать неминуемого конфликта.

Именно поэтому так важно – особенно на первых порах – показать себя как такого же делового и серьезного человека, как и родители, завоевав тем самым их уважение и расположение. Тренер ясно дает понять, насколько ему важна помощь родителей, но при этом четко определяет сферы деятельности, где эта помощь приветствуется.

Главное – занять родителей, отвлечь их от тренировочного процесса, тем самым избавив спортсменов от их давления, а тренера – от негативных последствий их деятельности.

         Это часто забывается, но возможно письменное урегулирование отношений между тренером и родителями.

То есть, тренер может дать им список правил, предложив расписаться в подтверждение того, что с написанным они согласны и за нарушение готовы понести ответственность, вплоть до отчисления их ребенка из спортшколы.

Людям свойственно верить словам на бумажке и, как ни прискорбно, документы зачастую кажутся им куда весомее устных человеческих соглашений.

Мы уже говорили о повышенных затратах на спорт, возлагаемых на родителей.

К несчастью, порой, родители используют эти покупки в корыстных целях, надеясь на «особенное» отношение к их ребенку и к ним самим со стороны тренера.

В этой ситуации тренеру, дабы не стать «должником», проще всего было бы создать родительский комитет, который возглавили бы люди, не преследующие личных целей, и способные на общие деньги закупить необходимый инвентарь.

         Спортсмену очень важна поддержка его семьи – не только при достижении высоких результатов, но и (особенно!) в моменты неудач.

Казалось бы, это очевидно, однако порой родители этого не понимают и, движимые личными амбициями и несбывшимися мечтами юности, оказывают на спортсмена колоссальное давление, а в случае неудачи – критику.

Это неминуемо заканчивается серьезными конфликтами в семье и, как правило, фрустрацией спортсмена и его уходом из спорта. Дети готовы воспринимать критику со стороны тренера – даже очень жесткую. Но замечания от родителей воспринимаются крайне пагубно.

Поэтому задача тренера – объяснить родителям этот момент и добиться от них подобающего поведения. Если же не удается достичь взаимопонимания, тренеру остается лишь внести еще пару пунктов в список правил, упомянутый нами ранее, и следить за их соблюдением.

         Надежной опорой в работе тренера смогут стать дружеские объединения родителей. Они в любом случае будут общаться между собой, объединяясь в группы, и именно за этими группами тренеру необходимо наблюдать.

Можно способствовать формированию этих объединений, например, предложив обменяться номерами телефонов или попросив вместе выполнить какую-то задачу.

Однако стоит быть осторожным, дабы на эту группу не оказывалось никаких пагубных воздействий со стороны (например, каким-нибудь недовольным родителем, с которым не удалось найти точек соприкосновения), поскольку в такой ситуации тренер рискует потерять не одного спортсмена, а целую группу.

         И последний момент из рассматриваемых нами, который может стать причиной конфликта во взаимоотношениях между родителям и тренером, — это учеба спортсмена. Нередки случаи, когда спорт настолько поглощает ребенка, что начинает страдать его учеба.

Родители беспокоятся, что понятно: ведь они зарабатывают не спортом, а другой профессией, для которой, вероятно, пригодились знания, полученные в школе.

Так или иначе, они не считают образование лишним и неважно, какого мнения при этом придерживается тренер, его задача — чтобы родители думали, что он с ними заодно.

Он может пообещать им попросить старших ребят позаниматься с ребенком или может попросить дать ребенку дополнительные задания и обещать следить за их выполнением (например, на сборах).

На деле тренер, вероятно, просто поставит спортсмена перед фактом, что если он не подтянет учебу, его спорт может закончиться, не вдаваясь при этом в подробности того, как ребенок будет разбираться со школьными проблемами. В любом случае, родители, уверенные, что учеба их ребенка под обоюдным контролем с их стороны и со стороны тренера, не будут препятствовать спортивным занятиям («Пьянта Су! Или горные лыжи глазами тренера.» Г. Гуршман, 2005).

         Как видим, тренерам зачастую приходится идти на уловки, дабы сгладить отношения с родителями спортсменов и перевести их в благоприятное русло. К сожалению, это вынужденные меры, поскольку очень редко тренер имеет дело с людьми, готовыми полностью поддержать его идеи и начинания.

