Деловые или идейные взаимоотношения
В результате педагогически целесообразного способа и правил организации деятельности между членами коллектива складываются деловые или идейные взаимоотношения. Совместная деятельность, пробуждая чувство ответственности за общее дело, сближает людей, способствует появлению чувства конкретной принадлежности, усиливает потребность в коллективном общении.
Между членами коллектива возникают эмоциональные избирательные отношения: симпатии, аттракции и эмпатии. Личностные отношения изменяются в зависимости от содержания деятельности, от характера и уровня деловых отношений — эти отношения складываются стихийно, но и они доступны для педагогического управления.
В коллективе необходимо различать официальную и неофициальную структуры. Каждый член коллектива занимает в рассматриваемой системе отношений определенное место. Положение в коллективе существенно влияет на процесс формирования личности. Одним из показателей развитости коллектива считают внутреннюю согласованность его официальных и неофициальных структур.
Официальная и неофициальная структуры не противоречат друг другу, когда они скоординированы, когда официальные лидеры занимают то же место и в системе неофициальных отношений, когда неформальные микро-группы коллектива являются носителями его ценностей. Такая согласованность не возникает сама по себе. Она может быть достигнута в результате целенаправленных педагогических усилий.
Коллектив является высшей формой организации группы. Не всякую внешне и внутренне организованную группу можно назвать коллективом, а только ту, которая отвечает перечисленным выше признакам. Обязательный признак коллектива — педагогическое руководство им. Любое из объединений людей может не обладать признаками коллектива, но потенциальные возможности всегда в нем заложены. Правильное воспитание, считал А. С. Макаренко, должно быть организовано путем создания единого, сильного и влиятельного коллектива.
Между членами коллектива возникают эмоциональные избирательные отношения: симпатии, аттракции и эмпатии. Личностные отношения изменяются в зависимости от содержания деятельности, от характера и уровня деловых отношений — эти отношения складываются стихийно, но и они доступны для педагогического управления.
В коллективе необходимо различать официальную и неофициальную структуры. Каждый член коллектива занимает в рассматриваемой системе отношений определенное место. Положение в коллективе существенно влияет на процесс формирования личности. Одним из показателей развитости коллектива считают внутреннюю согласованность его официальных и неофициальных структур.
Официальная и неофициальная структуры не противоречат друг другу, когда они скоординированы, когда официальные лидеры занимают то же место и в системе неофициальных отношений, когда неформальные микро-группы коллектива являются носителями его ценностей. Такая согласованность не возникает сама по себе. Она может быть достигнута в результате целенаправленных педагогических усилий.
Коллектив является высшей формой организации группы. Не всякую внешне и внутренне организованную группу можно назвать коллективом, а только ту, которая отвечает перечисленным выше признакам. Обязательный признак коллектива — педагогическое руководство им. Любое из объединений людей может не обладать признаками коллектива, но потенциальные возможности всегда в нем заложены. Правильное воспитание, считал А. С. Макаренко, должно быть организовано путем создания единого, сильного и влиятельного коллектива.
Воздействие коллектива на личность
?
?
Похожие объявления / новости