Моделирование — важная часть технико-тактической подготовки борца

сила борьбы, вольная борьбаМоделирование
Моделирование — это подготовка тактического плана схватки с конкретным соперником и отработка его с партнером. Моделирование — важная часть технико-тактической подготовки борца, которая еще не получила достойной оценки тренеров. С другой стороны, известно, что зарубежные борцы специально составляют тактические планы ведения схватки против наших спортсменов. Именно поэтому на всех больших международных турнирах зарубежные тренеры ведут видеомагнитофонную съемку выступления ведущих советских борцов.

Приведем несколько примеров, доказывающих важность моделирования.
И. Ярыгин не раз побеждал М. Магомедова, применяя силовой подхват с захватом руки под плечо. На первенстве страны, которое завершало VII Спартакиаду народов СССР, они встретились вновь. На попытку И. Ярыгина провести «коронку» М. Магомедов ответил специально заготовленным контрприемом: зашагивая, он обхватил туловище и бросил соперника на ковер, поставив в опасное положение. Так повторялось трижды, и Ярыгин проиграл. На тбилисском международном турнире 1980 г. состоялась очередная встреча. Можно было ожидать, что ситуация повторится. Поначалу все так и было: Ярыгин стал проводить подхват, а Магомедов, зашагивая, обхватывать его туловище. Но тут стало очевидным, что Ярыгин и его тренер Д. Миндиашвили не теряли времени зря. Захватив свободной рукой одноименное запястье у себя на пояснице, Ярыгин, как бы накручивая захваченную руку вокруг туловища и одновременно делая высед, бросил Магомедова за себя, заработал 3 балла и убедительно выиграл схватку.

Любопытную модель схватки составил 3. Шекриладзе. Он успешно применял своеобразную вертушку, разработанную им. Однако вскоре кое-кто научился защищаться от его атак. Тогда Шекриладзе стал учить своих соперников контрприему от вертушки: «Когда я перехватываю рукой за спину для фиксации партера, нужно ногой перемахнуть через мою спину, толкая бедром эту мою руку, и тогда я окажусь на мосту». На первенстве страны соперники стали применять этот контрприем, а он только того и ждал. В ответ на описанное действие Шекриладзе уже не клал руку на спину, а выбрасывал ее вперед, как при плавании кролем, и одновременно поворачивался тазом навстречу под поднятую соперником ногу. Захватывая под плечо руку соперника, он клал его на спину.

Большим мастером моделирования был Л. Тедиашвили. Когда он перешел в категорию 100 кг, то потерял преимущество в силе и выносливости. В это время Л. Тедиашвили готовился к встрече с С. Хасимиковым — сильным, энергичным и самоуверенным борцом. Он помог своему спарринг-партнеру О. Качашвили освоить манеру ведения схватки, которая была присуща С. Хасимикову, и в течение месяца отрабатывал модель предстоящего поединка. Хасимиков, конечно, знал, чего можно ожидать от Тедиашвили: выхвата ноги, сбивания зацепом одноименной ноги снаружи, броска через спину...Знал он также, что Тедиашвили никогда не угрожает соперникам вертушками. Поэтому на первенстве СССР 1978 г. в Красноярске Хасимиков, как обычно, с целью отвлечения протянул руку в направлении, лба соперника и попался на вертушку. Такие неожиданности сбивают с толку. Только этим можно объяснить, что ситуация повторялась несколько раз (пока рука Хасимикова не вспотела, как сказал потом Леван). Девять баллов за первый период схватки! На этом же первенстве Леван чисто проиграл А. Бисултанову. При скрестном захвате соперник опередил его и бросил прогибом. Специально отработав контрприем от излюбленного приема Бисултанова — сваливания зашагиванием, Леван ждал реванша, который состоялся на тбилисском турнире в 1979 г. В первом периоде Тедиашвили, теснимый соперником, будто бы случайно занял позицию, к которой стремился Бисултанов: выполнил классический вызов. Бисултанов в ответ сделал зашагивание. Тедиашвили резко повернулся и толкнул соперника передней стороной плеча в шею. Бисултанов оказался на мосту. Это его так обескуражило, что он совершенно сник, едва не был снят за пассивность и проиграл схватку.