Взаимодействие педагога с родителями

Взаимодействие тренера спортивной школы с родителями

В течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное, в связи с чем в школах складывалось снисходительное отношение к домашнему воспитанию.

И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества, строителя светлого будущего человечества.

В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить (даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей.

Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорировался.

  • Цель работы с родителями:
  • Связь родителей и спортивной школы для решения задач воспитания личности и формирования здоровых интересов в жизни учащихся
  • Задачи:
  • -Создать благоприятные условия для повышения качества тренировочного процесса;
  • -Формировать у детей потребности в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитывать ответственность и профессиональное самоопределение в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;
  • -Развивать положительную мотивацию в преодолении трудностей через воспитание моральных и волевых качеств.

В настоящее время в связи с переходом на личностно — ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным.

«Культура и богатство страны могут быть измерены простым критерием: в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья.

Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе…»

Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Однако существует мнение, что работа с родителями необходима прежде всего педагогам.

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка.

Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.

Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать.

«Если тренер хочет добиться от своего ученика высоких результатов, то прежде всего семья юного спортсмена должна стать его союзником.

Практика показывает, что положительное отношение родителей к занятиям сына или дочери дает хорошие результаты и, наоборот, отрицательное отношение уменьшает возможности роста спортивных результатов спортсменов…» (Мастер спорта СССР, тренер с 20-летним стажем, лучший тренер по теннису провинции Британская Колумбия (Канада)2000 г. ).

  1. Заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук, профессор Сергей Михайлович Вайцеховский в своей книге «Быстрая вода», посвятил целую главу родителям спортсменов, где поделился своими мыслями о взаимоотношениях с ними, будучи в те годы, когда он писал эту книгу, главным тренером сборной команды СССР по плаванию.
  2. Всех родителей он условно подразделял на несколько категорий:
  3. — родители, которые знать ничего не знают, никогда ни на каких соревнованиях не бывают, ничем не интересуются. Дети таких родителей очень редко становятся большими спортсменами;
Читайте также:  Ребенок-пловец. Есть данные, но пропала мотивация

— папы и мамы, которые жаждут, чтобы их ребенок занимался спортом, учился в балетной студии, ходил в хоровой кружок, отлично учился в школе и еще занимался бы английским языком.

Эти родители не понимают: ребенок, которого заставляют беспрекословно выполнять все бесчисленные требования, ничего увлеченно делать не будет.

А ведь унылый, безрадостный труд нигде — и в спорте тоже — не может привести к большому успеху;

— категория родителей — неуемные честолюбцы. Им все время кажется, что ребенок прогрессирует не столь стремительно, как хотелось бы. Проявление родительского честолюбия порой бывает чудовищным.

На моих глазах, пишет , один папа ударил свою дочь за то, что она неправильно выполнила поворот. Людей такого типа интересует только одно — награды. В их доме всегда можно увидеть витрину, увешанную медалями, значками, вымпелами.

Ходить в гости в этот дом неинтересно, потому что все разговоры будут вестись только вокруг этой витрины;

— пожалуй, самая неприятная категория — родители, которые, как им кажется, все знают и потому могут без всяких сомнений критиковать тренеров, почему-то считая себя специалистами в области спорта.

Даже если такие люди действительно что-то знают, а читают они, как правило, только популярную спортивную литературу, все равно очень смешно и грустно видеть, как они все время жаждут поучать тренеров.

Нередки случаи, когда родители, пытаясь укрепить свой авторитет, в присутствии сына или дочери начинают критиковать тренера. А в результате, наоборот, достигают обратного эффекта, так как авторитет тренера в глазах спортсмена ничуть не ниже, а зачастую выше авторитета родителей.

С тренером советуются и о том, какую книгу почитать, и на какой фильм или концерт сходить, и кем стать в жизни. Ведь недаром говорят: тренер — это и «швец, и жнец, и на дуде игрец…».

Как правило, большинство родителей хотят видеть, который может восполнить пробелы в воспитании их ребенка, допущенные семьей, школой, улицей.

