Идея образования

• стиль жизни с проявлением «новой телесности» (способ социального существования);
• феномен здоровья без помощи медицины (образ мысли);
• ответственность за свои поступки (этика поведения);
• понимание красоты спорта (эстетика спортивных движений);
• защита окружающей среды (через спорт — к экологии).
В третьем разделе «Воспитание» автор, раскрывая категорию «воспитание» в широком и узком понимании, выделяет экзистенциальную значимость целей воспитания, их нормативных функций. Цели воспитания подвижны и многообразны. Причин их изменения как минимум три:
1) влияние политической системы;
2) влияние экономических отношений и финансового состояния страны;
3) влияние антропологических взглядов общества, выраженных в представлении об образе человека.
Многообразие целей воспитания Э. Майнберг предлагает обобщать на основе классификации, разработанной X. Мойзелем (1976):
• область спортивно-моторных целей (физические и связанные с ними характерологические качества личности);
• область аффективных целей («диспортаре»: радость, божественное удовольствие, развлечение);
• область эстетических целей («грация и красота в позе и движениях», по выражению И. Г. Песталоцци);
• область социальных целей, связанных с этическим воспитанием личности;
• область нравственных целей.
Все частные цели спортивного воспитания автор предлагает легитимировать в руслах следующих трех «руководящих» идей:
1) эмансипации;
2) коммуникабельности;
3) способности к действиям.
Говоря об осуществимости целей спортивного воспитания, Э. Майнберг высказывает убеждение в том, что педагогика спорта должна развивать и усиливать способность учителя физической культуры (тренера) «оценивать свои действия с педагогических позиций».
Четвертый раздел вводного курса — «Социализация». Определяя новизну и фундаментальную роль этой категории, автор представляет диапазон проблем социализации в русле педагогики спорта. К наиболее важным сферам социализации он относит семью и школу, считая при этом существенными факторами пол, социальную принадлежность индивида, общество и культуру.
В основу этого раздела Э. Майнбергом положена структурно-функциональная, ролевая теория социализации. Ее усовершенствованная модель построена на стремлении индивида найти баланс между желаниями к самоосуществлению и социальными возможностями. Индивидуум должен уметь «действовать относительно автономно и сознательно опираться на нормы и требования, ставшие органической частью его мира» (Б. Хабермас, 1977). Для этого, по утверждению Л. Краппмана (1971), необходимо обладать пятью основными качествами: 1) эмпатией (способностью к пониманию и сочувствию); 2) языковой культурой (умением убеждать); 3) когнитивными способностями (абстрактно мыслить); 4) толерантностью (адекватно реагировать на стресс); 5) чувством ролевой дистанции.
Идентичность спортивной педагогики
?
?
Похожие объявления / новости