Однако бывает иначе. В. Модосян перед первенством СССР, готовясь к встрече с победителем тбилисского международного турнира Л. Джабраиловым, специально изменил способ захвата ноги, чтобы соперник не мог применить хорошо отработанный контрприем. Но Л. Джабраилов при моделировании схватки предусмотрел и такой вариант захвата. В итоге за 1-ю минуту схватки Модосян проиграл 8 баллов, а его соперник стал чемпионом Советского Союза. Как видно, многие борцы и тренеры отдают должное моделированию — этому важному этапу подготовки борца к соревнованиям. Однако некоторые ведущие борцы не обновляют арсенал техники и регулярно проигрывают одному и тому же сопернику, не пытаясь противопоставить что-либо приему, на который постоянно попадаются. Это значит, что моделирование еще не стало непременным этапом в подготовке борцов. А значение его, особенно психологическое, нельзя переоценить. Борец, который специально готовится «поймать» сильного соперника на коронном приеме, не только не боится его, а, наоборот, с интересом и нетерпением ждет встречи с ним. Победа в этом случае придает борцу уверенность в своих силах и делает его приверженцем моделирования.

Тренеры сборных команд часто сетуют на то, что далеко не все борцы могут подстраиваться к разным соперникам из-за неудовлетворительной технической подготовленности. Но есть и такие тренеры, которые, вместо того чтобы подготовить подопечного к трудному поединку, пытаются помочь ему в ходе схватки. Подсказки в это время обычно не помогают, а приводят к предупреждению. Чтобы иметь исходный материал для моделирования, необходимо собрать сведения о главных соперниках. Больше всего таких сведений у самого борца. Помочь при этом могут другие борцы, которые видели будущего соперника на сборах или встречались с ним. Многое из того, что чувствует борец, очень трудно заметить со стороны. Иные тренеры, надеясь на память, предпочитают просто наблюдать схватки. Но, как показывает опыт, опрос тренеров даже на следующий после соревнований день дает удивительно разноречивые результаты. Впечатления наслаиваются одно на другое, память подводит, новое рассматривается сквозь призму старого. Поэтому совершенно необходимо, если не ведется видеозапись, записывать схватку условными знаками м фиксировать даже то, что на первый взгляд не кажется важным: какую стойку предпочитает борец, какая стойка соперника его затрудняет, к какому захвату он стремится, как готовит излюбленный захват, какие его маневры являются отвлекающими и пр.

Очень полезно привлекать к моделированию действующих опытных борцов, которые, с одной стороны, могут сыграть роль модели, а с другой — найти и подсказать правильный ответ на атакующие действия. Важным средством развития тактического мышления борцов является конкретный и глубокий теоретический и практический разбор соревнований. Если схватки записывались на видеомагнитофон, то тренеру следует предварительно отобрать те части записи, которые могут служить иллюстрацией при разборе и выявлении ошибок. Однако магнитофонная запись осуществляется редко. Чтобы иметь хороший материал для анализа, необходимо подробно стенографировать схватки. Разбор каждой, в особенности проигранной, схватки приносит пользу. Во время разбора необходимо выслушать самого проигравшего, а также мнение других, более опытных борцов. Тренеру не следует навязывать спортсменам свое мнение. Выводы должны быть результатом дискуссии и стать убеждением проигравшего борца. Выявив причины поражения, нужно найти пути устранения недостатков или исправления ошибок.

?

вольная борьба на экстрим портале

Похожие объявления / новости

Полный экстрим на сайте krepish-ya73.ru

Экстрим тюнинг автоПерейти в категорию тюнинг >>

Где то косяк! Проверь правильность строки подключения. Возможно просто нет новостей за последние 30 дней.