Необходимо хорошее общение тренера с родителями юных спортсменов, которое дает представление об обстановке в семье, о взаимоотношениях  между родителями и детьми, помогает совместными усилиями исправить, если необходимо, отрицательные моменты, должным образом скоординировать с родителями режим дня спортсмена, время подготовки домашних заданий, отдыха, питания и обеспечить контроль со стороны родителей за спортивным режимом воспитанника, выполнением дома всех заданий тренера.

  • В системе общего образования активно используются четыре формы работы с семьей:
  • Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.
  • Традиционная: тематические   классные часы, родительские собрания (классные общешкольные, городские, районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.
  • Просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.
  • Государственно-общественная: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей.
  • Совместная деятельность детей, родителей и тренеров может быть успешной, если:
  • дети, родители, тренеры положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл; осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности; создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе; отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.
  • В современных педагогических исследованиях определяются следующие пути взаимодействия образовательных учреждений с семьей:
  • условия создания единого воспитательного поля и единой социальной среды; назначение и цели педагогического сотрудничества; формы и методы информационного педагогического просвещения родителей; пути педагогического корректирования семейного воспитания; формы приобщения родителей к реальной жизнедеятельности детей и практической совместной работе детей и родителей.
  • Начиная с первых занятий тренер — преподаватель много внимания уделяет работе с родителями, побуждают их к приобретению спортивного инвентаря, спортивной формы для детей, повышению двигательной активности учащихся.

Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о физической культуре.

На первом родительском собрании преподаватель объясняет родителям, что одним из эффективных средств повышения уровня физической подготовки, укрепления здоровья, улучшения работоспособности школьников являются домашние задания по физической культуре, о том, что регулярные занятия физическими упражнениями имеют большое профилактическое и лечебное значение: повышают жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям, улучшают сон, аппетит.

Проводятся открытые уроки для родителей, на которых им предоставляется возможность оценить физическое развитие своего ребенка, сравнить его физическую подготовленность с подготовкой других детей.

На примере хорошо подготовленных детей демонстрируются комплекс утренней гимнастики и упражнения домашнего задания по развитию двигательных качеств.

Проводятся беседы с родителями по вопросам физического воспитания, знакомят их с учебной программой, с требованиями, которые предъявляются к самостоятельным занятиям физическими упражнениями дома.

Для наглядности вывешиваются таблицы контрольных нормативов и экраны физической подготовленности учащихся, в которые занесены результаты выполнения школьниками всех упражнений на начало и конец учебного года.

Каждый ученик и его родители благодаря этим мерам могут самостоятельно проследить развитие ребенка, сравнить уровень его физической подготовки с предыдущими показателями. Это, как правило, вызывает заинтересованность учащихся и родителей в улучшении физической подготовки детей.

Проводятся собрания, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание может иметь форму диспута, коллективного творческого дела.

Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов; в турнире могут соревноваться дети и родители, могут быть смешанные команды.

Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие или лекция), в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Практическая работа тренеров с родителями занимающихся реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

При организации работы с родителями важно понимать, что они являются полноправными соучастниками тренировочного процесса. Подготовка юного пауэрлифтера не ограничивается 2-3 часами собственно нахождения на тренировке или соревнованиях.

Даже тренировочные сборы, спортивные лагеря не полностью отражают сущность, содержание этого процесса. В полной мере к нему можно отнести и спортивный режим, и качество питания, и время и вид отдыха – все это сфера ответственности родителей юных спортсменов.

Основной коллективной формой является проведение родительских собраний, где происходит знакомство родителей с содержанием и методами тренировочного и воспитательного процесса.

К индивидуальным формам работы относятся проведение консультаций, помощь в проведении спортивно-массовых мероприятий, показательных выступлений, оказание шефской помощи.

Программа взаимодействия с родителями.

Формы работы Содержание работы
1. Рекламный блок
Маркетинговые исследования
  1. Создание рекламных буклетов, плакатов, публикаций в средствах массовой информации.
  2. Анкетирование родителей
  3. Дни открытых дверей
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Наглядная педагогическая пропаганда Информационные стенды, тематические подборки статей.Памятки для родителей.
Консультирование Родительские собрания.Индивидуальные, групповые консультации.
3. Совместное творчество детей, родителей и педагогического коллектива
Привлечение родителей к участию в деятельности спортшколы Групповые досуговые мероприятия с участием родителейГородские конкурсные мероприятия
Досуговые мероприятия Спортивные праздники, дни здоровья.Календарные праздники.
4. Стимулирование родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.
Поощрение родителей
  • Благодарственные письма родителям.
  • Почетные грамоты, дипломы.
  • Поздравления родителей с календарными праздниками.
  • Моральное и материальное поощрение: призы, подарки, благодарности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Памятка для родителей № 1 Создание благоприятной семейной атмосферы.

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его настрой на весь день. Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один — чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога — это совместное общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать детей после уроков.

Читайте также:  Как накачать пресс с блином

Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил!», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?». Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Памятка для родителей № 2. Воспитание трудолюбия у детей в семье.

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось — не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз. Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца. Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. Не наказывайте ребенка трудом.

Памятка для родителей № 3. О воспитании доброты.

Общение — суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами — это радость совместного познания, совместного труда, совместного отдыха. Доброта начинается с любви (прежде всего к близким) и к природе.

Будем развивать в детях чувство любви к окружающим. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему. Давайте совершать добрые хорошие поступки, дети учатся доброте у нас. Научимся владеть собой.

Выдержка! Выдержка! Выдержка!

Родители-тренеры – родственные связи под напряжением

Статья Карен Крауз (The New York Times). В общем, ничего особенно нового, но есть несколько интересных деталей от братьев Брайанов.

Резонно было бы предположить, что человек, в ночи сломя голову бегущий по опустевшей улице приличного района в Южной Калифорнии – это не к добру. Но на самом деле единственным преступлением Уэйна Брайана было то, что он жутко хотел успеха своих сыновей на «Уимблдоне»-2011, от этого не мог заснуть и пошел бегать. 

Тысячи километров тогда разделяли Брайана и его детей – Боба и Майка – которые на «Уимблдоне» все же выиграли 11-й турнир «Большого шлема». Но ему все равно трудно отстраниться от их матчей.

«Мы все потеем кровью, когда они играют», – написал Уэйн Брайан в электронном письме. Его сыновья рассказывают, что однажды он потянул спину, когда пытался сбросить нервное напряжение при помощи отжиманий.

Конечно, и многие другие родители могут понять те эмоции, которые Брайан вкладывает в успех детей. Но для Брайана ставки были еще выше. Несколько лет он был главным тренером сыновей и работал с ними сам, пока они не закончили обучение в колледже.

Довольно много игроков в мужском и женском турах тренируют или тренировали родители – сюда относятся и полуфиналисты «Уимблдона» Мария Шарапова, Сабин Лисицки и Энди Маррей, и четвертьфиналист Бернард Томич. Двойная роль – защитника и инструктора – это как две стороны одной медали, и они не всегда удачно совмещаются.

Мирьяна Лючич сбежала в США из Хорватии вместе с матерью, братом и сестрой, спасаясь от издевательств и избиений отца и тренера Маринко.

Араван Резаи обвинила отца в мошенничестве. Французская пресса сообщает, что Резаи написала на него жалобу, где утверждала, что он «проявляет агрессию, жестокость и угрожает ее убить».

Временами непростые отношения между игроком и родителем-тренером становятся главной темой для обсуждения, например, когда Марион Бартоли выгнала отца и тренера Вальтера с трибун во время матча третьего круга «Уимблдона».

Ее поведение, напоминающее поведение подростка, требующего, чтобы родитель ушел из его комнаты, взволновало болельщиков. А игроки только пожимали плечами.

«Такое постоянно случается, – говорит Боб Брайан, – Я так делал, да и Майк. Бартоли не должна была так поступать. Но в горячке матча может произойти что угодно».

В большинстве случаев родители-тренеры начинают невинно – папа или мама прививают ребенку свою любовь к спорту или горячо откликаются на желания и склонности ребенка.

Родители Брайанов были теннисистами. Есть и другие примеры – на противоположной стороне спектра теннисных родителей расположился Джон Томич, который бросил работу таксиста, чтобы следить за прогрессом своих детей – сейчас уже 18-летнего Бернарда и 14-летней Сары.

Он заставил многих недоуменно пожимать плечами, высказав предположение, что жеребьевки турниров проводятся так, чтобы его сыну досталась сетка потяжелее. А еще его один раз вывели с корта, когда он взбесился из-за того, что судья не фиксировал зашаги у соперника Бернарда. Джон Томич потом извинился. Но его сын ничуть не переживает из-за поведения отца.

«Рано или поздно он в какой-то степени отойдет в сторону. Но пока я не достигну своего игрового максимума, только он может мне помочь».

К тому же, когда рядом родной человек, дом кажется не таким уж далеким.

«Девочкам, особенно вначале, намного лучше путешествовать с кем-нибудь из родных, – рассказала Сабин Лисицки после поражения от Шараповой в полуфинале «Уимблдона», – Многие девочки ездят только с тренером и очень сильно скучают по дому».

Калифорнийский психолог доктор Венди Могель утверждает, что дополнительное давление, возлагаемое на игроков, которых тренируют родители, может быть даже полезным. Эксперт по воспитанию и автор книги «Благо четверки с минусом» Могель говорит, что спортсмены под теплым родительским присмотром могут расцвести как тепличные цветы.

Она добавляет: «В этом мире постоянно идет борьба, он становится все опаснее. Родители видят это и говорят: «Я могу сделать подарок своему талантливому ребенку – я обеспечу ему безопасность в нестабильном будущем».

Проблема в том, что подростки и молодые люди часто не могут увидеть всю картину. Могель общалась со многими успешными студентами, которые беспокоятся, что если получат оценку ниже пятерки, их родители разведутся или впадут в депрессию. Точно так же и спортсмены зачастую переживают из-за того, что станет с семьей, если они не выиграют.

«Отчасти это происходит из-за естественного для подростков и молодых людей нарциссизма, – объясняет Могель, – А отчасти от того, что интуитивно понимают, сколь высоко они должны подняться, что предотвратить переживания родителей».

Майк Брайан вспоминает, как они с братом проиграли важное очко на Открытом чемпионате США и тут же услышали громкий шум с трибуны, где сидел их отец. Они посмотрели наверх и увидели, что он пинает кресло.

«Порой родители хотят побед даже больше, чем ребенок, и это давит на него, – говорит Боб Брайан, – Никогда не хочется чувствовать, что они расстроены сильнее, чем ты».

Его брат добавляет: «Это создает дополнительное давление.

Всегда, с самого раннего возраста хочется порадовать родителей. Иногда бывает, смотришь наверх, на них, как будто хочешь сказать: «Мам, пап, помогите мне. Поддержите меня». Но было много матчей, когда мы просто говорили отцу убраться с трибун».

По словам Майка, как ни странно, он и представить себе не может, что с другим тренером можно было бы так обращаться.

«Иногда бывает трудно воспринимать отца как тренера, – говорит он, – Это очень скользкая дорожка. Я знаю, что часто отец что-то говорил, а мы огрызались, как могут только собственные дети. С человеком, чья кровь не течет в твоих жилах, ты так вести себя не будешь».

Это естественно, говорит Могель.

«Как по мне, здоровый ребенок должен уважать учителей, бабушек и дедушек, родителей друзей, тренеров, официантов и продавцов, но со своими родителями он может быть абсолютно несносен. Потому что дети буквально как гусеницы пытаются вырваться из кокона и стать бабочками».

Отец Шараповой Юрий до недавнего времени ездил с ней по турнирам и выступал ее тренером. Марию спросили, как их отношения изменились, когда он снял с себя тренерские обязанности.

  • «Мне больше не приходится просить его помолчать», – со смехом говорит Шарапова.
  • Могель говорит, что для молодого спортсмена нет места лучше дома: «Там они могут расслабиться после тяжелой тренировки или тестов».
  • Но что если за обеденным столом ребенка кормят замечаниями по поводу сегодняшней тренировки?

«Надо смотреть правде в лицо, – говорит Боб Брайан, – Границы стерлись. Спорт стал настолько напряженным, приходится многим жертвовать и очень трудно по щелчку переходить в обычную жизнь и обратно. Получается теннисная семья, которая живет теннисной жизнью».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *